Поклонение Богу в духе и истине

"Настоящее же словословие и благоговение бьют ключом из сердца, заставляя ум только изумляться. Сиe производится действием благодати Божией. Она дает чувству вкусить: сколь благ и велик Господь, и за сердцем вводит в созерцание сего ум. И бывает тогда истинное славословие и благоговение в глубине души. Бывает и то, что у них однажды водрузившись, оно не отходит от них никогда, И вот о сем то благодатном воздействии и гласят слова молитвы: да святится имя Твое" (Свт. Феофан Затворник).

"Когда из бездны божественного источника и от умственного взирания из сердца изобильно источается духовная сила, тогда настает естественно "время молчания". Ибо тогда неизреченно совершается служение и именно поклонение умом Богу "в истине и в духе", и притом истинным духовным чувством" (прп. Каллист).

Говоря о переживании Святого Духа, можно говорить о любви, о вдохновении, о полноте жизни и другом. Но здесь достаточно сказать о благоговении.
Благоговение - говение, "благовонное таяние и испарение" сердца в благодарности и глубокой признательности Богу при переживании Его света и Его божественных благ, чувство переживания святости Бога - наш духовный фимиам, который к Нему восходит, когда мы это переживаем и покланяемся Ему. Это и есть поклонение "в духе и истине".
Фимиа;м – благовонный дым, образующийся при сгорании ладана.
Откр 8:3,4: "И дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога".
Пс 140:2: "Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицо Твоё, воздаяние рук моих — как жертва вечерняя".
Глубина молитвенного духа – это переживание Божьей святости. Наблюдая божественную мудрость в Его творении, осознавая данный Богом священный дар жизни, понимая, что "во свете Его мы видим свет", мы познаём Божью святость и кланяемся Ему в духе и преклоняя колени.

Переживая Божью святость, в молитве «Отче наш», Господь Иисус прежде произносит: «да святится имя Твоё».
Идентичное переживание: «Благослови душа моя Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс. 102: 1).

Грандиозное и высокое видение, где в Откровении Иоанна поклоняются Творцу четыре животных (похожие на Серафим) и двадцать четыре старца.
Животные символизируют собою творение, которое Святым Духом через очи сзади и спереди водительствуется к совершенству.
Но сами эти животные - вероятно, высшие существа небесного духовного мира. Четыре животных с очами, крыльями и головами (льва, человека, тельца. орла) - всё указывает на их совершенство. А старцы с белыми одеждами и венцами, ко всему, прошли земное служение и крест.

Переживая Божью святость, мы сами освящаемся и преображаемся. И бывает, что Святой Дух уже Сам в нас молится. У святых молитвенный дух. также, может день и ночь взывать: "свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель". Как говорится в Песнь Песней: "я сплю, а сердце моё бодрствует".
В этих стихах Откровения Иоанна говорится, в чём от начала уже свят Господь.
"Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" (Откр. 4: 11).
Далее, по Откровению будет подобная иллюстрация поклонения Агнцу.
"И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Откр. 5: 8,9).

Святой Дух един, но в Нём многоразличная благодать может иметь разную пропорцию силы жизни, любви, благодарения и страха Господнего.
Любовь к Богу со страхом Господним, это, также, - чувство благоговения. Страх Господень - это пробуждающий и очищающий дух, дух покаяния или покаянный дух.

“Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум” (Притчи 9:10).

С верой в Бога, в понимании Его величия и совершенства, человеку открываются высшие идеалы и духовность, на фоне чего более ясно видится своя греховность. Также, познаётся Божья святость, приходит покаяние и становление на путь Божий.
Далее, в размышлении и познании Бога, растёт и углубляется познание Его святости, углубляется покаяние, продолжается очищение, одухотворяется сознание и чувства.

