Васса Железнова Филиппова Лидия Ивановна

«ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА»
ФИЛИППОВА ЛИДИЯ ИВАНОВНА

Отличник просвещения. Ветеран педагогического труда. Педагогический стаж -40 лет, из них 25 – директор школы. Вот так, одной строкой можно изложить всю биографию человека. А вот написать портрет, хоть маслом, хоть пером – дело непростое. Чтобы представить внешнее сходство описания с натурой, разместим несколько фотографий разных лет. Как видите, во все периоды жизни красивая, элегантная, одета со вкусом, в стиле «деловая женщина». Причёска и макияж соответствуют имиджу. Но даже после длительного личного знакомства трудно обобщить многие черты, присущие моей «натуре». Что привлекает в ней? Как воспринимается она окружающими? В женщинах, вероятно, пробуждалось тайное соперничество, в ком-то – желание оказаться на её месте, этакой царевной-лягушкой на школьном балу. Но «лягушек» много, а вот царевной становятся единицы. Да, она выглядела царевной. Позже – царицей. Мудрой. В меру властной. Недаром кто-то из  коллег назвал её Великой. Действительно, в ней и сейчас ощущается величие и уверенность императрицы Екатерины II. Имя, которое я присвоила моей героине при первой встрече, состоявшейся лет 35 назад, - Васса Железнова! В исполнении Марии Ермоловой: красивая, статная, с уверенной походкой, способная на поступок. В других случаях в ней можно было отметить черты некрасовских женщин – и тех, которые «коня на скаку…», и опять же, «с походкой, со взглядом цариц». И ещё один штрих: «она улыбается редко, ей некогда лясы точить, у ней не решится соседка ухвата, горшка попросить»… И ухватов давно нет, но образ понятен – строга, чего уж там! Расхлябанности и бесхозяйственности не одобряет и не прощает.
И в личной жизни планка была так высока, что многие мужчины, бросавшие красноречивые взгляды в сторону рано овдовевшей, яркой, общительной, казалось бы, доступной женщины, тихо отступали, не решаясь на лобовую атаку. Да что там! Вспомните героя В. Шукшина в фильме «Они сражались за Родину» (по роману М.Шолохова), который пытается обольстить солдатку, хозяйку хутора, и, потерпев полное фиаско, потирая синяки, с мужской досадой и одновременно восхищением восклицает: «Это же не женщина – памятник!» Есть что-то в ней и от героинь актрисы Нины Сазоновой, например, в фильме «Женщины»: прошедшая по всем профессиональным ступенькам, заботливая, проницательная, любящая своих чад, способная признать свою неправоту.
И с героинями Ноны Мордюковой – великой советской актрисы – у неё много общего. Помните, в фильме «Председатель», когда она, полюбив всем сердцем, понимает, что это всё-таки не её герой, обрывает всё разом: « Хороший ты мужик, но не орёл!» Может, и  моя героиня потому остаётся одна, неся свой крест, не сгибаясь под ним, так и не встретив больше своего «орла».
Никогда не хнычет, не стремится разжалобить или выпросить для себя какой-то особой благости.
Много уже обозначено. Но, образ пока не создан. Может, пройтись по её жизни шаг за шагом? И тогда читатель сам свяжет предложенные образы с биографией этой женщины и подтвердит или опровергнет авторское видение.
