6. 4. Музыкальная стимуляция интеллекта

     Творческие способности определяются количеством и качеством каналов связи между левым и правым полушариями головного мозга. Левое (аналитическое) полушарие обрабатывает и анализирует поступающую к нему извне и хранящуюся в памяти информацию. А правое (творческое) полушарие, взаимодействуя с левым, пытается синтезировать нужное решение поставленной задачи. Чем активнее и привычнее такое взаимодействие полушарий, тем продуктивнее их работа.
     Психофизиологические исследования показали, что количество и качество каналов связи между полушариями впрямую зависит от количества и качества прослушанной человеком музыки. Следовательно, именно музыка может служить тем катализатором, который определяет степень координации взаимодействия полушарий головного мозга и способствует развитию интеллекта. Однако качество прослушиваемой музыки здесь является определяющим. Легкая танцевальная музыка интеллект не развивает. Ее назначение – как раз обратное. Отдохнуть и расслабить мозг после напряженной умственной работы. Развиваться интеллект может только от прослушивания хорошей классической музыки. Или от хорошей джазовой музыки. Правда, джаз – явление чрезвычайно многоликое и разнообразное, поэтому не все в нем подходит для развития творческих способностей. Некоторые виды джазапредназначены как раз для отдыха и релаксации. Интеллектуального отдыха, но все же отдыха. Вообще тут даже трудно определить, какая музыка более интеллектуальна – классика или хороший джаз. Классика сложна и требует анализа при прослушивании, что,безусловно, развивает интеллект. Джаз же – сам по себе творчество. Джаза не бывает без свинга, а свинг – это намеренное искажение длительностей нот, интервалов между ними, а также изменение силы звука, посредством чего музыкант творит, выражая свое настроение. Джазовые стандарты хорошо известны, но исполнение их у каждого музыканта или джазового ансамбля свое. Причем это исполнение у одного и того же музыканта или ансамбля, как правило, каждый раз разное. В этом и смысл джаза. Тот, кто слушает джаз, невольно становится соучастником творческого процесса вместе с тем, кто его играет. То есть – привыкает творить.

     Музыкальная стимуляция интеллекта обусловлена тем, что музыка является, прежде всего, ритмически хорошо организованной, а это способствует гармонизации всех биоритмов организма – в первую очередь ритмов головного мозга, обеспечивая ему режим наиболее комфортного функционирования. С другой стороны, структура музыки чрезвычайно многослойна, в ней существует множество правил объединения музыкальных единиц в более крупные структуры. Это и звуковременная система – метр и ритм; и звуковысотная система – звукоряд гаммы, организация ладов, интонационно-мелодический рисунок; и композиционная система – мотив, фраза, предложение, период, форма произведения (трехчастная, четырехчастная, соната, рондо);и тембровая система – различные инструменты и их группы, голоса и многообразные сочетания всего этого. Наличие такого многообразия правил заставляет мозг бессознательно овладевать и оперировать ими в процессе анализа музыки во время прослушивания. Поскольку музыкальные правила представляют собой определенные логически связанные структуры, упорядочивающие музыкальное произведение, то слушатель, свободно владеющий такой многослойной сверхсистемой, тем самым ориентирует свое мышление на восприятие и понимание любых других сложных логических систем.
     Освоение такого рода музыкальной грамматики способствует расширению возможностей мышления, способности мозга к быстрому и точному пониманию структуры и смысла любых новых объектов и выявлению в них внутренних закономерностей. При этом следует ожидать, что чем больше освоено слушателем разнообразной музыки – разной по стилю, по жанру, по национальной принадлежности (или происхождению), чем большим количеством музыкальных грамматик он овладевает, тем выше становится уровень его интеллекта, тем обширнее и мобильнее становится его мышление. И такая корреляция хорошо подтверждается практикой – люди музыкальные всегда обладают весьма незаурядным интеллектом. Вспомним хотя бы того же Пифагора, музыкальная шкала которого просуществовала и широко использовалась около двух тысячелетий. Или Альберта Эйнштейна, которого несведущие и далекие от науки люди знали просто как незаурядного скрипача.


Рецензии