Протасий Фёдорович Московский тысяцкий

В «Житии митрополита;Петра», написанном в 1327 году, Протасий упоминается как порученец, доверенное лицо, душеприказчик с весьма лестными характеристиками:

«призва единаго от велможь, иже б; устроенъ стареишина граду, нарицаемыи именемь Протасеи, сеи б; на нищая милостивъ и милосердъ сердцемъ».

Там же следует наказ по сохранению мира в жизни княжеской семьи, что указывает на вероятность влияния Протасия в княжеском доме и княжеском окружении.

И рече ему: «О, чадо, миръ подаи же благов;рному князю и всему дому его, и тоб; миръ».

Протасию поручается часть митрополичьей казны, то ли мешок, то ли коробка с ценностями, что говорит о большом доверии:

«И вда ему влагалище, еже на устроение церкви и на поминание своея памяти, и прочая домыцерковныя приказа».

Речь о поминках, о завершении строительства собора;Успения в московском Кремле (Пётр был инициатором строительства и похоронен там), и об опеке церковного хозяйства.
Ещё одно упоминание Протасия существует у Епифания;Премудрого в «Житии Сергия;Радонежского», в контексте переселения родни Сергия из Ростова в пределы Московской земли, а именно в Радонеж, в 1332 году.

«Онисима же глаголют с Протасием тысяцкым пришедша [въ] тую же весь, глаголемую Радон;жь… А нам;стника постави (великий князь. — В. К.) въ ней Терентиа Ртища, и лготу людем многу дарова».

Некоторые исследователи трактуют этот фрагмент, как момент переезда Протасия из Ростова в Москву, но такой вывод не согласуется с более ранним упоминанием Протасия в завещании митрополита Петра.

Историк В.;А.;Кучкин допускает, что Протасий выступает и здесь в роли организатора княжьих служб в Радонеже.

«Епифаний Премудрый неслучайно пишет о многих льготах и великих „ослабах“, которые предоставил и обещал предоставить радонежским новопоселенцам Иван Калита. При этом князь должен был действовать через своих доверенных лиц: тысяцкого Протасия и наместника Терентия Ртища. Роль первого сводилась, по-видимому, к отбору т. н. служних людей для княжеского хозяйства и контролю над ними».

Вопрос времени жизни
Из летописной редакции родословных книг следует, что Протасий сопровождал в Москву из Владимира малолетнего князя Даниила;Александровича. Это могло произойти в период от смерти Даниилова отца — Александра;Невского в 1263 году до смерти Даниилова дяди и опекуна Ярослава;Ярославича в 1271 году. А смерть Протасия могла произойти не ранее 1332 года, так как под этим годом он ещё упоминается в «Житии Сергия Радонежского». Следовательно, активная деятельность должна включать 61 год, что вызывает сомнения у исследователей. Так В. А. Кучкин пишет:

«Получается определённое несоответствие: один представитель рода Вельяминовых действует на протяжении по меньшей мере 61 года, а три — в течение всего 42 лет. Это дает основание полагать, что указание в Летописной редакции родословных книг на Протасия, как выехавшего из Владимира в Москву вместе с князем Даниилом, является неточным»

Есть сведения, что умер Протасий в 1341 году, но они не подтверждены.


Рецензии