Советские поэты, писатели, артисты - фронтовики

На фотографии - поэт Леонид Розенберг. Один из многих-многих погибших советских поэтов. Годы жизни: 1924 - 1944.



После написания статьи о 100-летии Булата Окуджавы, прочтения других статей на эту тему, стихов, посвященных 100-летию Юрия Бондарева - у меня возникла мысль о какой-то недосказанности, незавершенности. Мысль эта не уходила до тех пор, пока я не поняла причину ее возникновения. Благодарные потомки-читатели воздали должное известным и любимым писателям-фронтовикам. Но разве только Окуджава и Бондарев воевали из этого поколения? Это было одно поколение, то самое, которое практически все полегло на полях сражений. Вернулись только трое парней из каждой сотни. Помянем же и остальных, которые шагнули на фронт прямо со школьной скамьи и потом всей своей жизнью - талантливой, творческой - они показали эту войну потомкам. В книгах, песнях, фильмах.

В этом году и в эти дни отметили БЫ свое столетие многие писатели и поэты. Я назову некоторых, упоминая только год рождения.

Юлия Друнина. Родилась 10 мая 1924 года. Знаменитые ее строчки:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне...(с)

Борис Васильев. Родился 21 мая 1924 года. Автор великолепных, блистательных повестей и романов. "А зори здесь тихие", "В списках не значился", "Не стреляйте в белых лебедей", "Завтра была война", "Летят мои кони".

Владимир Богомолов. Родился 3 июля 1924 года. Я читала только одну его вещь "В августе сорок четвертого". И запомнила навсегда.

Виктор Астафьев. Родился 1 мая 1924 года. "Прокляты и убиты", "Так хочется жить", "Пастух и пастушка".

Василь Быков. Родился 19 июня 1924 года. "Сотников", "Знак беды", "Дожить до рассвета", "Мертвым не больно". Одна из самых щемящих, сильных и трогательных его повестей ( по ней снят замечательный фильм) - "Альпийская баллада".

А вот у этих писателей столетие уже прошло - год или два назад. Незамеченным.

Григорий Бакланов. Родился 11 сентября 1923 года. "Пядь земли", "Был месяц май", "Мертвые сраму не имут", "Навеки девятнадцатилетние".

Владимир Тендряков. Родился 5 декабря 1923 года. Читала только две его книги: "Ночь после выпуска" и "Параня". В последней правда войны дана ошеломляюще страшно.

Вячеслав Кондратьев. Родился 30 октября 1920 года. Автор повести "Сашка". Приведу несколько строк о нем.  "...Сильное удручающее впечатление произвело на фронтовика самоубийство Юлии Друниной, — еще одной чистой души, прошедшей войну и обманувшейся перестройкой. Кондратьев вполне понимал мотивы, приведшие ее к суициду. 23 сентября 1993 года, когда противостояние Ельцина с парламентом достигло пика, Кондратьев застрелился"(с)

Семен Гудзенко. Родился 5 марта 1922 года. Очень рано умер от ран, в 30-ть с небольшим лет. Автор знаменитого стиха "Перед атакой".


    Когда на смерть идут — поют,
    а перед этим
    можно плакать.
    Ведь самый страшный час в бою —
    час ожидания атаки.
    Снег минами изрыт вокруг
    и почернел от пыли минной.
    Разрыв —
    и умирает друг.
    И значит — смерть проходит мимо.
    Сейчас настанет мой черед,
    За мной одним
    идет охота.
    Будь проклят
    сорок первый год —
    ты, вмерзшая в снега пехота.
    Мне кажется, что я магнит,
    что я притягиваю мины.
    Разрыв —
    и лейтенант хрипит.
    И смерть опять проходит мимо.
    Но мы уже
    не в силах ждать.
    И нас ведет через траншеи
    окоченевшая вражда,
    штыком дырявящая шеи.
    Бой был короткий.
    А потом
    глушили водку ледяную,
    и выковыривал ножом
    из-под ногтей
    я кровь чужую. (с)

Юрий Левитанский. Родился 22 января 1922 года.

...Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя...(с)

Поэтов-фронтовиков - так много, что всех упомянуть невозможно. Скажу пару слов еще об одном поэте. Он был переводчиком и перевел сотни советских авторов, самым знаменитым из которых был Расул Гамзатов. Именно Наум Гребнев создал тот перевод "Журавлей", который был положен на музыку и потом проникновенно исполнен Марком Бернесом. Наум Гребнев мало известен читателям. Он родился 20 ноября 1921 года и война началась для него с первых минут 22 июня. Он служил на границе под Брестом, отступал вместе с Красной Армией, попал в Харьковское окружение ( там немцы взяли в плен более 130-ти тысяч красноармейцев), вышел одним из немногих, форсировал Северный Донец, воевал под Сталинградом, был трижды ранен, после последнего ранения 12 января 1944 года война для него закончилась. В "Журавлей" он вложил все то, что жило в душе фронтовика, чудом избежавшего гибели. Возможно, потому слова получились такими пронзительными. Наум Гребнев награжден орденом Отечественной войны первой степени, орденом "Знак почета", медалью "За боевые заслуги" ( 1943 год).

А ведь, кроме поэтов и писателей, есть известнейшие артисты и режиссеры, прошедшие войну. Все знают их имена. И они тоже принадлежат тому поколению.

Юрий Озеров. Леонид Гайдай. Владимир Басов. Владимир Заманский. Юрий Никулин. Иннокентий Смоктуновский. Михаил Пуговкин. Сергей Бондарчук. Анатолий Папанов. Павел Луспекаев. Алексей Смирнов. Элина Быстрицкая. Евгений Весник. Владислав Стржельчик. Зиновий Гердт. Владимир Этуш. Георгий Юматов. Сергей Гурзо. Михаил Глузский. Глеб Стриженов. Антонина Максимова ( если кто забыл - она играла в "Балладе о солдате" - мать), Яков Сегель ( режиссер фильма "Дом, в котором я живу", а в детстве он сыграл Роберта в "Детях капитана Гранта"). Петр Тодоровский. Это не все имена. Это только те, которых я знаю. Если кто дополнит список - будет отлично!

Никого из них нет в живых. Но ведь мы помним. Светлая Память всем, воевавшим за Родину!

Первое дополнение. ( Спасибо читателю Аркадию Уйманову).

Иона Деген. Родился 4 июня 1925 года. Воевать начал в июле 41. В начале 44 окончил лейтенантские курсы и стал командиром танка. Один из первого десятка самых результативных советских танкистов по числу уничтоженных танков. В конце войны был тяжело ранен, стал инвалидом, но сумел выкарабкаться и выучился на хирурга. Впервые в СССР провёл пересадку верхней конечности.
В 1977 уехал в Израиль, где и окончил свои дни в 2017 году.

Автор множества неудобных для официоза стихов. Например.

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит. (с)

Второе дополнение. ( Спасибо читателю Рите Аксельруд).

Семен Цванг. Родился 10 мая 1924 года. Прошел всю войну - с 1941 по 1945 гг. Награждён тремя боевыми орденами и двумя медалями «За отвагу». Автор прекрасных стихов - фронтовых, гражданских, лирических, юмористических. Вот его страница на Стихи ру. http://stihi.ru/avtor/zugzvang  Процитирую одно его стихотворение.

Мне тоже было пятнадцать.
Пушок над верхней губой.
Желанье с кем-то подраться,
Умчаться в край неземной,
   
Уйти  медвежьей тропою,
Лицо подставить ветрам.
Хотелось сделать такое,
Чтоб тошно стало чертям.
   
Порою слышал от взрослых::
"Мальчишки - дерзкий народ.
Остепенится подросток,
Пусть только горя хлебнет".
   
Мы как-то вдруг повзрослели,
Когда ожгло нас войной.
Щекой, прижавшись к шинели,
Прощалось детство со мной.
   
А в госпитальной палате,
Где виснет камфорный чад,
Мне захотелось возврата
К ватаге дерзких ребят.
   
Но где товарищи детства?
И горький в горле комок.
Наум погиб под Одессой,
Сергей остался без ног...
   
