Весеннее. О школярах. 2021

С утра послушала доктора Комаровского и решила не весенней стиркой штор заняться, как планировала, а за цветочками сходить. А шторы пусть висят как висели, с них не убудет.

Почему болеют любимые дети? Потому что ребёнок должен быть грязным и голодным, а не закормленным и намытым.

И ещё сопливым,  когда у него течёт из носа  и, значит, хорошо работают реснички,  выталкивают эту слизь наружу, не пересушена слизистая, и не застаивается в пересушенном носу инфекция с осложнениями.

Когда много лет назад я впервые прочитала "Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников", ещё не было нынешнего ютьюба. Сейчас-то Комаровского я больше смотрю, чем читаю, смотреть его - как сеанс психотерапии. Хотя и не всегда, когда он говорит о том, что в садах-школах в каждом помещении должны висеть термометры, гигрометры и датчики углекислоты - это, наоборот, удар по психике. Кто ж их там повесит? Если не то что администрации - родителям пофиг.

Я в обеих ипостасях: и мамы школьника, и воспитательницы в саду - поднимала этот вопрос на родительских собраниях. Реакция была одинаковая: Комаровского нам смотреть некогда и лишних денег нет. А что дети болеют и плохо учатся - не связывается в простейшую логическую цепочку.

Помню, как сама в старших классах уже ненавидела школу и радовалась возможности поболеть, ничего не изменилось за 40 лет. Мне-то ещё повезло, в десятом уговорила родителей отпустить меня обратно в Минск с севера, жила там с бабушкой, и в школу ходила редко, благо, классная у нас была умная, и на меня не давила, и родителям не кляузничала, училась я отлично, но к окончанию школы уже разобралась, что мне интересно и нужно, а что нет, и даже если приходила, всё равно под партой читала на "лишних" уроках то, что мне интересней было, а когда прогуливала, то вместо школы шла в библиотеку или просто дома до утра читала, а потом отсыпалась, перешла, словом, уже в университетскую стадию, только без научного руководства.

Сейчас, с одной стороны, гораздо строже стало с пропусками, а, с другой, в телефонах школяры не читают под партами. И гораздо больше времени в школе проводят, соответственно, и болеют больше - усваивают меньше, так что толку чуть от усложнения программ.

Вчера говорю своему школяру: - Вот сейчас как открою "Сборник заданий для подготовки к выпускному экзамену по учебному предмету "математика" ( 80 контрольных с ответами), как вникну.

Открыла, начала вникать, дошла до последнего десятого здания, сложного уравнения,  прочла, что  решается оно по теореме Виета, нашла в "итоговом повторении" эту теорему, прочла три раза и ничего не поняла. Спросила у сына, он тоже не в теме.

- Давай, - говорю, - срочно найдём репетитора, пусть он тебе всё объяснит, время ещё есть пробелы ликвидировать.

- Вот ещё, - отвечает чадо, - деньги и время тратить, там всё просто, в этих контрольных, решил 10 заданий из 10 - 10 баллов, а мне нужно 7, 7 я решу.

Такой раннерациональный подход к жизни меня удивил, я-то по молодости  думала, то плох тот солдат, который не мечтает стать генералом и жалела, что поздно и в простую школу отдали родители, так что, когда уже только в университете более-менее серьёзно пришлось языками заниматься - поздновато уже было. Для филолога языки - хлеб насущный, а когда базы нет, не заложена в детстве, упущен возраст естественного любопытства и языковой гениальности, с возрастом всё трудней  себя мотивировать.

У ребёнка мотивация как дыхание, движение и обмен веществ - активней и подвижней, чем у взрослых, а у взрослых единственная серьёзная мотивация к усилиям - профессия, работа и заработок. Бывают, конечно, дилетанты и энтузиасты, но это уже исключение, а не правило, как у детей.

По-настоящему только церковнославянский взрослой я освоила: университет + Свято-Тихоновской плюс постоянная церковная практика и домашнее чтение. Это я к тому, что хотя бы в старших классах нужна уже специализация, классу к седьмому уже более-менее видно, кто на что способен, а от ненужного освобождать.

Хотя кто как взрослеет, это же от семьи зависит и от воспитания, инфантилов всё больше и палка о двух концах.

А за цветочками я к прадеду на старое кладбище сходила, там у меня  вроде садика: сирень, анютки, нарциссы, ландыши.

Только если раньше ужей полно было, боялась их, то когда свели старые деревья - вместо ужей размножились улитки.

Здоровущие такие, с кулачок, местами целые колонии, и прямо на тропинках сидят по одной и парами, шевелят рожками, общаются. Приходится очень аккуратно ступать, а порой просто не пройти, столько их. Как раз недавно в саду читала детскую книжку про одну милейшую улитку и ужасно боюсь нечаянно наступить.

Скоро ландыши зацветут, надеюсь, ещё можно будет пройти.


Рецензии