6. 3. Интеллект - способность к творчеству

     Теперь об интеллекте. Под интеллектом понимают способность индивидуума мыслить логически, анализировать заданные обстоятельства и находить решение задач, не имеющих аналогов в предшествующем опыте, опираясь на ранее накопленные знания и используя воображение и способность к построению абстрактных концепций. Память тоже является одной из составляющих интеллекта, но одной памяти недостаточно – даже очень хорошей. Необходима еще и способность к использованию усвоенных знаний и навыков, содержащихся в этой памяти, для интуитивного решения сложных, ранее не встречавшихся, проблем или адаптации к сложившимся обстоятельствам. Причем здесь также важна и скорость решения задачи – чем быстрее и точнее способен работать человеческий мозг, тем выше уровень интеллекта его обладателя. Другими словами интеллект – это способность к творческому мышлению. К творческим людям принято относить в основном тех, кто связан с искусством, литературой, музыкой, театром. Однако это вовсе не так. Творческими людьми являются все, кто способен создавать что-то новое или находить оптимальное решение не встречавшейся раньше проблемы. Такими людьми могут быть и научные работники, и инженеры-конструкторы, и врачи, и военачальники и представители многих других профессий. Даже сантехник может оказаться творческим человеком, если придумает какое-то красивое, удобное и дешевое решение в процессе ремонта ванной комнаты или туалета своего клиента [179].

     Работник науки может иметь в памяти огромное количество информации, но если он при этом не способен ее обработать, сопоставить некоторое количество известных фактов и сделать из этого вывод о существовании какой-то ранее неизвестной закономерности, то никакой он не творческий человек, не ученый. Пифагор, Архимед, Леонардо да Винчи, Гельмгольц, Фурье, Галуа, Эйнштейн, Тесла и многие другие ученые были людьми сугубо творческими. Это штучные люди, которые существовали всего в одном экземпляре, но именно благодаря им мы и живем сейчас в современном мире высоких технологий.

     Творческими людьми были те наши далекие предки, которые придумали колесо и лук со стрелами. Творческие люди придумали велосипед, автомобиль и двигатель внутреннего сгорания, электрическую лампочку и электродвигатель, самолет и космический корабль, радиоприемник и телевизор. Иначе мы до сих пор ходили бы пешком в шкурах диких зверей и с тяжелой дубиной наперевес. И ни о каких смартфонах и банковских картах даже и не помышляли бы.

     Как ни странно, но известные военачальники – это тоже творческие люди. На первый взгляд, кажется, что армия – это такая структура, где думать нельзя, нужно только точно выполнять команды. Какое же тут может быть творчество.Но чтобы армия могла выполнять свое предназначение – успешно защищать свое государство (или нападать на чужое – так тоже бывает), во главе ее должен стоять человек в высшей мере творческий. Как с малыми силами победить превосходящие силы противника и потерять при этом минимум своих воинов? Тут надо очень хорошо проанализировать обстановку, данные разведки, придумать, как распределить свои силы с учетом их состава и окружающей обстановки. Как настроить своих солдат, чтобы они не струсили, а думали только о победе? Александр Македонский, Ганнибал, Пирр, Юлий Цезарь, Атилла, Чингисхан, Тамерлан, Наполеон, Суворов, Кутузов были людьми творческими. Или как сейчас модно говорить – креативными. То есть людьми с очень высоким уровнем интеллекта. Как это ни странно звучит. Хотя, когда речь заходит о творчестве, воображение рисует то художника с кистью и красками, то бледного от вдохновения поэта, читающего свои стихи, то пожилого ученого с бо-родой и в сильных очках. А оказывается свирепый гунн Атилла – тоже творец! Да еще какой! Чтобы пройти и покорить всю Европу со всеми их заносчивыми герцогами, баронами и королями – ох, какой высокий интеллект нужен!

     В свете вышесказанного уже не покажется удивительным, что и хороший практикующий врач – независимо от специализации, должен быть человеком в высшей мере творческим. Ибо на практике довольно часто врачам приходится сталкиваться со случаями, когда очевидный набор признаков болезни является достаточно противоречивым и не подсказывает единственно правильного метода лечения. Или какие-то особенности организма пациента делают невозможным такое лечение. Приходится придумывать какие-то другие методы – неочевидные. Потому что цена здесь – здоровье человека. Или даже жизнь. А она у человека всего одна.

     Это касается не только специалистов. Любому человеку в жизни приходится сталкиваться с какими-то непривычными обстоятельствами, когда требуется найти такое решение, которое поможет ему наилучшим образом адаптироваться к сложившейся обстановке. Или такое решение, которое поможет коренным образом изменить свою жизнь к лучшему. Одному это удается, а другому нет. Один способен использовать представившийся ему шанс, другой этот шанс упускает. И потом всю жизнь жалеет. А бывает, что требуется быстро принять какое-то единственное возможное решение, которое может спасти жизнь. Свою собственную или чужую. Интеллект, его уровень, здесь играет решающую роль. Либо ты выжил, либо погиб. Естественный отбор.

     Интеллект в какой-то мере заложен в любом человеке с рождения, но впоследствии развивается у всех по-разному. Все зависит от воспитания и от условий, в которых человек существовал. У одних он так и остается в зачаточном состоянии, у других развивается до чрезвычайно высокого уровня. Желание повысить уровень своего интеллекта естественно для любого человека. Не любой, правда, готов прикладывать какие-то серьезные усилия для этого, считая, что все должно произойти само собой по мере накопления жизненного опыта, грубо говоря, чем больше прожил, тем выше интеллект. Это глубокое заблуждение – все совсем не так. «Даже человек, одарённый печатью гения, ничего не создаёт не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться» (П.И. Чайковский). Недаром по этому поводу даже шутят: «Не всегда мудрость приходит с возрастом, иногда возраст приходит один». Тем не менее, средство для развития интеллекта существует – это все та же музыка.


Рецензии