Пушок над верхней губою,
Желанье яростно жить.
Платили страшной ценою
За право взрослыми быть. (с) ( Мальчишки 41-го года)   
   

Третье дополнение. ( Спасибо читателю Айк Лалунц).

Павел Шубин. Родился 14 марта 1914 года. "В годы Великой Отечественной и советско-японской войн служил фронтовым корреспондентом на Волховском, Карельском направлениях, на Дальнем Востоке и Маньчжурии... За мужество и отвагу награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалями..."(с)

 Нет, не до седин, не до славы
Я век свой хотел бы продлить.
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить.

Прижаться к земле и в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить её, врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот.

Чтоб стало в нём пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву...
Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу!  (с) ("Полмига")

1943.

Сергей Смирнов. Родился 15 декабря 1912 года. "В годы Великой Отечественной войны — гвардии красноармеец музыкантского взвода 8-й гвардейской Панфиловской дивизии."

У пыльной военной дороги
Мы сделали краткий привал.
Горели усталые ноги.
В кустах соловей бушевал.

Мы сердцем ему подпевали
В минуту блаженную ту.
И я увидал на привале
Шиповник — в росе и цвету.

Войны беспощадная сила,
Как видно, в последнем бою
Все корни ему подкосила,
Замяла в свою колею.

Но, словно назло этой силе,
Шиповник поднялся с земли,
Зацвел, отряхнулся от пыли,
Чтоб все это видеть могли…

…Когда мне действительно тяжко
В недоброй чужой стороне,
Когда прилипает рубашка
К усталым плечам и спине,—
За дымом,
За пылью летучей,
За далью, во всю широту
Я вижу
Упрямый, колючий
Шиповник в росе и цвету! (с) ("Шиповник")

1945

Фатых Карим. Родился 27 декабря 1908 года. Участник Великой Отечественной войны. Геройски погиб 19 февраля 1945 года, выполняя боевое задание, на подступах к городу Кенигсбергу.

Голубыми небесными тропами
Из-за моря, где жили зимой,
Снова гуси летят над окопами,
По весне возвращаясь домой.

Здесь озера у нас в изобилии.
Сколько заводей в чаще лесной!
И на них распускаются лилии,
Удивляя своей белизной.

Над лугами и чащею мглистою
Пролетая в весенние дни,
Мне в подарок стрелу шелковистую,
Дикий гусь, на лету урони.

Я возьму твое перышко серое,
В блеск весенней зари окуну,
Песню звонкую с пламенной верою
Напишу про родную страну.

Не впервые на поле сражения,
В грозной схватке, в кровавом бою,
Мой народ, словно солнце весеннее,
Согреваешь ты душу мою.

Пусть погибну, но песни останутся -
В них любовь и надежда моя.
... Снова дикие гуси потянутся
Вереницей в родные края.  (с)  ("Дикие гуси")

1942

Мирза Геловани. Родился 2 марта 1917 года. Погиб в июне 1944 года при форсировании Западной Двины.

Ты не пиши мне, что расцвел миндаль,
Что над Мтацминдой небо, как атлас,
Что Грузии приветливая даль
Согрета солнцем ласковым сейчас.

Что Ортачала, как и ты, с утра
Надела платье из степных цветов
И что вздыхает гордая Кура,
Когда Метехи видит средь садов.

С огнем я этой ночью воевал,
И все казалось мне в дыму атак,
Что за спиной Тбилиси мой стоял
И так смотрел! И улыбался так!.. (с)

1942.

Четвертое дополнение. (Спасибо читателю Константину Кучеру). Его дополнение содержит массу ценнейших сведений, даю ссылку на его рецензию:  http://proza.ru/rec.html?2024/06/05/1111


Рецензии
Да, жизнь коротка
и всего не охватишь
и помнить должны мы их имена.
Какие всех ждали дела и удачи!
Перечеркнула их жизни война...

Спасибо за нужную статью о жизни и творчестве павших героев, как и доживших до Победы.

С уважением-
Эдуард

Эдуард Кукуй   06.06.2024 18:06     Заявить о нарушении
Очень благодарна Вам за поддержку, Эдуард.

Ваша Лена   07.06.2024 09:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.