Ч. 2. Гл. 8. Церковь

Как могло случиться, что между материальными реликвиями трех мировых монотеистических религий (поклоняющихся, кстати, одному и тому же Б-гу) оказались камни-близнецы, Диоскуры – образы эллинистического язычества? 
На самом деле, вся эллинская мифология, т. е. наиболее структурированная языческая система, описывается тремя стихами книги Бытия.
«И было, когда люди начали умножаться на земле, и дочери родились у них. И увидели сыны великих дочерей человеческих, что красивы они, и брали себе жен, каких выбирали.» (Бытие 6:1-6:2) «Исполины были на земле в то время, и после того, как сыны великих стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им: это герои, издревле люди знаменитые.» (Бытие 6:4).
Последние слова, впрочем, можно перевести и как «имена которых будут помнить во век». Возможны также варианты и при переводе других слов этих, пожалуй, самых странных и загадочных стихов Торы (Пятикнижия Моисея). Так, «исполины» - традиционный перевод древнееврейского «нефалим», которое является однокоренным со словами «падшие» (ангелы?) или «упавшие» (пришельцы?). И уж совсем странные метаморфозы происходят со словосочетанием «бней hаэлоhим» - «сыны великих»: первое слово в этом сочетании – действительно грамматическая форма принадлежности (смихут) от слова «баним» - «сыны», но второе отличается от ивритского «элоhим» - «Бог» только определенным артиклем, в то же время «элоhим» - грамматическая форма множественного числа, без определенного артикля обозначает континуум – бесконечность могущества Бога единого. Определенный артикль превращает этот континуум в счетное множество. Таким образом, «hаэлоhим» может означать только «боги». Так о ком же идет речь? Кто они, боги, от которых земные женщины понесли героев, чьи имена – Тезей, Персей, Геракл, Полидевк – мы помним до сего дня? И не о них ли слышал от дедушки Ноаха (Ноя), завораживающие рассказы внук его, Гомер.
«А вот родословная сынов Ноаха: Шейма, Хама и Йэфэта. У них родились дети после потопа. Сыны Йефета: Гомер и Магог ...» (Бытие. 10:1-10:2)
Т. е. книга Бытия, канонизированная всеми тремя мировыми монотеистическими религиями, не только не отрицает, но напротив, подтверждает сюжетную, событийную основу древнегреческих мифов и даже существование богов! А значит феномен монотеизма не в отрицании СУЩЕСТВОВАНИЯ иных богов. Все гораздо сложнее и драматичнее. Этот феномен – в отрицании их ЕДИНСТВА с Создателем, т. е. ИСТИНОСТИ ВЕРЫ в них. Свобода выбора! Но какова ее цена?
«И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время. И пожалел Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю человека, которого Я сотворил с лица земли...» (Бытие. 6:5-6:7).
Таким образом, речь идет о выборе между Добром и Злом, при этом выбор человека не предрешит исход их противостояния, он предрешит его, человека, СУДЬБУ.
- ...Что и является предметом изучения нашего института. – Задумчиво произнес Алексей. – Ведь речь идет о разнице лишь в маленький «определенный артикль», т. е. делая выбор, человек даже не всегда осознает, что именно он выбирает. И тут ему на помощь приходим мы – умные энергичные ребята из «Института Судьбы», как из компании компьютерного сервиса: «Техника вызывали? Вам как, судьбу подправить или так морду набить?». 
- Какой-то «висельный» у тебя в последнее время юмор, право. – Пробормотал Ираклий. – Видишь ли, твой «пятый постулат» размыкает систему аксиом, делая ее противоречивой. В такой системе аксиом, согласно тому же Геделю, можно доказать все, что угодно. А это лишает смысла нашу работу, превращая процесс поиска истины в субъективистское самоутверждение за деньги налогоплательщиков. «Мир таков, каким мы его себе представляем». Смысл теряет само понятие «ИСТИНА». Мы можем лишь идентифицировать «НЕИСТИНУ», т. е. выявить неадекватность того или иного субъективного представления, сталкивая его со своим антиподом, своей противоположностью – «доказательство от противного». Меня сильно «напрягает» твой рассказ о встрече в Дормиционском Аббатстве.