С другой стороны, Прп. Максим Исповедник говорит о страхе Господнем, который "чист и пребывает вовек" (Пс 18:10): "Этот страх чист и никогда не отойдёт, потому что он никако соприсущ Богу, как дань от лица тварей, проявляя собою естественное всем благоговеинство пред Его величием, превысшим всякого царства и силы".

Стоило бы сказать об освящении. Это, также, одно из переживаний Святого Духа. Это переживание духовно можно назвать "очищающей Кровью Христовой".
Это тонкая горячая очищающая благодать даётся, когда ты в Теле Христовом. «Имеем общение между собою, и Кровь Его очищает нас».
В общении приходит не только освящение, но многоразличная благодать Святого Духа, и то, что Господь Иисус назвал "движением жизни между ветвями лозы".
Любящий Иисуса Христа будет любить и братьев христиан, поэтому Иисус говорит: «Любите друг друга, и по сему все узнают, что вы мои ученики».

Также, данное переживание Крови Христовой и освящения зависит от посвящения себя Богу.
Здесь даже совпадает звучание слов “освящение” и “посвящение”. В “посвящении” служению есть элемент священного (благоговейного) отношения к этому. Посвящение себя Богу и Христу - великое благословение.
Посвящение - от начала крещения во Христа с принятием Его искупительной Крови, воцерковления, проповеди благой вести, свидетельства и венец - мученическая смерть за Христа.
“Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти” (Откр. 12: 11).

Стоит сказать, в общем переживании Святого Духа, освящение, конечно уже есть. Но Святой Дух часто приходит в определённой, духовной и смысловой, окраске переживания, которое легко опознаётся и обозначается по прочитанному в Свщ. Писании.
Бывает, напрашивается характеристика и обозначение по индивидуальному опыту. Так, прп. Серафим Саровский обозначил стандартное пребывание в Святом Духе - Дух Мирный.
Также, переживание святости Божьей можно смело назвать Духом Поклонения.


“Начало мудрости - страх Господень и познание Святого - разум” (Притчи 9:10).
То есть, страх Господень связан с познанием Бога. А познание Бога - с познанием святости Бога.
Познание святости Бога начинается с самого понятия “Бога” - что Он всё сотворил,
“у Него источник жизни, во свете Его мы видим свет” (Псалом 35:10).

Конечно же, всё сотворил в любви и превыше человеческого ума.
И всякое живое существо в стремлении жить, свидетельствует о дарованном ему благе жизни.
“Всякое живое существо из всего того, что рождается, в силу лучшей своей прирожденной деятельности в одинаковой степени пользуется и покоем и удовольствием, в этом находит наслаждение и потому стремится к нему. Таким образом и человек, имея ум и, естественно, размышление о жизни, ощущает наибольшее наслаждение и действительный покой тогда, когда он помышляет относительно себя о лучшем [состоянии], хочет ли кто-нибудь назвать его благом или добротой. Это состояние бывает действительно у того, кто, имея Бога в уме, помышляет о свойствах Его, как Существа действительно Верховного, мыслимого превыше ума, любящего человека бесконечно и свыше разума и уготовляющего высокие дары и непостижимые блага и красоты своим созданиям и притом главным образом в вечности”. (Прп. Каллист).

Итак, вместе с пониманием и переживанием Бога, который есть любовь, помышляющий о Нём, переживает, также, Его совершенство и могущество в трепете и благоговении. По другому быть не может у сотворённого существа.
Ведь, такова сама истина. И это тот страх Господень, который “чист и пребывает вовек” (Пс. 18: 10).

Сама истина Божьей чистоты и совершенства свидетельствует тем, кто это узрел, о необходимости покаяния и совершенствования.
Сама же Божья любовь, милосердие и чистота смягчает сердце, и итог переживания Бога будет - благоговение пред Его святостью (или просто, переживание святости Божьей).
Вот такие реально духовные размышления и переживания, оказывается, могут быть уже доступны через рассматривание творений Божьих (Рим. 1: 20).

