Осетинская этимология этнонима нарт 2-ая часть

Не вдаваясь в перечень различных осетинских этимологий имени нартов, можно отметить, что в настоящее время существуют две взаимоисключающие концепции, вокруг которых разворачиваются основные споры. Первая из них связывает происхождение этого имени с древне-иранским корнем nar (нар), означающим “мужчина”, “герой”, и т.д., вторая - с монгольским нара - “солнце”.
В первой части данной статьи ( http://proza.ru/2024/05/14/421 )был проведен критический анализ обеих этих версий и, в итоге, был вынесен вердикт об их очевидной неубедительности.

Имеется третья версия этимологии слова "нарт", предложенная М. Тугановым:

"Что такое слово "нарт"? Нарт есть соединение двух слов:"на арт" (наш огонь, очаг) - место, откуда разбрелись некогда цельный народ - осетины." - Махарбек Туганов, корифей осетинского национального искусства, основоположник осетинской школы живописи. https://iriston.com/nogbon/news.php?newsid=1254

От этой версии осетинские историки и лингвисты отмахнулись сходу, не уделив ей должного внимания и отвергнув ее, что называется - с порога, но которая, вопреки всему, судя по дискуссиям по данной тематике в социальных информационных сетях, остается наиболее привлекательной и приоритетной для осетинской части электората, и к которой массово тянется в каком-то интуитивном "магнетическом" порыве сокровенное душевное естество представителей осетинского этноса, ощущая в слове "нарт - на арт" нечто сокровенное, родное и милое этнической душе осетина, и глубоко созвучное этническому мировоззрению, этническим культурным традициям осетинского народа, и органично и гармонично резонирующую с ними.

С чем же таким родным ассоциируется в сердце осетина интерпретация слова "нарт" в форме "на арт"? Очевидно, что " на арт" со всей определенностью ассоциируется с изначально единым огнем очага рода/народа, откуда и ведут свои корни ( и по крови, и по духу) все представители данного рода/народа. Т.е. "на арт" ассоциируется с едиными генетическими и духовными корнями-узами рода/народа, определяющими кровное и духовное родство представителей данного/рода народа, и напоминающее им об этом. Соответственно, "на арт" - это наш род/народ, имеющий единые, общие кровные и духовные корни. Т.е. под "нарт" - "на арт" - подразумевается общность осетинского народа, имеющего единые кровные и духовные корни, ведущие свое начало из единого родового очага далеких предков, память о котором сплачивает из века - в век, из поколения - в поколение благодарных потомков осетинского народа.

Но почему далекие предки осетин избрали именно такую форму самоидентификации своего народа, как "нарт - на арт"? Случайность ли это, или же закономерность, уходящая корнями в духовно-мировоззренческие традиции осетинского народа? И как же тут не обратить внимания на ярко выраженный в дохристианских духовно-религиозной традиции и, в целом - в духовно мировоззренческой традиции осетин культ огня и, в частности - культ огня домашнего очага.

Осетинский язык – язык осетин, принадлежащий к иранской группе индоевропейских языков. Он является единственным живым представителем северо-восточной подгруппы иранских языков, который осетины унаследовали от ирано-язычных аланов, представителей ирано-арийской семьи народов. Хорошо известно, что в духовно-религиозном мировоззрении народов ирано-арийского мира основополагающую роль играл культ огня.

"Другое название зороастрийцев – «огнепоклонники», и действительно, среди других стихий эта занимает в их восприятии особенное место, хотя именно огню как божеству они и не поклоняются. Зороастрийцы видят проявление бога в мире в огне, причем разновидностей этого огня для последователей религии существует много. Огонь, который есть в человеке, огонь в растениях, огонь домашнего очага, огонь молнии, наконец, священный огонь, который помещают в алтарь и которому поклоняются – все это составляющие большого и сложного культа, традиций, едва ли не самых давних и важных в зороастризме." https://kulturologia.ru/blogs/190122/52339/

"Наиболее важным в зороастризме считается культ огня. Огонь (Атар) - (по осетински "Арт" - т.е. практически одно и то же слово и в смысловом, и в фонетическом сравнении!) является символом Ахура-Мазды (Всевышнего Бога). Огонь имеет жесткую классификацию. Он делится на небесный огонь, огонь молнии, огонь добываемый человеком и высший священный огонь, зажигающийся в храмах. Храмы огня в виде башен существовали в Мидии уже в VIII – VII до Р.Х.. https://apologia.ru/mddb/179

