Донские рассказы. Чужая кровь. Блудный сын Кавказа

­­­­­­­­­­­                Чужая кровь. Глава вторая. Блудный сын Кавказа. 


( Продолжение - начало в рассказе Мой дедушка Ваха).
                ­

                Выражаю особую признательность, за помощь в написании рассказ 

                – народному писателю Чечни – Гунки Хукиеву.   


После смерти дедушки я стал намного сильнее.
Да и заботы выросли. Я то в армии в стройбате служил.* Там за три года освоил все виды строительных работ.
И бетонщиком был и штукатуром и каменщиком.
В Союзе тогда много строили. Строителей всегда не хватало.
Вот я и создал свою строительную бригаду, как тогда их называли – шабашники.

Начинали сначала с Центральной России, возводили дома, сельские клубы, да и коровники приходилось. А потом и Севера пошли.
Интересное время было. Веселое и денежное.
Я одним из первых в районе купил – черную ГАЗ-24. По тем временам – роскошь. Дом новый построил, рядом со старым дедушкиным. Забор с дикого камня под три метра. Конюшня, амбар, сараи для скотины. Флигель красавец. Даже кондиционер с Баку привез, установил. Не дом , а полная чаша.

Одно было плохо – наследника не было…… Никак….. Я жену любил, не говорил ей открыто. Но червь все время душу точил. Не понимал я наверно всего, что мне на роду написано. Человек слаб часто и не знает всего. Не знаю- хорошо это или плохо…..

Только в год Московской олимпиады, перед отъездом на объекты на Севере, жена, шепотом призналась, что ждет ребенка.

Какая радость была великая!!!!! Я летал орлом под небесами…. Как крылья выросли за спиной. Осенью, приехал с бригадой на месяц раньше и дедушкин дом отремонтировал. По существу – заново сделал, чтобы маленький орленок в родовое гнездо прилетел.
В ноябре родился Иса. Мой сын – наследник фамилии. Долгожданный…..

Рос культурным, воспитанным ребенком. Старших уважал.
Так потихоньку время и шло…… Союз развалился. Я к тому времени на Север перестал ездить. И старый и счет крупный на книжке сберегательной. И даже когда он сгорел под ноль, во время великих экономических потрясений бездарной Власти – сильно не расстроился. Есть дом, крепкая семья, большое хозяйство. Даже работника держал, одних быков на пастбище под сотню.
Потом хуже стало. Полыхнула Первая Чеченская. Многие мои сельчане полегли, много женщин одели черные платки…..

Я за сына больше всего боялся.
Иса бизнес устроил. Как он говорил – крутился. Тогда много самоваров было по всей республике. Строили маленькие нефтеперегонные заводики и нефть прямогон перегоняли. Дизельное топливо еще с большой натяжкой получалось так себе, а бензин – откровенная дрянь. Машины на нем вообще не ездили. Октановое число чуть больше 50 единиц…. Вот Иса и организовал добавлять всякие присадки, а для улучшения внешнего вида – красители. Тогда едешь по республики, ни одна заправка не работает, а все бензин в банках продают. Красный, синий, зеленый.

Этот бизнес его и сгубил. Он банку с бензином разлил, а кто то зажигалкой чиркнул……… Не могу об этом говорить……

Привезли его на кузове машины, завернутого в ковер. Как галчонка черного.
Мир для меня перевернулся – черным стал. Выл диким волком, в могилу бросался.
На кладбище так и остался, обнял могилу.
Несколько дней был никакой. Ничего не ел, только пил. Жить не хотел.
Днем бессмысленно ходил по дому, саду. Вечером уходил к сыну.
Обнимал могилу и плакал. Вспоминал его маленьким. Выл как волк….
Жена Аиша вообще слегла. Как быть орлице, когда единственный птенец упал со скал и разбился……

На третью ночь понял, что так жить не могу. В полнолуние, на могиле сына – вынул кинжал, закрепил его.
Одно резкое движение и все. Сына увижу…. Сынок…..Родной мой, кровинушка……
Яркой вспышкой разорвался взрыв перед глазами, обдав меня сильным жаром. Старик белый стоит надо мной.
Белый и весь в белом и свет от него золотой. И смотрит на меня строго.

