Эксперимент над студентами продолжается

Министр науки и образования, то есть того, к чему он имеет минимальное отношение, ввел новый эксперимент над образованием.
Спасибо, что не над наукой!

В чем суть? А вот в чем.

Самое плохое, что есть в Болонской системе - не то, что образование разбито на две ступени - бакалавр и магистр, а то, что эти ступени не состыкованы как полагается!

Объясняю доходчиво.

ПЕРВАЯ ДИЧЬ.

Учится человек в бакалавриате на специалиста по одной специальности.
Потом он имеет право с этим дипломом поступать в магистратуру и учиться по другой специальности.

Что получится в итоге? Четыре года его обучали одной специальности, два года после этого его обучали ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ по другой специальности. А БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ по этой другой специальности ему НИКТО НЕ ДАВАЛ!

Вот ведь в чём проблема!

А этот специалист формально равен тому, который и бакалавриат и магистратуру заканчивал по одной и той же специальности!

Лакуны в образовании никто НЕ ОБЯЗАН восполнять.
Образовательная организация, реализующая подготовку в магистратуре, НЕ НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за знания студента в бакалавриате.

ВТОРАЯ ДИЧЬ - следствие первой. 

Стандарты по обучению в бакалавриате содержат ВДВОЕ БОЛЬШЕ компетенций, которыми должен обладать выпускник, нежели стандарты по обучению в магистратуре.

С точки зрения НЕПРОФЕССИОНАЛОВ, которые эти стандарты разрабатывали, всё ЯКОБЫ ЛОГИЧНО.

Действительно, за два года можно обучить меньшему, дать меньше знаний, нежели за четыре года!

Но ЛОГИКА СТРАДАЕТ!

Ведь магистр - более высокая ступень!

А получается так, что по закону магистр не обязан знать и уметь столь много, сколько бакалавр!

То есть берём бакалавра, учим его два года и делаем из него ХУДШЕГО специалиста, чем он был!

А наш министр науки и образования этого НЕ ПОНИМАЕТ.

Судите сами, что он предложил.

Во-первых, изменить названия. Бакалавриат теперь назвать "Базовым образованием", а магистратуру назвать "Специальным образованием".
ОЧЕНЬ УМНО! Конечно, если изменить название, то сразу всё улучшится, не так ли?
НЕ ТАК!

А если учесть, что имеется так называемый "специалитет", то есть нечто чуть больше чем бакалавриат, тогда как будут кадровики отличать "специалитет" от "специального образования"? Ведь звучит ОЧЕНЬ ПОХОЖЕ!

Даже мне, опытному кадровику, надо напрячь мозги, чтобы не запутаться.

Во-вторых, было всё понятно: бакалавр 4 года, специалист (по-старому инженер) - 5 лет, магистр - два ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ года на базе бакалавриата или специалитета.

Теперь всё ЗАПУТАНО. БАЗОВОЕ (взамен бакалавриата и специалитета) будет от ЧЕТЫРЕХ до ШЕСТИ лет.
Что за разброс? С какой стати и почему?
Это называется новым стандартом? Я бы назвал другим словом, непечатным.
А магистратура - от ОДНОГО года ДО ТРЕХ.

Слушайте, магистратура в один год бывает лишь в странах, где в школе учатся 12 лет. То есть они там понимают, что когда-то надо сказать: "Хватит уже учиться, иди работай!"

Магистратуры в 3 года не бывает нигде в мире!

Теперь смотрите, что получается.

Кто-то может обучаться 4 года чтобы получить диплом "базового образования", потом ещё один год в магистратуре, и пожалуйста - за пять лет магистр!

Кто-то может обучаться в "базовом" 6 лет и потом ещё 3 года в "специальном" итого, чтобы стать магистром (специалистом) - 9 лет!

Нам предлагают уравнять 6 лет и 9 лет в дипломах, считать это идентичными уровнями образования?
Или как?

А еще ведь возможно обучение в аспирантуре, там сейчас 4 года.

Человек может учиться 13 лет, так и не работая.

Объясните министру, что для устранения недостатков системы надо ПОНЯТЬ ЭТИ НЕДОСТАТКИ, и устранять именно ИХ, а не выдумывать новые названия, полагая, что это решит проблему!

Достаточно (и НЕОБХОДИМО) было бы ЗАПРЕТИТЬ обучение в магистратуре для тех, кто не окончил бакалавриат по ЭТОЙ ЖЕ специальности или хотя бы по этой же укрупнённой группе специальностей (УГС). И в этом случае и на этом основании НАСИЛЬНО ВПИСАТЬ В СТАНДАРТЫ для магистратуры подтверждение квалификаций бакалавра по этой же самой специальности!

ЭТОГО ДОСТАТОЧНО БЫЛО БЫ.

То есть образовательная организация, выдающая диплом магистра, должна была бы на входе проверить компетенции поступающего по программе бакалавриата, а в случае, если они недостаточны, организовать дополнительные курсы для таких слушателей, восполняющие эти знания которые почему-то были не получены или забылись. ЛИБО НЕ ПРИНИМАТЬ таких студентов в данную магистратуру.

ВЕДЬ ВСЕ ТАК ПРОСТО!

У нас вообще в руководстве системой высшего образования никто не умеет думать в направлении улучшения качества высшего образования?

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Единственным преимуществом - но очень ВАЖНЫМ преимуществом - внедрения болонской системы в России была ВОЗМОЖНОСТЬ обучения у нас в стране иностранных студентов.

И надо ПОМНИТЬ, что слово "иностранный" пока ещё не стало синонимом слова "вражеский".

Есть ещё ДРУЖЕСТВЕННЫЕ СТРАНЫ - Китай, Монголия, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Вьетнам, Куба... МНОГО!

Во всяком случае, достаточно иметь в виду те, которые я уже назвал.

Абитуриенты из этих стран МОГЛИ ПОКА ЕЩЁ обучаться у нас в России и получать наши дипломы. Также наши студенты могли обучаться у них в их университетах.

Эти дипломы ПРИЗНАВАЛИСЬ обеими сторонами.

Сейчас господин министр начал эксперимент по разрушению этой системы в отдельно взятых университетах Москвы, Санкт-Петербурга и ... Томска!

Что будем выдавать на выходе?

Аттестат "Специалист томских наук"?
"Базовый специалист московских наук"?
"Магистр санкт-петербургских наук"?

Давайте тогда и систему аспирантуры также реформируем и добьем окончательно, пусть будут кандидаты Томских наук, доктора Московских наук, PhD Санкт-Петербургских наук?

Кстати термин "Доктор Томских наук" я уже встречал ранее. Но то было только шуткой, теперь, кажется "мы рождены, чтоб шутку сделать былью"?

Кстати, PhD наук Высшей школы экономики, кажется, уже имеется?
Вперёд! От плохого к худшему в полном соответствии с целями и компетенциями министра всего этого дела.


Рецензии