40 лет на службе народу

40 лет на службе народу
В больничной палате он чувствовал себя скованно и неуютно, как в панцире, коренастый, широкоплечий крепыш, энергичный, порывистый, эмоциональный. Говорил о болезни, об операции, которая прошла успешно. Признавался, что ловил себя на мысли, что речь идет о ком-то близком, но не о нем. И я  понимал его чувства, его переживания, человека железной воли, неукротимого оптимиста, умеющего делать, казалось, невозможное, то, что выше предела физических и моральных сил.
- Считал, что износа нет моему здоровью, но болезнь подстерегла внезапно, в самый неподходящий момент. За четыре с половиной года работы в должности начальника Ессентукского ГОВД удалось создать работоспособный коллектив, который сейчас на втором месте среди отделов внутренних дел Кавказских Минеральных Вод после Георгиевского ГОВД.  Много задумок, много нерешенных проблем, но теперь придется увольняться на пенсию.
Ровно 40 лет полковник милиции Евгений Филиппович Донченко прослужил в органах внутренних дел края, причем не в интендантской команде или в канцелярии,  а в ведущих службах: в уголовном розыске и следствии. Все было: и незаметная будничная работа по розыску преступников, сбору изобличающих материалов, и погони, и тревожные ночи в засаде, и перестрелки в единоборстве с вооруженными бандитами, и руководство профилактическими операциями с участием большого числа сотрудников.
Не сразу и не по мановению волшебной палочки стал он признанным асом среди оперативников. Для этого пришлось много учиться и пройти суровую обкатку практикой. А первые шаги в милицейской службе были такими же, как у многих других. В начале октября 1956 года после окончания Саратовской школы милиции его назначили следователем Курсавского РОВД. Начальник отдела поручил ему расследовать дело о кражах, которое, на первый взгляд, не представляло сложности.
… Когда ввели арестованную, Евгений, которому тогда едва исполнилось 20 лет, был поражен ее красотой и неожиданно покраснел. Ее внешность, молодость, не лишенная артистизма манера держаться не вязались с образом преступницы, имеющей судимость и получившей зэковское воспитание. Она сразу заметила короткое замешательство следователя и расценила как проявление его слабости, повела себя развязно и вызывающе, устраивала разные уловки и провокации. А однажды вдруг начала раздеваться, рвать на себе одежду, кричать, звать на помощь, инсценируя изнасилование. Вот когда молодой следователь впервые понял, как важно иметь твердый характер, гибкую тактику, уметь переиграть противника всеми законными способами, других он никогда не признавал и к ним не прибегал в своей многолетней служебной деятельности. Тогда в правоохранительных органах по существу только еще разворачивалось очищение от сталинско-бериевских методов произвола. Работники милиции руководствовались уголовно-процессуальным Кодексом 1926 года, еще не были отменены драконовские указы 1947 года, по которым за мелкие хищения назначались длительные сроки  лишения свободы.
В Курсавском РОВД в 50-е годы работали главным образом практики-фронтовики. Образование их не превышало 7 классов, но они умели раскрывать преступления, обладая большим жизненным опытом, преданностью делу и интуицией. Ветераны тянулись к Евгению как к юристу,  в отделе было всего лишь несколько сотрудников с таким образованием. А он, как примерный ученик, старался перенять все ценное из практики раскрытия преступлений.
Отдел размещался в ветхом помещении. В расположении личного состава было всего  7 транспортных единиц, автомашина ГАЗ-57 и 6 :лошадей, но раскрывали и убийства, и разбойные нападения, и крупные кражи.
Три года проработал Донченко следователем и еще год оперуполномоченным уголовного розыска. В феврале 1960 года его вызвал начальник РОВД майор милиции М.Г. Литовченко и говорит; «Поезжай в краевое УВД, отвези пакет в отдел кадров». Спрашивают его там: «Вы знаете, что в этом пакете?» «Нет».
«Представление о назначении вас  заместителем начальника РОВД по оперативной работе». Не смог скрыть своего удивления, но вспомнил разговор с ним начальника и сослуживцев о том, что пришла пора его выдвигать. Донченко же считал, что еще рано, что еще молод, да и не стремился на руководящую должность. Боясь отказа, начальник пошел на хитрость. И Евгений Филиппович согласился, - не подводить же начальника.
Прошло полтора года увлекательной все поглощающей работы. Став руководителем,  он все больше сознавал необходимость получить высшее юридическое образование. Но начальник краевого УВД комиссар милиции третьего ранга В.А. Шашкин отказывал; «А кто работать будет? Пусть поступает на заочное». 
На заочное Донченко идти не хотел, считал, что по-настоящему сможет учиться только с отрывом от службы.
