История человечества. Краткий курс
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. КРАТКИЙ КУРС
Памфлет
У Природы ( политкорректное имя Бога, ибо Бога гневить нельзя, а Природа, полагают, в любом случае, не обидится) есть мощный универсальный «механизм» созидания - Вероятность.
Миллиарды лет, в одном из миров, с помощью этого «механизма», Природа помещала материю во всевозможные условия и состояния. И вот, в одном из вероятностных состояний материи, возникла жизнь.
Суть живого: сегодня остаться собой, как индивиду, а далее, как виду, продлиться во Времени: недолго существующий материальный объект сохраняет свои свойства и передаёт их, по наследству, другим материальным объектам.
Это было не просто, поэтому живой материи пришлось активно усложняться – эволюционировать.
Значительно быстрее, чем любой другой форме материи.
Наконец, объекты живой материи, образовали четыре Мира: Бактерий, Растений, Грибов и Животных.
Правда, об этом представители одного из Миров узнали спустя очень долгое время. Остальные продолжают оставаться в неведении.
Наиболее динамичным оказался Мир Животных, поразительно быстро формировавший и уводивший с исторической сцены разнообразные виды живых существ.
Вероятно, Природе наскучила рутинная активность Мира Животных, создающая ряды животных видов, стандартно проживающих свои жизни и уходящих такими же зверями, какими входили в жизнь.
Необходим был качественный скачок.
«Механизм» Вероятности дал импульс к развитию мышления одному из видов животных, до того безмятежно наслаждавшемуся поглощением растительных даров Природы.
Наверное, «дрейф генов» вызвал мутацию, приведшую к незначительному увеличению коры головного мозга.
У животных и раньше было мышление, пользуясь которым они утоляли немногие потребности, необходимые для жизни в Мире Животных.
Появившаяся новая способность, как наркотик, «зацепила»
любознательного зверька, и он принялся мыслить чуть больше обычного.
Всё развивается тренировкой.
И мозг начал увеличиваться.
Любознательное животное менялось и, наконец, «-питеки» стали «-антропами», то есть, возомнили себя людьми.
Первые люди оказались в мире, возникшем задолго до них.
В Мире Животных господствовали рациональность и сила.
Каин убил Авеля.
У истоков Человека мы видим звериные отношения.
Тогда люди гордились происхождением от сильных зверей, свирепо взиравших с их тотемов.
Десятки тысяч лет тянулась тёмная, голодная, холодная предистория человечества.
Первых «-антропов» не в чем упрекнуть: они жили почти так же как остальные звери, не было в них «роскоши» самомнения и нравственности, этого они не могли себе позволить.
Только, может быть, острее чувствовали злую неустроенность звериной жизни, осознаннее страдали и осознаннее причиняли страдания.
Когда «-антропов» стало много, оказалось, что они удивительно различны.
Животные одного вида так не отличаются друг от друга.
Мышление человека избыточно по отношению к его жизни на Земле: после решения простых вопросов, общих с животным миром, человек начинает думать уже не о конкретных задачах, решаемых ежедневно, а о безмерном вечном Мироздании и, как следствие, задумывается о смысле своего существования в Мироздании.
Само существование человека становится вопросом: каким оно должно быть?
Возникает категория нравственности, определяемая «шкалой ценностей», меняющейся со временем при изменении общественных отношений людей.
Меняющийся взгляд на Мироздание и меняющееся понимание человеком
себя создавали духовный мир человека, порождающий религии, науки и искусства, а главное – отношение человека к человеку.
Люди начали отгораживаться от опасного мира.
Начали строить стены, потом - дворцы и храмы.
Сегодня по их остаткам мы удивляемся культурам, в которых жили люди, создавшие их.
В храмах «культурные» люди просили у многочисленных богов помощи в злых делах на Земле. Значительно реже – в добрых.
«Культуры» сменялись «культурами»: носители одних «культур», как звери дикие, уничтожали представителей других «культур».
И сегодня звери тотемов каменного века смотрят с государственных гербов, напоминая, что государство недалеко ушло от своих древних корней.
Может быть, что-то главное не развивается в человеке, и тысячелетия потрачены ни на что?
Ну, не так уж ни на что.
Всё-таки, люди меняются.
Раньше они сами готовы были охотно переубивать друг друга, а теперь государству приходится заставлять их делать это.
За время существования государство проявило характерное свойство животных: по прошествии тысячелетий осталось, в сущности, таким же, как и начиналось.
Социумы унаследовали иерархичную структуру звериной стаи.
Инстинкт самосохранения, переросший в эгоизм, привёл к классовому расслоению общества.
От двух до пяти процентов людей способны активно пользоваться мышлением, остальные покорно следуют за «дудочкой крысолова».
Но, собственно мышления, недостаточно для возникновения человеческих
отношений в обществе.
Мышление, не направляемое нравственностью, само по себе, не создаёт человеческого общества.
