19 мая - праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

     Память Иосифа Аримафейского и Никодима Церковь отмечает в один день с памятью Жен Мироносиц — в третье воскресенье по Пасхе.
   
     Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.
     Человек не равен своему окружению. И даже если все люди твоего круга единодушно порицают какого-либо человека или явление, это не значит, что ты тоже обязан его порицать. У человека есть свобода выбора. Об этом напоминают истории Иосифа Аримафейского и Никодима.
     Жены-мироносицы остались до конца свидетелями, верными своему Господу: они были и на Голгофе, когда все ученики разбежались, они были и у гроба, они были среди первых, кто увидел Господа живым.
     А Иосиф с Никодимом скрывали свою веру, скрывали свою надежду. Они эту веру тайно хранили в своем сердце, потому что оба были людьми знатными, известными, членами высшего совета, и боясь мнения своих соработников, знакомых, они приходили к Господу тайно...
      Вот эти - тайно, а эти - явно, и Господь их всех соединяет в сегодняшнем празднике.
      
     Оба они, Иосиф и Никодим, принадлежали к самой влиятельной тогда в Иудее религиозной партии фарисеев. И как все фарисеи, они свято чтили предписания закона. Но при этом абсолютно расходились с большинством фарисеев в оценке личности Иисуса Христа. Почти все их однопартийцы считали Его самозванцем, безосновательно претендовавшим на роль Мессии, и очень раздражались, когда Он нарушал предписание о субботнем покое, в неурочное время исцеляя больных. А Иосиф и Никодим были учениками Христа. Правда, поначалу они это скрывали.
     Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты, чтобы никто его не видел, и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (Ин.3,2-21).
     И Господь Иисус не упрекнул Никодима, не сказал ему: «Что ж ты пришел ко Мне таясь, крадучись ночью?!» Потому что Он видел его сердце и видел, что не всякий человек в состоянии открыто исповедовать свою веру. Да и вера-то была самая малая, как бы самая зачаточная, потому что он пришел Его спросить: «Как жить? Как достигнуть Царства Божия? А Господь сказал, что желающий войти в Царствие Божие непременно должен «родиться свыше» от воды и Духа, то есть принять Крещение (Ин3:3–8). Эти слова - замечательные, важные для всех нас, и мы должны их приложить к себе, потому что Господь и нам говорит: Кто не родился свыше, кто хотя бы однажды не почувствовал себя чадом Божиим, не почувствовал прикосновения благодати Господней, тот еще не вошел в Царство Небесное.
     Родиться снова! Снова обновиться! - какое это счастье, какое это обещание Божественное!
   
     Но все тайное рано или поздно становится явным. Так случилось и с Никодимом: с течением времени ему становилось все сложнее скрывать свое отношение к Иисусу. Во время совещания, на котором фарисеи и первосвященники в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим даже решился вступиться за Него, сказав им прямо в лицо: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Ин.7,51). Но фарисеи не дали ему договорить. У них был железный аргумент: Иисус — галилеянин, а истинный Мессия из Галилеи не приходит; ведь пророчество гласит, что Он должен родиться в иудейском городе Вифлееме. Откуда им было знать, что Иисус родился как раз в Вифлееме?!
     Не знал этого, вероятно, и Никодим. Но для него было важно, что и как проповедовал Иисус —и на словах, и на деле. Такие частности, как происхождение, для него значения не имели. А для большинства фарисеев только они и имели значение.
     Он не сомневался, что Христос — учитель, пришедший от Бога: такие чудеса «никто не может творить, если не будет с ним Бог (Ин3:2). Именно Никодим первым услышал: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
   