Церковь успения Богородицы или Успенский собор, Дормиционское аббатство – суть названия одной из не только самых красивых, но и самых загадочных церквей Иерусалима. По одной из версий именно здесь обрела покой душа Матери Спасителя. Аутентичность места не только никто не доказывал, но напротив – историки и экскурсоводы охотно называют еще как минимум три версии, объявляющие местом смерти и захоронения Девы Марии турецкий Эфес, галилейскую Ципори и подножие Масличной горы. В своем нынешнем виде церковь существует с 1910 года, однако ее архитектура никак не соответствует христианской традиции: задуманная как модель каролингского собора Aix la-Chapel, она скорее напоминает языческий римский Пантеон. Полна противоречий и этимология ее названия. Считается, что название церкви происходит от латинского корня «дорм» - спальня, усыпальница, однако «дор ми цион» в переводе с древнееврейского, дословно означает «поколение из Сиона». А очевидный культ женского начала в оформлении крипты скорее вызывает ассоциацию с масонами, кстати говоря (как уже упоминалось), широко пользовавшимися ивритом в своей культовой терминологии. Многочисленные и весьма щедрые дары различных католических конфессий, казалось бы, лишают подобные ассоциации какого бы то ни было смысла, но разве не так проявляет себя энтропийная воронка, не «заставляющая», но «приводящая» к результату, никак не зависящему от первоначального замысла авторов? И наконец, именно здесь, по преданию, были спрятаны храмовые сокровища после разрушения Первого, а затем и Второго храмов.

