Срезнево, Шиловский район
Происхождение названия насел. пункта не установлено. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, срезывать или срезать, срезать что – отрезать сверху или снаружи. Срезыванье и срезанье ср. длит. срезанье окончат. срез м. срезка ж. об. – действ. по глаг. Срез – срезная сторона, плоскость, по которой что срезано. Срезы, пск. твер. – луг, обращенный под пашню. Срезок, скосок – что-либо отрезанное клином; ломоть хлеба. Срезь ж. – что срезано, обрезки; срезанный с туши жир и пр. Срезень м. – хлебная краюшка, горбушка; бойкий человек, дерзкий, резкий на словах, находчивый на острые, обидные ответы. Срезни стар. – род стрел.
Г.Богатова пришла к выводу, что название селения имеет антропонимич. происхождение (1988): «Название могло быть связано с особенностями рельефа реки, округлостью ее берега. Хлебную краюшку, горбушку в говорах и сейчас ведь именуют «срезнем». Второе предположение относительно слова «срезень» могло касаться древнего пограничного положения этих мест, необходимости держать оборону от печенегов, половцев и других кочевников. Может быть, мещерские леса за Окой – сосна, ель, береза – давали хороший материал для луков и стрел? Во всяком случае, стрелы, называемые срезни, были широко распространены на Руси в 12 – 18 вв. Так, в архивных бумагах Петра I читаем: «Куплено из ряду 10 гнезд стрел томаров и срезней, 8 гнезд стрелъ северегъ». Существует какая-то связь между диалектным (областным, народным) словом северга (непоседливый, вертлявый ребенок) и стрелой северга: были ведь стрелы, крутящиеся в полете или издающие пронзительный звук. Возможно, есть сходство и между словом срезень в значении «род стрелы» и словом срезень в значении «бойкий человек, дерзкий, резкий на словах, находчивый на острые, обидные ответы», которое приведено в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля. Село Срезнево могло быть названо по имени или прозвищу человека. Может быть, тот самый первый Срезень (Срезнев) был остроумен или резок. Может быть, он просто владел ремеслом, связанным с изготовлением луков и стрел».
Однако, известный рязанский краевед-топонимист А.А.Никольский отвергает гипотезу антропонимич. происхождения наименования селения (2004): «Не представляется убедительной версия, согласно которой название насел. пункта имеет антропонимическое происхождение, т. е. образовано от фамилии Срезнев или прозвища Срезень (у В.И.Даля срезень – это «бойкий человек, дерзкий, резкий на словах, находчивый на острые, обидные ответы»). Топоним не мог быть образован от фамилии помещика, так как крестьяне села никогда не были «барскими»: в 18 в. они, подобно крестьянам других духовных вотчин, перешли в разряд государственных. Название Срезнево (Срезница) вряд ли являлось производным от прозвища Срезень, которое мог носить первопоселенец. Вероятнее всего, данное название отражало при своем возникновении характер местной пашни. При превращении луга в пашню срезается дерн. Ср. у В.И.Даля: «срезы, пск. твр. луг, обращенный под пашню»».
С. Срезнево Старорязанского стана Рязанского уезда упом. в сотной грамоте 1567, данной писцами Иваном Юрьевичем Траханиотовым с товарищами на земельные владения владыки Рязанского и Муромского: «Село Срезнево на реке на Оке усть речки Непложи, а в нем церковь Покров святые Богородицы, да церковь Пятница святая, да церковь теплая Никола Чудотворец; пашни 280 четей в поле, а в дву по тому ж; земля добра; сена владычня на Мещерской стороне 300 копен, а крестьянского сена 340 копен; сошные пашни полтрети и полполтрети и полполполтрети сохи».
В платежных кн. 1594 – 1597 письма и меры Василия Яковлевича Волынсого и Ивана Афанасьевича Нащокина «на Резанской стороне село Срезница да деревня живущих, да 2 пустоши» также показаны в числе вотчин архиеписк. Рязанского и Муромского.
Подробное описание с. Срезнево Старорязанского стана Рязанского уезда содержится в выписи из писцовых кн. 1637 – 1640 письма и меры кн. Василья Вяземскаго да подьячего Ивана Кавелина: «В Старорязанском стану вотчина Пресвятыя Богородицы Борисоглебской, что за Рязанским за архиепископом Моисеем село Срезнево у Оки реки на берегу, усть речки Непложи, а в селе церковь Покрова Пречистыя Богородицы да Николы Чудотворца да в пределе нарицаемыя Пятницы, древена клетцки, строение та церковь и в церкве образы тово ж села попа Андрея Киприанова, книги – строения архиепископовы и приходных людей – деревни Тайдаковы крестьян, колокола – строенья тово ж села и деревни Пустого Поля, и деревни Тайдаковы крестьян; а на церковной земле дворов: двор вдовой поп Андрей Кипреянов, двор поп Кузма Ерофеев, двор церковной дьячек Бориско Осипов; пашни церковныя добрыя земли, архиепископова данья, 5 четв. в поле, а в дву по тому ж, сена церковного за Окою за рекою вниз по Оке реке на архиепископовых лугах – к лесу против Липок, 50 копен.
Да в селе двор архиепископов, а в нем живет прикащик Агейка Шепырев, да крестьянских дворов: двор Артюшка Дементьев с сыном с Микулком да з зятем с Ивашком Степановым, двор Гаврил Степанов с сыном с Олешком, двор Костка Дмитриев з зятем с Сафонком, двор Ивашка Клепин с сыном с Мишком, двор Олешко Иванов с сыном с Карпиком, двор Васка Астафьев с сыном Сафонком, двор Якушко Семенов с сыном с Ивашком, двор Андрюшко Косолапой с сыном с Мишком, двор Ивашко Косолапой, двор Кондрашко Косолапой з детми, з Данилком да с Онофрейком, двор Митко Кондратьев, да бобыльских: двор Ивашко Мошнин з детми с Федком да с Ивашком, двор Мелешко Михайлов з братом с Мартинком, двор Лазарка Гаврилов с сыном с Микитком, двор Артемко Косолапый з зятем с Фетком Власовым, двор Фетка Исаев з братом с Сенком, двор Тимошка Прокофьев з детми с Сенком да Степанком, да пустых крестьянских дворов, а крестьяне бежали во 146 [1638]г.: двор Ивашка Исаева да ево детей Богдашка да Васка, двор Гаврилка Васильева да ево племянников Антипка да Моисейка Ивановы детей, двор Микитка Меркулов, двор Ермачка Мануйлова да сына ево Ивашка, двор Куприка Иванова, двор Игнатка Иванова да сына ево Куски, двор Фетки Афонасьева да сына ево Афонки, двор Андрюшка Осипова, двор Петрушка Голохтионова, двор Давыдка Костина да сына ево Самойлика; пашни паханыя добрыя земли 100 четв., да перелогу 120 четв., да лесом поросло 150 четв. в поле, а в дву по тому ж, сена за Окою рекою на Мещерской стороне об межу Кирила Траковского пожен вниз по Оке реке по правой стороне 640 копен, лесу нет».
