Следователь
(Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание")
Долгие вечера заключали людей по домам.
Бабушка вязала на спицах. Троша сидел за уроками, а отец, вернувшийся из командировки, слушал трещащий приёмник и плёл себе рыболовные сети.
В дверь позвонили, шаги с пришлёпыванием отозвались в прихожей. Трофим непроизвольно прислушался, чтобы узнать кто зашёл. Гость не выдал лица. Ещё через мгновение дверь его комнаты приоткрылась, отец просунулся торсом:
- Трофим, выйди – к тебе.
У отца возникали порывистые движения, когда он нервничал. Вот и теперь он дёрнулся на кухню, оставив сына в прихожей с посторонним.
На пороге стоял молодой мужчина, в короткой матерчатой куртке с накладными карманами в джинсах, в руках он держал кожаную папку. Он представился участковым следователем, достал из нагрудного кармана удостоверение и раскрыл его, подтверждая тем самым свою должность при исполнении.
То, что мужчина, представившийся сотрудником милиции, был без формы, а в обычной одежде, удивило юношу. Щетина, как будто специально оставленная для вида, создавала более образ гангстера нежели стража порядка. Сняв куртку, и предупредив, что присядет на лавку, следователь остался в облегающем свитере. Мужчина оказался крепкого телосложения.
Он изложил суть дела. Четыре дня назад была совершена кража. Во дворе двое неизвестных, воспользовавшись неосвещённой местностью похитили конверт с кругленькой суммой денег у одного из жильцов. Следователь сделал акцент, что совершили кражу несовершеннолетние, потерпевший видел, что они баловались, находясь в непосредственной близости от жилого дома, перекрикивались между собой. Он также сообщил место, где было совершено хищение: два четырёхэтажных дома стояли углом, между ними была площадка, служившая маленькой стоянкой, за домами громоздились гаражи. Вот в этом углу, с торцевой части домов, был выхвачен конверт. Потерпевшего молодой мужчина не назвал. Сейчас он совершает обход квартир двух стоящих рядышком домов, где живут дети старшего школьного возраста. Беседует с ними.
- Ты, я так понимаю, Нетребко Трофим?
- Да, я.
- Полных лет сколько? – мужчина с портмоне внимательно смотрел на него.
- Четырнадцать.
- Трофим, в понедельник на этой недели с шести до полседьмого вечера в каком месте ты находился и чем занимался?
Участковый помечал что-то на отдельном листе. Трофим возвращался к позапозавчерашнему дню. Бывают же в жизни хитросплетения, нарочно не придумаешь. Это был понедельник. Он как обычно вернулся со школы домой, без задержек в два часа дня. Пообедав и взявшись за уроки, наверное, прошло около часа, отец подошёл к нему с поручением. «Дедушка завтра утром уезжает к бабушке в Россию, надо передать с ним документы. Это дело надо сделать сейчас, немедленно». Отец вручил ему продолговатый почтовый конверт с вложением. Троша, созвонившись с дедушкой по телефону, поспешил к нему. На улице было пасмурно, снег подтаивал, парень без проволочек за минут двадцать добрался до квартиры, где жил его дед. Он не думал задерживаться. Из вежливости прошел в комнату. Пообщались. Дед предложил ему борщ, ядрёный, с перцем, юноша чувствовал себя сытым, но угощал дед, как он мог отказаться, – поговорили за столом на кухне. Сколько он пробыл у деда в квартире, кто его знает? Возвращался он уже по темному городу. В это время с неба повалил снег, стало подмораживать, обратно он шёл не быстро, из-за скользкой дороги и плохой освещённости. Когда же он вернулся домой, часов в шесть? В тот самый день у него в руках был конверт, подумать только. И он мог фигурировать по этому делу. Только вот он ни по дороге к деду, ни на обратном пути не шел тропой через стык четырёхэтажных домов с квадратной стоянкой перед гаражами. Место там глухое, в тёмное время может не поздоровиться. Неприятно, что отец заволновался и сразу ушёл, неужели думает, что он способен на воровство.
- Дома, делал уроки, – выдохнул парень.
- Допустим. В компании твоих сверстников о найденной большой сумме денег никто не говорил? Может быть, размышлял о том, как можно потратить? Хорошенько вспомни, информация может пролить свет.
Снова совпадение. Действительно, они собирались вчера на лавке у дома. Их было пятеро: он, Валик с братом Славой, Некит и Сергей. И его друг рассказывал, как он заработал деньги. Сдал какие-то детали из старого автомобиля в пункт приема металла, детали оказались из цветника, и Валик выручил сумму, которую рассчитывал заполучить. Предприимчивый парень в красках описывал перед ребятами, как он предложил маме отметить её день рождение в популярном у молодёжи кафе «Мозаика», посидеть в кругу семьи, заказал ужин, а ещё самое лучшее мороженное, подаваемое на сервизной посуде. Красивый поступок, тем более ценный, что отец Валика ушел из семьи, и он как старший сын, испытывая ответственность, старался всячески помочь матери. В кафе они побывали только вчера, друга переполняли эмоции. «А может Валик вовсе не выручил, а нашёл те самые деньги в конверте…Фу ты, опять конверт (если бы он теперь понёс его деду, он бы, конечно, поинтересовался, что в нём). Любопытно, сколько Валик получил денег за сдачу металла?» Трофим отбросил эту мысль, он верил другу как себе, и Валик не был вором, он был воспитанный парень из хорошей семьи.