Итак, теперь по порядку. Кудренко Лидия Ивановна родилась 27 апреля 1938 года в Вороне-же. Там же заканчивала истфилфак госуниверситета. На последнем курсе вышла замуж за Филиппова Юрия Сергеевича, поехала за ним, и последний курс заканчивала в Йошкар-Оле. Муж после окончания института должен был служить в армии. Оставаться в чужих краях библиотекарем с зарплатой в 40 р., с крохотной дочкой на руках, было сущим безумием. Решили, что у родителей мужа, в Балашове, будет лучше. Устроились на работу в школу-интернат. Муж вёл уроки физкультуры, а жена начинала работу в качестве воспитателя. Отсюда муж и был призван в армию, А Лидия продолжала трудиться. Работала с энтузиазмом. Её старания заметили не только в школе, но и в ГК партии. Именно горком рекомендовал её на место директора школы № 5 в 1976 году. Это уже было настоящее поле деятельности, где можно было развернуться. А работы было – непочатый край: крышу перекрывать, пол перестилать, создавать уют и комфортные условия для учащихся и учителей. Конечно, без участия шефов – треста № 8 во главе с В.П. Пичугиным  это было бы невозможно. Школа засияла. Резко повысился и уровень учебно-воспитательной работы. На базе школы теперь проводились бесконечные показательные мероприятия и семинары всех уровней. О школе и директоре заговорили даже в области. Хвалили. Но в 1981 году случилось ЧП: погиб ученик школы. Никакой, даже косвенной вины, директора не было. Но, кто-то должен быть наказан – так принято. Филиппову уволили. А в 1982 году Горком КПСС предлагает  на пост директора Филиппову. Лидия Ивановна вполне подтвердила правильность выбора руководства: 20 лет, до самого выхода на пенсию, она верой и правдой служила делу образования и воспитания настоящих граждан и просто хороших людей.
И эта школа, во многом благодаря директору, вскоре стала экспериментальной площадкой. Работали по инновационным технологиям. Многие программы разрабатывали сами. Сложился работоспособный коллектив: 7 отличников просвещения, столько же – ветеранов труда, 1 заслуженный учитель, 1 – награждённый за трудовое отличие. С введением категорий многие учителя повысили свой профессиональный уровень. И это всё было, конечно, первоочередной заботой директора. Девиз Л.И «учитель должен быть счастлив и доволен не только в день зарплаты» работал без сбоя. Она старалась сделать всё, чтобы её коллегам работалось комфортно. Старалась каждого заметить, приободрить, поддержать инициативу, если считала её полезной. Направляла учителей на курсовую подготовку даже в Москву. И сама никогда не стояла в стороне. Не было ни одного семинара любого уровня, где Филиппова не давала бы открытый урок. Это при том, что у хозяйки, принимающей гостей, всегда и без того много хлопот.
Она и сама училась всю жизнь: выезжала на областные семинары и конференции. И учила других – делилась опытом. А поделиться было чем. Средняя школа № 3 одной из первых закладывала основы образования нового типа – школу интенсивного развития личности. Об этом с удовлетворением писал В.Турышев, директор института дополнительного профессионального образования Саратовского госуниверситета:
«Сконструированная система развивающего обучения, имеющая непрерывный характер на всех трёх школьных ступенях, составляет основу школы интенсивного развития личности. Третья школа располагает сильными педагогическими кадрами, а это позволяет успешно решать задачи воспитания и образования школьников. Результаты уже видны, и мы уверены, что в недалёком будущем многие школы района пойдут тем же путём». («Балашовская правда» № 19 (17653) от 6 февраля 2002г.) Не всё, что было задумано, сбылось. По не зависящим от директора причинам. Но осталась признательность коллег, родителей, выпускников, о чём свидетельствуют и переписка в соцсетях, и публикации в газете. К юбилею бывшего директора появилась небольшая статья, в которой дана чёткая характеристика недавней «царица»: «Мудрая, требовательная, справедливая. «Человек на своём месте» - говорили о ней коллеги и родители».
При вечной занятости в школе, Л.И. была и хорошей матерью. По нынешним меркам она – многодетная. Вырастила, дала образование трём дочерям. Старшая Елена, 1961 г.р. живёт на Украине, есть семья. Средняя -  Ольга, 1965 г.р., предприниматель, у неё сын Дмитрий. Младшая – Наталья, 1973 г.р., учитель по образованию, замужем, имеет двоих детей. Итого: Л.И. – трижды мать, 5 раз – бабушка и трижды – прабабушка! В них – её продолжение. Как и в сотнях выпускников школ, которым она давала путёвку в жизнь, по-святив этому 40 лет жизни. В школе у неё были свои приоритеты. Очень любила ТСО, неизменно использовала их на уроках.
