Любовь не смогла победить даже смерть Рахманинов,
Рахманинов, концерт: "Франческа да Римини", опера Рахманинова, и романсы, концертный зал Мариинского театра, 30 апреля 2024 года
Франческа – Альбина Шагимуратова.
Паоло – Александр Михайлов.
Малатеста – Владимир Мороз.
Данте – Дмитрий Григорьев.
Тень Вергилия – Максим Даминов.
Камерный хор Мариинского театра.
Хормейстер – Павел Теплов.
Симфонический оркестр Мариинского театра.
Дирижер – Павел Смелков.
Во всех отношениях удивительный концерт! Музыка Рахманинова предстала в ярком, трепетно-чувственном и одновременно грандиозно яростном, порой, оглушительном в своей мощи исполнении. Его подарили слушателям несравненная Альбина Шагимуратова и раскрывшийся с новой стороны дирижер Павел Смелков. В этот раз они предстали как тонкие, умные, глубокие и прекрасные интерпретаторы музыки Сергея Рахманинова. Им удалось раскрыть и показать публике необычного Рахманинова - не легендарного виртуоза и создателя новаторской музыки, а композитора с тонкой душой, человека которого волновали и сильные человеческие чувства, и философские проблемы жизни и смерти, и вопросы греха и расплаты за поступки.
Большинство произведений, представленных в концерте, кроме нескольких романсов и цикла из шести романсов, относится к раннему периоду и началу периода зрелого творчества Рахманинова, когда ему уже довелось испытать и горечь творческих неудач от провала Первой симфонии (1897), и преодолеть творческий кризис (1897-1900), и услышать жесткую критику в свой адрес после исполнения Первой симфонии, устроенного в Москве молодым дирижером и композитором Александром Глазуновым. Именно после этого провала из уст именитого Цезаря Кюи прозвучало в чем-то очень точное мнение (по крайней мере, по отношению к музыке еще не написанной оперы "Франческа да Римини"), что «если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником».
В первом отделении концерта как раз и прозвучала эта грандиозная по выразительности музыки опера Рахманинова, третья по счету - после "Алеко" и "Скупого рыцаря".
Работа над ней растянулась на несколько лет, с перерывом в четыре года (1900, 1904-1905). Музыкально сюжет из "Божественной комедии" Данте о двух несчастных возлюбленных, убитых во время поцелуя ревнивым мужем к тому времени воплотил Чайковский (1876) в своей симфонической поэме "Франческа да Римини" и Направник в одноименной опере. Брат Чайковского, Модест Ильич уже написал либретто для оперы, которое так и не решились использовать ни Римский-Корсаков, ни Лядов, хотя для них оно и создавалось. А Рахманинова оно вдохновило и захватило.
Сначала появилась самая светлая, лирическая часть оперы - любовный дуэт Паоло и Франчески. Его Рахманинов сочинил в 1900 году во время поездки в Италию к Шаляпину, который готовился к выступлению в театре Ла Скала. Потом работа приостановилась до 1904 года, когда было написано все остальное, а это уже жуткие картины ада, страдающих грешников, убийства влюбленных... Совсем другие песни!
И надо сказать, что адские пейзажи Рахманинову удались на славу! Он просто "живописал" музыкой то, что рассказал Данте в своей пятой песне "Ада"!
В ней явственно слышны адские вихри, подвывают бестелесные тени грешных страдальцев, как по привычке, от вечной муки. Вой и стенания постепенно усиливаются, обретая форму нестерпимых воплей. Потом страдальцы обретают лик, персонифицируются и начинают рассказывать свои горестные истории. А затем их уносит бешенный вихрь преисподней и продолжает беспрерывную пытку, бьет их о скалы.
Эта звукопись композитора просто завораживает. Завывание воздушных вихрей в увертюре, душераздирающие стоны и рыдания в пении хора, то ясно слышимые сквозь вой воздушных потоков, то затихающие где-то вдали, страшный рык чудовища Миноса, стерегущего вход в этот круг Ада. Удар его хвоста - и грешник ввергнут в пучину страданий навечно. Эти сменяющие друг друга адские музыкальные картины создают ощущение такого пульсирующего ужаса, несущегося в неистовой неостановимой дьявольской пляске, что, кажется, кровь стынет в жилах от этого кошмара. Хор и оркестр под управлением Павла Смелкова мастерски исполнили эту адскую музыку! А финал, поистине наполненный звуками дьявольской силы, вызывает просто леденящий ужас!
История любви и отношений Франчески с мужем Ланчотто и его братом, возлюбленным Паоло у Рахманинова (либреттиста М.И.Чайковского) рассказаны более подробно, чем у Данте.