«Ох и упрямый ты, - говорят ему». – но он настаивает на своем. Это понравилось заместителю начальника УВД по кадрам Николаю Федосеевичу Варавве, который сумел уговорить В.А. Шашкина. И Донченко в 1961 году поступил в Московскую высшую школу МВД, впоследствии преобразованную в академию.
Годы своего второго студенчества вспоминает с большой теплотой и радостью. Он не только получил фундаментальные знания теории, расширил свой кругозор, приобщился к культурному богатству столицы, но и познакомился с опытом передовых органов внутренних дел. Все это стало неоценимым подспорьем  в его служебной деятельности.
Для работников органов внутренних дел мало иметь железную хватку, нужны глубокие профессиональные знания, способность к аналитическому мышлению, считает Донченко. В этом он не раз убеждался, работая после окончания Московской высшей школы МВД в течение трех лет начальником Советского РОВД.
… Жителей Зеленокумска потрясло зверское убийство на улице медсестры больницы. Связей с сомнительными лицами у нее не было. Зацепок никаких, дело казалось безнадежно «глухим», но раскрыли его за 50 часов. Незадолго до этого было похищено оружие из тира. Стали прикидывать, нет ли здесь связи, проверяя несколько версий. Одного преступника выловили в Чечне, а двое других оказались местными жителями.
«Что сыграло решающую роль в раскрытии этого преступления? – делает вывод Донченко, - быстрое реагирование и умение находить точки соприкосновения между преступлениями, на первый взгляд их не имеющими. Раскрытию преступления «по горячим следам» надо придать большее значение, чем сейчас, -считает он, - тогда показатели нашей работы будут более высокими. В этом году дежурные части впервые укомплектованы четырьмя сменами. Мы этого добивались десятилетиями. Но увеличение штатной численности еще само по себе не дает положительного результата. Надо обеспечить их транспортом, современными техническими средствами, чтобы они работали с максимальной оперативностью, не давая преступникам замести следы и уйти». 
В 1968 году Евгения Филипповича перевели в краевое УВД, где прошел самый длительный период его службы- свыше 22 лет. Работал старшим следователем и старшим оперуполномоченным уголовного розыска, начальником отдела и заместителем начальника управления уголовного розыск, начальником профилактической службы участковых инспекторов милиции, 6 лет руководил следственным управлением краевого УВД.
Здесь он вырос  в настоящего мастера своего дела, одного из ведущих организаторов борьбы с преступностью в Ставропольском крае.
В узком кругу маститых оперативников его называли «бродягой Кавказа», намекая на постоянную кочевую жизнь сыщика, и Дончека, перефразируя фамилию. Это было своеобразным признанием его неординарности, ведь на счету Донченко были десятки громких особо сложных дел, раскрытых им, при активном его участии и под его руководством.
… К раскрытию убийств двух мужчин на железнодорожной станции Светлоград он приступил спустя год после того, как случилась эта трагедия. Легко представить, с какими трудностями это было сопряжено. Начинать приходилось почти что с нуля. Собирал материал по крупицам, каждая информация была на вес золота. И лишь через три с половиной года он вышел на преступника. Выезжал в Омскую область и в отдаленные уголки Красноярского края. С помощью коллег и местных жителей вычислил преступника, бывшего военнослужащего с высшим образованием, который при увольнении из армии похитил автомат и совершил с ним серию тяжких преступлений. Восемь лет был вне подозрений, намеревался награбить и спрятаться на востоке страны, где всплыть богатым человеком. Операция по его задержанию  была сопряжена с огромным риском, но прошла успешно, в оперативников он не успел произвести ни одного выстрела из армейского автомата.
В 70-80-е годы в УВД еще не существовало подразделения по борьбе с организованной преступностью, ею занимался уголовный розыск. Донченко был одним из тех, кто наиболее активно участвовал в трудном и опасном противоборстве с преступными формированиями.
 … Это уголовное дело не лишенные романтики сыщики назвали «Печки-лавочки» в честь популярного в те годы фильма. В различных районах Ставрополья, в Краснодарском крае, Ростовской, Астраханской областях и  Калмыкии преступная группа совершала кражи денег из касс колхозов и совхозов. Преступники действовали внезапно, выбирая наиболее удобный момент для налетов, действовали наверняка и безошибочно. Донченко и его помощники составили схемы преступления, анализировали их по времени, месту и способу совершения. Затем с учетом этого они разработали план оперативно-розыскных мероприятий и целеустремленно над ним работали. Настойчивость и профессионализм были вознаграждены. Удалось разоблачить группу матерых, особо опасных уголовников Фролушкина –Лепешкина, было раскрыто свыше 30 преступлений. Как отмечалось в приказе УВД о поощрении Донченко, добиться такого успеха удалось благодаря умелым действиям и хорошо спланированным мероприятиям.