А какие, теперь, представим себе, вера, свет и свидетельство, приходят через Иисуса Христа?!
Какую любовь сотворил Господь Иисус! И как Он свидетельствовал именно о любви Бога к человечеству!
Он исцелял неизлечимые болезни, воскрешал умерших, освобождал одержимых и бесноватых.
В этих сверхъестественных добродетелях, Он проявлял милосердие и окрылял веру, свидетельствовал о любви Бога, Отца Небесного.
Познав Его безупречную праведность, святость и любовь, приходит вера в Его слово и благую весть призвания Божьего и прощения грехов.
Как и о чем Иисус говорил!
В кратких афоризмах Он высвечивал суть всех главных проблем человечества и их решения: что такое спасение души и как оно обретается... что такое Царство Небесное и где оно...
Что значит жертва Богу и духовная жизнь? - Это исполнение воли Божьей. - Каким образом? - Исполнением заповедей, откровением и жизнью Святого Духа.

В кратких образных притчах Иисус изрекал мудрость, высшую духовность и нравственность.
Иисус  словом и делом утешал народ во всех их скорбях.
В итоге, Он пошёл на крест, чтобы засвидетельствовать слово Своё не только в явленных чудесах, но и кровью Своею.
Также, через принятие страданий и мученической смерти, Иисус показал победу Духа над плотью, чтобы вдохновить идущих к Богу на их крестном пути, и чтобы явить откровение вечной жизни через воскресение Своё.

Во время распятия, Иисус просил Отца Небесного не вменять греха палачам - какая святость!
По пути к Голгофе Иисус говорил о Себе, как о дереве зеленеющем, которое бросают в огонь... И нет в истории человечества никаких подобных событий, где бы столь драматически и так ярко изобразилось восстание тьмы против света, восстание зла против добра.
Во истину Иисус - Сын Божий (духовная личность, имеющая полноту Святого Духа и идеальную чистоту человеческой природы).
Более того, Бог Творец дал власть Иисусу быть "Царём царствующих и Господом господствующих" (Откр. 19:16). Как сам Иисус Христос, так сама природа и сопутствующие события свидетельствовали об этом. Это смог понять, даже, римский сотник во время происшедшего землетрясения на Голгофе.


Рецензии
"Однако, основная часть всех переживаний Святого Духа приходит через Свщ. Писание."
======================================
Да. Даже ум, понимающий неизбежность Законов Мироздания, склоняется и начинает поклоняться.
Вот небольшая подборка из Библии, которая раскрывает мне понимание слов "поклонение в духе и истине":

=Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.=

=и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей;
и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.=
=и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.=
=Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.=
=Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,=
=Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.=

Благословений нам.

Ваня Сталкер   21.05.2024 15:13     Заявить о нарушении
Спасибо. Да, конечно переживания Бога Творца и переживания Его в Святом Духе могут приходить везде и всегда. И чем ближе к Богу, тем больше. Но я, не подумав, высказался по своему опыту. Когда я пришёл к Богу и постоянно читал Библию, именно тогда открылось почти всё, что знаю о духовной жизни.

С Господом. За общение спасибо.

Михаил Пушкарский   21.05.2024 16:04   Заявить о нарушении
Тот же Псалом 18 начинается с созерцания творений Божьих, Законов Мироздания
5. ... Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.

В солнечном свете и тепле отражается образ полноты добродетели: восход солнца - ежедневный и стабильный, “ничто не укрыто от теплоты его”.
Этот божественный созидательный закон Господа совершенен. Он укрепляет душу, потому что отражает божественную мудрость и надёжность.

9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

Здесь в простоте открывается то, что уподобившись Богу в созидательных и добродетельных путях, человек обретает веру в Его поддержку и благословение.

И далее по псалму через наблюдение и познание дел и промысла Творца, углубляются духовные переживания и псалом переходит на молитву.