По данным окладных кн. 1676 в с. Срезнево при Покровской церкви показаны: «В том же селе Срезневе двор преосвященнаго Иосифа митрополита Рязанскаго и Муромскаго, а в нем живут приказные люди, погодно переменяючись, да в том же селе и в деревни Пустом Поле крестьянских 90 дворов, да бобыльских 14 дворов, да деревня Бортники, а в ней 2 двора помещиковых, да крестьянских 10 дворов, да двор бобыльской, да в деревни Тайдакове крестьянских 19 дворов, да бобыльских 3 двора, да в деревни Колеминой двор помещиков». По окладу дани с Покровской церкви положено было «3 руб. 11 алтын 4 денги. Стараго окладу 2 руб. И по новому окладу перед прежним дани прибыло 1 руб. 11 алтын з денгою».
В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Срезнево было отнесено к Переяславль-Рязанской провинции Московской губ. В 1734 испрашивалось дозволение на перестройку старинной Покровской церкви. По данным на 1736 при Покровской церкви с. Срезнево значилось земли 15 чети, сена 150 копен, в причте состояли 2 свящ., дьячек и пономарь, а в приходе насчитыв. 103 двора, в к-рых проживало 275 душ муж. пола.
В 1764, в результате секуляризационной реформы императрицы Екатерины II, с. Срезнево было отписано на государство, а его крестьяне были переведены в разряд государственных (экономических, с 1786 – казенных) крестьян. 20 мая 1765, согласно прошению старосты, Духовной консисторией было дано разрешение на исправление ветхостей, оказавшихся в Покровской церкви.
В 1778, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II (1762 – 1796), с. Срезнево вошло в состав Спасского уезда Рязанской губ.
К 1797, по данным 5-й ревизии и «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в c. Срезнево Спасского уезда Рязанской губ. насчитыв. 36 дворов, в к-рых проживало 151 душа муж. и 153 жен. пола. Межевая дача составляла 684 дес. 2324 кв. саж.; из них под усадьбами – 19 дес. 900 кв. саж., пашня – 428 дес. 156 кв. саж., сенные покосы – 60 дес. 1885 кв. саж., леса – 142 дес. 1183 кв. саж., неудобья – 34 дес. 600 кв. саж.
На момент проведения межевания в числе землевладельцев межевой дачи с. Срезнево значилось общество казенных (экономических) крестьян.
«Экономические примечания» дают следующее описание с. Срезнево: «Село [Срезнево] лежит на изгоре берега речки Непложи на правой стороне. Церковь деревянная Николая Чудотворца. А [межевая] дача простирается речки Непложи и реки Оки на правой, и по обе стороны речки Уруса. Та река [Ока] в жаркое летнее время глубиною бывает в 2 сажени, шириною в 118 сажен. В ней рыбы – осетры, стерлиди, белая рыбица, судаки, шерешперы, лещи, язи, щуки, окуни, налимы, пискари, плотва, ерши. Речка Непложа глубиною бывает в 1/2 аршина, шириною в 5 сажень; в ней рыба: щуки, окуни, плотва, пискари и голцы. А Урус пересыхает. Уловная в реке рыба употребляется для крестьянскаго обиходу. По реке Оке бывает судовой ход вверх и вниз, продолжается во все летнее время, на стругах и барках с разною нагрускою, как то, с хлебом, солью, с железом, лебастром и протчими нагрусками. На плотах гонка строеваго лесу вниз оной реки в разныя города. Грунт земли серопещаной, без удобривания к плодородию не так способна, ис посееннаго на ней хлеба лутче родится рожь, овес и греча, а пшеница и другия семена средственны. Сенныя покосы хороши. Лес строевой: дубовой, березовой, осиновой; толщиною в отрубе от 5 до 7 вершков, вышиною от 6 до 7 сажен. Дровяной того ж рода, сверх того олховой. В нем звери набегом бывают: волки, лисицы, зайцы, горностаи, хори, ежи; птицы – тетеревы, куропатки, дикия голуби, кокушки, горлицы, чижи, щеглы, соловьи, синицы, овсянки, реполовы, зяблицы, вороны, грачи, сороки, галки и воробьи; при водах разных родов дикия утки, кулики и бекасы, а в полях – перепелки, каростели и жаворонки. Крестьяне состоят на положенном казенном оброке, промышляют хлебопашеством. Женщины сверх полевой работы упражняются в домашних рукоделиях».
К началу 19 в. старинная деревянная Покровская церковь значительно обветшала. Кроме того, храм находился на высоком, обрывистом берегу реки Оки, который со временем размывался ее водами. Тогда местные крестьяне под руководством священника Евсевия (отца ученого И.Е.Срезневского) перекатили церковь на 100 м вглубь села. По-преданию, во время этих работ на престол был поставлен сосуд со святой водой, и из него не пролилась ни одна капля. В 1818 и 1835 у Духовной консистории испрашивались разрешения на перекрытие церкви новым тесом; в 1854 при церкви была построена новая колокольня, причем поновлен и сам храм.
К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Срезнево Спасского уезда Рязанской губ. при р. Оке насчитыв. 42 двора, в к-рых проживало 183 души муж. и 207 жен. пола. В селе имелась 1 православ. церковь. С. Срезнево состояло во 2 стане Спасского уезда и находилось в 5 верстах от квартиры станового пристава в с. Заполье и в 18 верстах от уездного г. Спасска. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Срезнево были государств. (казенными).
