Греческая православная церковь Св. Димитрия. Ч. 3

               
          Поездка с друзьями в Православный монастырь Святой Варвары

Когда в 2021 году эпидемия ковида пошла на спад, я решила поискать в Камарилло русскоязычных людей. Я была уверена, что найду их в Греческой православной церкви, и не ошиблась. Первым человеком, с которым я там познакомилась, была Шери, высокая, красивая женщина, имеющая исландские корни. К ней-то я и обратилась с просьбой познакомить меня с русскоязычными прихожанами. Такими оказались Кристина и её муж. Ко времени нашего знакомства в их семье уже было трое детей. Два старших ребёнка – девочки, а третий, новорождённый, – мальчик.

Кристина приехала в США из Молдовы и уже через год хорошо говорила по-английски. Она прекрасно, без какого-либо акцента говорила по-русски, хотя на родине со своими родственниками и друзьями общалась на румынском. Я несказанно удивилась этому обстоятельству, поскольку полагала, что молдаване общаются между собой на молдавском языке. Однако оказалось, что согласно решению Конституционного суда Республики Молдова 2013 года и закону о языках 2022 года, государственный язык переименован, и термин «молдавский язык» заменён на «румынский язык» во всём законодательстве республики.

Я подружилась и с Шери, и с Кристиной, несмотря на большую разницу в возрасте. Позже Шери пригласила меня на своё крещение, и я была свидетелем, как зимой она, одетая лишь в лёгкое белое одеяние, полностью, с головой погружалась в ванну. Стоит отметить, что раньше Шери была буддисткой, но в конце концов решила, что православие ей ближе. В этой связи мне вспоминается крещение в московской церкви Сергия Радонежского в середине 90-х годов. Тогда проводилась кампания по бесплатному крещению для всех желающих. Во время процедуры крещения батюшка лил воду только на голову, погружения в ванну не было. Всем прошедшим этот обряд были выданы свидетельства о крещении.
 
В ноябре 2021 года стало известно, что монахини Православного монастыря Святой Варвары приглашают прихожан Греческой православной церкви Камарилло вместе отметить День Святой Варвары. Когда Шери сообщила мне об этом, я изъявила желание присоединиться к ней в этой поездке. Поскольку в монастыре мало парковочных мест, то выехать предполагалось рано, чтобы суметь припарковать машину вблизи монастыря, который расположен недалеко от города Санта-Паула. Туда сейчас и лежал наш путь. Машину вёл Скотт, муж Шери, а я, сидя на заднем сиденье, любовалась мелькавшими за окнами живописными видами.

Сначала мы ехали по автомагистрали 126, а потом, проехав через город Санта-Паула, свернули на Охай Роуд. Монастырь находится в четверти мили от входа в колледж Фомы Аквинского. Миновав его, Скотт припарковал машину, и по узкому мостику над весело журчавшей горной речкой мы прошли на территорию монастыря. До начала службы оставалось ещё довольно много времени, и мы отправились знакомиться с территорией монастыря и его достопримечательностями.

Монастырь расположен на живописных холмах, и нам казалось, что мы очутились в каком-то сказочном месте, настолько очаровательным был пейзаж, открывшийся нашим глазам. Красивый ландшафт на территории самого монастыря, а вдали, среди зелени, был виден купол церкви колледжа Фомы Аквинского. Мы с интересом рассматривали небольшую, с необычной архитектурой церковь, жилые помещения монахинь, миниатюрную звонницу с пятью колоколами разных размеров, скульптуру динозавра (невесть откуда здесь взявшуюся), посевы лаванды. На самом большом колоколе было написано: «Бог с тобой». Потом мы заглянули в пока ещё пустующую церковь и поразились красотой её иконостаса и росписью купола.

Мне было весьма интересно узнать историю монастыря, а также является ли монастырь Святой Варвары частью Русской православной церкви за границей. Как я выяснила, в ноябре 1946 года Северо-Американская митрополия окончательно отделилась от Архиерейского Синода Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Многие клирики и миряне этого не приняли, поэтому в настоящее время существуют параллельные епархии: одна находится в подчинении РПЦЗ, другая — Северо-Американской митрополии.

Православный монастырь Святой Варвары, посвящённый великомученице Варваре Гелиопольской, — это женская монашеская община в Западной епархии Православной Церкви в Америке под руководством архиепископа Сан-Францисского и Западного Вениамина. Настоятельницей монастыря является игуменья Виктория Шнурер.

Монастырь Святой Варвары был основан в 1992 году по благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Сан-Францисского и Западного.  Первоначально он находился в Санта-Барбаре, затем в Голете, расположенном севернее Санта-Барбары. Позже монастырь приобрёл значительную собственность в горах недалеко от Санта-Паулы и переехал туда в 2005 году. В новом месте община быстро расширилась до шестнадцати членов. Однако, когда были введены в действие правила зонирования округа, запрещающие использование трейлеров, в которых временно размещались несколько сестер, десять сестер были вынуждены переехать в Свято-Успенский монастырь в Калистоге, Калифорния.

В настоящее время в монастыре святой Варвары проживают шесть сестер. Они занимаются воссозданием монастырского комплекса, включая строительство нового храма. В часовне монастыря находятся мощи покровительницы монастыря великомученицы Варвары, взятые из главных мощей, находящихся в Киеве, а также мощи святой Анны, матери Богородицы и многие другие. Ежедневные будничные богослужения монахинь проводятся на английском языке в монастырском храме, посвященном святому Евгению, и состоят из утрени, шестого часа, вечерни и повечерия. По воскресеньям и большим праздникам Божественную литургию в монастырском храме совершает протоиерей Иуда Лепин.