В любом социуме, выделялась сравнительно небольшая группа людей с патологически низким уровнем нравственности, позволявшим им
бестрепетно и безбоязненно распоряжаться судьбами следовавших за ними людей.
Характерно, что в этой группе исключительно редко оказываются люди из «двух до пяти процентов» активно пользующихся мышлением.
Жизнь социума пронизывал эгоизм, и люди трансформировали управление (необходимое для совместной деятельности любого коллектива) во власть, монополизировали её и использовали вполне эгоистично.
Поэтому властные структуры, из тысячелетия в тысячелетие, воспроизводят один и тот же тип отношений между людьми в социуме.
Продолжал работать «механизм» Вероятности. Появлялись другие
группы активных безнравственных людей, и внутри социумов шла непрерывная борьба за власть.
Социумы, унаследовавшие архаичные свойства звериной стаи, тоже схватывались друг с другом за место на Земле и ресурсы.
В мире не было ни одного народа, объединённого в государство, который не совершенствовался бы в причинении зла ближним и дальним.
Люди, кто – азартно, кто – покорно, участвовали в этой схватке зверей, в глубине души чувствуя, что всё это им не по душе: Природа, выведшая их из Мира Животных, требовала, чтобы они становились Людьми.
С амвонов церквей духовные пастыри пытались донести до людей требования высокой Природы, которые провозглашались истинами духовного мира.
С кафедр университетов мыслители провозглашали гуманистические принципы общежития людей.
Люди не стремились жить в Царстве Зла, но мир людей жил, словно
вопреки человеческим желаниям.
Естественное великолепие Природы противостояло искусственности человеческих дворцов, среди которых действующая социальная шкала
ценностей, вопреки провозглашённой, оставалась звериной.
Человеку остаётся или принимать её или покинуть общество, которое никак
не может стать человеческим.
Поскольку идти некуда, необходимо создавать человеческое общество.
Чтобы общество, в котором мы оказались, стало человеческим, в нём должна действовать шкала ценностей, по которой главная ценность – человек, несмотря ни на какие отличия людей друг от друга.
Но ценность нельзя просто провозгласить. Человек должен стать такой ценностью и с точки зрения общества и в своих глазах.
Эпоха Возрождения поставила человека в центр общественного внимания.
Вспомнили отношение античности к природе и человеку и провозгласили, что человек, такой, какой есть, вызывает восхищение.
Облагороженные образы человека, сохранённые в скульптурах, на картинах и в поэзии, великолепны.
А вот отношение человека к человеку в эпоху Возрождения было далёким
от гуманистического.
Гуманисты писали трактаты, исполненные глубоким сочувствием к человеку, а вокруг шли религиозные войны, кипела жестокая межклановая резня, пылали костры инквизиции.
Оказалось, что гениально изобразить идеал человека проще, чем хоть немного умерить зверя в реальном человеке.
Природой нельзя не восхищаться, но гуманизм возможен только в обществе людей.
У животного нет цели в жизни.
Оно просто есть
С человеком такое тоже бывает.
Бриллианту придаёт ценность трудоёмкая работа по огранке алмаза.
И с человеком – не проще.
Каждый из нас – уникальное сочетание взаимодействия случайных
материальных и духовных процессов. Иногда – удачное, иногда – нет.
Бессмысленно провозглашать равенство.
Реально, мы не равны ни по здоровью, ни по развитости, ни по воспитанию,
ни по образованию.
Поэтому действует шкала человеческой ценности, по которой оценивается
каждая личность.
Но в Человеческом Обществе эта шкала должна использоваться не для
распределения людей в социуме в зависимости от их социального «веса», а для приложения социумом всех возможных усилий для увеличения «веса»
каждой личности - тем бОльших усилий, чем суровее личность обделена природными данными.
Культура общества должна выполнять эту работу.
Эта культура может быть только гуманистической.
Такой культуры не было вчера, нет её и сегодня.
Если человек сознательно не создаст её завтра, то так и не возникнет Человеческое Общество.
Не состоится и Человек.
А чтобы Человек состоялся, нельзя позволять зверю просыпаться в человеке, и символы сотрудничества должны заменить звериные тотемы на государственных гербах.
В Человеческом Обществе не может быть иной ценности, чем человек, наделённый стремлением понимать и творить, которое должно направляться сочувствием и добротой.
Два – пять процентов людей активно и творчески владеющих мышлением – это характеристика не людей, а негативная характеристика социума, жизнь в котором позволяет проявиться способностям только такого меньшинства, оставляя спящими способности большинства.
Способность общества выявлять в каждой человеческой личности всё большее духовное содержание – единственная основа существования и развития Человека и Человечества.
Человек интересен и ценен своим внутренним содержанием, которым способен делиться со всеми, не оскудевая при этом.
А все остальные «ценности» порождены негуманистическими культурами и превращаются в ничто, если не имеет ценности человек.
Свидетельство о публикации №224051701459
Виктор Гаврилов Степ 04.01.2025 04:30 Заявить о нарушении