В 1861 по инициативе и на средства Министерства государств. имуществ в с. Срезнево была открыта нач. школа для крестьянских детей, позднее преобразованная в земское одноклассное смешанное нач. училище (школу). В 1862 Покровская церковь с. Срезнево была внутри оштукатурена; в 1864 иждивением помещ. А.Измайловой в храме установлен новый иконостас; в 1885 под церковь подведен каменный фундамент, а в 1886 ее здание внутри было украшено настенной живописью.
В течение 180 лет приход Покровского храма в с. Срезнево передавали от отца к сыну представители духовного сословия, получившие по названию села фамилию Срезневских. Род Срезневских дал России множество славных людей, среди которых, родившиеся в с. Срезнево, профессор красноречия, поэт и оратор Иван Евсеевич Срезневский (1770+1819) и его брат, профессор юриспруденции и писатель Иосиф Евсеевич Срезневский. Видным отечественным ученым был Измаил Иванович Срезневский (1812+1880) – первый в России доктор славяно-русской филологии, выдающийся знаток древнерусской письменности, путешественник, археолог, палеограф, этнограф, лексикограф, проживший яркую плодотворную жизнь. Он был блестящим педагогом, создал прогрессивную методическую концепцию преподавания русского языка. Всего один раз в своей жизни, в 1877, академик И.И.Срезневский побывал на родине своих предков – в с. Срезнево. Впечатления об этом событии были очень ярки, и до конца своей жизни он с трепетом вспоминал каждую минуту, проведенную в Срезнево. За время своего пребывания в с. Срезнево Измаил Иванович встречался с крестьянами, живо интересовался их нуждами, а позже для них из Петербурга стали поступать посылки с гомеопатическими препаратами и инструкциями по их применению. После этой поездки у И.И.Срезневского завязалась переписка с местным дворянином-благотворителем А.И.Измайловым. Все увиденное и пережитое произвело на него неизгладимое впечатление, и он завещал детям похоронить его возле алтаря храма Покрова Пресв. Богородицы в с. Срезнево, что и было исполнено после его смерти.
По данным подворной переписи 1886 с. Срезнево Крутицкой волости Спасского уезда располагалось на ровном месте на правом берегу р. Оки в 1/4 версты от берега. В с. Срезнево проживало 295 душ муж. и 322 жен. пола (всего 617 чел.), в т. ч. 88 домохозяев. 2 семьи (9 душ) жили на стороне. Из не приписанных к обществу в селе проживали 3 семьи (8 муж. и 8 жен.). Грамотных было 123 муж. и 3 жен.; 21 мальч. учились в школе.
За с. Срезнево было закреплено 607 дес. обществ. земли, по 3,1 дес. на надельную душу. Безземельной была 1 семья (1 душа). Межевая дача состояла из 2 участков, один из к-рых, имевший в плане форму квадрата, включал пашню и находился при селении, расположенном на его краю; а второй, состоявший из лугов, был отделен от селения чужими землями и находился от него на расстоянии 3 верст. Землевладение общинное, пашня была поделена в 1886 по письменному приговору по наличным душам сроком на 10 лет. Душевые наделы имели от 40 до 100 саж. длины и от 1 до 2 аршин ширины. Дальние наделы находились в 1,5 верстах от села. Луга (72 дес.) частью поемные (58 дес.), по долине р. Оки, а остальные суходольные; в них было много лощин и холмов; делились ежегодно. Лес (6 дес.) – ивовый кустарник; вырубался ежегодно на плетни. 6 семей владели 26 дес. пашни и 3 дес. луга (всего 29 дес.) на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 3 душевых надела; за уплату податей. 12 семей, каждая по отдельности, арендовали за пределами общины 55 дес. пашни. Кроме того, община в целом арендовала под пастбище у крестьян с. Дегтяное 100 дес. отавы за 30 руб. ежегодной платы.
Почва супесчаная и песчаная, в низинах глинистая; по пашне было много небольших промоин. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-6; яровых (овес) – сам-3,3; сена на раскладоч. единицу накашивалось по 30 пудов. В селе содержалось 73 лошади, 173 коровы, 414 овец и 172 свиньи. 9 дворов имели по 3 и более лошадей, 17 дворов – по 2 и более коров. Не имели лошади 50 дворов, не имели коровы – 21 двор, без лошади и коровы было 20 дворов. В селе было 1533 плодовых дерева; пчел никто не содержал. 6 домохозяев имели по 2 и более избы, 78 домохозяев – по 1 избе. Бездомовых было 3 домохозяина. Не имел ни земли, ни избы 1 домохозяин. В селе было 3 кирпичных и 90 деревянных изб; 1 изба крыта деревом и железом, 92 – соломой; 50 изб топились по белому, 43 – по черному. Отапливались сучьями, к-рые покупали в Мещере, за 35 верст от села, по 20 коп. за воз. В селе насчитыв. 8 деревянных и 67 плетневых забора, 57 клетей (горниц), 42 амбара и сарая, 66 риг и овинов. В селе было 3 колодца с хорошей водой. Рынками служили сс. Санское, Успенское (Мосолово тож) и Ижевское.
Мест. промыслами занималось 35 семей, из них 26 нанимались обрабатывать чужие наделы, 5 чернорабочих, 3 муж. и 2 жен. сельск. работников (батраков), 3 пастуха, 2 сторожа, 2 плотника и 2 торговца. На заработки в отход уходило 89 муж. и 24 жен., в т. ч. 79 грузчиков (в гг. Рыбинск, Ниж. Новгород и С.-Петербург), 24 жен. чернорабочих (на фабрики в г. Зуево), 3 прикащика, 2 дворника, 2 извощика, 1 писарь, 1 лоцман и 1 учитель. Женщ. зарабатывали за лето на фабриках в г. Зуево от 20 до 30 руб. В селе имелись 1 православ. церковь, земская нач. школа и 1 мелочная лавка.
