6. 5. Типы мышления и методы их развития
Интуитивное или подсознательное мышление. В психологии этим термином называют мыслительный процесс, базирующийся на непосредственном чувственном восприятии чего-либо – предмета, явления, сложившихся обстоятельств, сказанной кем-то фразы. В процессе поиска ответа на вопрос или решения задачи человек не думает, не размышляет, и не проводит логического анализа полученной извне информации. Решение приходит к нему само в один момент. Интуитивное мышление характеризуется тем, что всю цепочку мыслительных операций отследить невозможно: от условия задачи до конечного вывода или до принятия нужного решения проходит слишком мало времени, все происходит практически мгновенно. Вся цепочка последовательных умозаключений остается скрытой от сознания, человек получает только конечную мысль – ответ на вопрос или решение задачи. Уровень интуитивного мышления у всех разный.У некоторых оно развито очень хорошо, у других - весьма посредственно. Люди с хорошо развитой интуицией способны решать проблемы почти мгновенно, не обдумывая их, не проводя логического и критического анализа ситуации. Ответ на поставленную задачу приходит к ним изнутри, из подсознания. У других в аналогичных случаях возникают проблемы, интуиция им ничего определенного не подсказывает.
Однако, несмотря на явное различие, в той или иной мере интуитивное мышление присутствует практически у всех и проявляется в привычных для человека ситуациях. Например, в процессе вождения автомобиля все операции человек выполняет неосознанно: не раздумывает о том, в какую сторону повернуть руль, как переключить передачу и когда нажать на тормоз. Все это происходит автоматически, поскольку человек уже имеет опыт вождения. Опытный врач может распознать известное ему заболевание, всего лишь взглянув на больного - без всяких анализов. Из сказанного ясно, что иметь развитую интуицию – это очень хорошо, поскольку люди с развитой интуицией, как правило, более успешно решают повседневные задачи – как профессиональные, так и те, что возникают в обиходе.
Приобретение определенного уровня интуиции происходит, когда человек осваивает какую-то профессию, обучается тому, чего не умел ранее.И здесь психологи рекомендуют осознанно подходить к освоению нового вида деятельности. Необходимо каждый шаг делать медленно, обдумывая и запоминая все детали, по многу раз отрабатывая каждое свое действие. Постепенно навыки переместятся на уровень подсознания, и в дальнейшем человек сможет выполнять их автоматически.
Значительно повысить уровень интуиции помогает музыка. Слушательское восприятие музыкальных произведений является именно интуитивным – даже при установке на осознание того, что прослушивается. Музыка протекает быстро и необратимо. Если даже попытаться осознать ее в процессе восприятия, ничего хорошего из этого не выйдет. Слушатель только лишит себя возможности полноценно воспринимать исполняемое. Анализ возможен только после того, как произведение закончилось. Таким образом, прослушивание музыки является эффективным средством стимуляции именно интуитивного мышления. При этом наиболее эффективно интуиция развивается не только при прослушивании конструктивно и содержательно сложных классических произведений – прелюдий и фуг Баха, сонат Бетховена, симфоний Моцарта или Чайковского, но и русских народных протяжных песен, индийских раг или азербайджанских мугамов. Как шутил Глинка: «Всю музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют». Тренируя интуитивное мышление, такая музыка расширяет возможности интеллекта в преодолении всякого рода стереотипов, активизирует работу подсознания и творческой интуиции, расширяет возможности анализа большого объема материала и прогнозирования возможных результатов такого анализа. Таким образом, происходит стимулирование интеллекта человека к творческой самореализации и формирование уникальной личности. Одним словом, одной из существенных сторон положительного воздействия музыки на интеллект является совершенствование интуитивного мышления[180, 181].
Аналитическое или логическое мышление- это мыслительный процесс, в котором человек использует логические понятия и конструкции целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок. Логическому мышлению свойственна доказательность и рассудительность. В отличие от интуитивного мышления – логическое мышление вполне осознанно и управляемо, поскольку должно решать вполне конкретные, поставленные перед ним задачи. В психологии логическое и интуитивное мышление принято противопоставлять друг другу. Интуитивное мышление, разумеется, является хорошим подспорьем в решении задач, но оно далеко не всегда способно давать правильные ответы. Интуиция может и подвести. Особенно, когда с интуицией у данного индивидуума не очень. Поэтому, если ситуация позволяет, интуитивное решение лучше хорошенько обдумать, взвесить все «за» и «против». Логическое мышление, в отличие от интуитивного, отнюдь не быстротечно, а развернуто во времени и структурировано – разбито на определенные этапы. Зато оно дает более точный, взвешенный результат.
