Пекин лавирует и выигрывает

Благодаря СВО Москва стала сильно зависеть от Пекина. Его значение в нашей внешней экономике сейчас настолько существенно, что найти альтернативу при необходимости уже не получится. Хорошо это или плохо, но именно Китай во многом поддерживает российскую экономику на плаву. Судите сами. Объём КНР в совокупных торговых операциях РФ составляет 32%. Для сравнения: в прошлом году китайская доля в объёме внешней торговли ФРГ равнялась 8,6%.
Вопреки иллюзии, Россия не входит в топ-5 торговых партнёров КНР

То, что Пекин выручает Москву, раздражает американцев. Шеф госдепа США Энтони Блинкен периодически критикует китайское руководство за «поставки опорных компонентов для российского ОПК». В свою очередь, китайская сторона отвергает обвинения в поставках Кремлю летального оружия. А накануне визита российского лидера информагентство Синьхуа недвусмысленно заявило:Мы призываем Соединённые Штаты прекратить преувеличивать концепцию национальной безопасности и политизировать нашу торговлю.

Однако по большому счёту вывод здесь напрашивается неутешительный. Китай ввозит в Россию больше, нежели сам импортирует из неё, то есть мы для него – одни из многих. Более того, ключевые внешнеэкономические партнёры КНР – субъекты, считающиеся недружественными Кремлю. Это ЕС (с долей 13,2%), США (11,2%), Япония (5,4%), Южная Корея (5,2%), Тайвань (4,5%). Лишь за ними идёт Россия (3,9%). Таким образом, согласно статистическим показателям 2023 года, мы даже не входим в пятерку лидеров-трейдеров. Достаточно сказать, что на российские углеводороды и иное сырьё приходится лишь 5,1% китайского импорта.
То есть объективно для Китая РФ – менее актуальный экономический партнёр, чем члены G7. И если в один прекрасный день Запад вдруг поставит Пекин перед выбором: или я, или Россия, боюсь, что товарищ Си выберет не нас.
Не секрет, что китайцы поддерживают достаточно тесные связи с Киевом – у них там присутствуют собственные интересы. Например, Незалежная традиционно обеспечивала Поднебесной большую часть злакового импорта.

А знаете ли вы, что в прошлом году около 30% украинского экспорта зерновых приходилось как раз на Китай? И жадный Пекин желает больше импортировать качественной пшеницы из Украины по бросовой цене, а не зависеть от канадской, которая в полтора раза дороже. Кроме того, украинцы также по сложившейся традиции продают китайцам военные разработки. В частности, Киев помогает Пекину создавать свой авианосный флот. Так, доставшийся Украине авианосец «Варяг» в своё время купил Китай. А атомный тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск», заложенный на ЧСЗ в Николаеве, является прототипом авианосца «Фуцзянь», в настоящее время завершающего ходовые испытания.

Наконец, Си Цзиньпин, как лидер доминирующей сверхдержавы, хочет удовлетворить тщеславие, единолично выступив в роли миротворца. Тем более что соответствующий опыт по этой части у него уже есть. Одновременно китайский председатель соблюдёт своё азиатское кредо: важно не рисковать и одинаково хорошо ладить с Россией, Америкой, а также остальным миром. Мимоходом заметим: президент Украины Владимир Зеленский ранее не единожды высказывал мысль, мол, Пекин мог бы выступить в качестве независимого посредника на вероятных переговорах.

Можно считать большим успехом, что большинство стран мира (150 из 191), не поддерживают санкций против РФ. Запад в этом вопросе проигрывает, находясь в подавляющем меньшинстве. И заслугу КНР, пользующейся непререкаемым авторитетом на Глобальном Юге, здесь трудно переоценить.
Кстати, позиция Индии сродни китайской. В 2022-2023-м финансовом году российско-индийский товарооборот вырос до $50 млрд. Одна лишь закупка нефти российского происхождения подскочила на 600%: почти 20% общего импорта «чёрного золота» сейчас – из России.
С другой стороны, товарооборот Нью-Дели с Вашингтоном в 2 раза превышает товарооборот с Москвой. В общем, не стоит заблуждаться, что и БРИКС «свой в доску»: сами по себе его члены неоднозначно относятся к нашей военной спецоперации и по старинке продолжают оглядываться на дядю Сэма.

И всё же гнетёт ощущение, что по украинскому вопросу между Китаем и Западом существует если не сговор, то по крайней мере единомыслие. После отъезда Путина Си как бы даёт англосаксам сигнал:Я сделал всё для прекращения огня и мирных переговоров. Теперь дело за вами!
Почему Пекину выгодно скорейшее урегулирование украино-российского конфликта, понятно. А вот почему Запад может быть в этом заинтересован, исходя из нынешней обстановки, поясню. Если переговоры начнутся, скажем, завтра, речь будет идти об одних территориальных и прочих приобретениях. Зато если они начнутся через год, расплачиваться придётся по совершенно другому прейскуранту. И обитателям Белого дома отнюдь не всё равно, на каком рубеже остановятся танки Кантемировской дивизии...


Рецензии