Печальна судьбе Паоло и Франчески, которых Бог наградил или наказал любовью. Франческу ввели в заблуждение, выдав замуж "по доверенности" (в эти давние времена подобно нередко практиковалось), но не сказав ей, что на свадьбу прибыл не жених, уродливый Ланчотто, а его представитель, младший брат, красавец Паоло. Франческа на радостях в него и влюбилась. Тот ответил взаимностью. Оба не смогли противостоять своим чувствам, за что и поплатились - застигнутые врасплох во время поцелуя законным супругом Ланчотто и братом, они были им убиты. И в итоге попали в Ад, где их неприкаянные души и встретил Данте, автор знаменитой "Божественной комедии", ведомый по юдоли печали и страданий не менее прославленным собратом Вергилием.
Паоло и Франческа попали во второй круг Ада. Это место для прелюбодеев и сладострастников. В наказание за грехи их вечно крутит страшный ураган и бьёт о скалы преисподней. Они же постоянно стонут и стенают от боли и мучений.
Души Паоло и Франчески неразлучны в этом мрачном вихре, наполненном воплями и отчаянием их товарищей по несчастью. Они носятся в кромешной тьме обнявшись, чтобы не потерять друг друг в бешеном черном воздушном потоке, но понимают, что заслужили полученную кару. Франческа печальна, а Паоло все время плачет. Так у Данте. А в опере все подробнее и ярче.
Долгая сцена, полная нежности, любовного томления и финальной непреодолимой страсти, в исполнении Альбины Шагимуратовой и Александра Михайлова захватывает и впечатляющим вокалом, и выразительной эмоциональностью. Влюбленные читают и обсуждают, примеряя на себя, знаменитую историю про короля Артура, его жену Гвеневеру (Гиневру) и рыцаря Ланцелота. Там тоже описывается неразрешимый любовный треугольник. Нежная Франческа Альбины Шагимуратовой поражает ангельским, божественным голосом, для которого кажется нет никаких непреодолимых певческих трудностей. Завораживающе звучат и трогательные мольбы, и робкие признания, и обреченные на провал увещевания, и искушающие высказанные желания, и полные решимости, счастья и отчаяния действия... Красивый лирический дуэт двух душ в начале оперы, и полная света и радости жизни картина зарождения и развития любви и роковой поцелуй, обрекший всех на вечные муки. "Нет более великой скорби в мире, как вспоминать о времени счастливом в несчастье..."
И у Ланчотто (Владимир Мороз) - большая и впечатляющая партия. Он - тоже пострадавшая сторона. Он любит Франческу: "Ступай, но помни, я тебя люблю!" Эти слова в опере обретают истинно трагическое звучание.
И певцам, и оркестру под управлением Павла Смелкова удалось передать суть музыки этой оперы. Здесь сильные голоса солистов и хора звучат как инструменты оркестра, сливаясь в едином титаническом звучании и рисуя фантастическую по силе воздействия вокальную картину трагических событий. Адские муки при жизни для Ланчотто, и вечные страдания в царстве тьмы после смерти для Паоло и Франчески. "Много веков прошло с тех пор. Но до сих пор помнят люди историю бесконечной любви Паоло и Франчески, которую не смогла победить даже смерть".
Второе отделение концерта, казалось, было призвано уравновесить трагизм и апокалиптичность первого светлыми мотивами, жизнеутверждающими мелодиями и завораживающим, почти ангельским звучанием прекрасного голоса Альбины Шагимуратовой
Романсы Рахманинова, которые мы привыкли слышать в земном, энергичном, плотском воплощении, Альбина Шагимуратова исполнила затаенно, очень интимно, с молитвенно-радостным чувством счастья, за которое надо благодарить высшие силы и постараться не спугнуть излишним напором страстей. В такой трактовке несомненно проявилось и глубокое понимание певицей исповедальной сущности романсов Рахманинова (как, впрочем, и Чайковского), что сказалось и на удачной, столь же прочувствованной оркестровке, сделанной, по просьбе Альбины Шагимуратовой, дирижером Павлом Смелковым. Работа, достойная восхищения! Все романсы певица спела, придав им бестелесно-возвышенное, райское звучание, божественное!
Этот исповедальный, непоказной стиль был присущ исполнению романсов Рахманинова и другими участниками концерта - Александром Михайловым и Владимиром Морозом.
Так и получился концерт-откровение, который позволил почувствовать зрителям глубину души его исполнителей, в первую очередь Альбины Шагимуратовой и дирижера Павла Смелкова.
Свидетельство о публикации №224051801365