Таким образом, чаша с огнем является одним из важнейших символов данной религии. Однако, зороастризм не следует считать огнепоклонством, так-как огонь здесь является не объектом для поклонения, а свидетельством о бытии Ахура-Мазды и символом Его проявления в нашем земном мире. Т.е. вознося молитву перед чашей с огнем, последователи данной религиозной традиции молятся не огню, а Всевышнему Богу Ахура-Мазде, религиозным символом которого и служит чаша с огнем. Следовательно символ чаши с огнем в зороастризме - это нечто аналогичное символу креста в христианской религиозной традиции, где христиане молятся перед христианским крестом не самому кресту, а возносят молитвы к Всевышнему Богу, Его Сыну Христу и всем христианским святым. Однако, вернемся к символике огня в осетинской дохристианской религиозно-мировоззренческой традиции.

Представляется очевидным, что наряду с языковой общностью прослеживаются и отзвуки некой общности этно-культурных, и в целом мировоззренческих традиций осетинского народа с другими народами ирано-арийского мира. В частности, очень сильны в традиционной этнической культуре осетин мотивы "огнепоклонничества" в том числе и в придании особенного сакрального смысла огню очага "арт"-у и его священному почитанию.

Издавна в жилище осетинской семьи - в осетинской сакле - именно очаг огня и очажная цепь служили своеобразным священным алтарем, своеобразным сакральным духовным центром, духовным стержнем, вокруг которого строилась духовная жизнь осетинской семьи. Очажная цепь, энергетически очищенная огнем очага и передаваемая из поколения в поколение, воспринималось своеобразным символом живой духовной связи осетинской семьи с духом предков и сакральными Высшими Духовными Мирами. И потому осквернение кем-либо очажной цепи семьи считалось невиданным, непростительным оскорблением, которое искупалось только кровью - т.е. смертью осквернившего.

Именно очаг огня и очажная цепь служат своеобразным сакральным центром, вокруг которого совершается и обряд принятия в лоно семьи нового члена, и его духовно-энергетической привязки к новой семье. Хорошо известен древний осетинский обычай, состоящий в том, что когда порог сакли семьи переступала новая невестка, ее трижды обводили вокруг очага огня, дотрагиваясь до очажной цепи, что знаменовало собой таинство ее духовно-энергетической привязки к новому для нее семейно-родовому древу.

"Артхурон – один из отголосков древнего осетинского культа огня, имя сына Бога Солнца в осетинском пантеоне, покровителя домашнего очага и огня. В переводе Артхурон звучит как «огонь солнца» ("арт" - огонь; солнце по осетински - "хур", по персидский - "хур" - свет, "хуршид" - светильник света, т.е. солнце). Артхурон призывался осетинами для приумножения семейства: «Артхурон, хранитель, повелитель огня. кто вокруг тебя сидит, тех умножь и избавь их от своей огненной, пламенной кары». В сказаниях выступает иногда и как проситель у верховного божества Хуыцау о даровании людям богатства и благополучия. В жизни осетин очажный огонь играл важную роль. "
https://dzen.ru/a/Y47kfweu6hh184l7

Символично, в этом смысле, и известное осетинское проклятие: "Уа къонайы арт бамынаг уат!" ("Что бы угас огонь вашего очага!") - пожелание погибели всей семье, всему роду.

Аналогичное отношение к огню очага обнаруживается и в Зороастризме: "Центром зороастрийских ритуалов во все времена был огонь. ... огонь, взятый из домашнего очага, превращался в центр религиозной жизни общины." https://lerashvec.livejournal.com/201676.html

"Иу артай байуарга;", "иу артай рацауга" - говорят по осетински о близких родственниках, выходцах из одной семьи (т.е. из одного родового очага) и принадлежащих к одному роду. "На артаг лаг" или "на артон лаг" ("н; ;ртон лаг") - говорят друг о друге представители этого близко-родственного рода. "Арт" - в переводе на русский язык - "огонь", в данном случае имеется ввиду "огонь очага": семейного, родового, и, соответственно, имеются ввиду выходцы из одного семейного или единого родового очага. "На артаг лаг, на артон лаг" - человек (мужчина) из нашего рода, т.е. принадлежащий к нашему роду. "На артаг" и "на артон" трансформируются при произношении в н,артаг и н,артон - и получается, в итоге - "нартаг (нартон) лаг" - человек (мужчина) принадлежащий к нашему роду. Соответственно: "нарты адам" или "нарт" - "наши соплеменники, выходцы из единого с нами родового очага, " - т.е. люди нашего племени, наше племя, наш народ, под которым, само-собой, осетины подразумевают самих себя.

