Пересмешка

                Пересмешка.

          Кто-нибудь из читателей встречал птицу со смешным названием пересмешка? Сомневаюсь! А вот мне довелось. И началась эта встреча не с самой птицей, а с её гнездом.
          Косил я как-то в конце мая траву для кроликов на небольшой полянке внутри березового колка, растущего посреди ближайшего поля. Полянка граничила с кочковатой мочажиной, поросшей тростником. Молодой тростник еще только вытягивался, но прошлогодние сухие стебли держались крепко, покачивая пушистыми вершинами почти на двухметровой высоте. Когда я выкашивал последнюю траву рядом со стеной тростника, заметил что-то непонятное в его зарослях. Как будто среди тростинок завис какой-то лохматый комок. Отложив в сторону литовку, полез в довольно плотные заросли.
          И что я вижу? Передо мной прикреплённое сразу к четырём сухим стеблям слегка покачивается птичье гнездо, на высоте чуть более метра. Да какое там прикреплённое? Тростинки вплетены в стенки гнезда. Оно имеет конусообразную форму. Такой вид ему придают свисающие с боков и дна обрывки строительного материала: обрывки бересты, неизвестно откуда-то взявшиеся  кусочки ткани и нитки, размочаленные листья и стебельки трав. Стенки гнезда довольно толстые лоток выстлан шерстью и перьями. На дне гнезда обнаруживаю три бледно-розовых яйца, покрытых чёрно-бурыми пятнышками и точками. Так как у меня ничего нет с собой для замера параметров гнезда и яйцекладки, я немедленно покидаю гнездовую территорию, чтобы нечаянно не испугать хозяев гнезда. Ведь некоторые птицы способны бросить яйца и даже птенцов, если их пугнуть. А я ведь даже не знаю, кто является строителями гнезда. Собрав траву в мешок, покидаю  колок.
Дома собрал все справочники и определители, которые помогли бы мне индифицировать неизвестную птицу. Долго изучал их и пришёл к выводу, что форма гнезда, его расположение и цвет яиц больше всего подходят для двух видов птиц: зелёной пересмешке и северной бормотушке. Чтобы знать это точно, необходимо увидеть самих птиц, определить их расцветку и услышать пение или хотя бы голос.
С рассветом следующего утра, прихватив с собой бинокль и всё необходимое для измерений, я уже подъезжал к колку. Рассчитывал до работы справиться с этим делом. Машину оставил в сотне метров от поляны, а сам спрятался за кустами цветущего шиповника на её краю. Отсюда, хотя и не очень чётко, просматривалось гнездо.
        Мне повезло, ждать пришлось недолго. Из тростника послышались чёткие, но как-бы гнусавые звуки «те-те-те», затем «ччичир», и снова «те-те-те…». Над зарослями взлетела небольшая, поменьше воробья, птичка. Она присела на ветку высокого куста. Раскрыв клювик и раздув горлышко, она выдала длинную песню, имитирующую голоса других птиц. Песня несколько раз повторилась не прерываясь, но между одинаковыми руладами вставлялось своё: «чи-хи-хи, чи-хи-хи». Вот за манеру передразнивать других птиц она и получила название пересмешки. Во время пения самец постоянно передвигался с ветки на ветку, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. И от того песня слышалась то громче, то глуше.
Прислушавшись, я различил голос певчего дрозда, зяблика, синицы и даже перепела.
       В бинокль хорошо удалось разглядеть певца.  Оперение верха  его окрашено в оливково-коричневый цвет, низ – зеленовато-жёлтый. Над глазом слабо заметна желтоватая бровь, хвост относительно короткий. Теперь я уже на сто процентов не сомневался, что передо мной зелёная пересмешка! Пока я его разглядывал, на ветку рядышком присела самка. Одета она была поскромнее. Вся серовато-бурая, лишь брюшко несколько светлее. Послушав поющего друга, она улетела. Самец сорвался за ней.
       Я быстро пересёк полянку и торопливо снял замеры гнезда и яиц, которых уже было четыре. До работы успел ещё плотно позавтракать.  Рассчитывал последить за жизнью этой парочки, но так и не удалось. К гнезду я попал только через месяц. Оно сиротливо висело серым комком, было сплющено дождями и ветром, но по мне известным признакам удалось установить, что выводок выжил и благополучно покинул гнездо.


Рецензии
Кузмич!Не встречал такой птички, но благодаря тебе познакомился! Спасибо!
Хорошего дня!
Твой
В.

Вахтанг Рошаль   23.05.2024 04:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Вахтанг, у вас такие не живут.

Вадим Светашов   23.05.2024 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.