По данным на 1886 в с. Срезнево действовало земское одноклассное смешанное начальное училище (школа), помещавшееся в церковном одноэтажном деревянном здании площадью 56 кв. арш. крытом тесом с 4 окнами. Здание отапливалось 2 голландскими и 1 железной печами. Стоимость содержания школы обходилась земству в 333 руб. ежегодно. Плата за обучение не взималась. Крестьяне расходовали на содержание училища 135 руб. в год, из к-рых 47 руб. предоставлялось в земство, а 88 руб. шли на отопление и наем сторожа. Обучались в училище 53 мальч. и 6 девоч., из самого с. Срезнево и 3 ближайших селений. 51 мальч. и 4 девоч. были из крестьян, 1 мальч. и 1 девоч. из купцов и мещан, 1 мальч. и 1 девоч. из духовного сословия. Учебный год начинался 14 сент. и заканчивался в мае, насчитывая 140 учебных дней по 6 учеб. часов в день. Полный курс обучения составлял 3 года, в 1886 его никто не окончил. В училище преподавал 1 законоучитель и учитель (с 1861 – свящ. В.Г.Катинский). Попечителя и квартиры для учителя не было. Имелась небольшая биб-ка, состоявшая из 40 книг, пожертвованных част. лицами.
К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Срезнево имелась деревянная Покровская церковь с 2 престолами: главным – во имя Покрова Пресв. Богородицы, и придельным – в честь свт. Николая Чудотворца. В причте Покровской церкви по штату состояли 1 свящ. и 1 псаломщ. Во владении причта находилось 4 дес. усадебной (в т. ч. 1 дес. под церковью), 37 дес. пахотной и 5 дес. писцовой луговой земли. В состав прихода Покровской церкви с. Срезнево, помимо самого села с 83 дворами, входили близлежащие дд. Бортниково (28 дворов), Тайдаково (26 дворов), Наземово (18 дворов) и хут. Ясаковский (1 двор), в к-рых проживало всего 515 душ муж. и 580 жен. пола, в т. ч. грамотных 280 муж. и 200 жен.
В 1892 на средства свящ. Василия Григорьевича Катинского в с. Срезнево было построено новое кирпичное здание нач. школы, о котором газ. «Губернские Ведомости» писала так: «Каменный, с мезонином, крытый железом дом, выстроенный в 1886 – 1892 годах иждивением бывшего священника села Срезнево Василия Катинского, пожертвованный им в пользу церкви и отданный в ведение Рязанского епархиального училищного совета с тем, чтобы в нем навсегда помещалась церковно-приходская школа». После этого земское нач. училище в с. Срезнево было преобразовано в церковно-приход. школу и вселилось в новое здание.
К 1905 в с. Срезнево Крутицкой волости Спасского уезда при впадении р. Непложи в р. Оку насчитыв. 98 дворов, в к-рых проживало 347 душ муж. и 371 жен. пола (всего 718 чел.); в селе имелись 1 деревянная православ. церковь, церковно-приход. смешанная школа и 1 ветряная мельница крест. Федотова.
В 1903 – 1905, по инициативе и на средства помещ. военного инженера Константина Александровича и его сестры Зинаиды Александровны Измайловых в с. Срезнево вместо старой ветхой была построена новая кирпичная с такою же колокольней Казанская церковь. Храм был покрыт железом, теплый, светлый и вместительный. Полы во всем храме были бетонные. Церковь была обнесена железно-каменной решеткой, а вся площадь около нее и кладбище – каменной стеной. На месте алтаря старой Покровской церкви была построена часовня в честь Покрова Пресв. Богородицы. Престолов в Казанской церкви было 2: главный – во имя Казанской иконы Божией Матери, и придельный – в честь Покрова Пресв. Богородицы. В Покровском приделе вплоть до 1976 хранился старинный антиминс, подписанный самим патриархом Московским и всея России Никоном; служба на нем совершалась только 1 раз в год – на праздник Покрова Пресв. Богородицы. В начале 20 в. трудами и стараниями матушки Елизаветы, супруги свящ. Николая Множила, при Казанском храме в с. Срезнево был организован музей старинных икон и книг.
С 1918 по 1956 с. Срезнево являлось администр. центром сельск. совета. В 1920-е с. Срезнево стало центром религиозной жизни всего Спасского уезда. Этому способствовало то, что 11 июня 1920 настоятелем Казанской церкви с. Срезнево был назначен иеромонах Филарет (в миру Иван Трофимович Пряхин, 1884+1942), пришедший сюда из закрытого властями Пронского Спасо-Преображенского монастыря, и принесший с собой местночтимый список иконы Божией Матери «Споручница грешных». Более 10 лет, с 1920 по 1931, до своего первого ареста, от. Филарет окормлял свою паству в Казанской церкви с. Срезнево. День принесения в Казанский храм с. Срезнево чудотворного списка иконы «Споручница грешных» 11 июня, стал днем ее празднования, на которое собиралось до 8 тыс. верующих не только из Рязанской, но и из других губ. России.
31.08.1925, согласно Постановлению Президиума ВЦИК РСФСР, Крутицкая волость была упразднена, а ее селения, в т. ч. с. Срезнево, включены в состав укрупненной Мосоловской волости Спасского уезда. В 1926 в Москве владыка Серафим (Александров), архиеп. Тверской, возвел от. Филарета в сан игумена. Постепенно вокруг игум. Филарета в с. Срезнево собралось много монахов и монахинь из закрывшихся монастырей, которых он поддерживал своими молитвами. Фактически при Казанской церкви с. Срезнево игум. Филаретом был организован нелегальный монастырь, где порой пребывало до 150 иноков и инокинь.
Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Срезнево было включено в состав Шиловского р-на Московской обл. В 1930 в с. Срезнево была осуществлена коллективизация сельск. хоз. и создан колхоз. 31 мая 1931 по обвинению в контрреволюц. деятельности по ст. 58 п.10-11 был арестован игум. Филарет (Пряхин), а вслед за ним еще 38 чел. монашествующих и мирян с. Срезнево, в т. ч. иеромонах Сергий (в миру Николай Иванович Сорокин, 1900+1937), настоятель Троицкой церкви близлежащего с. Заполье, и матушка Анна (в миру Анисия Гурьевна Столярова, 1896+1958). Суд приговорил игум. Филарета к 5 годам, а иеромонаха Сергия и матушку Анну к 3 годам исправительно-трудовых работ. В конце 1934, после отбытия наказания, иеромонах Сергий и матушка Анна приехали в г. Рязань. Здесь владыка Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий, благословил от. Сергия на служение в Казанской церкви с. Срезнево, а матушке Анне был передан на хранение местночтимый список иконы Божией Матери «Споручница грешных».
