12. Легенда о голубой небесной стране

 «… Я пришёл из другого мира; не в земном мире началось моё бытие; прежде этого я был явлен в мире духовном; моё первоначальное состояние иное, чем на земле; я принадлежу Агурамазде, а не Ариману; я – человек».

                «Книга Советов» Зороастра

                По словам старца, представителя одной из самых старейших религиозных общин мира:

«В то время, когда ещё не образовалась Земля и другие материальные миры, на которых после появилась жизнь во всех её безконечно разнообразных формах, областью, соответствовавшей Земле, была «Голубая Страна среди Заоблачных Гор», как поэтически называют её предания.

Эта «Голубая Страна» ныне сделалась только «Страной Сна». Она остаётся доступной для некоторых людей и сейчас, но только не все обладают для этого необходимой душевной чистотой. Изредка во время особого, благодатно посылаемого им сна, спящие видят в сновидении эту Страну, освещённую голубым светом.

Во время подобного сновидения душа сразу узнаёт свою прежнюю родину, вспоминает прошлое, и если бы не притяжение Земли, она и не вернулась бы назад из этого священного путешествия.

Только очень немногие души могут в сновидении участвовать в жизни «Голубой Страны» – такие уносят оттуда вдохновение и смутную память.

Некоторые видят во сне только вход в «Голубую Страну» - уходящий под землю коридор или пещеру. Такие люди при пробуждении вспоминают особый, неизвестно откуда идущий свет, но источник света остаётся для них непонятным.

Однако в безпамятстве или в состоянии глубокого сна, того сна, о котором при пробуждении мы ничего не помним, люди бывают в «Голубой Стране» чаще, чем думают, и, мы, таким образом, являемся жителями и того, и этого мира.

Я не знаю, с чем мне сравнивать изумительные по красоте пейзажи «Голубой Страны», но если вы, хоть раз испытали во сне нечто подобное, вы поймёте меня без слов, хотя, может быть, будете удивлены, если я скажу, что именно там началась жизнь тех существ, которые стали потом земным человечеством.

Картины христианского и мусульманского рая, также попытки некоторых поэтов изобразить небесное блаженство, быть может, навеяны древней памятью. Но, с другой стороны, ад, который так образно описывают предания всех народов, не есть ли также память о «падении» - о схождении душ в материю, в которой и заключается тот ненасытный огонь, целую вечность опаляющий всех, живущих страстями.

 Плотность или разрежённость материи – слова, за которыми стоит лишь наше относительное, человеческое восприятие. В физической вселенной существуют такие сгущённые миры, по сравнению с которыми плотность земной материи является весьма незначительной.

(Так называемые карликовые звёзды, например, отличаются сжатостью частиц материи, как звезда А.С. 70 – 8247. Наперсток, сделанный из этой материи весил бы там 36 тонн. Легко представить себе, как бы чувствовал себя предполагаемый тамошний житель на земле.)

В иных состояниях и соединениях материи, в «других мирах» органы живых существ так же приспособлены к окружающей их среде, как здесь – наши. Подобно нам они тоже заблуждаются относительно своей способности воспринимать  «действительное состояние вещей» и смотрят на весь мир так же, как  и мы, только со своей собственной точки зрения.

Реальность и нереальность! В каждом мире обитающие там существа считают «существующим»  только свой мир, а всё лежащее за пределами их способности воспринимать кажется им (так  же, как и нам) несуществующим или  «отвлечённым».

Всякий раз, когда я смотрю на звёздное небо, я спрашиваю себя: «Что это такое? Какая  безконечная цепь небесных светил, сколько их есть ещё за пределом доступного зрению?» Звезды, планеты и солнца видимой вселенной, то есть весь наш физический Космос, составляют лишь малую часть всего созданного Богом. За пределами физической вселенной открывается другая, гораздо большая вселенная, которую западные люди называют «Астральным планом», а мы, согласно нашей традиции, принимаем во внимание субстанцию, из которой эта вселенная состоит, называем «Душевно-энергетический план». Есть затем ещё более тонкое состояние – «Мысленный мир», по отношению к которому «Душевно –энергетический план» является столь же грубым и плотным, как по отношению к нему самому наша «физическая материя».

