Хёх чоно или бозкурт?
Согласно Гумилёву Л.Н. древние тюрки (тюркюты) обитали изначально в Китае и являлись анимистами. Правящий же род принадлежал монгольскому кругу племён. Благодаря этому протомонгольская верхушка Жужани (Rouran) разрешила им переселить поближе к ним и они обязались плавить железо жужаням. Представители Ашина - правящий клан известны как "отюреченные" монголы, т.е. они перешли в тюркском окружении со временем на древнетюркский язык. Кроме отюреченных Ашина имелись ещё окитаенные Тоба-Вэй. Это они придумывали, переделывая сяньбийскую речь, всякие прозвища жужаням и вухуаням. Согласно опять-таки тому же Гумилёву Л.Н. языком жужаньской орды являлся сяньбийский. Он был общим языком, а на каком конкретно языке общались отдельные племена, входившие в союз неизвестно.
Впрочем, ровным счётом ни чего нового Гумилёв не сказал, он лишь повторил сказанное до него другими.
Все волчьи тотемистические легенды, на которых акцентируют внимание тюркские националисты на самом деле монгольские. Об этом знают, кстати, многие в Турции: " Какой к чёрту "бозкурт", когда это монгольский символ "Бортэ Чино"?
Трудно найти в мифологическом сюжете о волчьем происхождении что- либо тюркское. А что вообще может быть тюркского в известном всем в Турции четверостишии: "Эргенекон юрдун ады, Бортэчинэ курдун ады"? И "Эргенекон" и "Бортэчинэ" совершенно чуждые тюркам слова. Они - иностранные, конкретно - монгольские.
Тюрк. qurt (къурт) "червь, волк" есть в монг. языках, это - "хорт", зато мнг. "чоно(н), шоно" в тюркских языках нет. Мы предпологаем, что в ауарском оно присутствует, это "цана" - "червь в теле человека", "глиста". Ав. диал. "хъумур/хъомор" это тоже и "и червь в теле человека" и "волк". А общенахско-дагъестанское borz/barts/ bats - это никакой не "волк", а изначально "барс" ( др.-греч. pardos "леопард"). Ауарские потомки мухаджиров в Турции, например, вообще не понимают слова современного общеауарского "бацI" ( волк). Для них "волк" только "хъумур". Весьма похоже, что ближащей роднёй этой основы явл. обрзначения червя в иранских и финнском языках - qurm/kerm/kirm. Оно же имеет параллели в других языках со значением " красный", напр. арм. karmir.
В халха-монгольском слосочетание "серый волк" - ХОЬХ ЧОНО. При этом в мнг. словарях есть разъяснение, что здесь буквально - "синий". Колебание по разным языкам и диалектам "синий" и "серый" самое заурядное явление. Но в мифах о волчьем прародителе специально оговариваются кое- какие детали: волк был серым, а грива - синеватая и по всему хребту тянулась синяя полоса. Эта особенность вызывали изумление, созерцавших его, так как "синий" цвет указывал на "небо", т.е. это волк являлся "посланцем Синего Неба". В русском языке серо-синяя масть соответствует "сивой".
Тюрк. "бозкъурт/ бозкурт" - "бор хорт". Но так никто не говорит. Нет вообще такого мифологического персонажа. Этот турецкий "бозкурт" (" серый волк") создаёт впечатление кальки с монг. "хёх чоно", где "хёх" это то же самое, что и ав. "хъахIил-" - "синий", "цвет сумеречного рассвета". Можно без труда заметить, что нахско- дагъестанские языки постоянно следуют данным монгольского варианта, а не тюркских форм. Монгольские языковые данные выплескивают большую архаику, тюркские пустышки - подражательства или даже калька с мнг. языков. Собственно тюркская мифология вообще лишена всяких волков - посланцев Синего Неба. Всё что есть в этом плане у тюрков - заимствование из монгольских мифологических представлений. В др.-тюркских рунических надписях Зап. Монголии можно встретить такой пассаж: "кёкбёри болзунгъыл уран!" что переводится "да будет сивый волк кличем"! Трудно себе представить, чтобы скачущие всадники, атакуя неприятеля могли бы выкрикивать "кёкбёри!" Совсем другое дело - "хёх чоно"! Монгольские Ашина внедряли собственные родо-племенные "кричалки" в тюркскую среду.
ТОТЕМНЫЙ ПРЕДОК
В тюркских языках,в отличие от монгольских и нахско-дагестанских нет базовых указателей на шерстистого первопредка в пещере. Если в нахско-дагестанских красной нитью проходит основа nVx, которая означает ключевые понятия "логово, нора, пещера" и далее "путь, дорога", что отчётливо объединяет их с монгольскими, то в тюркских языках ничего подобного нет. Чем ближе к пещерно-предковой терминологии тем ярче загораются маркеры общих лексем и связанных с ними понятий. И тем отчётливее начинают дистанцироваться монгольские языки от тюркских. Тюркские обозначения ни "шерсти", ни "норы,пещеры, логова", ни "пути, дороги" НЕ СОВПАДАЮТ с монгольскими языками. С таким лексическим багажом, который мы видим у тюрков условно "пещерно- предковое" родство однозначно исключено. У монголов и тюрков есть общие черты, но там где начинается полоса лексики, обслуживающей мир первопредков, древнейших мифологических представлений о собственном происхождении всякая общность улетучивается. И как раз злесь, на этом уровне растёт, набирая обороты снедный ком многочисленных совпадений монгольских языков с нахско-дагестанскими. Получается так, что там где одни теряют связи, то другие как раз наоборот начинают чувствовать себя уверенно, легко ориентируются и находят друг друга. Из казалось бы разных языков начинает вырисовываться общий контур. Причём всё подкрепляется данными мифологии. Ключевым моментом для нахско-дагестанских и монгольских народов явл. восприятие образа теневых склонов гор. Далее идёт целая цепь общих лексем, в соответствии с которой легко улавливается общая мифологическая система.
Первопредок - шерстистое существо, живущее в пещере. Шерсть также символизирует мрак, сумерки. Сама дорога в пещере есть путь вообще- странствие души, зеркальная параллель - подземная река. Здесь скрыто таинство жизни и смерти. Душа плывёт на плоту по реке, брезжит слабый свет чего-то типа свечи. Весь этот смысловой ряд присутствует в нахско-дагестанских и монгольских языках, но отсутствует в тюркских. Весьма схожая мифологическая канва прослеживается у индоевропейских народов - носителей гаплогруппы R1b. У басков, у которых гаплогруппа R1b является также доминантной, её однако нет. "Вычислить" наличие подобной системы в языках тех или иных народов можно путём внимательного анализа основ (включая вероятнык метатезы, диалекты) по маркеру совпадения лексем, начинающихся на N- и они должны показать то, что группируются в семантичкском пучке "спина- хребет- задняя сторона- нора, логово, пещера". Должно проявиться указание на то, что "шерсть/лесистость"- это "темнота, сумерки" (в которой таится первопредок). Далее обнаружится, что "нора, логово" имеет связь с понятием "путь, дорога, выходить, странствовать".
Продолжение темы читайте в следующей статье - "Лингвистика и Карл Юнг".
Свидетельство о публикации №224051701238