Ф. Ницше. Учение о приобретенном истощении
Гипотеза: «Истощение общества объясняется накапливанием отбросов общества и неспособности их исторгать.
Причем болезненность проникает все глубже» (Ф.Ницше".
1. ТЕОРИЯ ИСТОЩЕНИЯ НИЦШЕ
«Истощение общества объясняется накапливанием отбросов общества и неспособностью их исторгать. Причем болезненность проникает все глубже».
1. К отбросам общества относятся:
«порок, душевные больные, преступники, анархисты.
2. Проблема истощения в том, что механизм очищения общества не работает: «Общество не способно извергать из себя вредные ему элементы».
3. Механизм истощения: «Болезненность проникает всё глубже благодаря: современной добродетели; современной духовности; да «и наша наука… представляет собой формы болезни», ведущими к состоянию испорченности (помимо вредных элементов Ницше выделяет
а) христианскую и
б) социалистически-коммунистическую испорченности, вышедшую из первой, которые надо неумолимо вычищать из социологии, музыки и пессимизма» (все формы христианского идеала ценности).
Ницше выводит что: «Истощение может быть благоприобретено, а может быть наследственно... Но в истории мы видим тот ужасающий факт, что истощённых всегда смешивали с преисполненными жизнью, а преисполненных жизнью – с вреднейшими».
2. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ИСТОЩЕННОГО
«Когда истощённый выступал с видом высшей активности и энергии (в моменты, когда вырождение вызывало эксцесс духовного или нервного разряжения), тогда его смешивали с богатым, могучим. Он возбуждал страх… Характерно, что и культ слабоумного всегда совпадает с культом богатого жизнью, могучего. Фанатик, одержимый, религиозный эпилептик, все эксцентричные люди воспринимались как высшие типы могущества, как боговдохновенные».
«Такого рода сила, которая возбуждает страх, почиталась преимущественно божественной – здесь был источник авторитета, её истолковывали как мудрость, в ней видели, искали мудрость… Из этого развилась, почти везде, воля к «обожествлению» попытка найти путь к высшему виду бытия [обожествление Ницше несправедливо связывает с вырождением духа, тела и нервов »].
«Довести себя до болезни, до безумия, вызвать симптомы расстройства – это значило стать сильнее, сверхчеловечнее, ужаснее, мудрее, божественнее. Такой человек воображает себя способным отдавать часть своей энергии тем, кто уже был готовым к боготворению… Люди всегда искали кого-нибудь, кто мог бы отдавать».
«В этом случае источником заблуждения является хорошо известное состояние опьянения. Оно в высшей степени увеличивает чувство мощи.
Таким образом, на высшей ступени власти должен был стоять самый опьянённый, экстатик» (состояние крайнего возбуждения, как у Гитлера, Жириновского, Зеленского, Хавьер Милея – президента Аргентины).
«Спокойствие силы предполагает воздержание от реакций, а спокойствие истощения, – это стремление придать своему состоянию духа такие свойства, как если б было достигнуто божественное состояние».
К истощению общества также приводят: добродетель [которую Ницше связывает с болезненной чувствительностью и состраданием], стадный инстинкт и всеобщее стремление к миру (об этом подробнее в следующей публикации).
В заключение выше сказанного отметим, что согласно Ницше появляется новый для анализа всеобъемлющий аргумент причины истощения: Истощение есть продукт неправильного воспитания.
Ницше в этой связи говорит: «Всё воспитание (в том числе и религиозное) до сих пор беспомощно, неустойчиво, лишено надлежащей опоры и веса, носит на себе следы противоречия ценностей»,
Отметим также важность философско-религиозного подхода Ницше к анализу истощения: «Спокойствия силы предполагает воздержание от реакций, а спокойствие истощения, – это стремление придать своему состоянию духа такие свойства, как если б было достигнуто божественное состояние».
Воспитание, разумеется, связано с формированием отношения к ценностям: состраданию, доброте, миру и др., которые трансформируются и высвечиваются с новых сторон в новых исторических условиях (например, и доброта должна быть с кулаками: защищай пленных и бей врага).
Свидетельство о публикации №224051600603