Война с торговлей

Борьба с торговлей
В советское время торговля была самым значимым в жизни не только людей, но и предприятий, выпускавших товары народного потребления. Не зря же сам Андропов не мог к ней подобраться, будучи главой КГБ и смог привлечь к ответственности одного из директоров одного из московских магазинов, только став полновластным хозяином страны. Они как могли издевались и унижали покупателей. Они привыкли, чтобы перед ними лебезили, умоляли и упрашивали. Но они не ограничивались только покупателями. Их ритуал считался завершенным при издевательствах над производителем, поставщиком и вот в чем он состоял.
Я работал главным контролером завода Биллур, отвечал за качество выпускаемой продукции, гарантийное обслуживание и рассмотрение претензий.
Каждый день приходило до 30 претензий на качество микрокалькуляторов, до 5 исковых заявлений и возвращалось в пятидесяти посылках до ста микрокалькуляторов. Конечно, среди возвращенных микрокалькуляторов были не все из торговли. Часть приходила от частных лиц на проведение гарантийного ремонта.
Чтобы выполнить план, оптовые базы и розничные сети подложными документами сотнями возвращали калькуляторы как бракованные и списывали за них деньги. Управы на них не было: документы были в полном комплекте, подписи их собственные, а представитель общественности подпишет что угодно.
Брак хоть и не превышал 8%, но для возбуждения уголовного дела достаточно факта брака. Мы сидели на вулкане. Надо было что-то делать. Мне вспомнились слова проверяющих: «а что вы сделали?». Сделать ничего нельзя было. И все таки это была формула победы, надо использовать неординарные, креативные действия. Ахиллесовой пятой торговли в торговле нашими калькуляторами были элементы питания. Потом будет ясно – почему. Поэтому первым делом мы изменили ГОСТ добавлением всего одной строчки: «отказ и брак элементов питания браком калькуляторов не считается». Помощью в добавлении такой строчки стало участие представителя Госстандарта Азербайджана Кудашева.
Вторым шагом было посмотреть условия хранения: параллельно были внесено ужесточение условий хранения. На всех базах я видел ужасное хранение калькуляторов – насыпью или разбросанные, в сырых помещениях. Я спросил место установки термометра и гигрометра, работники подняли нас на смех. Стало ясно, что во всех торговых предприятия такие же условия хранения! Программа войны с торговлей была разработана и стала внедряться.
При очередных претензиях и возвратах калькуляторов мы отправляли письма им и копии в местный Госстандарт и прокуратуру, что такое-то предприятие торговли халатным отношением в хранении калькуляторов нанесла ущерб государству на н-ую сумму. Сообщение шло в том числе и за подписью представителя Госстандарта Азербайджана (ранее ему все было показан).
Претензии и иски из торговли прекратились, но начались звонки оттуда и приезды их гонцов. Как правило, элементы питания быстро становились «дохлыми», браковать они по отказу элементов не могли и в то же время делать подлог категорически страшились. Из-за копеечных элементов питания пятидесятирублевый товар ложился им на плечи. Поменять и приобрести элементы питания они могли только у нас, тем более элементы питания находились под пломбой. Вот они и приезжали, платили любые деньги, только бы поменяли им элементы питания. Представители приезжали от Владивостока и до Бреста, от Мурманска и до Душанбе.
Мы избавились так от брака, брака из торговли и непроизводственные расходы, убыток превратился в прибыль. Но это была не окончательная победа. Оставались еще две вражины: ремонтные мастерские всего союза и поставщики покупных комплектующих (мы для калькуляторов производили печатные платы, микросхемы, корпусные – остальное было покупным).
О последующих войнах с поставщиками комплектующих и ремонтниках в следующих рассказах.
Юсиф Алиев. Шамкир. 18 мая 2024 года. (Время событий: 1985 – 1990 годы).


Рецензии