И ещё любила петь. Запевалой не была, но в школе был хороший «вокально – административный» ансамбль, успешно выступавший на всех смотрах учительской самодеятельности. Да и детские коллективы были всегда на высоте. Любовь к песне и пению – от родителей. Они хорошо пели и поощряли увлечение дочери.
На вопрос, «делать жизнь с кого», убеждённо ответила: «С хороших учителей». Два таких учителя сыграли в моей судьбе определяющую роль.  Простая сельская учительница русского языка из далёкого детства Типикина Александра Дмитриевна. Она привила уважение к языку, русской культуре». И, кстати, уже 77-летняя «ученица» Л.И. Филиппова успешно написала в 2015 году так называемый, тотальный диктант, проводившийся по всей стране, и заняла 3 место! В этом есть заслуга и деда, который, обладая исключительной каллиграфией и грамотностью, служил писарем у графини Паниной. Аккуратность, чёткость, правильный почерк – это, по определению графологов – важная характеристика человека.
Вторым учителем, уже в профессиональном становлении, Л.И. считает директора школы-интерната, где она начинала педагогическую деятельность, Грудинина Николая Яковлевича. Он не уставал повторять: «По-матерински относитесь к интернатским, по-матерински. Как к своим!» Его тепло, его искренняя любовь к детям передавалась всем.
Освободившись от профессиональных обязанностей, Лидия Ивановна с удовольствием погрузилась в то, на что не хватало времени прежде. Несмотря на то, что перенесла несколько тяжёлых операций, продолжает трудиться на даче, с удовольствием вы-ращивает не только овощи, но и цветы. Очень любит лилии и тюльпаны. Демонстрируя урожай, упакованный в банки, шутит: «Вот моя консерватория». В квартире уютно, без всяких излишеств: никаких даров ни от кого не признавала,  не поощряла и учителей, принимавших «знаки благодарности» от родителей. Самым большим подарком судьбы считает признательность и внимание выросших учеников, которые пишут отовсюду, даже из-за рубежа.
Когда я спросила о её жизненном кредо, она вдруг открыла страничку ноутбука и просто сказала: «Читай!» Я прочитала: «Школа – это не мучение, не проклятие, не ад. Это твои друзья, первая любовь, запах новых учебников, тетрадей. Беготня на переменках, аромат булочки из столовой. Школа – это твоё невозвратимое детство» Эти мысли всю жизнь стремилась воплотить и будущим поколениям это завещаю.
Очень огорчается, что молодёжь мало читает, а это ведь так важно для са-моразвития! Самым замечательным событием почему-то считает победу команды школы - интерната во всесоюзной игре «Зарница», когда все участники получили путёвку в знаменитый пионерский лагерь «Артек». Дети приехали оттуда совершенно счастливыми, в форме артековцев, и очень гордились этим. Один комплект, кажется, до сих пор хранится в городском краеведческом музее. И ещё считает важным ведение летописи школы. Это верно. Да и не может думать иначе учитель истории и обществознания. Каждый штрих, сделанный своевременно – это бесценная находка в будущем. Директор Филиппова придавала этому особое значение.
И домашний архив собирает и сохраняет для внуков и правнуков. На самом видном месте – портреты отца и матери – самых первых учителей и самых дорогих людей. А в солдатском треугольнике – стихи отца с Курской дуги любимой жене, датированные 1943 годом: А летний дождь  хлестал кусты, и за палаткой ветер злился.
       Мне этой ночью снилась ты, и Казахстан далёкий снился…
Войну отец закончил в Австрии. А спустя 70 лет, в День Великой Победы, его уже немолодая дочь, превозмогая боль в дважды оперированных ногах, с гордостью и благоговением несла его портрет во всероссийской колонне памяти «Бессмертный полк»…
1февраля 2016 г. В.Ильина


Рецензии