Бытует пренебрежительное отношение к аналитической стороне  в работе оперативных служб. Конечно, она внешне не имеет романтического вкуса, но ее значение трудно переоценить. Донченко убежден, весь его служебный путь об этом свидетельствует, что раскрывать преступление нужно не только и не столько «ножками», сколько широтой мышления и накапливаемым с годами банком данных. «Назрел вопрос о компьютеризации, охватывающей все звенья органов внутренних дел, - считает он.- У нас же пока следователи, например, в техническом отношении не продвинулись дальше шариковой ручки и бумаги».
Всесторонняя аналитическая работа, тщательно продуманные и осуществленные стратегия и тактика оперативных действий предопределили  успех и в разоблачении преступных групп из 14 преступников, возглавляемых жителем Назрани Оздоевым. В течение четырех лет они безнаказанно вывозили скот с ферм колхозов и совхозов, причинив ущерб в особо крупных по тем временам размерах на сумму свыше 48 тысяч рублей.
А потом было знаменитое дело банды Сажина. На территории Северного Кавказа преступники  убили свыше 20 водителей, завладели их автомашинами, совершили десятки краж, грабежей, изнасилований. По свидетельству сотрудников, участвовавших в их разоблачении, уголовники, прежде чем идти на «дело», тщательно готовились, вели разведку, делали хронометраж времени выезда оперативных групп  по ложным сигналам вызова. Изучали схемы маршрутов милицейских патрулей. Вот какой коварной, дерзкой, жестокой была эта опаснейшая группа.
Донченко вспоминает, что когда составляли портрет Сажина, кто-то обратил внимание на их сходство по внешности и росту. Глядя на Евгения Филипповича, разработали фоторобот, который был разослан во все органы внутренних дел Северного Кавказа. Донченко занимался раскрытием убийств на территории края, по четырем из них было доказано, что их совершила банда Сажина. Преступники понесли суровое наказание.
Сотни и даже тысячи дел расследовал Донченко за 40 лет его милицейской службы. Но эти запомнились особо. Они были наиболее крупные, сложные, связанные с огромным риском, и, может быть, в них наиболее ярко проявилось высокое профессиональное мастерство его и товарищей по службе. За участие в их раскрытии и задержании опасного вооруженного преступника, проявленное при этом мужество Евгений Филиппович Донченко был награжден Орденом Красной Звезды. За время службы он награжден также несколькими государственными и ведомственными медалями, нагрудными знаками, в его личном деле свыше 80 поощрений. 
Спрашиваю: «Что вы считаете самым важным и ценным за годы работы в органах внутренних дел?»
«Главное не только и не столько в раскрытых преступлениях, расследованных делах, а в необходимости и огромной значимости нашего труда для общества, для всего народа, которому мы служим. Жаль, что свернули работу многие добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка. Надо искать другие формы взаимодействия милиции с населением.  Может быть, создавать формирования, которые бы охраняли свои предприятия, участвовали в поддержании порядка в прилегающих к ним микрорайонах.
«Самое главное и ценное для меня в милицейской службе- это, конечно, мои соратники в борьбе с преступностью, честные, преданные, с кем делил радости и горести, опасности, тяготы и лишения. Это милицейская дружба и товарищество. Это сотни работников уголовного розыска и следствия, с которыми делился опытом, вкладывал душу, помогал стать профессионалами».
Е.Ф. Донченко может гордиться   своей семейной милицейской династии. Жена Мария Тимофеевна, милиционер, 15 лет работает во вневедомственной охране. По стопам отца  пошел  сын Андрей. После окончания Омской высшей школы МВД работал оперуполномоченным уголовного розыска, следователем, сейчас преподаватель филиала Московского юридического института МВД России, кандидат юридических наук. Защитил диссертацию по теме о борьбе с насильственными и имущественными преступлениями.  В качестве одного из примеров Андрей использовал свой опыт участия в разоблачении группы преступников, совершивших свыше 30 краж в Изобильненском районе. Так что эстафета отца перешла в надежные руки сына. И уже внуки примеряли фуражки и  погоны любимого дедушки.
И все-таки он сказал, что с грустью уходит из органов внутренних дел, и мне понятны были его чувства. Ему, как машине, набравшей обороты и мчащейся на большой скорости, трудно сразу резко остановиться. Впрочем, человек сильный, волевой, философского склада ума, он сознавал неизбежность того рубежа, когда пора уходить на отдых.
«Увольняясь в отставку и прощаясь с личным составом, скажу: «Всегда желайте успеха, верьте в успех, и вы его добьетесь. Есть еще госпожа удача, она дама капризная, но нет-нет помогает нам в нашем многотрудном деле. Это, как звезда, может быть и может не быть. Но в любом случае все достигается трудом. И вот я скажу тем, кто остается на службе после нас, пусть всегда у вас будет успех и удача».
Юрий Василенко, газета «Ставропольские новости», 5-11 августа 1994 года.


Рецензии