Три столпа холизма

          I.

Ни материя, ни жизнь, ни сознание не имеют самостоятельного существования и самобытия. Все они являются неразрывной частью Целого (греч. — Холос).

Без этого постулата нельзя понять ни парадоксов квантовой механики, которую, как утверждал Ричард Фейнман, «не понимает никто»; ни тайну возникновения жизни и её эволюции к вершинам организации; ни загадку сознания, завёрнутую в тайну психики и помещённая внутрь головоломки мозга.

Так, материя, вещество возникает из разнообразных комбинаций элементарных частиц, каждая из которых не существует независимо от Целого:

«Квантовый подход требует рассматривать частицы только в их ВЗАИМОСВЯЗИ с ЦЕЛЫМ.  <…> С точки зрения “наивного реалиста” Вселенная представляет собой совокупность объектов. Для специалиста по квантовой физике это подвижная единая ткань, состоящая из всплесков энергии, и ни одна из частей этой “ткани” не существует независимо от целого, а это целое включает и наблюдателя» [1].

Вероятность СЛУЧАЙНОГО возникновения жизни, из чего исходит современная «безжизненная» редукционистская наука, примерно равна нулю (без палочки). Качественно это очевидное-невероятное чудо можно сравнить с тем, что некая обезьяна, барабаня по клавишам пишущей машинки или компьютерной клавы, вдруг напечатает, скажем, 66-й сонет Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира или всего «Евгения Онегина» Александра Сергеевича Пушкина, который, как известно, — «наше всё». Или вероятность этого чуда можно сравнить с тем, что некий ураган, пролетая над авиасвалкой, соберёт вдруг из груды мусора новенький Боинг 747 (или Airbus А320).

Количественно же эта вероятность зашкаливает за все мысленные пределы. Так, по подсчётам Фреда Хойла, автора иронического термина Big Bang, который почему-то переводят как «Большой Взрыв» (правильный вариант — «Большой Бабац»), вероятность СЛУЧАЙНОГО синтеза кодирующей белки молекулы ДНК, состоящий из 600 нуклеотидов в определённой последовательности, равна 10^-400. Вероятность же СЛУЧАЙНОГО получения набора ферментов даже для простейшей живой клетки, по его же подсчётам, составляет уже 1 шанс из 10^40 000. 

Для сравнения: по расчётам профессора Массачусетского технологического института Сета Ллойда, общее число событий (или "элементарных логических операций"), которые могли произойти во Вселенной со времени предполагаемого Большого Взрыва (13,7 миллиарда лет), составляет не более чем 10^120. Через этот предел не перепрыгнуть при всём желании. Он же означает, что событие с вероятностью 10^-400 или 1 шанс из 10^40 000 не произойдёт никогда!

То же самое касается дарвинизма, который исходит из СЛУЧАЙНОГО характера эволюции на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Вспомним по этому поводу спор квантового гуру фон Неймана и одного из убеждённых дарвинистов, о котором поведал Вернер Гейзенберг в своей книге «Физика и философия»:

«Мне рассказывали о беседе математика и квантового теоретика фон Неймана с одним биологом по этому вопросу. Биолог был убеждённым приверженцем современного дарвинизма, фон Нейман относился к дарвинизму с недоверием. Математик подвёл биолога к окну своего кабинета и сказал: "Вы видите вон там на холме прекрасный белый дом? Он возник случайно. В течение миллионов лет геологические процессы образовали этот холм, деревья вырастали, сохли, разлагались и снова вырастали, потом ветер покрыл вершину холма песком, камни туда забросило, наверное, каким-то вулканическим процессом, и они случайно вдруг легли друг на друга в определённом порядке. Так всё и шло. Естественно, в ходе истории Земли благодаря этим случайным неупорядоченным процессам возникало большею частью всё время что-то другое, но однажды через много, много времени возник этот дом, потом в него вселились люди и живут в нём сейчас". Биологу было, разумеется, немного не по себе от такой логики».

Как метко заметил Исаак Зингер, Нобелевский лауреат по литературе 1978 года:

«Некоторые материалисты приписывают слепому механизму эволюции больше чудес, невероятных совпадений и изумительных явлений, чем когда-либо приписывали Богу все теологи мира».