Все это длилось наверно доли секунды. Я уже опомнился уже дома.
Ворота и калитка закрыта. Кричу – жена не отвечает. А меня озноб страшный бьет.
Перелез через забор и в дом. Жены нет. Мелькнула мысль – со скалы бросилась.
Случайно открыл ворота конюшни, в тусклом свете – Аиша стоит на телеге под потолком.
С петлей на шее. Увидев меня бросилась вниз…..
Прыгнул на телегу, удерживая обмякшее тело и страшным по силе ударом кинжала пересек тугую постромку поводьев.
Упали вместе… Стоит на корточках давится, откашливаясь.
В припадке ярости схватил кнут и стал избивать. Зло и сильно. Пока не сломал кнутовище.
Потом от бессилия опустил руки, упал рядом с женой и проплакали до утра. Потом из последних сил перенес жену в дом, целуя руки.

Потом понял кто приходил ко мне на кладбище и зачем я дома оказался?
Святой** Шейх  спас две грешных души…..
Только остался вопрос, непонятный мне тогда….. Зачем? Для чего?

Так и жили потихоньку. Душа в душу с женой.
Не с кем не хотел общаться, даже с родственниками. Только мулла понимал меня.

В ту осень рано выпал с снег. Завалил и перевал и в ауле побелели улицы.

С утра как обычно рано встали, еще затемно. Жена подоила корову, я дал сена животным. Вроде бы все.
-Пойдем Аиша обойдем усадьбу, посмотрим рощу возле дома, я что то засиделся. Надо кости старые размять.
Какая то сила гнала меня к старым ложементам, недалеко от дома.

Да еще и тревога слепая будоражила меня.
Сын ночью приснился – шел по саду с юношей похожим на него. Как брат на брата. Все как наяву.
А внизу аула – рев двигателей, на нижних улицах заходит бронетехника. Солдаты кругом.
Мимо нас прошло несколько ГАЗ -66, минометы потащили.
Все ясно – зачистка. Проверка паспортного режима. Да тут и так все ясно. В горах снег – все боевики на зимние квартиры спустились.
Они и летом приходили. Покупали продукты, у знакомых стирались, мылись. Но вели себя уже тихо. Вторая Чеченская шла.
Да и народ их уже массово не поддерживал. Народ устал от войны.

Внезапно раздалась стрельба, потом сплошная стена звуков войны. И автоматные очереди и звуки разрывов гранат и подствольников.
Вспыхнули на тесных улочках два БТРа.

Мой дом на самом верху, все видно. Недаром артиллеристы еще с Большой Кавказской войны позицию оборудовали.
А месяц назад боевики сложили мне под навес два полковых миномета и два десятка ящиков мин. Господствующая высота. Накрыли это все сеном.
Старший из них сказал – Головой отвечаешь. Мои люди заплатят тебе. А предашь нас – зарежем как собаку.
Бой разгорался.

Две роты Внутренних войск постепенно отходили, неся потери.
Их минометная батарея, расположенная внизу, лупила вслепую куда только можно, никуда не попадая.
Тут уже не проверки паспортного режима – выйти бы из аула без серьезных потерь.

Тут и произошел случай который перевернул мою жизнь.
Снизу к ложементам бежали два русских солдата. Лейтенант, со светлыми волосами цвета зрелой пшеницы и мой сын.
Чуть повзрослевший, но вылитый Иса….. В руках автомат, за спиной рация, бьет его антенной. Корректировщики артиллерийского огня.
- Иса сынок ты куда? Домой зайди…..
- Леха я отец, после боя зайду…..

Я бегом за ними, спрятался за большим дубом.
Весь трясусь, как лихоманка бьет. Сын вернулся….
Залегли в ложементах….Передали батарее координаты, огонь отсек роты от боевиков.
Канонада стихла. Отстреливаются кое где, собирают раненых.
Готовятся отходить.
Но боевики и не думали сдаваться, да и военном отношении они грамотно воевали.
Да и выхода у них нет – перевалы уже под снегом. Остался только дорога на Харами.
Отобьются и будут отходить. А там Дагестан и Грузия. Уйдут.