21 февраля 1935 с. Срезнево было передано в состав новообразованного Шелуховского р-на. 26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шелуховский р-н с с. Срезнево. А 22 ноября 1937 от. Сергий и матушка Анна были вновь арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности, критике политики партии, правительства и совет. Конституции. По приговору тройки НКВД иеромонах Сергий был 23 декабря 1937 расстрелян в г. Рязани; матушка Анна была вторично осуждена на на 10 лет исправительно-трудовых работ. С момента ареста от. Сергия богослужения в Казанской церкви с. Срезнево были прекращены (некому было служить), но официального решения о закрытии хрма принято не было. К 1940 в с. Срезнево Шелуховского р-на Рязанской обл. насчитыв. 169 дворов; имелись нач. школа, клуб; действовали колхоз, паромная переправа на р. Оке. В нач. школе с. Срезнево (зав. Владимир Андреевич Бурмистров) работало 4 учит. и обучалось 140 учащ. (1937). Решением Рязоблисполкома от 26.11.1945 Казанская церковь с. Срезнево была возвращена верующим и богослужения в ней возобновились. В 1950, отбыв наказание, в с. Срезнево вернулась схимонахиня Анна, еще 8 лет служившая при Казанском храме (скончалась 23.12.1958). 05.04.1956, согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР, Шелуховский р-н был упразднен, а его селения, в т. ч. с. Срезнево, включены в состав Шиловского р-на Рязанской обл. К 1980 в с. Срезнево проживало 90 чел.; действовали овцеводческая ферма, пристань на р. Оке.
Определением Святейшего Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) от 12.03.2002 были прославлены в лике святых игумен Филарет (Пряхин,1884+1942) и иеромонах Сергий (Сорокин,1900+1937); определением Святейшего Синода от 07.05.2003 была прославлена в лике святых схимонахиня Анна (Столярова,1896+1958).
В 2002, к 190-летию со дня рождения академика Измаила Ивановича Срезневского (1812+1880) в с. Срезнево был открыт Мемориальный комплекс им. академика И.И.Срезневского на правах филиала Шиловского краеведческого музея (с 2017 – филиал Музейного историко-культурного комплекса Шиловского р-на). В экспозиции музея собраны старинные книги, рукописи, фотографии, иконы, картины, связанные не только с известным всей России родом Срезневских, но и посвященные новомученикам Российским, прославленным на Рязанской земле – свщмуч. Филарету, прпмуч. Сергию и прписп. Анне Срезневским.
По данным на 2019/20 в с. Срезнево имеется Мемориальный комплекс им. академика И.И.Срезневского (филиал Музейного историко-культурного комплекса Шиловского р-на).
Достопримечательности:
• Место погребения академика Измаила Ивановича Срезневского (1812+1880).
• Мемориальный комплекс им. академика И.И.Срезневского (филиал Музейного историко-культурного комплекса Шиловского р-на); располагается в здании быв. церковно-приход. школы, построенной в 1892 на средства свящ. Василия Григорьевича Катинского.
• Часовня в честь Покрова Пресв. Богородицы; построена в 1905 на месте алтаря старинной Покровской церкви с. Срезнево.
• Храм Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь); построен в 1905 иждивением помещ. К.А. и З.А.Измайловых; в храме хранятся мощи св. прписп. Анны Срезневской (Столяровой).
Известные уроженцы:
• Срезневский Иван Евсеевич (1770+1819) – поэт, переводчик, педагог; профессор кафедры словесности древних языков и российского красноречия Демидовского училища высших наук. Отец известного российского филолога-слависта, этнографа, палеографа, академика Петербургской Академии наук Измаила Ивановича Срезневского.
• Срезневский Иосиф Евсеевич (1780+после 1828) – российский ученый, писатель; профессор юриспруденции Казанского университета.
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ:
ПОСЕЛЕНИЕ СРЕЗНЕВО 1. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.). Расположено в 1 км к юго-юго-зап. от села, на дюнообразном всхолмлении в пойме правого берега р. Непложа (правый приток р. Оки), в уроч. Дуброва. Поселение протянулось вдоль сев.-зап. склона всхолмления в направлении сев.-вост. – юго-зап., размеры ок. 170 х 70 м, высота над поймой 3 – 4 м. Культурный слой до 40 см. Керамика лепная, с орнаментом в верхней части из оттисков зубчатого штампа, а также с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, конца бронзового века.
ПОСЕЛЕНИЕ СРЕЗНЕВО 2. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.). Расположено в 1 км к вост.-юго-вост. от сельской церкви, на первой надпойменной террасе правого берега р. Оки. Поселение протянулось вдоль края террасы, размеры ок. 120 х 110 м, высота над поймой 4 м. Культурный слой 10 см. Керамика лепная, с орнаментом из ямчатых вдавлений неправильной формы, предположительно эпохи бронзы, кремневые отщепы.
СЕЛИЩЕ СРЕЗНЕВО 1. Эпоха развитого средневековья (11 – 13 вв.). Расположено в 900 м к юго-юго-зап. от села, на дюнообразном всхолмлении в пойме правого берега р. Непложи (правый приток р. Оки), в уроч. Дуброва, в 100 м к сев. от поселения Срезнево 1. Селище протянулось вдоль сев.-зап. склона всхолмления с сев. на юг, размеры ок. 190 х 40 м, высота над поймой 10 – 11 м. Частично нарушено лесопосадками. Культурный слой 20 см. Керамика гончарная древнерусская с линейными волнистым орнаментом.
СЕЛИЩЕ СРЕЗНЕВО 2. Эпоха развитого и позднего средневековья (11 – 13 и 14 – 17 вв.). Расположено на зап. окраине села, в 500 м к зап. от сельской церкви, на мысовидном выступе правого коренного берега р. Непложи (правый приток р. Оки) в месте ее крутой излучины, близ устья. Размеры ок. 170 х 160 м, высота над рекой 18 м. Культурный слой до 40 см. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая. Вероятно, остатки с. Срезнево, упом. в писцовых кн. 16 в.