А если исходить из существования внешнего, внетелесного источника Жизни как принципа, то невероятное чудо жизни и её эволюции получает простое объяснение. В холизме, тесно связанном с витализмом (от лат. vitalis — «жизненный»), именно Целое является источником Жизненной силы Вселенной, известной в христианстве как Дух животворящий, в Древней Греции — как Пневма, в Древней Индии — как Прана (санскр.   букв. — «дыхание» или «жизнь»), а в Древнем Китае — как жизненная энергия Ци. 

Сейчас эту Жизненную силу можно назвать научными терминами «организация», мерой которой служит информация, или «негэнтропия» (негативная энтропия). Как организация, информация, негэнтропия есть отрицание хаоса, беспорядка, энтропии, так и Жизнь как принцип есть отрицание смерти как принципа. Ещё в XVIII веке это лапидарно сформулировал выдающийся французский анатом, физиолог и врач Мари Франсуа Ксавье Биша:

          «Жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти».

Наконец, загадка сознания, завёрнутая в тайну психики и помещённая внутрь головоломки мозга. Разгадана ли она? Вот что утверждает доктор биологических наук и специалист по когнитивным наукам профессор Черниговская Т.В. о современных высокотехнологических научных исследованиях мозга и сознании:

«современное состояние исследований   всё   ещё   можно описать   как   Where-it-happens   studies [исследования что-где-происходит], так как любая самая изощренная техника даёт лишь ответ на вопрос, какие зоны в мозгу активны или пассивны во время той или иной деятельности, тогда как хотелось бы получить не “адреса”, а объяснения» [2].

А объяснения и нельзя получить, не обладая философией сознания. Такая философия сознания есть как в древней восточной философии, так и в современной трансперсональной психологии. И та и другая исходят из существования иной, Высшей реальности, которая является истоком и материи, и жизни, и сознания и Высшего Знания.


            II.

В различных религиозно-философских учениях эту Высшую реальность её поклонники обозначают словами Бог, Брахман, Пуруша, Дао, Ятха-Бхутам («Таковость вещей», или «Реальность как она есть»).

В современной голографической парадигме Бома-Прибрама Высшая реальность — это «нераздельная цельность». По мнению Бома, Целое, Холос, от которого и образовано слово «голограмма», — это первичная реальность, которая определяет, подобно мозгу,  дирижёру или хореографу, поведение частей системы. Система и есть Целое. Так как любое движение является лишь проявлением Единого Целого, первичной реальности, разделение которой на отдельные части иллюзорно, то между всеми фундаментальными явлениями мира существует  мгновенная, нелокальная связь, без ограничения силы действия с расстоянием. Эту креативную первичную реальность Целого он назвал свёрнутым, или «импликативным» порядком, в котором содержится всё и вся:

«Поскольку импликативный порядок является основой, произведшей на свет всё сущее, он должен  по крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик» [3].

В голографической Вселенной разгадка головоломки мозга довольно проста: «Мозг — это голограмма, свёрнутая в голографической Вселенной» [3].  В свою очередь, как считал Бом, «сознание не находится в голове: сознание — это аспект нелокального поля, а наш мозг — это просто локальный приёмник» [4]. Вернулись к началу: сознание не имеет самостоятельного существования и самобытия, а является неразрывной частью Целого (греч. — Холос).

Высшая, истинная реальность Целого, Холоса недоступна органам чувств, словам, рациональной логике и самому разуму, который скован кандалами субъект-объектной дихотомии — искусственного и весьма искусного разделения дихотомическим сознанием единого и неделимого Целого (Холоса) на части. Поэтому древняя Восточная мудрость утверждает:

          «Всё реальное — неописываемо, всё описываемое — нереально» [5].

Колдовская сила дихотомического сознания, которую индусы называют Майя, замыкает человека в платоновской пещере теней, не давая ему возможности узреть Свет истинной реальности. (Да будет Свет!)