По дороге внизу от скалы к моему дому выскочило несколько автомобилей, в основном Нивы. Любимый транспорт боевиков в горах.
Все ясно, убьют корректировщиков. Развернут два миномета 120мм и два десятка ящика мин по растерзанным ротам…… Выбьют все….
И вдобавок еще и пол аула разнесут.
А утром уйдут…..
Махнул рукой в сторону машин – Сынок спасайся.

Побежал в дом за дедовским казачьим карабином, задержу если что.
Последнее что увидел, лейтенант отстреливается, Иса что то кричит….Прикрывая собой рацию.

Схватил карабин, зарядил, патроны в карманы и назад….. Бегу как могу, задыхаюсь.
Первый выстрел, пристрелочный минометной батареи ударил в забор усадьбы. Далеко от боевиков. Второй ближе
Только сил мне придал. Бегу, знаю, что осколок меня не остановит.
Нет ничего крепче на свете - отцовской любви. Настоящего отца.
А боевики почти вплотную, на расстоянии гранатного броска. Автомат лейтенанта уже молчит, сейчас несколько гранат и Иса …..

- Стойте нелюди, не стреляйте – там сын мой.
Два крайних боевика встали и пошли открыто, уже не таясь. Подойдя к ложементу откуда вел лейтенант – дали очередь. Иса молчит. Или ранен или…..
Бросился к окопу, собой прикрою, не дам убить.
С небес раздался звуки завывания падающих мин. Грохот разрывов. На себя огонь вызвали…….
Что же вы наделали мальчики?
Упал на Ису, прикрыл его.
Взрыв, еще взрыв.
Потом что то ударило в руку больно и отшвырнуло в сторону. Темно….

Сколько лежал не знаю? Аиша с родственниками нашла. Иса живой, без сознания. Весь в крови, скальп содран до половины.
Дошел до окопа лейтенанта, сидит прислонившись к каменной стене. Дотронулся левой рукой до плеча – свалился.
Не буду дальше – под бронежилетом одна каша из крови и костей.

Сосед Канта достал документы. ….нов Василий Иванович, лейтенант, командир огневого взвода. Остальное все в крови и дырка от осколка. На удостоверении личности офицера.
У Исы документы на имя - Бачева Алексея Николаевича. уроженец…. призван военкоматом ….Тульской области…..
Внизу шесть убитых боевиков и две разбитые прямыми попаданиями машины. Остальные ушли.
Односельчане похоронили убитых на кладбище. Перед Смертью все равны.
Лейтенанта отдельно- под разбитым дубом. Крест не поставили. Только большой белый камень.
Прости их всех Всевышний.

Приехал родственник жены Усама, он ветврач, но лечит и людей.
- Давай руку твою посмотрю.
- Сначала Ису в дом и помощь ему.
Положили Ису на стол, Усама сделал все что мог.
Потом говорит- Я его не спасу. Здесь нужен хирург профессионал, инструменты и медикаменты….. А ни хирурга, ни медикаментов в округе нет. Есть правда у боевиков в соседнем ущелье, хирург француз. Он профессионал, но дорого берет.
- Вези, все отдам.

Под утро привезли доктора.
- Только у меня три часа времени. Операция, расчет сразу и ухожу. Пока через перевалы можно уйти.

Я за эти три часа заново всю жизнь прожил….
И все радости вспомнил и все грехи тяжкие за всю жизнь.
И то, что жен чужих любил и человека убил в армии – мусульманина. Все грешное вспомнил…
За все надо платить….И часто – самым дорогим.
Я то в стройбате служил на Байконуре.
А стройбат это не уставная Советская армия. Землячества сплошные и уголовные авторитеты.
Отряд – 800 человек, в основном узбеки с колхозов. Дети хлопка.
Три офицера и старшина сверхсрочник. И актив, который реально руководит отрядом….
Дедовства правда никакого. Кроме блатных – работают все. И здорово работают.