- Про кражу я ничего не слышал. Да и за деньги, на что можно их потратить, мы не говорили с друзьями.
- Допустим. Ну, а если предположить, что тебе досталась, штука баксов, скажем, деньги подарили кто-то из родственников. На что бы ты их потратил?
Трофим задумался, он никогда не держал в руках валюту, но его отец хранил деньги именно в ней, доллар был стабилен. За него совершали расчеты, чтобы приобрести автомобиль, недвижимость, сберегали на чёрный день, так как доллар имел тенденцию расти, а национальная валюта не выдерживала критики. Оперативник ждал, как кошка, казалось, следил за движениями его мыслей. Парень не мог себе представить, на что можно было потратить такую сумму, и в то же время не хотел показаться смешным перед сотрудником правопорядка. Пустился на мозговой штурм, перетряхивая ворох собственного опыта о жизни вообще, пытаясь уловить проблеск роскошной.
- На море можно было съездить, - наконец, несмело предложил он.
- И не только поехать на Чёрное море, а и снять жилье и обеспечить питание, и в дискотеке себе не отказывать каждый день. На одну – две недели так точно. И даже свадьбу можно было сыграть. Ну, я думаю, в феврале месяце малолетние преступники не рванут на море и конечно не женятся, - усмехнулся милиционер.
Парень возобновлял в памяти конечный участок пути во дворе, когда он подходил к своему подъезду: если увидеть двух бегающих пацанов из-за застилающего снега было практически невозможно, то вполне реально было услышать их голоса, тем более, если они перекликались, гикали, что-то перебрасывали на расстоянии, выхватывали друг у друга как мяч при игре в лапту. Но в тот вечер, возвращаясь, никакие крики его внимание не привлекли.
- Интересно, как именно были украдены деньги. Пострадавший выронил конверт с ними - и его подобрали, или же вырвали у него прямо из рук? – у юноши в голове не складывалась картинка.
- Конечно, предположить, что потерпевший потерял конверт с деньгами можно, – азартно подхватил его мысль милиционер, – и даже допустить, что он в тот вечер находился не в трезвом виде. Заявление поступило на третьи сутки с момента кражи, то есть человек обратился в милицию не сразу, не понятно какими соображениями он руководствовался. Но мы обязаны расследовать происшествие. В заявлении он указал, что конверт у него именно выхватили. Если же гражданин заявляет неверные сведения, то может пенять на себя – следствие может обратиться против него.
В беседе оперативник задал вопрос, кто мог быть причастен к хищению по мнению парня. Трофим высказал, что на кражу способен Зэк, со своим сводным братом Толей. Что у этого парня с тюремной кличкой, отец был вором с отсидкой. Старший сын гордился отцовским прошлым. Трофим высказал свои предположения, что кражу могли совершить и парни с девятиэтажки из неблагополучных, и что он удивлен, что оперативник не берет чуть отдаленный девятиэтажный дом в расчет. Троша был уверен, что Валик в точности разделял его мысли, у друзей проявлялось чувство плеча, они понимали друг друга без слов и могли объяснить поступки друг друга.
- И я так считаю, что они способны на кражу. Но в нашем деле подозревать недостаточно – необходимы улики, вещественные доказательства, понимаешь?
- Укажи, в вашем доме, в которых квартирах живут ребята четырнадцати – шестнадцати лет?
Зачем спрашивает? Он же участковый следователь. Снова меня проверяет? Данные у него сто пудово есть, но ориентироваться по незнакомому дому сложно. Поэтому узнает наверное. Время – седьмой час, парень при исполнении. Вот уж поистине: «Наша служба и опасна, и трудна».
Подозревает ли оперативник его друга Валика? Трофим перечислил знакомых мальчишек со своего дома.
Как оказалось половину из них следователь успел обойти. Валик с шестой квартиры так же, как и он, беседовал с участковым, значит друг вне опасности. Следователь о нём вопросы не задаёт. Трофим радовался, что Валерка избежал подозрений.
- Ты никакой ни тормоз, ты – газ. УАЗ-469. Знаешь, такую машину? Отменная реакция у тебя, парень. Закончишь школу, поступай в наши структуры, в следственный отдел, – он щедро улыбнулся, показав крепкие белые зубы, – Будем вместе бороться против организованной преступности, - подмигнул озадаченному юноше.
Троша ни понимал, серьёзно или в шутку обращался к нему следователь. По чему он мог оценить мою реакцию?
- Ладно, парень, работа не ждёт. Если вдруг информация о краже откуда-нибудь просочиться, ты знаешь как милицию вызывать: «02». Мы оперативно отреагируем.
После того как за оперативником захлопнулась дверь, юноша бросился к окну. Вцепился в темноту двора перед своим домом. Он хотел выяснить ещё одну деталь из этой истории.
Свидетельство о публикации №224051800826