Словами нашего ограниченного языка невозможно правильно описать устройство всех этих высших миров, тем более что над «Мысленным миром» находятся неизречённые области Духовного плана, на котором из людей пребывают только святые.

Некогда человек стоял выше ангелов и так же, как они, должен был принимать и распространять во вселенной веленья Божественной Воли. Он был поставлен воистину в центре жизни, в «райском саду», среди неописуемой красоты «Голубой Страны», которая была тогда ещё «Страной Сна».

Странно теперь произносить такие слова, настолько они для нас лишены значения!

Самые высшие ангелы завидовали ему, а Человек постепенно сосредотачивался на себе самом и забывал Бога.

Агурамазда знал это. Прежде чем Он сотворил Вселенную, Он предвидел будущее нарушение законов распространения света. Он знал, что временное отпадение приведёт к полному совершенству сознания того, кто сиял в голубом раю отражённым светом.

Испытание и горести дольной жизни, опыт и победа, которую в конце пути человек одерживает над самим собою, есть самая драгоценная тайна, открывающая двери в Духовный мир.

Исполнив эту задачу, человек становиться присутствием Бога в мире. 

- Вечное – вне времени, - возразите вы.

«Для Бога нет прошедшего, настоящего и будущего, есть лишь одно неразрушимое вечное мгновение».

                Как понять вечное? То, что неизменно, то есть существует без начала и конца. Права ли я?

«Сколько бы ни протекло времени, с нашей точки зрения, - от сотворения мира до Страшного Суда, - всё это лишь капля, упавшая в океан вечности.

К чему же божественная игра в творчество и разрушение миров … чередование «дней» и «ночей», когда Абсолют излучает из Себя, а потом вновь вбирает очередную «проявленную вселенную» для того только, чтобы затем вновь начать вечное кружение, вечную смену, вечную иллюзию?

Какой бы длинной ни была очередная пьеса жизни, «Манифестации» с началом, развитием действия и неизбежным концом, она всегда нам покажется самой короткой, а для Бога – кто знает – может быть, каждый раз её и вовсе не было?

Подобные вопросы, начиная с глубокой древности, занимали умы людей.

В поэтических образах каждый народ изображал эту мировую трагедию по-своему.

В каждой вере – своё решение, а нынешний век дошёл до того, что все предания, и Запада, и Востока, объявлены детскими сказками.

Люди хотят разрешить загадку жизни, изучая строение вещества, исследуя развитие животного и растительного царства. О духе, организующем плоть, они совсем забыли и думают, что наша жизнь окончательно прекращается, когда погибает всемогущий и всезнающий мозг.

Не всё равно, что они думают?

Но может ли настоящий человек – Фраваши – действительно стать мёртвым – вот вопрос».

«Зороастрианская мистика приписывает человеческой природе тройной состав: материальный, энергетический и духовный – тело, душу и дух. Духовные начала человека – душа и дух, которые были созданы первыми, не подлежат смерти. Во время рождения они соединяются с физическими элементами и отделяются от них, когда наступает смерть.

Из духовных начал человека главные – это «Урван» (душа) и «Фраваши» (дух) с их многочисленными подразделениями, как, например, «Манас» (разум) и «Бодха» (сознание). Физическое тело  - «Тану» - для души и духа подобно инструменту, которыми работает ремесленник. Они пользуются им, как всадник пользуется лошадью». (Мазани Р. П. «Зороастризм – религия добродетельной жизни». Париж, 1939 г.)

Источник информации книга Ю. Терапиано «Маздеизм» (стр. 23).


Рецензии