- Ты забыл, что именно там, согласно христианской традиции, состоялась Тайная Вечеря. – Лицо Ираклия приобрело одухотворенность человека, который смотрит на море – наверное потому, что он смотрел на море.
На week-end (израильский week-end это пятница и суббота) он позвал Алексея к себе. Жил Ираклий в уединенном (насколько это возможно в Израиле) небольшом, но удобном доме на берегу моря, недалеко от Кейсарии. Мангал одаривал их ароматом умело подготовленного к приготовлению мяса, а море – морем.
- «... поддержки чьей-нибудь не жди, Сядь в поезд, высадись у моря. Оно обширнее оно И глубже, это превосходство не слишком радостное, но «Уж если чувствовать сиротство, То лучше в тех местах чей вид волнует, нежели язвит» .
- Сколько у тебя мусора в голове.
- Это не мусор, это Бродский. – Почти обиженно отозвался Алексей.
- Знаю. Я не об этом... Знаешь, в шашлыке главное даже не мясо, а угли. Посмотри, на таких углях оно становится воздушным, как розочка бизе на макушке свадебного торта и остается таким даже когда мясо чуть остывает.
- Кстати, об относительности истины – в странную игру мы играем с историей. Высказанный тобой в начале тезис о «доверительности» феномена массовой популярности, делает совершенно бессмысленным доказательства аутентичности мест и событий, сам как бы являясь таким доказательством. Фактически, мы изучаем историю человеческих заблуждений.
- Ну, во-первых, не мы одни. А во-вторых – не заблуждений, а представлений. Это не одно и то же. Вспомни, величайшее в истории археологическое открытие сделал Шлиман, раскопав Трою. Дилетант, которого от «профессионалов», открыто над ним смеявшихся, отличала именно вера в этот тезис – мир таков, каким мы его себе представляем. Я бы назвал этот процесс материализацией, или даже «исключением виртуальности». Накопленных нами данных вполне хватает, чтобы сформулировать такую теорему: феномен массовой популярности, не являясь необходимым, является достаточным условием или признаком «энтропийной воронки». Другими словами – не всякая энтропийная воронка отмечена феноменом массовой популярности, но всякое место, отмеченное этим феноменом – энтропийная воронка.
- Знаешь, мне сейчас пришел в голову еще один такой же критерий – деньги. Субстанция явно нематериальная. И дело даже не в том, что они исчезают бесследно. Очень характерна сама история их эволюции: из металла они превратились в бумагу, а из бумаги – в чисто виртуальное состояние крохотного чипа в компьютере, находящемся за сотни, или даже тысячи километров от места их использования.
- Ты зря смеешься. В этой шутке очень большая доля истины – фактически, деньги это функционал (т. е. функция, любому объекту ставящая в соответствие число), заданный не на множестве материальных объектов, как принято ошибочно думать, а на множестве страстей человеческих (один и тот же «объект», в зависимости от эмоционального состояния человека, может иметь для него совершенно разную цену) и таким образом имеющий к феномену массовой популярности самое непосредственное отношение. Но ты меня отвлек. Характер проявления энтропийной воронки Дормиционского аббатства явно указывает на культ «женского начала» и, согласно твоей теории, должен иметь отношение к некоему «предмету», связанному с этим культом.
- Шехина – женская ипостась Всемогущего. Но в книге «Зоhар» она именуется также «Млкут» - царство и тогда...
Внезапно раздавшийся далекий звук заставил их переглянуться. Его было трудно описать словами: стон, всхлип, вой – полная луна, ярко освещавшая двор и берег, как бы завершала хрестоматийность мизансцены, но было в нем нечто, заставившее сердце метаться, подобно запертому в клетку клаустрофобу – он не был абстрактным, «для всех». Он имел направление – именно к тебе и именно сейчас. Если бы СТРАХ имел звучание, оно было бы именно таким. ЗВУК повторился, уже четче и ближе. Ираклий поднялся и ушел в дом, а через минуту вернулся, держа в руках новенькую 9-ти миллиметровую «беретту».
- Я думаю, это не поможет. – Алексей пристально смотрел в глаза Ираклия.
- Я тоже, но это хоть что-то.
Внезапно свет вокруг них стал серым. На берегу, прямо напротив дома стояла ТЕНЬ. Тень была вертикальной, имела очертания человека и даже объем, но почему-то было понятно, что это тень – тень ЗВЕРЯ. Все происходившее дальше Алексею запомнилось как в замедленном кино. Леденящий, до липкого холодного пота, ужас. Выпученные от страха глаза Ираклия, оседающего на пол веранды беспомощно зажимая ладонями уши. И в следующее мгновение – удар ярости, безоглядной, не думающей, безрассудно непоправимой, ощущаемой как взрыв где-то в глубинах естества, выбросивший в периферию тела кипящую кровь. Схватив со стола пистолет, Алексей ринулся к ТЕНИ. Ветер свистел в ушах, размазывая реальность по некой «тверди», оставляя четким лишь один образ – как он рвет ЭТО руками, зубами, разбрызгивая вокруг себя густую, почти вязкую темную кровь, упиваясь чувством освобождения, приходящего на смену осуществившейся ярости. И все бежал, бежал, пока образ не начал тускнеть в заливаемых теперь уже горячим потом глазах, отравленный пониманием недостижимости. Остановившись и шумно дыша, Алексей вскинул сжимаемое двумя руками оружие на уровень глаз, «линию прицела» ... И ГРЯНУЛ ГРОМ.
Следующее, что он ощутил, было тепло осторожно коснувшейся его лба ладони. Ираклий склонился над ним, поставив колено на заскрипевшую гальку берега.
- Как ты?
- Живой...
Ощущение реальности возвращалось не торопясь, словно мстя ему за недавно случившийся приступ ярости.
- Сможешь идти?
- Думаю, да. Что ЭТО было?
- А вот сейчас и посмотрим.
К дому шли молча. Пройдя в кабинет, Ираклий медленно, словно с опаской опустился в мягкие недра вращающегося кресла напротив экрана компьютера. Алексей упал в кресло рядом.
- «Маячок» был на тебе? – Голос Ираклия был нарочито спокоен.
Вопрос был неожиданным, но удивляться сил пока еще не было.
- Н-н-н-у да. Как положено.
- Вот и хорошо. Вот и посмотрим.
После нехитрых манипуляций, на экране возникла рваная, «нервная» кривая.
- Это траектория, которую ты оставил, пока как «наскипидаренный» бегал по берегу.
- Пока я «как наскипидаренный бегал по берегу», ты, как «ушибленный», трясся от страха на веранде.
- Когда бегал – уже нет, но и мешать тебе не хотелось. Судя по всему, эта тварь применила к нам «флейты Пана», что вызвало у меня традиционную реакцию страха, а у тебя не традиционный, но все же достаточно вероятный, приступ гнева. А теперь посмотри внимательно на свой «след». Ничего не напоминает?
- Абсолютно хаотичная кривая.
- А теперь.
Ираклий открыл рядом с первым второе «окно» с какой-то картой, в которой Алексей узнал план Старого города в Иерусалиме, с отмеченным на нем Via de la Rosa (Крестный Путь). Кривые совпали...
- Вот только прошел ты его в «обратном» направлении. Доказательство от противного? Что это, Леша? ...
Буквы на экране словно посыпались, заливаемые ровным чистым алым цветом, на котором «белым огнем» загорелась надпись: «Ты слишком предсказуем». В конце, вместо точки, была изображена перевернутая роза. Когда экран восстановился, Ираклий кинулся определять источник «атаки». В его движениях было что-то судорожно-безнадежное: результат был слишком предсказуем – пусто! Ираклий смотрел на Алексея с искренним, на этот раз совершенно осознанным и в то же время почти мистическим ужасом.
- Ты ИМ нужен, Леша. А точнее то, что ты делаешь! И так нужен, что ОНИ даже пытаются тебя направлять.
- Зачем и кому «ИМ»?
- Не знаю, Леша. Догадайся. Ты же умный...
- И ты туда же!!! – Алексей посмотрел на Ираклия с безнадежной-усталой тоской. Внезапно заработавший приемник заставил их вздрогнуть. Невидимая женщина приятным, но безучастным голосом сообщала о чьих-то готовящихся совместных военно-морских учениях в районе Персидского залива.

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть…» (Откровение 13:1-13:2).
«И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть...» (Откровение 13:3-13:5).

Продолжение следует
http://proza.ru/2019/09/21/847


Рецензии