Гибель богов

Русская революция начала XX века повторила кровавый путь французской конца XIX. Ярые гонители гуманистического отношения к человеку, стремясь искоренить саму возможность проявления сострадания и учета разных мнений, и выполнив, таким образом, свою, предназначенную им партийной верхушкой миссию, пожирали друг друга.      
Основными идеологическими оппонентами Воронского были Авербах (генеральный секретарь ВАПП, впоследствии РАПП с 1925 года) и Киршон (в секретариате РАПП с 1925 года).
Известно, что официальные припартийные ассоциации пролетарских писателей (заметим — пролетарских, а не скажем советских, что будет понято властью и принято существенно позднее) в лице МАПП и РАПП вели ожесточенную кампанию против такой «реакционной» с их точки зрения литературной группировки, как «Перевал». Борьба эта началась много раньше выхода последнего перевальского сборника (1932) и которая завершилась к I съезду Советских писателей в 1934 году.
Официальные писательские организации считали, что лозунг «живого человека», выдвигаемый как лозунг столбовой дороги, неправилен, как неправилен лозунг искренности и гуманизма, выдвигаемый группой «Перевал».
«Перевальцы» призывали оберегать старое культурное наследие, интегрировать молодую пролетарскую литературу в мировую, утверждая, что каждое художественное произведение, если оно по-настоящему художественно, уже тем самым является революционным и, следовательно, полезным делу пролетарской революции.
В головах же партийных аппаратчиков обострялась напряженность, называемая классовой борьбой, в связи с чем резко изменилось отношение к так называемым «попутчикам», не следующим беспрекословно установкам ЦК ВКП (б). Если «Перевал» двадцатых мог рассматриваться как попутническая группировка, в которую, по недоразумению, входили некоторые пролетарские писатели, то в тридцатые «Перевал» стал однозначно определяться как буржуазно-либеральная группировка, включающая самых правых писателей.
Из теории «живого» человека росли перевальские лозунги «нового гуманизма», мешающие жесткому партийному и государственному строительству.   
«Внутренний мир человека, как выражение диалектики социальных отношений», — вот основной объект творческого внимания «Перевала».
Авербах в статье 1931 года «За творческие лозунги Напостовства» обратится с открытым призывом: «Одного надо бить для того, чтобы выучить, другого надо бить для того, чтобы добить, ибо, только добив «Перевал» и воронщину, можно спасти для революционной литературы тех заблуждавшихся, которые еще не до конца отошли от Воронского». 
В качестве творческих задач пролетарской литературы в 1930 году были провозглашены борьба не только с гуманистической философией «Перевала», но и с «мелкобуржуазной» городской философией группы ЛЕФ.
Споры по творческим вопросам, в конечном счете, были обусловлены политическими вопросами и непосредственно вопросами культурной революции в СССР. Не случайно «капитулянтские» (читаем общечеловеческие) взгляды Воровского в области литературы отчасти вытекали из их политических установок Троцкого.
«Воронщина», как важнейший противников напостовства — теория, созданная А. Воровским и получившая опору в литературной организации «Перевал», признавая — вслед за Троцким — невозможность создания пролетариатом своей литературы и сводя литературные задачи пролетариата к учебе у классиков (притом к учебе некритической), выдвигала в качестве основного положения то, что в своем творчестве писатель открывает мир вечной, объективно существующей красоты.
Ценность искусства — по Воронскому — не в глубине его идейной насыщенности, не в его классовой действенности и направленности, а в том, что оно «снимает покровы» с видимой действительности и восстанавливает, обнажает перед нами этот вечно существующий мир красоты и гармонии. К раскрытию этого мира художник идет не путями сознания, а путями подсознания, неосознанно, интуитивно, поэтому в своем творчестве писатель должен отрешиться от своего сознания, стать возможно непосредственнее, уподобиться ребенку.
Подлинный художник видит мир так же непосредственно-наивно, как ребенок.
Нечего и говорить о том, что «воронщина» оказалась решительно враждебной точке зрения пролетарской литературы, ибо она неизбежно оправдывала безыдейность, притупление классовой направленности в искусстве, враждебное пролетариату искусство, если только оно «непосредственно», если оно раскрывает мир «вечной» красоты. Воронский не хотел учитывать и принимать всерьез курьезную установку напостовцев, что красота не присуща миру самому по себе, что она выражает отношение к миру определенной группы людей и что представления о красоте у одного класса иные, чем у другого.
«Воронщина», разоблачалась оппонентами как теория, несовместимая с марксизмом, как выражение давления буржуазной идеологии, имеющая, однако, глубокие корни в советской литературе и даже в творчестве ряда пролетарских писателей. Поэтому ее следовало разоблачать и дальше, и тем более решительно, что последователи Воронского из «Перевала» выдвинули смертельный для политиков лозунг — лозунг «социалистического гуманизма». В годы обострения классовой борьбы и ликвидации кулачества как класса провозглашать лозунг «гуманизма» — это означало тормозить классовое наступление пролетариата и объективно содействовать его классовым врагам.
Но не только с «воронщиной» активно боролось напостовство, доставалось и ЛЕФу, стремившемуся заменить искусство публицистикой, художественную литературу — газетой. ЛЕФ отстаивал лозунг рассудочности, не учитывая того, что искусство держится и на чувственной форме явления, что художественная литература обладает мощными средствами воздействия на миллионы и их воспитания, что отказ от нее будет идеологическим разоружением пролетариата на одном из участков культурного фронта.
