Доказательство от противного- Ю. Буйда Сады Виверы

Три новеллы вложены в друг в друга по принципу матрешки и отдаляются от сердцевины, чтобы в конце романа герой признал, что «в бессмертном мире, центр которого всюду, а окружность нигде … , ничто, когда-либо занимавшее живых людей, не может вполне утратить жизненную силу…».
Иногда книги стоит начинать читать с конца, особенно, если книга раздражает и вызывает омерзение каким-либо особым приемом. Это как раз тот случай, когда ключ дается в конце, и терпеливый читатель будет вознагражден смещением ракурса.
Этот ключ – разговор отца с дочерью перед сожженной картиной, в центре которой был фрагмент великой картины, где от лица рыжеволосой красавицы с узкими зелеными глазами, воплощением вечной красоты, остался только один глаз. Фрагмент превратился в уголь. Этот уголь может стать инструментом и краской художника, а может – словом рассказчика:

«Но мы знаем, что это было, – возразил отец. – И мы знаем, что любовь была прежде жизни. Может быть, этот эротизм избыточен, но божественное всегда несоразмерно и непосильно человеку. Что ж, мы уже не можем ничего изменить, но рассказать об этом – можем…»

Роман прячется за рамки эротико-барочного, мистического, постмодернистского повествования, чтобы в конце раскрыть метафору пожара, как отношения людей и божественного, огня Прометея, который, по словам дона Чемы:

«… отнял у людей способность к предвидению, даровав взамен слепую надежду и огонь, то есть наделил их свободой воли и возможностью влиять на историю. Но нельзя забывать, что чувства старше разума, а потому сильнее».

Из сада Эдема люди изгнаны и живут теперь в садах Виверны, двуного змея, где их захлестывает эротизм, где возвращение к божественному идет через нагнетание дьявольского.
«Что нам остается? Слепо надеяться на Бога, конечно!» – заключает дон Чама. И герои спасаются.


Рецензии
Я этот роман воспринял не так тяжело, как Вы.
Прочитал с большим удовольствием. Первая часть в подражании Боккаччо, вторая тоже с инфернальным оттенком о времени Французской революции, третья — о революции 1917 года в России. Если первые две части связаны между собой (правда, слегка) сюжетно, то третья с небольшими отголосками с первой и второй. Сквозь весь роман проходит демоническая скрепа, т.е. всё в мире от дьявола и он всем управляет.

Много эротики на грани порно, и это несколько портит (для меня) впечатление, но молодой аудитории – самое то, но будет ли она читать эту книгу?..

Хотите отдохнуть и отвлечься от жары, ливней, потопов — читайте «Сады виверны».

Если бы прочитал вашу рецензию, то читать эту книгу не стал. Там не так заунывно, как вам показалось.

Валерий Варуль   16.05.2024 18:19     Заявить о нарушении
Спасибо вам за рецензию на мое эссе. Я писала как раз о том, что демонической скрепе противостоит божественное. Для меня важнее идея произведения, мне хотелось поделиться этим с теми, кто уже прочитал этот роман. Возможно, получилось "заунывно" в значении "занудно", но как получилось.

Елена Маркелова 2   16.05.2024 18:41   Заявить о нарушении