Эта светоносная Высшая реальность Духа доступна только иррациональному йогическому созерцанию. На Западе оно известно как «медитация».  Это созерцание-медитация дарует возможность обрести чистое Знание-Видение истинной трансцендентной реальности, неописываемой словами и образами. В буддизме этот Высший трансперсональный психический опыт именуется Пробуждением от грёз сонного царства сознания, погружающего нас в психическое королевство кривых зеркал. По мнению выдающегося российского религиоведа и востоковеда Евгения Торчинова, именно этот Высший трансперсональный психический опыт и служит «корнем религиозной веры и религиозной жизни» [6]. Зри в корень! 

Что же касается искажающей истинную реальность работы сознания, то об этом говорится не только на мистическом Востоке, но и на рациональном Западе. Вспомним основоположника науки Нового времени Фрэнсиса Бэкона, которому принадлежит знаменитое выражение «Знание — сила»:

«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».

Кривое зеркало ума человека порождает иллюзии сознания, включая иллюзию реальности собственной личности, собственного «я», «эго». (Вспомним буддийскую притчу: «Вас реальное не существует»).

В акте Пробуждения несовершенный человеческий ум (умишко) как процессор обработки информации заменяется на совершенный Единый Ум, который находится не в мозгу, а за пределами мозга — в Высшей нераздельной реальности — Целом, Холосе. В отличие от кривого зеркала ума, этот совершенный Единый Ум (Экачитта) дарует идеальное зеркало чистого Знания-Видения. В нём и отражается без всяких искажений иррациональная недвойственная Высшая реальность Целого, Холоса.

Пробуждение даёт уникальную возможность выйти за пределы собственного тела, мозга, ума, «я» и голографическим способом объять необъятное. Льзя объять необъятное! Козьма, ты не прав! Как сказал поэт, «Всё во мне, и я во всём!»
          
              III.

Так как материя, жизнь и сознание являются лишь неразрывными и неуничтожимыми частями Целого, множественной проекцией Единого, то это объясняет как закон сохранения материи в физике, так и законы неуничтожимости жизни и души (психики как принципа, но не как «нетленной души» отдельной личности).

Смерть любого живого существа не означает гибели Жизни как принципа. Этот неуничтожимый Животворящий принцип (Святой Дух, Пневма, Прана, Ци) вновь и вновь порождает новых живых существ из новых комбинаций атомов и молекул вещества на новых ступенях лестницы эволюции, а то и в новых космических мирах.  Те причины, которые конкретное живое существо посредством тела, слова, мысли вызывает при жизни, порождают следствия, которые в целостном, холистическом, взаимосвязанном мире и формируют облик нового живого существа. Это напоминает действие Вселенского Холос-калейдоскопа, перетряхивающего информационные комбинации «цветных стёклышек»-генов. Буддисты и индусы называют это неумолимое, но вполне объективное действие словом «карма».

Как всё разнообразие материи является калейдоскопом комбинаций элементарных частиц физики (кварков, протонов, нейтронов, электронов и т.д.), так и всё многообразие психических феноменов (восприятие, разум, эмоции, воображение, интуиция и т.д.) также является калейдоскопом комбинаций элементарных частиц психики, которую буддисты называют «дхармы».

Высший смысл жизни в таком холистическом, виталистическом и психическом мироздании сводится к слиянию с Высшей Духовной реальностью — Творцом мира, жизни и души. Именно этой дорогой прошли Будда Шакьямуни и Иисус Христос, который в своё время сказал:

               «Я и Отец — одно».

“Deus factus sum”, или в переводе с латыни на русский «Богом я стал».

Аминь!


         Примечания:


1. Пол Дэвис «Суперсила» 1984
2. Черниговская Т.В. «Это не я — это мой мозг»
3. Майкл Талбот «Голографическая Вселенная»
4. Роберт Антон Уилсон «Новая инквизиция»
5. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
6. Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного»


        18 мая 2024 года


Рецензии
Всё свалил в одну кучу: и Бога, и Брахмана, и Дао, и еще что-то.

Дмитриев   18.05.2024 16:34     Заявить о нарушении
Это не для дураков. Могу "одну кучу" и развалить на несколько: http://proza.ru/2022/07/03/250

Сергей Горский Москва   18.05.2024 17:09   Заявить о нарушении