Чтобы сделать умственную деятельность более продуктивной, важно научиться совмещать логическое и интуитивное мышление.Эти два типа мышления прекрасно дополняют друг друга. Получив первоначальный ответ на вопрос интуитивным путем, человек может проанализировать его с точки зрения логики, и имеющихся у него знаний и получить ответ уже гораздо более верный. Интуиция дает возможность выдвинуть гипотезу, а логика помогает доказать ее. Таким образом, совместная работа логического и интуитивного мышления способна приносить очень хорошие результаты.
В принципе, логическое мышление должно быть присуще композитору – тому, кто создает музыку, а не тому, кто ее слушает. Создание музыки – процесс сложный, сопоставимый с процессом конструирования самолета, проектированием архитектурного сооружения или разработкой электронной схемы. В музыке так же есть составные части, которые должны быть оптимально согласованы, здесь действует принцип рациональной экономии, направленный на удаление всего лишнего и усложняющего восприятие замысла композитора, а также чрезвычайна важна эстетика создаваемого. Здесь действуют свои правила, законы и нормы, имеющие математическую форму выражения – недаром ведь музыка долгое время считалась одной из важнейших для человечества наук.
Однако слушатель, воспринимая музыку, ее логические структуры и музыкальные мысли, на интуитивном уровне стремится реконструировать в своем собственном сознании мышление композитора и, таким образом, становится как бы участником ее создания. Интеллект слушателя расширяет и совершенствует свои способности к осмысленным действиям.
Наглядно-образное мышление– это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения с ними реальных практических действий. Данный тип мышления помогает человеку воссоздать совокупность различных характеристик какого-то явления или объекта и распознать в их непривычном сочетании ранее известное. Например, узнать через много лет школьного товарища, несмотря на его значительно постаревшее лицо.
Наглядно-образное мышление, как и интуитивное, приводит к мгновенному получению результата.
Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Такая форма мышления свойственна людям творческим. В первую очередь тем, которые должны заранее представлять то, что хотят сотворить - художники, скульпторы, композиторы, музыканты, дизайнеры, модельеры, актёры, а также писатели и поэты, способны ярко и живо представлять те или иные объекты, явления или события.
В процессе слушания музыки у слушателя практически всегда возникают какие-то образные ассоциации, что хорошо стимулирует развитие воображения. Логика развития музыкального произведения имеет прямую связь со структурой наглядно образного мышления. В развертывании музыкально-логического процесса всегда есть предсказуемая составляющая (предсказуемая, по крайней мере, для подготовленных слушателей), но в то же время есть и непредсказуемые отклонения. И чем более музыка сложна, тем больше в ней примесей непредсказуемого. Поэтому для стимуляции наглядно-образного мышления совершенно непригодна стандартная, однообразная и примитивная музыка, где все строится по традиционным шаблонам, чего никогда не бывает в творчестве крупных художников. Даже будучи хорошо знакомым с музыкой какого-то композитора, и казалось бы способным предвосхитить ее развитие, слушатель обычно ошибается, поскольку в каждом своем сочинении композитор способен по новому сформулировать свойственные ему мысли.
Понятийное мышление – это способность человека не просто отражать действительность, а устанавливать логические связи и отношения между предметами и явлениями, т.е. формировать обобщения. Это способность постигать логическую последовательность событий, оперируя при этом абстрактными, отвлеченными понятиями, которые не имеют аналогов в чувственном опыте человека.
Выделил этот вид мышления известный советский психолог Л.С. Выготский. Исходя из его рассуждений, можно сделать вывод, что данный тип должен обладать тремя важнейшими характеристиками:
- способностью видеть суть явления;
- способностью находить причину событий и спрогнозировать их последствия;
- возможностью оперировать имеющейся информацией, систематизировать ее, выстраивать полную картину случившегося.
Только тот, кто владеет и умеет оперировать понятиями, анализируя ситуацию, способен адекватно воспринимать реальность и делать правильные выводы. Остальным только кажется, что они правы, но будущее опровергает их планы и они, чаще всего, не реализуются. Недоразвитый интеллект и слабость понятийного мышления не позволяют им правильно оценивать ситуацию, что свойственно детям, у которых такое мышление еще не успело сформироваться.