     Иосиф Аримафейский был членом синедриона (высшего государственного совета Иудеи), одним из самых высокопоставленных людей в Иерусалиме.
     Иосиф упоминается во всех четырех Евангелиях: он был "добрым и справедливым членом совета, который не участвовал в вынесении смертного приговора Иисусу" (Лк.29, 50-53).
     Мы узнаем о нем, когда евангельская история, казалось бы, уже завершена: Христос испустил дух на Кресте. И в этот момент появляется Иосиф.
      Синедрион, испросив дозволение перебить голени Иисусу и распятым с Ним, назначил тело Иисуса для кладбища повешенных злодеев, чтобы тем вновь всенародно надругаться над Иисусом. Казненных преступников бросали в общую яму, в братскую могилу.
     А Иосиф думал не так. Он решил спасти от посрамления тело великого Учителя Своего: он спешно идет к Пилату и, пользуясь своим положением, просит разрешения забрать тело Иисуса (Мк.15,43). Времени для похорон оставалось совсем мало — солнце садилось, вот-вот должна была наступить пасхальная суббота, когда всякий труд категорически запрещен.
     Синедрион употребил столько труда, чтобы опозорить Иисуса во мнении народа, и вдруг два члена Синедриона, Иосиф и Никодим, уважаемые в целом народе и по богатству, и по знанию, и по личным достоинствам, снимают с креста своими руками тело Иисуса, умащивают его благовониями, обертывают пеленами (как это было принято у иудеев) и хоронят в пещере, которую Иосиф приобрел для себя самого. Хорошо, что пещера была совсем рядом с местом казни.
   
     Удивительно, какая перемена в Иосифе! Как он решился на такой открытый, смелый поступок? Пока Иисус был жив и окружен был славою Чудотворца и дивного Учителя, Иосиф опасался быть открытым почитателем Его.
     Теперь, когда Иисус умер на кресте, Иосиф, член Синедриона, явился на виду всех почитателем Иисуса. Сколько надо было смелости и твердости, чтобы отважиться на то, что позволил себе Иосиф! Он является к Пилату с просьбой позволить ему погрести Распятого. К Пилату явился один Иосиф, потому что ему принадлежала пещера, где хотели погребать Иисуса. Он приготовил эту пещеру в своем саду для себя. Как богатый израильтянин, он устроил ее в лучшем виде. Пещера была новая и высечена была в скале, в которой еще никто не был положен и рядом от места распятия Спасителя. Любовь и уважение к Иисусу Христу положили Иисуса в этой пещере как почетного Мертвеца, тогда как злоба хотела насмеяться и над святыми останками Его. Так с точностью исполнились слова пророка Исайи о том, что Христу назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис 53:9).
     Иосиф не допустил, чтобы тело Иисуса исчезло (ведь римские солдаты вполне могли его просто сжечь). И благодаря ему о Воскресении Христовом смог узнать весь мир. Сыграла свою роль и плащаница — широкая ткань, купленная Иосифом и послужившая погребальной пеленой. Знаменитая Туринская плащаница с отпечатавшимся на ней изображением — не что иное, как та самая пелена.
     Тогда за веру во Христа и апостольскую проповедь синедрион изгнал Иосифа и Никодима из собрания и подверглись их жесточайшим гонениям. из пределов Иудейских.
     Иосиф был исключен из Синедриона и приговорен к побиению камнями. Спасаясь от преследования иудеев, Иосиф оказался вместе с Лазарем, Марией Магдалиной, Марфой,  ее служанкой Маркелой и учеником Максимом в Марселе, а затем переправился в Британию, где мирно скончался.
     И Никодиму тоже пришлось скрываться до самой смерти. Никодим был изгнан из Иудеи и впоследствии похоронен рядом с христианским первомучеником Стефаном.

     «Сегодняшний праздник говорит об особенных временах, - говорит в своей проповеди протоиерей Александр Шаргунов. — Это не только воспоминание о святом праведном Иосифе Аримафейском и святом праведном Никодиме, которые, когда все ученики, испугавшись, разбежались, явили свое величие. Когда иудеи - лютые волки - поразив Пастыря, готовы были наброситься на овец, эти два человека отринули всякий страх и исповедовали свою веру во Христа, уже как будто бы побежденного.
     То же самое и жены-мироносицы. Когда все у нас благополучно, когда Бог дает нам все необходимое, - нам нетрудно быть с Ним. Другое дело, когда приходят гонения на Церковь. Тогда, как показала жизнь, половина верующих, и больше половины, перестают быть верными Господу. Когда Господь дает благодать, для нас исполнять Его заповеди - легко и радостно. В раю человек, казалось бы, мог быть послушным Господу, отдавая Ему свою верность и любовь. Но первая женщина не устояла и в благодати, а святые жены-мироносицы там, где совершилось самое величайшее преступление в истории рода человеческого, среди полного торжества зла, являют верность Господу. Тогда все оставили Его, и в этой оставленности Он показал, какого ужаса может достигать жизнь на земле в состоянии оставленности Богом.
      