ГРУНТОВЫЙ МОГИЛЬНИК ДУБРОВСКИЙ (ДУБРОВО-СРЕЗНЕВСКИЙ). Эпоха раннего средневековья (середина – третья четв. 1 тыс. н.э.). Расположен в 0,9 – 1 км к юго-юго-зап. от села, на дюнообразном всхолмлении в пойме правого берега р. Непложи (правый приток р. Оки), в уроч. Дуброва, между селищем Срезнево 1 и поселением Срезнево 1. Исследованы (М.В.Катинский, А.Д.Федоров) 5 погребений, описание которых отсутствует, обнаружены серебряная крестовидная фибула, бронзовые шейная гривна из круглого дрота с напускными бусами и застежкой в виде «коробочки», ажурная подвеска с восемью бутыльчатыми привесками, браслеты из круглого в сечении дрота с окончаниями в виде змеиных головок, железный наконечник копья. При сборах А.Н.Гаврилова обнаружены происходящие из разрушенных погребений бронзовые пятилопастные и конусовидные привески, спиральный перстень, обломки лепных сосудов. По характеру находок могильник отнесен к группе рязано-окских, датирован 5 – 7 вв. Коллекция находится в РИАМЗ.
• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 170 – 172.
ПЕРСОНАЛИИ:
СРЕЗНЕВСКИЙ ИВАН ЕВСЕЕВИЧ (1770+1819) – поэт, переводчик, педагог; профессор кафедры словесности древних языков и российского красноречия Демидовского училища высших наук. Отец известного российского филолога-слависта, этнографа, палеографа, академика Петербургской АН Измаила Ивановича Срезневского. Иван Евсеевич Срезневский родился 20 февраля/ 3 марта 1770 в селе Срезнево Спасского уезда Рязанской губернии (совр. Шиловский район Рязанской обл.) в семье священнослужителя. Отец его, местный священник Евсевий Иванович, обременённый большою семьей, не был в состоянии дать сыну образование свыше того, которое можно получить в селе, и думал подготовить его к занятию какой-нибудь низшей духовной должности. Между тем в мальчике загорелась жажда знаний: в 1782, 12 лет от роду, он решился уйти из родного села и поступил в Рязанскую духовную семинарию. По окончании семинарского курса Срезневский выхлопотал себе увольнение из духовного звания, необходимое тогда для поступления в университет, и пешком отправился в Москву. Здесь 29 апреля 1792 он был принят в университетскую разночинскую гимназию, а 30 июля того же года – в число студентов Московского университета на словесное отделение философского факультета. По поступлению в Московский университет, невзирая на жестокую нужду, И.Е.Срезневский предался серьёзному изучению классиков, одним из результатов которого был стихотворный перевод «Tristia» Овидия. Этот труд обратил на себя внимание М.М.Хераскова и в 1795 был напечатан под заглавием «Плач Публия Овидия Назона» с параллельным латинским текстом, с посвящением в стихах Хераскову и с приложением «Отроческого наставления М. Ант. Мурета» и «Ключа к Плачу» – хорошо составленного указателя собственных имён и предметов. Приноровленный к учебным целям, «Плач Овидия» в переводе И.Е.Срезневского долгое время служил пособием для изучения латинского языка в семинариях; до появления в 1893 перевода А.А.Фета он был единственным полным переводом «Tristia». Вместе с вышедшей в 1794 «Одой пчелиной матке», в которой И.Е.Срезневский воспевал императрицу Екатерину II (в виде пчелиной матки) и разбирал в иносказательной форме жгучие вопросы того времени, касавшиеся Французской революции, польского движения и др., – «Плач» выдвинул И.Е.Срезневского как писателя и способствовал сближению его с кружком московских литераторов. Из числа друзей Срезневского в тетрадях его сохранились упоминания о А.Ф.Мерзлякове, А.И.Тургеневе и А.Ф.Воейкове. В 1796 Иван Евсеевич Срезневский окончил курс университета с серебряною медалью и поступил домашним секретарём к князю Г.П.Гагарину; затем 7 сентября 1797 был принят бакалавром в учительский институт при Московском университете; 9 марта 1798 после представления и произнесения перед профессорами рассуждения «De praecipuis characteribus et officiis optimi praeceptoris», он получил место учителя географии и истории в университетской гимназии, где и оставался до 1804. В этот период им были напечатаны: «Речь о любви к отечеству» (трижды в 1799 – 1809 без фамилии автора), «Жизнь Екатерины Великой» с приложением «Надгробной песни Екатерине Великой» (1801), «Протекший век или исторический взгляд на важнейшие происшествия осьмагонадесять столетия» (1801 – 1808, 4 тома: первые три – перевод с немецкого, четвёртый – извлечение из Сегюра) и несколько стихотворений без подписи в изданиях Московского университета. 12 февраля 1804 И.Е.Срезневский был удостоен степени магистра философии и свободных наук и вскоре за тем приглашён П.Г.Демидовым в открывавшееся тогда Ярославское Демидовское высших наук училище на кафедру «словесности древних языков и российского красноречия» (с 1 мая 1804); при открытии училища 29 апреля 1805 Срезневским была произнесена речь «О любви к отечеству» (переработка его речи 1799, впоследствии напечатанная в «Украинском вестнике» за 1816). В училище Срезневский преподавал эстетику, историю еврейской и греческой литературы, риторику и поэтику, позже логику, занимался со студентами чтением классиков и переводами на латинский с русского, наблюдал за библиотекой; кроме того, с 1805 по 1806 он был инспектором, с 1806 по 1808 – секретарём совета, а с 1808 по 1809 главным смотрителем благородного пансиона при училище и, наконец, некоторое время проректором. Ученые занятия И.Е.Срезневского в Ярославле направлялись по преимуществу на собирание и обработку материалов для его работы по всеобщей истории литературы; краткое изложение начальной части этого труда находится в его речи «О странствовании муз или о некоторых промежутках времён, в которые художества и науки изящные у разных народов процветали, и о причинах, служащих для оных поощрением» (1807). Из других литературных произведений за те же годы известны: речь «О воззрении мыслящего человека на благотворительные заведения» (1808), «Гимн благотворению» (1810), «Ода великой княгине Екатерине Павловне и супругу её светлейшему принцу Георгу Голштейн-Ольденбургскому при посещении ими Демидовского училища» (1810). В 1812, после смерти профессора Харьковского университета И.