Кавказцев всего три. Я чечен и два аварца. Мурад и Ахмат.
Работали почти круглосуточно.
Бетонировали второстепенные дороги от стартовых площадок. Опалубки выставляем, каркас и бетон из самосвала.
Пока по жаре самосвал бетон везет он – застывает. Тяжело.
А смотрящий был наш бригадир, татарин. Из блатных. У него чеченцы на зоне под Иркутском отца зарезали.
Мы и за него работали, план закрывали.
Раз вечером он меня держаком от лопаты ударил по голове. Так просто, от злости.
Потерял сознание. Очнулся, а пацаны говорят, что он сказал утром приедет и убьет меня, а тело в бетон….
Утром он появился.
Здоровый, толстый замахнулся на меня молотком.
Я с утра из арматуры заточку сделал. Ударил его заточкой в глаз, а как он упал – с размаху  тяжелой мотыгой по шее.

Вот он до сих пор запуски космических кораблей и смотрит. Под бетоном.
Особист потом ездил по обьектам его искал, но ни водитель, ни братья аварцы не выдали.
А его блатные сознались, что он на рывок собирался. Мол – устал….. Им даже выгодно.

А сейчас думаю, что зря его наверно убил….. Да и как то дико – мусульманин – мусульманина. У него наверно тоже мама была- ждала сына……
Да и причем мусульманин - мусульманина? Человек - человека... Бог один и он не разделяет никого. У него все люди - дети.....
Вот я за эти грехи и страдаю….

Доктор вышел усталым, закурил – Я все сделал. Все, что мог – а остальное на волю Всевышнего.
Расчет пожалуйста.
Айша принесла сундучок кубачинский с серебром, достала пачку долларов. Отдала мне – Возьмите доктор.
Он усмехнулся, разложил купюры купюры на столе, показал мне одну- Вам эти купюры боевики дали?
- Да говорю, рассчитались за продажу двух быков на мясо.
-Фальшивые они все, на них один серийный номер…..
Показал на мой кинжал – Вот им и рассчитаетесь…..
Это позор для чеченца – продать родовое оружие.
- А перстень подойдет? Показал ему перстень на руке.
-Еще лучше- снимайте, меньше места займет. А я пока чаю попью.

Что только не делал- кольцо не снимается. Я то все время на стройке работал, он и врос в живую. Никак. Как ни пытался
Подошел француз- Долг платежем красен, как русские говорят.
А перстень снимем.
- Я не буду описывать все… Махнул он скальпелем, дикая боль….. Отчетливо слышал как он мой палец выбросил в ведро. Без перстня.

Я выполнил свой отцовский долг…..

А через две недели Иса пришел в себя. Медленно, но шел на поправку. Да и француз все лекарства оставил, полную сумку.
Но это было потом…..

А  утром услышал тяжелые удары прикладов в ворота.
Все понял – боевики за Исой пришли.
- Открывай собака грязная, отдавай щенка. Сейчас весь дом разнесем…..

Встал пошатываясь, крикнул - Не дамся я вам живой и Ису не отдам….
Взял две баклажки по пять литров с бензином, одну вылил на ящики с минометами и минами под навесом.
И ворота облил, не пожалел. И след за собой полил…. На секунду закрыл глаза, жизнь пролетела перед глазами за минуту. Вспомнил глаза отца, дедушку.
Взял факел и с полной, открытой- баклажкой, открыл засов ворот. Сделал уверенный шаг вперед, уже ничего не боясь.
- Кто здесь самый храбрый. Я смерти не боюсь, кину сейчас факел, мины вас всех разнесут как шакалов.
Молча уехали….. Да и народа уже много собралось. Зачем им народ злить?
Я через минут десять сознания потерял на несколько суток.

По весне Иса начал вставать потихоньку с постели. Усама делал ему перевязки, уколы – лечил…… Потом начал сам кушать, потом выходить в сад. Жизнь налаживалась. Мы с Аишей были счастливы и планы на будущее строили….
Как то раз, ближе к обеду к дому подъехало несколько машин. Все военные УАЗ.

Высокий, представительный полковник – представился, и с ходу – Здесь скрывается дезертир Бачев Алексей Николаевич?
Советую отец сразу признаться и выдать его. У нас оперативная информация.
Вот документы на проведения обыска и представители военной прокуратуры и спецслужб.
Показал место боя, могилу лейтенанта.
- Эксгумируйте и в лабораторию.
Показал где зарыл два искореженных взрывами автомата.
Отдал документы Исы и лейтенанта.
- Вот вы отец и на статью за хранение оружия сами напоролись…
Так, что лучше рассказать добровольно о сотрудничестве в членами незаконных бандформирований.
Пойдете – соучастником. А если выдадите склад с минометами и минами – я закрою на ваши делишки глаза.