Свидетельством в пользу того, что под этнонимом "н;ртон - н; ;ртон" предки осетин-аланов подразумевают именно самих себя, свой народ, является и тот немаловажный факт, что в осетинском Нартском эпосе мифические великаны-уаиги называют нартов - "аллон" - т.е. аланами. Соответственно, этническая принадлежность нартов очевидна.

Следует обратить внимание на то, что в Нартском эпосе в качестве определителя принатдлежности к нартскому обществу используется в большей мере прилагательное - "нартон", чем прилагательное - "нартаг", что, по всей видимости, обусловлено тем, что в осетинском языке слово "артаг" и поныне ассоциируется с понятием - "топливо, горючее" для огня (дрова, уголь, масла, нефтепродукты и т.д.). И соответственно, - "на артаг - нартаг" - воспринимается в, большей мере, в смысле - "наше топливо".

Следует обратить внимание и на характерную ирано-арийскую трех-кастовую, трех-сословную организацию нартского общества, отчетливо прослеживаемую в осетинских нартских сказаниях. Род "Алагата" - каста жрецов, род "Ахсартагката" - каста воинов, род "Бората" - каста ремесленников, скотоводов и земледельцев.


 Следует, также, обратить внимание на широко и часто упоминаемую в осетинском Нартском эпосе социальную группу "нарты гуыппырсарта" - т.е в буквальном переводе - "выпуклоголовые нарты" - которые идентифицируются в эпосе как благородные нарты, наличествующие во всех трех кастах. И здесь невольно возникают ассоциации с обнаруживаемыми в ходе археологических раскопок захоронениями представителей аланского этноса с искусственно деформированными, удлиненными черепами. Т.е. можно предположить, что традиция искусственной деформации и удлинения черепов культивировалась у знати всех трех каст нартов.

Уа къонайы арт бамынаг уат!" ("Что бы погас огонь вашего очага!") - проклятие, пожелание погибели всей семье, всему роду.

"Да зынг бахуыссат!" ("Что бы угас твой огонь") - пожелание смерти кому-либо. В данном случае осетинское слово "зынг" является синонимом слова "арт" и означает "искру, пламя, огонь", а в контексте - "искру жизни, пламя жизни". Т.е. очевидно, что в осетинской мировоззренческой традиции огонь воспринимается не просто и не только в его физическом смысле, как продукт горения материальных веществ, но ему придается и некий сакральный живительный, животворящий, для отдельного человека, всего рода и, в целом, народа, божественный духовный смысл.

Аналогичную позицию мы обнаруживаем и в Зороастризме:

"Первая и невидимая ипостась огня - «огонь, который в телах животных и людей». Его называют Вохуфрйана, он наполняет тело жизненной энергией, согревает его и обеспечивает течение физиологических процессов. Видимое проявление внутреннего огня — блеск в глазах. Когда Атар-Вохуфрйана покидает человека вместе с последним его дыханием, тело коченеет и становится добычей демонов. " https://lerashvec.livejournal.com/201676.html

Следовательно, в мировосприятии и зороастрийцев, и осетин огонь воспринимается и представляется некоей живительной субстанцией, своеобразным эликсиром жизни, вдыхающим жизнь как в отдельного человека, так и в его родовое древо, и древо жизни всего народа.

Примечательно и то, что в осетинском фольклере имеется вариант происхождения нартов, отразившийся и в пословицах, согласно которому нарты произошли от огня и клялись им (Нарт зынгай райгуырдысты ама зынгай ард хордтой)." https://m.ok.ru/ocetiyaios/topic/64705174123976

В то же время, несмотря на единые, во многом схожие религиозно-мировоззренческие традиции огнепоклонничества, зороастризму и дохристианской религиозно-мировоззренческой традиции осетин присущи и существенные различия, выражающиеся в существенном различии пантеона божеств, религиозных канонов и обрядов, и т.д., что свидетельствует о том, что корни осетинских религиозно-мировоззренческих традиций огнепоклонничества следует искать в более архаичных древне-арийских религиозно-мировоззренческих традициях огнепоклонничества, предшествовавших зороастризму, из которых, позднее, стараниями пророка Заратуштры вырос, собственно, и зороастризм.

Примечание: на данной платформе - Проза.ру - не поддерживается осетинская буква АЕ, в следствии чего автор был вынужден вместо нее употреблять букву -а, что привело к некоторому искажению аналитических смыслов в тексте. Желающие могут просмотреть неискаженный текст статьи на Яндекс-Дзене:   https://dzen.ru/a/ZkCbk75L0A2WiKyw


Рецензии