С.Рижского, на кафедру российского красноречия и поэзии советом университета был избран И.Е.Срезневский. Как видно из «Обозрений публичных чтений» Харьковского университета, Срезневский преподавал здесь российскую словесность, эстетику и начала критики (в некоторых обозрениях прибавлялось: «а если время позволит, аналитическую историю изящных наук и искусств»); в обозрении 1819 – 1820 к этим курсам присоединился новый предмет – славянский язык. Русскую словесность Срезневский рассматривал как одно из продолжений словесности древней, поэтому соединял её преподавание с критикой писателей греческих и римских. Через год по вступлении в число профессоров Харьковского университета И.Е.Срезневский был удостоен звания доктора свободных наук. Помимо преподавания И.Е.Срезневский принимал участие и в административной деятельности университета, занимая должность члена училищного комитета (1813 – 1819), члена комитета испытаний (1815 – 1819, визитатора для осмотра гимназий в Курской и Воронежской губерниях (1813) и с 1815 по 1817 должность инспектора студентов. Учёно-литературная деятельность И.Е.Срезневского за харьковский период его жизни, кроме чтения лекций, выразилась в произнесении нескольких речей на университетских актах (в 1812 и 1814), далее в участии в трудах общества наук при Харьковском университете, деятельным членом которого он был и в котором состоял директором отделения наук словесных и секретарём общества, наконец – в сотрудничестве в повременных харьковских изданиях – «Харьковском Демокрите» и «Украинском вестнике»; что касается до последнего, то можно думать, что самая инициатива этого издания, руководимого учениками Срезневского – Р.Т.Гонорским и Е.М.Филомафитским вместе с Г.Ф.Квиткой, принадлежала Ивану Евсевьевичу Срезневскому; в обоих изданиях было напечатано много произведений Срезневского: в первом – мелкие стихотворения, эпиграммы, песни, сатиры, во втором – оды оригинальные и переводные, переложение псалмов и статья «Славянская мифология, или О богослужении русском в язычестве». Несколько переводов Срезневского за это время (три оды Горация) было напечатано и в «Трудах казанского общества любителей отечественной словесности», действительным членом которого Срезневский состоял с 1812. В своей литературной деятельности И.Е.Срезневский является с одной стороны оратором, с другой – поэтом; из самостоятельных научных статей Срезневского известна только одна – «Славянская мифология», все другие – это или переводы, или компиляции. Что касается его речей, то они, несомненно, занимают первенствующее место в его литературных работах; произносившиеся большею частью по обязанности, на торжественных актах, они тем не менее дышат жизнью, передают действительные убеждения автора, и в этом отношении ценны, как его характеристика. «Речь о любви к отечеству», - по мнению самого автора его лучшее произведение, – даёт нам облик Ивана Евсевьевича Срезневского, как гражданина-патриота, ставящего целью своей жизни службу Родине. Вопрос о воспитании, несомненно более всех других интересовавший Срезневского, обсуждается им в речах «О преимуществах общественного воспитания пред домашним» и «О любви к отечеству». В них Срезневский признавал серьёзное преимущество за «публичным» воспитанием, как в отношении более успешного и быстрого развития детей, так и в отношении общественном, как средство сближения различных семейств и прекращения «фамильных распрей», а для государства, как помощь к возрождению «духа общественности»; домашнее воспитание, находившееся в то время в руках иностранцев, по мнению Срезневского, большею частью не приносит пользы родине, напротив – нередко «вкореняет отвращение к добродетели и отечеству». Широкое развитие просвещения считалось Срезневским насущной потребностью государства; в связи с этим он находил необходимым дать нормальную постановку делу преподавания, поднять значение учащих и оградить их от притеснений со стороны гражданских властей. Главная масса стихотворных произведений И.Е.Срезневского – это переводы классиков – Овидия и Горация, далее Авзония, значительно меньше Вергилия; в числе латинских авторов, которых переводил Срезневский, можно назвать писателя 16 в., француза, писавшего по латыни под именем Марка Антония Мурета. Из переводов Срезневского с греческого известны только «Эрот и пчёлы» Феокрита и начало перевода «Одиссеи». Кроме того, в тетрадях его сохранилось несколько переводов с французского (отрывок из «L’art, poetique» Буало), с немецкого, и с английского. К числу переводов следует отнести распространённое переложение «Песни песней» – «Брак Соломонов» и ряд переложений псалмов. Как особенность переводов Срезневского, бросается в глаза его стремление к рифмованию: и оды Горация, и «Tristia», и «Одиссея» и др. – всё переведено рифмованными стихами. Оригинальные стихотворения Срезневского чрезвычайно разнообразны и по стилю, и по содержанию: здесь есть оды, гимны и оратории, поэмы, песни, басни, эпиграммы, эпитафии и пр. Русские стихотворения Срезневского не обладают поэтическими достоинствами; лучше других его песни в псевдонародном стиле. К числу оригинальных стихотворений Срезневского надо присоединить и его латинское стихотворение «Reditus ad universitatem», написанное по поводу возвращения его под кров университета после частной службы у князя Гагарина. Иван Евсеевич Срезневский скончался 12/ 24 сентября 1819 и был похоронен в Харькове на старом кладбище у церкви Каплуновской Божией матери.
• Источник: Срезневский Иван Евсеевич //Сайт Википедия. Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki.