Михаил Пушкарский   21.05.2024 16:19   Заявить о нарушении
УЦЕЛЕВШИЕ ГЛАВЫ СВ. КАЛЛИСТА КАТАФИГИОТА, обдуманные и весьма высокие о божественном единении и созерцательной жизни
1. Всякое живое существо из всего того, что рождается, в силу лучшей своей прирожденной деятельности в одинаковой степени пользуется и покоем и удовольствием, в этом находит наслаждение и потому стремится к нему. Таким образом и человек, имея ум и, естественно, размышление о жизни, ощущает наибольшее наслаждение и действительный покой тогда, когда он помышляет относительно себя о лучшем [состоянии], хочет ли кто-нибудь назвать его благом или добротою. Это состояние бывает действительно у того, кто, имея Бога в уме, помышляет о свойствах Его, как Существа действительно Верховного, мыслимого превыше ума, любящего человека бесконечно и свыше разума и уготовляющего высокие дары и непостижимые блага и красоты своим созданиям и притом главным образом в вечности.

Михаил Пушкарский   21.05.2024 16:21   Заявить о нарушении
Огромное спасибо.
Вы знаете, мне моя жизнь безразлична. Меня интересует только жизнь РОДА.
Как будут жить мои потомки? В "раю" или "аду"?
Я понимаю, что я и мои потомки живут в цивилизации, как клетки организма живут в организме. Что невозможно для рода создать жизнь изолированную от цивилизации, как нельзя быть здоровым желудком в организме, где остальные органы больны.
Где "рецепты" для здорового организма?

В "рецептах" Библии говорится:
=Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.=
=И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.=
=больший из вас да будет вам слуга=
=Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.=
=Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию.=

Архимандрит Софроний (Сахаров) как-то сказал: "Владеет Бог нами не в силу могущества над созданными Им, но силою непреодолимого притяжения к Себе, как «Свет, в Котором нет ни единой тьмы». Он дал мне жить Его Абсолютность чудным образом: безпредельное всемогущество с безконечным смирением любви."
Мы же хотим быть свободными, хотим сами творить своё бытие, мы же могущественнее всех существ на планете.
А мы сможем творить бытие, обладая беспредельным всемогуществом, но не выходя за "рамки" бесконечного смирения любви к Гармонии Мироздания и ближнего?
Это главный вопрос жизни и смерти человеческой цивилизации...

Благословений нам.

Ваня Сталкер   21.05.2024 17:27   Заявить о нарушении
Насчёт спасения рода, здесь всё то же правило, как сказал прп. Серафим Саровский: "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи".

Насчёт творения бытия или создания миров. Никогда не задумывался, что какое в Вечности у человечества будет занятие. И кроме творения миров, ничего другого ни от кого не слышал. По духовным откровениям и нескольким духовным снам, знаю, что это огромная разница в мироощущении. Мне когда то приснился какой-то монастырь небесный (я так подумал) но по факту было помещение храма. В нём был полумрак, никакой красоты, по храму ходили не спеша люди в белых одеждах, и я среди них. И все молча между собою общались. Это было непередаваемое блаженное общение...
Но в основном духовные сны цветные красивые.
Я бы с удовольствием в раю перечитал всю мировую классику, все самые красивые стихи, переслушал бы всю музыку, поглядел исполнение. Но любое откровение от Бога - совсем иной мир, более грандиозный, более наполненный. насыщенный с непередаваемыми переживаниями.
Насчёт сверхвозможностей человека в духовном мире, уже есть множество свидетельств, побывавших в клинической смерти. Много есть, которым можно доверять.

Михаил Пушкарский   21.05.2024 20:50   Заявить о нарушении
О чём. собственно. я рассказываю, если мы будем боги по благодати. Этим всё сказано. Сам Отец Небесный имеет свой образ в Господе Иисусе, который рождён в человечестве и ходил по Земле.

