Праздник букваря

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у всех нас радостный день – школьный праздник. Вы такие нарядные, красивые, а главное, умные ребята. Теперь все вы умеете и чи-тать, и пи-сать. А помогла вам в этом ваша первая учебная книга. Скажите, как она называется?

Дети.           Азбука.

Ведущий.        Этой книге мы и посвящаем наш сегодняшний праздник.

Ведущий.        Вы эту книгу полюбили.
Вы в ней все буквы изучили.
Нам очень радостно сказать:
«Вы все умеете читать!»

Ученик. Мы в школе немало уже проучились,
Мы много успели и много узнали:
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.

Мы прочтем хороших книг немало,
Пускай пройдет и много-много дней.
Нам «Азбука» хорошим другом стала.
Мы этот праздник посвящаем ей.

Маленький Поступил я осенью
Мальчик(1А) В школу, в первый «А»
Я считаюсь школьником
С начала сентября.

Девочка (1В) Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Самая Я бросила куклу,
маленькая Играть не хочу.
девочка (1Б) Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама
Составляю слова,
Из них написала
«Трава» и «дрова».
Дрова на траве,
Трава на лугу.
Теперь, как большая,
Читать я могу.

4 класс Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.

Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много лет,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.

Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы «Азбуки» свои открыли,
Раскрыли чистую тетрадь.

1 «А» С этой книжкой – самой первой –
Путь в науку начинали.
Чтоб пройти маршрутом верным,
Мы чи-та-ли и чи-та-ли.

1 «Б» Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Очень много мы узнали!
Очень много мы прочли!

1 «В» Потрудились мы немало.
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало
Узнавали мы не зря.

1 «Г» Мы прочтем любые книги
На пути к науке,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в «Азбуке».

Из 1-го «Г» Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Дети 4-го В поезд можете садиться,
Класса Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы,
По степям до синих гор,
На зеленый светофор.

Так садись в счастливый поезд
И катясь от «А» до «Я».
Очень нравится мне поезд,
Очень нравится, друзья!

Выходит паровозиком азбука («Веселая азбука в стихах» С.Я. Маршак) 4 класс
Аист с нами прожил лето,
                А зимой гостил он где-то.
                Бегемот разинул рот:
                Булки просит бегемот.
                Воробей просил ворону
                Вызвать волка к телефону.
                Гриб растет среди дорожки, -
                Голова на тонкой ножке.
                Дятел жил в дупле пустом,
                Дуб долбил, как долотом.
                Ель на ежика похожа:
                Еж в иголках, елка - тоже.
                Жук упал и встать не может.
                Ждет он, кто ему поможет.
                Звезды видели мы днем
                За рекою, над Кремлем...
                Иней лег на ветви ели,
                Иглы за ночь побелели.
                Кот ловил мышей и крыс.
                Кролик лист капустный грыз.
                Лодки по морю плывут,
                Люди веслами гребут.
                Мед в лесу медведь нашел, -
                Мало меду, много пчел.
                Носорог бодает рогом.
                Не шутите с носорогом!
                Ослик был сегодня зол:
                Он узнал, что он осел.
                Панцирь носит черепаха,
                Прячет голову от страха.
                Роет землю серый крот -
                Разоряет огород.
                Спит спокойно старый слон -
                Стоя спать умеет он.
                Таракан живет за печкой, -
                То-то теплое местечко!
                Ученик учил уроки -
                У него в чернилах щеки.
                Флот плывет к родной земле.
                Флаг на каждом корабле.
                Ходит по лесу хорек,
                Хищный маленький зверек.
                Цапля, важная, носатая,
                Целый день стоит, как статуя.
                Часовщик, прищурив глаз,
                Чинит часики для нас.
                Школьник, школьник, ты силач:
                Шар земной несешь, как мяч!
                Щеткой чищу я щенка,
                Щекочу ему бока.
                Эта кнопка и шнурок -
                Электрический звонок.
                Юнга - будущий матрос -
                Южных рыбок нам привез.
                Ягод нет кислее клюквы.
                Я на память знаю буквы.


Ведущий (показывая на детей, стоящих с буквами) читает стихи Б.Заходера «Песенка- азбука»

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы –
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж
Прикатили на еже!

З,И,К,Л,М,Н,О
Дружно вылезли в окно!