Понятийное мышление не является врожденным. Оно начинает формироваться у детей только к шести-семи годам и развивается позже на основе наглядно-действенного и наглядно-образного опыта, который приобретается, накапливается и развивается, пока ребенок учится в школе. Понятийное мышление представляет собой сложную форму мыслительной деятельности, которая позволяет человеку познать глубину, суть явления, и сделать правильный анализ его. Маленький человек не знает что такое «вещество», «интеграл», «погода», «космос», «поле», а взрослый уже знаком с этими понятиями. Причем, ему уже известно, что одно и то же слово может иметь разное содержание в зависимости от контекста сказанного. Например, поле может быть тем, на котором растут какие-то растения, может быть магнитным или электрическим, а может быть конечным полем (полем Галуа) в математике. Но все это приходит не сразу - здесь требуется достаточно длительное время. К тому же все зависит от качества обучения ребенка, от того, в какой среде он воспитывается и с кем общается. Если за все прошедшее время он не сможет совладать с понятиями, то даже довольно обширные знания в жизни помогут мало – они не смогут перейти в личный опыт, а так и останутся абстрактными. В таком случае мы получим взрослого с допонятийным мышлением и низким уровнем интеллекта, который плохо умеет обобщать, и путает причину со следствием.
В современной жизни с этим приходится сталкиваться все чаще. Низкое качество образования и неправильные начальные установки приводят к катастрофическому падению интеллектуального уровня общей массы людей. Хотя с этим можно жить. И некоторые даже живут неплохо.
А вот представить себе человека творческого - ученого, архитектора, конструктора, композитора, философа, не обладающего хорошим понятийным аппаратом никак невозможно. Все труды такого человека сведутся к нулю или, в лучшем случае, к какому-то несистематизированному популярному знанию. Способность мыслить с помощью понятий необходима не только людям науки, но всем, кому важно донести свое мнение до других – лекторам, преподавателям, ораторам. Для успешной работы крайне важно уметь систематизировать и обобщать информацию, выделяя главное и отбрасывая второстепенное и ненужное, выделять причинно-следственные связи.
Понятийное мышление присутствует и в музыке. Здесь оно характеризуется особым построением и использованием определенных логических конструкций, которые и формирую понятия. Большинство людей знает, что такое вальс, танго, джаз, рок, опера, оперетта, романс, хоровое пение, народная музыка. Хорошо знакомый с музыкой человек понимает, что такое музыка барокко, музыка эпохи классицизма, музыка эпохи романтизма, эпохи модернизма, и без труда назовет наиболее известных композиторов каждой эпохи. Также известны такие понятия, как симфония, соната, концерт, сюита, кантата и т.д. Но это хорошо знакомый с музыкой. Не очень хорошо знакомый может и не владеть такими понятиями. Не говоря уж о более сложных, которыми наполнена классическая музыка. Да и джаз тоже. Для того чтобы ими овладеть, надо много слушать и пытаться разобраться. Зато в процессе такого прослушивания хорошо развивается понятийное мышление, которое, как мы только что выяснили, крайне необходимо любому взрослому человеку в повседневной жизни. Не говоря уж о представителях каких-то творческих профессий.
Практическое мышление– это способность человека оперировать накопленными знаниями и приобретенными навыками, чтобы выполнять ту или иную стоящую перед ним задачу. Проблемы, которые помогает решить практическое мышление, чаще всего имеют неотложный характер и требуют незамедлительных действий. Например, путешественнику необходимо переправиться через встретившуюся на пути реку. С высоты имеющегося у него опыта он оценивает конкретную обстановку, ищет подходящие предметы (бревна, длинные палки, например) и инструменты (топор, веревка), которые могут ему помочь преодолеть препятствие. Затем строит плот и переправляется на нем на другой берег, используя шест, если река не очень широкая и не очень глубокая. Или, скажем, полководцу предстоит сражение с наступающим противником. С учетом имеющихся у него знаний и практического опыта, он оценивает складывающиеся об-стоятельства - численность своего войска и войска противника и принимает решение – как ему рациональнее использовать свои силы, и какую тактику использовать, чтобы одержать победу.
В музыке – то же самое. Композитор (а вместе с ним слушатель) «строит» музыкальную композицию, используя для этого подходящие к его замыслу структурные элементы, возможности различных музыкальных инструментов и голосов вокалистов, формируя, таким образом, из всего этого целостную музыкальную композицию. В результате должно получиться произведение, которое будет восприниматься слушателем не как последовательность отдельных, пусть даже и самих по себе привлекательных мелодических и тембровых эпизодов, а нечто целостное, содержащее в себе определенную идею. Поскольку целостность нельзя осознать без полноценного восприятия частей, у слушателя бессознательно возникает потребность внимательно вслушиваться в «подробности» музыки - мелодику, характерные гармонии, изменения тембров и прочие нюансы. Такая ориентация слуха способствует развитию динамики мышления, его ориентации на более точный и осознанный выбор целей, инструментов и приемов для воплощения проектов.