Михаил Пушкарский   21.05.2024 21:00   Заявить о нарушении
Адам нарушил заповедь и теперь, допустим, Бог говорит, что по любви Своей, я помилую Адама, пусть остаётся в раю, древо познания удаляем и живём вечно по Божьей благодати.
И где гарантия, что Адам и Ева всё поняли, перестали хотеть знания и с радостью сразу захотели жить вечно по воле и благодати Божьей? Последствий жизни на вольных хлебах они ещё не пережили на себе, знания богов их тоже лишают, предлагают всё спрашивать у Творца, и свободу выбора потерять (быть служебными ангелами) - это вообще не для человека! - скажет Ева и Адам согласится.
Сатана же продолжит рассказывать ангелам, что он был прав: "Бог ангелов не любит, спрашивает с них строго, а людей, которые ничем от него не отличаются (которые тоже хотят быть как боги, и хотят жить по своему) Бог помиловал, к тому же против их воли".
Но Бог всё делает мудро и красиво. Познав добро и зло через безбожную жизнь, у Адама и Евы теперь есть что с чем сравнить.

Михаил Пушкарский   21.05.2024 21:23   Заявить о нарушении
Серафим Саровский говорит, (своими словами), следующее: =Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.=-Евангелие от Луки́, глава 9, стих 24.
Контекст нужно учитывать. Не о своей душонке нужно трястись, а спасать себя РАДИ тысячи. Как и Исус "воскрес" ради спасения Человечества, а не сибя любимава...

Благословений нам.

Ваня Сталкер   23.05.2024 10:40   Заявить о нарушении
Когда говорится о спасении своей души, не имеется ввиду внешний человек, речь идёт о внутреннем устроении. Здесь больше (своими словами) подходит: "врач, исцелись сначала сам".
Или "Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Кор. 13:3).
В Евангелие от Луки 9:24 говорится о душе, "которую потеряет", как о человеке. А "которую спасёт" - уже о душе.
Процесс спасения души прп. Серафим Саровский подразумевает в стяжании Святого Духа. Но скажем, просто, о духовной жизни и жизни с Богом. Здесь, и молитвы будут слышимы, и автоматически благословение распространяется на родных. Также, и через внешнего человека благодать будет спасать окружающих.
Так-что, физическое самопожертвование в вере и любви - это один из духовных подвигов. Но самый большой.

Михаил Пушкарский   23.05.2024 12:48   Заявить о нарушении
Мне вдруг дошло, что Вы имели ввиду жизнь рода "в аду или в раю" здесь на земле. Отсюда, получается, речь о борьбе за цивилизацию. Теперь понятно, что имелось ввиду. В Книге Откровение так и говорится, что святые будут воевать со зверем. Это уже происходит буквально. Но в этот раз, думаю, зверь не победит, как написано в Откровении. Хотя видится много признаков последнего времени, но само противостояние антихристу в мире сильное пока.

Михаил Пушкарский   26.05.2024 14:29   Заявить о нарушении
:) А где по Вашему находится ад и рай? На какой из "планет":)
До меня вдруг дошло, что Вы живёте в иллюзиях...

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   26.05.2024 14:56   Заявить о нарушении
Вы пишите о рае и аде - я ответил в том же прямом смысле, отчего зависит спасение душ. Но произошло непонимание. Продолжил о спасении души...
Сегодня вдруг вспомнил, что здесь же ниже Вы писали о цивилизации - ответил и в этом переносном смысле, как второй вариант. Ибо это ближе к Вашей трактовке спасения внешнего человека. Ответ, также, адекватен. Зачем так раздражаться?

Михаил Пушкарский   26.05.2024 18:47   Заявить о нарушении
:) Простите за поспешность ответа, видимо она привела к такому пониманию.
Посмотрите, пожалуйста: "Вечность или БЕСсмертие?" http://proza.ru/2023/03/22/1331
Благословений нам.

Ваня Сталкер   26.05.2024 21:08   Заявить о нарушении