П,Р,СМ,Т,У,Ф,Х
Оседлали петуха, –

Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я –
Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

Вы знакомы с ними, дети?
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Ведущие берут за руки «буквы» и усаживают их на отведенные места.
Выбегает группа детей с изуродованными буквами, кладет на пол листы буквами вниз. Дети приседают.
Ведущий (обращается в зал) Что случилось?

Ведущий
(обращается к детям с буквами) Что случилось?

Дети На пол азбука свалилась! (Поднимаются)

Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,

Г ударилась немножко

Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю
Перекладину свою!

Очутившись на полу,
Поломала хвостик У!

Ф,бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

Ведущий. У нас в гостях хорошо знакомая вам «Азбука».

Выходит девочка 4 класс в костюме «Азбуки»

Я – «Азбука». Учу читать.
Меня не надо забывать.
Меня узнали хорошо,
И можете теперь
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.

«Азбука» Я знаю, вы научились читать. Это хорошо. Я предложу вам загадку. Прочтите ее и отгадайте.

А сейчас все по местам,
(Выступавшая азбука садится)
Вам загадки я задам.
Вы друг другу помогайте,
Хором дружно отвечайте.
Загадки
Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
  Проживают в доме том
  Карандаши и книжки,
  Дружат и не тужат в нем
  И тетради, и альбом,
  Краски-шалунишки.
Ну, ответьте мне, девчонки!
Ну, ответьте мне, мальчишки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом?
Ответ ПОРТФЕЛЬ

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы.
В тишине наедине
Открывают тайны мне.
Ответ КНИГИ

Не похож на человека,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
От сердечко отдает.
Ответ КАРАНДАШ

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
Ответ ЛАСТИК

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
Ответ КНИГА

Сели пиццы на страницы,
Знают быль и небылицы.
Ответ БУКВЫ

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
Ответ КНИГА

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках, на листочках,
Где станции на точках.
Ответ КНИГА

(После загадок)

«Азбука» «Литературное чтение»! Прошу любить, и жаловать. Этот учебник еще большему научит вас.

«Лит. чтение» Нужен весь учебный год
За учебником уход,
Чтобы чистым, неизмятым
Он пришел к другим ребятам.

Ведущий Пообещаем «Литературному чтению», что будем аккуратными и прилежными учениками? Да? Тогда давайте поиграем.

1 игра. На магнитной доске слова. Из них надо составить пословицу «Кто много читает, тот много знает» (Это могут быть и 6 человек со словами пословицы)
2 игра. Не известно, как случилось,
Только буквы заблудились –
Заскочили в чей то дом
И хозяйничают в нем.
Но едва туда вошли
Буквы-озорницы,
Очень странные дела
Начали твориться.
а) Ехал дядя без жилета (б)
заплатил он штраф за это.
б) На остров налетел ураган,
остался на пальме последний баран. (н)
в) У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов. (г)
г) Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол.(к)

Ведущий. Кто любит музыку и песни,
Тот не будет букой
И в день прощанья с «Азбукой»
Споет со всеми вместе.

Наташка – первоклашка.

Автор текста: Ибряев К.
Автор музыки: Чичков Ю.
Сверкают багряные гроздья рябин,
Как сотни весёлых огней.
Сегодня я в школу иду не один,
А с младшей сестрёнкой своей.

Сестрёнка Наташка
Теперь первоклашка,
Теперь ученица она.
И знает об этом вся улица наша,
И знает об этом вся наша страна.

И люди вокруг улыбаются ей,
И машут нам вслед на ходу.
И сам становлюсь я
Как будто взрослей -
Я в школу сестрёнку веду.

Сестрёнка Наташка
Теперь первоклашка,
Теперь ученица она.
И знает об этом вся улица наша,
И знает об этом вся наша страна.

Сестрёнка Наташка
Теперь первоклашка,
Теперь ученица она.
И знает об этом вся улица наша,
И знает об этом вся наша страна.

Ведущий. Мы сегодня с вами уже путешествовали. Помните? Это было путешествие по азбуке. А сейчас всем вам, первоклассникам, предлагается путешествие, но не простое! Потерялись некоторые буквы… Их надо найти. Предлагаю снарядить 8 поисковых групп. Итак, 1 «А», гр №1 выходи! (Два ученика из 4 класса получив маршрутный лист, забирают детей и уходят). 1 «А», гр.№2 выходи! И т.д.

Все покидают зал.

После путешествия дети возвращаются в зал.

Ведущий Поисковая группа №1 из 1 «А» свою находку покажи!