Монахини владеют небольшим монастырским книжным и сувенирным магазином, включая интернет-магазин по продаже православных книг и других православных товаров, местного мёда и лавандовых изделий. Сестры выращивают, собирают и продают лаванду, а также производят продукцию из лаванды - ароматные спреи, бальзамы для губ и другие продукты. Они также продают деревянные гробы, изготовленные православным мастером по дереву.
 
Наконец, наступило время праздничного богослужения. Мы вошли в монастырский храм. Он уже был заполнен людьми. Присутствовавшие на праздничном богослужении с нетерпением ждали появления приехавшего специально для празднования Дня Святой Варвары архиепископа Вениамина, который накануне, 3 декабря, возглавил всенощное бдение, а сейчас должен был провести Божественную литургию. Во время литургии архиепископу сослужили восемь священников: преподобный Лоуренс Рассел из Свято-Благовещенского храма в Санта-Марии, преподобный Патрик О'Грэйди из храма св. Петра в Помоне, владыка Николас Шпайер, владыка Джон Финли и преподобный Симеон Халселл из церкви Св. Афанасия в Санта-Барбаре, преподобный Джон Робинсон из церкви Св. Германа в Окснарде, преподобный Юсуф Рассам из церкви Св. Иннокентия в Тарзане и преподобный Флорин Ифтоде из церкви Св. Анны в Помоне.
 
Литургия прошла в торжественной обстановке, одеяния священнослужителей поразили меня разнообразием расцветок и религиозных символов. Богослужение проходило при музыкальном сопровождении церковного хора, состоявшим из монахинь и приезжих певцов, которым дирижировала матушка Виктория. В соответствии с канонами православия хор исполнял духовные произведение в стиле русского песнопения — акапелло.

На празднике не остались без внимания и дети. Отец Николас Шпайер собрал всех их присутствовавших на празднике и рассказал им историю святой Варвары. Святая Варвара является одной из первых святых Православной Христианской Церкви. Ее праздник приходится на 4 декабря каждого года. Святая Варвара, также известная как Варвара Великомученица, жила во времена гонений христиан со стороны Римской империи. Варвара родилась в местечке Гелиополис, которое во времена императора Максимиана находилось в Финикии. Её отец Диоскор был известным идолопоклонником, поэтому, приняв христианство, Варвара практиковала его втайне от семьи. Узнав о её религиозных убеждениях, отец собственноручно обезглавил её. Так в 290 году н. э. Варвара стала великомученицей. По окончании беседы детям были розданы подарки в честь святой Варвары.

После Литургии Богдан Попеску и его супруга Кимми из Лос-Анджелеса предложили всем присутствующим праздничную трапезу. Мы по достоинству оценили шикарный бесплатный обед с обилием напитков, завершившийся десертом. За нашим столом   на открытом воздухе сидели несколько человек из Греческой православной церкви. Я оказалась рядом с Кристиной. Заметив, что она была очень грустной, я поинтересовалась, чем вызвано её состояние. Оказалось, что она только что получила известие смерти в Молдове своей мамы и очень горевала по этому поводу. Я, как могла, успокаивала её.
 
Потом она стала кормить своего грудничка, а я разговорилась с молодым человеком, которого во время службы видела возле архиепископа. Оказалось, что он из России и является крестником архиепископа, а сейчас сопровождает его в поездке по приходам Западной епархии Православной Церкви в Америке.

Настало время покинуть гостеприимный монастырь, а мы всё продолжали разговаривать. К нам подошёл архиепископ и поторопил своего молодого друга завершить беседу. Молодой человек представил меня архиепископу и сообщил ему, что я собираюсь написать очерк о праздновании Дня Святой Варвары. На это Его Преосвященство с иронией отозвался, что он надеется, что я не напишу о нём ничего плохого. При этих словах я засмеялась и совершенно непроизвольно поцеловала ему руку. Такое случилось со мной впервые в жизни. Вряд ли когда-либо ещё в моей жизни состоится ещё одна встреча с самим архиепископом!

Все мы находились под большим впечатлением от увиденного и услышанного. Спустя дней десять я получила от Шери письмо, в котором она ещё раз подтвердила, что в этой поездке мы очень интересно провели время. Она также пожелала мне счастливого Рождества и Нового, 2022 года.


Рецензии
Здравствуйте, Алла.
Насыщенный рассказ.
Я вообще не знал, что такая Святая есть - Варвара.
Вы так все красочно описываете.
А вот интерес Ваш понятен. Когда община маленькая, все на виду, все стремятся познакомиться , провести вместе время.
То ли дело у нас, сотни тысяч русскоязычных, почти у каждого свои интересы.
А Ваши репортажи мне очень нравятся.
С Уважением,

Геннадий Стальнич   28.05.2024 19:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Геннадий! А я долгое время не подозревала, что известный всем гражданам СССР по знаменитому американскому киносериалу последней четверти XX века город Санта-Барбара - это город Святой Варвары.
Когда я приезжаю в ЛА в так называемый "русский магазин" за продуктами, то каждый раз с удивлением обнаруживаю, что здесь все говорят по-русски. Мне это непривычно.
Спасибо.
С уважением,

Алла Валько   29.05.2024 00:43   Заявить о нарушении
Чарт возьми, Алла.
Я только сейчас сообразил, что Барбара - это английский вариант имени Варвара)))).

Геннадий Стальнич   29.05.2024 03:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.