- Глупец- подумал я. Целую неделю еще зимой, мины с обрыва в речку выбрасывал.
На санках возил, руку разбил.
А взрыватели в расщелине закопал.
 И минометы порезаны на болванки давно.
А деревянные ящики пошли на растопку печей. Сгорели вместе с кизяком.
-Ищите- я зло улыбнулся.
Еле сдержался, чтобы кинжал под ребра не всадить. А потом лезвием по шее. Левая рука скользнула по рукоятке кинжала.
Думаю махну сейчас правой рукой, он отвлечет свое внимание, да и что старика бояться. Бок и подставит. А остальное кинжал сделает. Он давно кровь не пил.....
А там пусть злые автоматные пули рвут мою плоть, я предстану перед Аллахом как воин.....Я защищяю свой Дом, свою - Семью. Своего - Сына.

Поток горячего воздуха резко ударил мне в голову.

Опять Шейх удержал. Не хочет он крови, а нужна справедливость. Встал на колени - прочел молитву.

Пошел в дом, в комнате Исы, крики и угрозы.
Автоматчик на входе не пускает. Пошел к полковнику, он на втором этаже расположился.
Ему доктор докладывает – Следы хирургического вмешательства и операционный шов у него – европейской школы.Наши коновалы так не могут, да и по войне - некогда.
И лекарства у него все импортные. Денег больших стоят, у нас таких даже на генералов нет.

Полковник спросил у меня – Вот видите. Лекарства дорогие, операцию делал иностранный хирург. Налицо все доказательства вашего сотрудничества с боевиками. А может и операция была липовая, чтобы внедрить его в армию? Мол, больной, да и герой. Органы и пропустят.....
Только не надо мне врать отец, что деньги на операцию вам достались по наследству, а дорогостоящие лекарства, вы купили в аптеке.

То, что дальше произошло не поддается никакой логике. Только воле Всевышнего.

Сорвал зубами повязку с удаленного пальца, где раньше перстень был.Рана плохо заживала, гноилась.
Ведь работал по хозяйству по полной. Помогать то некому.
- Вот видишь, показывая на культю пальца, здесь раньше на пальце был дорогой перстень, который я отдал французу хирургу за операцию.
А он намертво врос, хирург его и удалил по живому.
Левой достал из ножен кинжал. – Сына вам живым не отдам – замучите его в изоляторе и тебя сейчас прирежу как собаку…..
Где вы вы все были когда сын воевал с боевиками? Защитники.

Опять червоточина по душе поползла, левая рука прилипла к кинжалу. А пальцы онемели, не слушаются. Думаю, сейчас по шее полосну.
А рука не слушается. Как кто то ее держит. Сильно, не позволяет мне грех совершить.

Не знаю, что так потрясло полковника, культя пальца или угроза быть зарезанным. Но наверно все вместе.
А может знал все и просто дурковал…
Не знаю. Да и работа у них не простая. Много тогда перевертышей было.
Днем кто то  полол кукурузу, ночью фугас на дороге ставил. Да и судить я людей не могу - у каждого своя правда.

Через десять минут все уехали. Хотя бы если захотели бы - просто бы дом покрошили бы из автоматов.....
А оформить все документально, труда не составит..... Сделали бы из дома - базу боевиков.

К лету Иса полностью ходил. Правда его подростковую одежду заменили. Вырос он.
В июне получили приглашение от Представителя Президента.
Орден ему вручили и новые документы. Полностью. И даже пенсию по инвалидности назначили.
Только после этого Иса еще мрачней стал….. Я это чувствовал.
Но жене не говорил……Надеялся, что обойдется...... Он парень скромный, жил по нашим обычаям. Что ему в России делать?

Раз Аиша подошла ко мне и попросила о просьбе Исы дать ему уехать. Мама там дескать больная, и маму лейтенанта надо навестить.
Полетела в стенку чашка …. Я был в гневе – Девок ему русских захотелось и бухать как свинье. Он мне как сын!!!!
А ты дура – станет мусульманином, женим его, внуки пойдут….. Дура!!!!!
Как будто бы жена была виноватой?
Переколотил в комнате все, что было. Чужая кровь и есть – чужая кровь.