В апреле 1937 года, после объявления об аресте бывшего наркома внутренних дел СССР Генриха Ягоды, в опалу попала группа приближённых к нему литературных функционеров — Леопольд Авербах, Александр Афиногенов и Владимир Киршон.
23 апреля 1937 года в «Правде» опубликована статья П. Ф. Юдина «Почему РАПП надо было ликвидировать», которая содержала резкую критику Авербаха и «его приспешников» Киршона, Афиногенова, Ясенского.
Показательна статья «Вредное славословие», опубликованная в газете «Харьковский рабочий» от 19 мая 1937 года:
«Киршон, этот ближайший приспешник врага народа Авербаха, разоблачен до конца и литературно, и организационно. А в то же время харьковский театр Русской драмы продает брошюры, где черным по белому сказано: «Основное достоинство пьес Киршона заключается в том, что все его творчество стоит под углом подлинно коммунистического мировоззрения?!».      
13 мая Киршон был исключён из партии, 26 мая года — исключён из состава правления Союза писателей, 29 августа 1937 года — арестован по сфабрикованному обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации.
Имя Владимира Киршона было включено в расстрельный список, датированный 28 марта 1938 года, утвержденный 21 апреля 1938 года на заседании ВКВС СССР. Киршон ещё три месяца продолжал находиться в тюрьме и был казнён 28 июля 1938 года.
Авербах арестован 4 апреля 1937 года как человек, входящий в ближний круг Генриха Ягоды. Имя Авербаха было включено в расстрельный сталинский список, датированный 14 августа 1937 года и в этот же день приговор был приведен в исполнение «в особом порядке» (вместе с 25 сотрудниками НКВД СССР).
Мудрое Время отчасти примерило гонимых и их гонителей.
Воронский, Авербах и Киршон были посмертно реабилитированы за отсутствием состава преступления после смерти Сталина.
Воронский был полностью реабилитирован спустя двадцать лет — 7 февраля 1957 года, однако его имя в течение десятилетий было «вычеркнуто» из нашей истории и литературы, за бортом которой, уважаемый Читатель, не должны оставаться его такие глубокие и полезные каждому Пишущему и Читающему мысли:
«Художественная правда постигается в мучительных поисках. В поисках ее надрывались такие гении, как Гоголь, Толстой, Достоевский, такие честные правдоискатели, как Г. И. Успенский. У нас далеко не всегда это понимают, и это опасно.
Вопрос об объективном моменте в искусстве до сих пор вызывает в наших рядах много споров. Сторонники взгляда журнала «На литературном посту», да и не они одни, готовы считать тех, кто придерживается мнения, что подлинное художественное произведение должно иметь и объективную значимость, чуть ли не изменниками пролетариата. Ход рассуждений подобного рода критиков, примерно, таков: художник может выйти за пределы интересов, чувств, мыслей того и иного класса, он не может находиться в стороне, быть безучастным свидетелем совершающегося. С субъективными состояниями людей вообще, и художников частности, происходят нередко довольно странные случаи. Гоголь полагал, что он в «Мертвых душах», в «Ревизоре» ведет борьбу с человеческими страстями в пользу православия и укрепления самодержавного строя, а объективный резонанс этих произведений был и остается до сих пор таков, что на них воспитывались и воспитываются многочисленные поколения революционеров.
Можно с уверенностью сказать, что главная творческая работа настоящего художника, его борьба с материалом, его сомнения, мучения, его радости и разочарования связаны с поисками художественной истины. Это — его «синяя птица», тот заказ, который он получает от жизни и от себя, оселок, на котором он пробует, проверяет, заостряет свои творческие силы.
Опасно, что многие из наших современных художников готовы пойти и уже идут по линии наименьшего сопротивления.
Опасно то, что увеличивающаяся легкость литературного заработка писателей, получивших известность, повышенные гонорары, наивные и нелепые требования со стороны «социальных заказчиков», погоня редакций за именами, разлагающие условия воскресшей художественной богемы, своеобразная стихия литературного рынка, разочарование в революционных перспективах на ближайшее будущее, групповое самодовольство, самохвальство и политиканство, легкость успеха, возможность «поудить рыбу в мутной водице» — совращают наших писателей с трудных, но единственных путей к художественной правде.
Опасно и тревожно, что бессознательная, молодая, искренняя и поэтому хорошая и приятная ложь может сделаться и делается все более и более сознательной, неприятной и неискренней.
Опасно, тревожно и звучит предостережением, что в нашей, увы, как будто все еще расплывающейся мутным липким и зловещим пятном литературной повседневности, со взаимными подсиживаниями, с угодничеством, с нигилизмом и цинизмом, с открытым почти обманом, одурачиванием и околпачиванием, с барабанным грохотом и подвываниями — нам вместо хлеба дают нередко лишь одни камни, — и еще более опасно, тревожно, губительно то, что все это может просочиться и захватить новые, свежие, честные литературные кадры настоящих сынов народа.
Я убежден, я верю, — тревоги эти и опасения рассеются, жизнь возьмет свое, но для этого нужно открыто говорить и писать о наших литературных болячках и неурядицах и по-настоящему бороться сними, а не отмахиваться от них, как это сплошь и рядом делается».
В небольшом краеведческом музее на малой родине Воронского в Инжавино Тамбовской области собрана интереснейшая информация о Воронском, включая героизированный в духе 80-ых бюст работы скульптора К. Малофеева. Но если смягчить гуманистическим пониманием дух сурового времени, глаза Александра Константиновича смотрят на посетителя все также пронзительно, пытаясь докопаться до самой непостигаемой внутренней человеческой сути. 


Рецензии