Я выбираю Ракс - С. Лукьяненко Прыжок

"Прыжок" - последняя часть трилогии Сергея Лукьяненко «Соглашение». Этот роман дарит надежду, что человечество останется верным принципам гуманизма, способным разобраться в хитросплетениях виртуальных симуляций, а высшие искусственные интеллекты будут выполнять миссию ангелов-хранителей (Ракс). В противовес тем, кто наслаждается злом и оправдывает внутренний ад, подпитывая и инициируя военные конфликты на планетах, где уровень цивилизаций ниже (Стиратели):

"Находили цивилизации, находящиеся на пороге войны, инициировали конфликт — и выдергивали, выкачивали сознания, селили в своей виртуальной вселенной. Вряд ли они спасали всех, наверняка фильтр был жесткий. Но мир-кольцо заселялся новыми обитателями, одновременно и творцами, и слугами, живыми виртуальными игрушками Лисс".

Процессы «колониализма» и «виртуальной симуляции» («матрицы») уже не раз рассматривались и анализировались. Механизм колониализации в качестве обманного маневра понятен и осознан: «сознательное поддержание колоний в менее развитом состоянии». Проблема «матрицы» («виртуальной симуляции») – это не только обман чувств, специфические двойные стандарты, но и возможность «вывернуть наизнанку» сознание.

В романе опасность этого наиболее остро чувствуют представители «неразвитых» цивилизаций: системы Соргос, на планете которых разразилась ядерная война из-за вмешательства Стирателей, и системы Невар, отдельные представители которой сохранили память о страшной войне. "Нас стравили между собой", – утверждает Ян с планеты Соргос, где живут черные и рыжие конилюди.

Мысли автора о возможности переформатирования сознания, которому подверглись Анна Мегер и Лючия, поверивших в «гуманность» воинствующей симуляции, становятся остро современными.

Лючия искренне считала, что Стиратели правы. Дело в том, что она действительно прожила в мире Лисс шесть лет, путешествовала, училась, общалась, любила… и в итоге приняла их образ мыслей целиком, сама, без какого-то особого давления.
«Лечением» Лючии, ставшей живой бомбой для корабля «Твен», занялись ауранцы, серые, обладающие опытом вмешательства в человеческую психику. Несмотря на то, что они создают новую личность Лючии и тем самым предотвращают опасную ситуацию, капитана Фло ждет суровое наказание, когда он возвратится на свою родную планету. Подобные манипуляции в рамках Соглашения цивилизаций запрещены. После того, как в Лючии-3 объединились линии Лючии-1 (одиннадцатилетней девочки) и Лючии-2 (переформатированной Стирателями), ей грозила деменция, и лишь помощь Ракс позволяет надеяться на благоприятный исход для нее в будущем.

Этому переформатированию противостоит единство членов Соглашения, которое в наиболее острый момент противостояния Валентина Горчакова и стирателя Мирта, помогло выстоять, не попасть под власть зла и капитану, и всем остальным.

Возможно, что смерть феольцев — гуманоида и симбионта, как раз и была обусловлена тем, что у них не было такой поддержки. Предположим, что феольцы, как и капитан Горчаков, почувствовали, что им «начинает нравиться ад, начинает нравиться подход Стирателей к миру, ко всем остальным». Двести шесть — пять и его Толла, будучи «созерцателями агрессии», скорее всего, не смогли ничего противопоставить этому аду, кроме своей смерти.

Прыжок можно рассматривать не только как высадку на планету Мегер А к Стирателям, но и преодоление метафорической пропасти, где пропасть – «внутренний ад», подход Стирателей к жизни. Способы падения в эту пропасть и преодоления ее: переформатирование (подчинение или переосмысление); самоубийство; объединение и борьба со злом.

В заключение вспомним слова Федора Ивановича Дёжкина, героя романа Владимира Дудинцева «Белые одежды»: «Добро радуется чужому счастью, зло — чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло — своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под великое добро…» Это характерно как для реальности, так и для виртуальности. Приведем еще одну цитату из романа "Прыжок":

"В этой иллюзии твоё сознание можно вывернуть наизнанку, — ответила Ксения.
Всегда и всем приходится выбирать, — сказал Криди и встряхнулся, разбрасывая струи воды. — Старые обиды и новые амбиции. Будущие угрозы и прежние страхи. Но Стиратели вращают колесо вражды, а Ракс пытаются его остановить. Я выбираю Ракс. Я выбираю жизнь".


Рецензии