СРЕЗНЕВСКИЙ ИОСИФ ЕВСЕЕВИЧ (1780+после 1828) – российский ученый, писатель; профессор юриспруденции Казанского университета. Младший брат Ивана Евсеевича Срезневского. Иосиф Евсеевич Срезневский родился в 1780 в селе Срезнево Спасского уезда Рязанской губернии в семье сельского священника. Отец его, иерей Евсевий Иванович, обременённый большою семьёй, сильно нуждался в деньгах, однако, Иосиф, по примеру старшего брата, смог пробить путь в науку. Среднее образование И.Е.Срезневский получил в Рязанской духовной семинарии (в 1790 – 1799), высшее – в Московской духовной академии (в 1799 – 1803). По окончании курса в последней, он был назначен преподавателем в Рязанскую духовную семинарию и оставался в этой должности вплоть до 1807, когда по собственному желанию уволился и поступил в Санкт-Петербургский педагогический институт. 22 июня 1811 И.Е.Срезневский был зачислен кандидатом юридических наук в Казанский университет, где получил возможность подготовиться к испытанию на степень магистра права, каковой и был удостоен 10 июля 1812. После этого и вплоть до 1814 он преподавал в Казанской гимназии логику и «нравоучение». 23 июля 1815 Срезневский был утвержден адъюнктом философии и, после смерти доцента Лубкина, заменил последнего как в чтении лекций, так и в практических занятиях по этому предмету. В том же 1815 ему было поручено и чтение естественного права взамен ушедшего профессора Неймана. 5 августа 1819 И.Е.Срезневский, будучи уже в звании экстраординарного профессора (с 1 июня 1817), внезапно, по «особенным причинам», был уволен из университета. Увольнение последовало сразу же после университетской ревизии, произведённой «легендарным» Михаилом Магницким, которому везде и всюду чудились «неблагонамеренность» и «неблагонадежность», и который, кроме Срезневского, отрешил от занимаемых ими должностей еще 11 профессоров Казанского университета. О причинах увольнения И.Е.Срезневского Магницкий доносил в Петербург: «Профессор философии Срезневский, следуя системе Якоба (Якоби), руководствуется духом не весьма полезным и, по счастью, преподает лекции так дурно, что их никто не понимает. Просидев в классе его 2 часа, спросил я студентов, в чем лекция того дня состояла, и ни один не знал сего. Сделал вопросы из истории философии, которую они прежде слушали, но и в том ни от кого из них удовлетворительного ответа не получил». Главная причина увольнения И.Е.Срезневского заключалась, однако, совсем не в слабых результатах его преподавания, тем более, что в другом месте отчета Магницкий, впадая в противоречие, говорит, что Срезневский «обладает хорошо русским языком и изъясняет с дарованием»; крылась же она в том «не совсем полезном духе», который Магницкий готов был усмотреть в самых невинных вещах и на этот раз усмотрел его «в произнесенной Срезневским на одном из университетских актов речи: «Рассуждение о разных системах нравоучения, сравненных по их началам». Главная мысль, положенная Срезневским в основу своей речи: «Человек в своих действиях должен руководствоваться исключительно нравственным законом, к чему толкает и влечет его сама природа, наделив его разумом, свободой воли, совестью и стыдом...». Эта мысль послужила канвой для любопытных и характерных, в духе того времени, рассуждений Магницкого, изложенных им в отчете министру народного просвещения. Хотя И.Е.Срезневский был уволен без формальных ограничений в дальнейшей профессорской деятельности – конфликт с Магницким сказался на его дальнейшей судьбе. В мае 1820 в Харькове скончался крупный историк, профессор Г.П.Успенский. Вскоре Иосиф Евсеевич был выставлен конференцией Петербургского университета (в числе 6 других лиц) кандидатом на вакантную кафедру русской истории, географии и статистики в Харьковском университете. Иосиф Евсеевич Срезневский был хорошо известен в харьковских учёных кругах. Однако, утверждению его воспрепятствовал новый весьма агрессивный отзыв Магницкого, по которому Срезневский «руководствуется духом весьма удаленным от христианского учения и заражен духом деизма». Лишившись, таким образом, возможности продолжать свою деятельность в каком-либо университете, Срезневский в 1820 принял предложение преподавать русскую словесность, логику и красноречие в только что открытом Петербургском артиллерийском училище, в котором и оставался вплоть до 1824. 30 сентября 1827 он подал прошение митрополиту, в котором писал, что, «познав тщету благ земных и даже самых светских наук», он просит определить его послушником в Александро-Невскую лавру. «Ни мир не может иметь во мне нужды, – писал он дальше, – ни я чем-нибудь к нему не привязан». Согласие последовало. В 1828 он по своей просьбе, ввиду расстроенного здоровья, был переведен в Калужскую епархию, в братство Калужского Архиерейского дома. Вместе с этим прекращаются сведения о его дальнейшей жизни, и самый год его смерти неизвестен. И.Е.Срезневский автор работ «О разных системах нравоучения, сравненных по их началам» (1817), «История и теория словесности древних и новых народов» (1821 – 1822).
• Источник: Срезневский Иосиф Евсеевич //Сайт Википедия. Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki.
ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):
[1567]. ВЫПИСЬ ИЗ СОТНОЙ ГРАМОТЫ, ДАННОЙ ПИСЦАМИ ИВАНОМ ЮРЬЕВИЧЕМ ТРАХАНИОТОВЫМ С ТОВАРИЩИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ ВЛАДЫКИ РЯЗАНСКОГО И МУРОМСКОГО.
Село Срезнево на реке на Оке усть речки Непложи, а в нем церковь Покров святые Богородицы, да церковь Пятница святая, да церковь теплая Никола Чудотворец; пашни 280 четей в поле, а в дву по тому ж; земля добра; сена владычня на Мещерской стороне 300 копен, а крестьянского сена 340 копен; сошные пашни полтрети и полполтрети и полполполтрети сохи.
• Публикация: Писцовые книги Рязанского края 16 и 17 вв/ Под ред. В.Н.Сторожева. – Рязань; Издание РУАК, 1900. – Т. 1. – Вып. 2. – С. 446.
[1594 – 1597 гг.]. ВЫПИСЬ ИЗ ПЛАТЕЖНЫХ КНИГ СТАРОРЯЗАНСКОГО СТАНА РЯЗАНСКОГО УЕЗДА ПИСЬМА И МЕРЫ ВАСИЛИЯ ЯКОВЛЕВИЧА ВОЛЫНСКОГО ДА ИВАНА АФАНАСЬЕВИЧА НАЩОКИНА:
В Старорезанском же стану Борисоглебские, архиепископа Резанскаго: (1) На Резанской стороне село Срезница да деревня живущих, да 2 пустоши; в живущем соха без трети сохи, и не дошло 2 чети пашни; а в пусте с наезжею пашнею соха и полполтрети и полполчети сохи, и 2 чети пашни.
• Публикация: Писцовые книги Рязанского края, XVI в.// Под ред. В.Н.Сторожева. – Рязань, 1898. – Т.1. – Вып.1. – С. 252.
Свидетельство о публикации №224051701452