Дети выстраиваются в «слово». Зал читает.

Ведущий Молодцы! (Забирает буквы, дети садятся)
Группа №2 из 1 «А», покажите свою находку…и т.д.

Слово завучу, который хвалит детей. «Не случайно вам сегодня приготовлены такие подарки»!

Детям вручают книги.







Примечания.
1. Учителям музыки разучить песню «Чему учат в школе» (Муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского) Желательно распечатать слова.
2. Распечатать несколько экземпляров сценария для раздачи по классам. 
3. Подготовить буквы (А4) для «Веселой азбуки».
4. Подготовить буквы для ст. С.Михалкова «Азбука» (Что случилось?)
5. Разучить песню про Наташку-Первоклашку.
6. Напечатать на 3-х листах А4 «Загадку» А.Стройло.
7. Приготовить маршрутные листы. Договориться со «станциями». Подготовить провожатых (4класс)
8. Подготовить игрушки к стихотворению А.Барто «Я выросла» (деревянная посуда, заяц, медведь, кукла, паровоз)
9.      Сценарии для "станций" пишут учителя-предметники. А для станции "Библиотечная" - библиотекарь. Он может быть таким.

        Есть немало сценариев этого праздника. У нас в школе – это путешествие по станциям  з н а н и й.  Первоклассники  по специальному заданию (по путевому листу, в котором указан маршрут) отправляются в «путешествие» по разным учебным кабинетам. Прибывают они и на станцию «Библиотечная», где их встречает библиотекарь.

 - На какую станцию вы прибыли?

 - На Библиотечную.

 - Почему у неё такое название?

 - Она находится в библиотеке.

 - А может, вы знаете, что обозначает это слово?
 
 - Это название образовано от двух слов: библио – книга и тека –
   хранилище, а вместе – книгохранилище.

 - Знаете ли вы, на какие три части делится наша библиотека?

 - Абонемент, читальный зал и книгохранилище.

 - Итак, в библиотеке хранятся книги. Интересно, чем библиотечная книга отличается от домашней?

 - Домашняя книга принадлежит кому-нибудь из членов семьи. Её покупают в магазине. Она обычно находится дома. А библиотечная книга хранится в библиотеке. Читатели бесплатно берут её в библиотеке на время и возвращают в библиотеку после прочтения. На библиотечной книге стоит печать (штамп), наклеен кармашек, а в нём – формулярчик.

 - Хорошо. А какие книги вы любите брать в библиотеке?

  - Сказки. Рассказы. Стихи. И ещё журналы.

 - Можете назвать те книги, которые вам особенно понравились?

 - Да. Это ……………………………………………………….

 - Молодцы. А теперь попробуйте справиться с таким заданием: скажите, из какой сказки эти слова?

1. Поешь моего лесного яблока – скажу.  («Гуси-лебеди»)
2. Шли-шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.  («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
3. …Полежал, полежал, взял да и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог да и в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. («Колобок»)
4. Пошёл журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши да и размазала по тарелке. («Лиса и журавль»)
5. Кот и Дрозд пошли в лес дрова рубить и наказывают: «Ну, теперь не выглядывай в окошко, мы ещё дальше пойдём, не услышим твоего голоса». («Петушок – золотой гребешок»)
6. «Вот будет подарок жене!» - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди. («Лисичка-сестричка и волк»)
7. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам. («Лиса и заяц»)

   Теперь послушайте загадки и попробуйте отгадать их.

1. Без языка, а говорит. (Книга)
2. Белое поле, чёрное семя. Кто его сеет, тот разумеет. (Письмо. Грамота) 
3. Не куст,а с листочками, не рубашка, а сшита. (Книга)

А теперь подумайте и скажите, кто это или что это.

Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой волшебник…          (Бармалей)

Летела на тёплый юг,
Держалась за длинный прут,
Но очень расхвасталась вдруг
И шлёпнулась в грязный пруд. (Лягушка-путешественница)

Этот круглый и румяный
Перед волком не дрожал,
 От медведя убежал.
А лисице на зубок
Всё ж попался…          (Колобок)

    Вы хорошо отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями. Молодцы! Вот вам за это награда. (Вручается
буква «Б». На каждой станции вручается одна из букв, входящих в слово «букварь».)

        Если праздник Букваря проходит по другому сценарию, эти задания можно использовать в один из дней Недели детской книги в школе 


Рецензии