А вечером с Аишей сели вдвоем на ступеньках конюшни и проплакали до утра….. Видно вдвоем нам  умирать. И кинжал некому передать……

А утром собрали его, подарки положили его маме и маме лейтенанта. Отвезли в Грозный на вокзал.Посадили на поезд.
- Сынок ты у нас один…… Не забывай……
Долго смотрели в след поезду, пока он не скрылся....
Было тяжко и горько, вновь не захотелось – жить.

Через две недели после отьезда сына, уже под утро – зло залаяли волкодавы. Потом подозрительно стихли…..
Выглянул из окна второго этажа. Под первыми солнечными лучами – Иса сидит на лавочке перед домом.
Не решается войти.
Я как молодой лев моментально выбежал вниз, по пути еще жену толкнул – Вставай старая – сын приехал.
Открыл ворота – Иса стоит, потупив взгляд…... С избитым лицом и в одежде с чужого плеча.
Встал на колени – Простите меня отец…


- Стройбат. Военно- строительные отряды…Подразделения Министерства Обороны СССР для строительства объектов инфраструктуры. Комплектовались призывниками по остаточному принципу, частично и лицами с погашенной судимостью, не говоря уже о приводах в милицию и состоящих там на учете. Часто с ослабленным здоровьем и различным политическим причинам. Наличие судимых и находящихся за границей родственников.

- Святой. Шейх - Ахмет Кунта - Хаджи.
Ахмет Кунта-Хаджи Кишиев (около 1830 - 1867) самый последовательный мусульманский миротворец. Он стал известен на исходе Кавказской войны, когда чеченцы как народ были на грани гибели, но возглавлявший борьбу горцев против России имам Шамиль настаивал на продолжении вооружённого сопротивления.
Растущее влияние шейха испугало Власть и по доносу ортодоксальных мулл и по распоряжению великого князя Михаила Романова Кунта-Хаджи вместе с ближайшими мюридами, сторонниками Войны, был арестован.

На этапе шейх был разлучён со своими мюридами и после  полугодовой отсидки в Новочеркасской тюрьме,  отправлен в город Устюжна  на вечную ссылку, где в 1867 году умер, не дожив три года до сорока лет. Могила Кунта-Хаджи не сохранилась.

Однако, среди его последователей бытует твердая вера, что шейх не умер, а бродит по Чечне и, как Николай Чудотворец христианский святой, является к людям в трудную минуту. Его много раз видели во время бомбёжек и спецопераций. Он выводил заблудившихся в горах, помогал найти раненых. Давал надежду людям, кто устал бороться за жизнь.Я верю в это, как и весь чеченский народ.Прости меня грешного.
У нас, казаков - такого Святого не было, почему и воевали с большевиками до последнего, поэтому  нас полностью и уничтожили. 
Расстреляли, порубили, рассказачили. И это к сожалению - факт, а не мой казачий шовинизм.
А сейчас моя Родина - уже другой Дон. Не казачий. Без казаков по крови и убеждениям. Ряженных и холуев Власти прошу не считать.


Москва. Станция метро – Щелковская. 2023 год.

Продолжение следует.


Рецензии
Сильно написано.
Но не совсем понятно.
Исповедь, или, всё-таки,
художественная литература?
Конечно, жму на зелёную. (+8!)

Василий Овчинников   25.05.2024 04:15     Заявить о нарушении
Здравствуй Василий. Чужая кровь писал долго и частями. Сначала вторую, потом третью. Обычно такие вещи пишутся и тяжело и долго. А тут еще и Кавказ. Мой любимый. Даже с писательской организацией Чечни связывался. Единственная в России, где отвечают по телефону. Правда толку от нее мне не было, но поговорили, пообщались....Вот, что значит сильный руководитель региона - у него и писатели работают. В Ростове такого нет. Какой губернатор, такие и писатели....Никакие значит....
Не буду тему поднимать.... Неблагодарная она....
Здоровья тебе, с уважением, Игорь.

Игорь Донской   28.05.2024 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.