Теоретическое мышление позволяет человеку анализировать имеющиеся у него знания и представления, сравнивать их, классифицировать и на их основе формировать новые. Теоретическое мышление обычно противопоставляется мышлению практическому. Направлено оно, прежде всего, на открытие новых законов, выявление ранее неизвестных свойств объектов, создание новых идей, переосмысление каких-либо известных процессов. Мышление теоретическое характерно для научной деятельности поскольку основано на анализе внутренних характеристик изучаемых предметов и явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования с тем чтобы наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние свойства и отношения составляющих его структуру частей. Результатом теоретического мышления являются выявленные закономерности, позволяющие решить не только какую-то конкретную задачу, но и целые классы задач.
В музыке стремление к поиску новых решений является одной из главных тенденций ее развития. Новые открытия в музыке могут касаться всех ее сторон – как музыкального языка произведения, так и способов выражения идей, образов и эмоций. Еще с начала эпохи барокко известен особый жанр в музыке – инвенция (выдумка, находка), где каждое новое произведение предполагает неповторимую, свойственную только ему структуру и где изобретательность композитора, способного придумать то, чего не было ранее, является определяющим признаком музыкального жанра. Но и без этого творчество любого сколько-нибудь значимого композитора всегда индивидуально и неповторимо, что может проявляться в своеобразии использования музыкально-выразительных средств, в структуре произведения, в наборе освещаемых тем и способах их воплощения. Все это неизбежно вынуждает слушателя вникать в музыкальный язык различных композиторов и осваивать его, поскольку только таким образом он сможет понять ее индивидуальный смысл, и только тогда музыка приобретет для него особую значимость. Следует заметить, что каждый слушатель открывает в музыке что-то свое, поскольку индивидуальность произведения взаимодействует здесь с индивидуальным восприятием. Вот это самое «свое» оказывает значительное воздействие на все стороны теоретического мышления, стимулируя его. Творческая ориентация на создание нового имеет единую природу, независимо от ее конкретной направленности. Тренировка этого свойства мышления приводит к существенной акти-визации интеллекта в направлении созидательной деятельности.
Творческое мышление направлено на создание нового интеллектуального продукта независимо от его формы – как чего-то реального, так и воображаемого. Читая интересную захватывающую книгу, рассматривая картины известных художников, слушая красивую музыку, восхищаясь какими-то новаторскими разработками в области техники, невольно задумываешься – как у людей возникают такие идеи? Где они берут вдохновение? Почему лишь единицы способны мыслить нестандартно и создавать что-то такое, чего другие и представить себе не могут? А ответ в том, что у этих людей прекрасно работает творческое мышление. Такие люди и живут по-другому – гораздо интереснее, чем те, у которых творческие способности не развиты. Они и сами по себе интереснее – остроумны, находчивы, успешны, приятны в общении. Другие люди невольно к ним тянутся. Многим тоже хотелось бы быть на них похожими.
Считается, что творческие способности – это от бога, научиться им невозможно. В некотором смысле так и есть. Врожденные способности здесь играют большую роль. Но здесь надо обратить внимание на то, что способности к творческому мышлению, как правило, проявляются у людей взрослых, уже имеющих жизненный опыт. Именно они способны создавать настоящие произведения искусства, технические разработки, писать художественные произведения. То есть люди, которые уже достигли определенного умения мыслить и творить. Дети еще не способны создать что-то стоящее, даже если творческие задатки у них присутствуют. Отсюда понятно, что если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то вряд ли он достигнет способности создавать во взрослом состоянии. Необходимые для этого знания и навыки накапливаются в течение всей жизни, с генами они не передаются. Творческие способности также нужно развивать.
В музыке творческое мышление у слушателя проявляется прежде всего в возможности прямого общения с творцом произведения. Чтобы творить самому, нужно слушать (так же, впрочем, как и смотреть) как творят другие. Как уже отмечалось, каждый слушатель по-своему открывает для себя то произведение, которое слушает. Процесс восприятия для него является своего рода реконструкцией творческого замысла композитора и индивидуального осмысления полученного результата. Такое проникновение в духовный мир композитора и есть реальное проявление творческого мышления, воплощенного в полноте акта восприятия. А поскольку все проявления творческого мышления взаимно сопряжены и являются результатом деятельности одних и тех же областей мозга, то такое слушательское сотворчество вместе с композитором, создавая свой вариант сочинения, не только стимулирует удовольствие от продуктивного общения с музыкой, но и активизирует творческие способности вообще, независимо от ее направленности – художественной, научной или инженерной[179, 182].
Свидетельство о публикации №224051901206