     Задумаемся об этом сегодня, потому что последние времена приближаются. Так Божия Матерь, как мы слышим на Страстной седмице, исповедует верность Своему Божественному Сыну: «Аще и распятие терпиши, Ты еси Сын Мой и Бог Мой».
     Наступает такое время, когда все будут испытаны на верность Господу. Не это ли произошло в 1917 году, когда, как говорит святитель Иоанн (Максимович) - святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский - все ничтожное, мерзкое, подлое, грешное, что есть в душе человека, было вызвано против Царя-Помазанника как хранителя Православия, и против России. И сегодня мы наблюдаем, как все самое мерзкое, гнусное и растленное поднимается против Церкви Христовой - не только в открытых кощунствах против Церкви и Бога, но и в открытом предпочтении зла.
     Многие люди видят сегодня растление и не воспринимают его. О чем это говорит? Только об одном-единственном: что они уже побеждены злом, и зло господствует над ними. Кажется, сатана занял в сегодняшнем мире все главные позиции.
     Наступает агония зла, агония врагов Христовых, когда они способны, прикрываясь порой даже христианским именем, пойти на уничтожение самой жизни. И мы видим сегодня, как эта война все более разгорается. Она давно уже идет, так называемая «третья мировая война» - против Православия, против тех, кто исповедует Христа. Да и против самой жизни.
     Эта война будет продолжаться, как говорит Святая Церковь, до воскресения мертвых. Она будет углубляться, достигая таких масштабов, что все, кто не захотят подчиниться зверю, должны будут уйти в катакомбы, и там явить такое новое сопротивление злу, такую новую верность Господу, какую явили первые, самые верные Его ученики и жены-мироносицы. Это - первая любовь, о которой говорит Откровение Церкви, и которую мы не должны забывать никогда и всегда хранить. Это та благодать, которая дается человеку за верность Христу в самых скорбных и отчаянных обстоятельствах.
   
     Мы видим, как первые из людей, услышавшие весть о Воскресении Христовом, бегут с трепетом и страхом от гроба Господня. На небе это с ними было или на земле? Что они услышали, и какую весть они приняли? Можно ли представить в каком-либо воображении то, что было им сказано, или увидеть в какой-нибудь фантазии то, что они увидели? Но это было самой высшей и единственной реальностью, какая только существует на свете. Это была победа над смертью, это было Воскресение Христово, которое принадлежит всем, верным Ему.
     Дай нам Господь научиться такой верности и любви, и понимать, что только здесь единственный смысл нашей жизни. В том, чтобы и нам стать вестниками Воскресения и славы Божией всему миру, и привести других к воскресшему Господу, ко спасению.
     ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС! Аминь".

     Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2:
     Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.
     Перевод: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

     Ин тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2:
     Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове, закрыв, положи; но тридневен воскресл еси, Господи, подаяй мирови велию милость.
     Перевод: Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.

     Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2:
     Радоватися мироносицам повелел еси, плач праматере Евы утолил еси Воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.
     Перевод: «Радуйтесь», - мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»

     Величание
     Величаем вас, праведные Иосиф и Никодим, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

     Святые праведные Иосиф и Никодим, молите Бога о нас.





Источник
https://foma.ru/iosif-arimafeyskiy-nikodim-
farisei-vyibravshie-hrista.html2 мая 1988 г.
http://moral.ru/propoved/06_ned3_Pash.htm
http://alexandrmen.ru/propoved/index.html#b10
https://dommil.com/articles/razgovor_so_svyatshennikom/696/
https://azbyka.ru/days/2023-04-30


Рецензии