Непонятная хренотень на железной дороге


Эпизод десятилетней давности взят из жизни блогера Владимира Чайкина и рассказан им самим. Ныне Чайкин подвизается на Ютубе с рассказами из жизни туристов, альпинистов и о пропавших экспедициях. Рассказывает Владимир интересно, факты и даты приводит достоверные. Потому и посчитал автор нужным вставить в свой очерк эпизод из туристической молодости блогера.

«Непонятная хренотень» – сие название трёх загадочных явлений, увиденных и прочувствованных Владимиром, мне показалось довольно точным и ёмким по содержанию и существу предмета. Русский язык, по-моему, обогатился ещё одним выразительным словом для первоначального называния всего неясного, непонятного, сомнительного, избыточно многозначного, претенциозного, и, пожалуй, инфернального, всего, что невозможно объяснить словами…Синоним слова «хренотень» существует уже давно – «чертовщина», если вы не возражаете…Хотя…в «чертовщине» инфернальщины побольше будет.

Если вставить это слово в толковый словарь, то я бы так объяснил семантику: мутный образ, непонятный облик кого-нибудь, чего-нибудь, вызывающий страх или тревогу.

Однако, довольно лингвистических упражнений. Спецы русского языка разберутся, что почём. А мы – к делу.

Итак, жарким летним вечером с небольшой железнодорожной станции бодро стартовал молодой турист с рюкзаком и в белой майке. В руках у молодого человека трекинговые палки. По рельсам ему надо было пройти 2-3 км, а потом куда-то свернуть. Поезда здесь ходили редко. Дело к вечеру, солнце село, стало смеркаться. С обеих сторон к железной дороге подступал лес. Парень крепкий, шёл спокойно и уверенно. Фигура человека в белой майке, идущего по рельсам, далеко видна. Его заметили…

Хренотень первая. Впереди вдруг обозначился прожектор паровоза. Турист уступил дорогу паровозу – сошёл с путей и двинулся по насыпи. Идёт полчаса, а паровоз не приближается, так и держится прожектор на одном расстоянии – не дальше и не ближе. И никакого гула и скрежета, свойственного идущему составу, не слышно. Тихо. Турист уже понимает, что это не паровоз, а просто сама по себе висит над рельсами большая яркая круглая лампа. Остановился, ждёт, пока лампа приблизится к нему. Не-а. Лампа тоже остановилась, а через десять минут погасла.

Пришёл на то место, а там всё чисто, поезда нет, паровоза нет, прожектора тоже нет. И тишина. Прорезались первые «странные ощущения» и остро ощутилась летняя духота. Лёгкая тревожность осталась. Пошёл дальше.

Хренотень вторая. На электрических проводах, в местах сочленения возле столбов Чайкин заметил скопление летучих мышей, заинтересовался, присмотрелся…Собрался идти, как вдруг одна летучая мышь резко спикировала ему на грудь, и распласталась, вцепившись в кожу острыми коготками. Ощущения крайне неприятные. Испугался и удивился: летучие мыши обычно от человека шарахаются, а эта какая-то ненормальная…С трудом стряхнул ночную птицу-мышь, стараясь не повредить ей хрупкие крылышки. Отцепилась, улетела…Как-то отчётливо в голове оформилась связь между внезапно появившимся и вскоре пропавшим прожектором и сдуревшей летучей мышью – похоже на звенья одной цепи. Загадочные звенья…

Хренотень третья. Владимир двинулся дальше по насыпи и видит в 50 м-х, как на него бежит какое-то маленькое животное, и он видит это существо, как через дым…как сквозь туман…Низкое животное, удлинённый корпус, как у таксы, плоский корпус, как доска, видны лапы…енотовидная собака...или лиса…Пародия на собаку…Что-то непонятное, и слово «хренотень» Чайкин здесь удачно подобрал…

Эта «хренотень в тумане» приближается к туристу, бежит по той же стороне, где шагает Владимир, и не собирается сворачивать…Как-то настырно бежит, не боится человека…Вспомнил парень, что в руках у него трекинговые палки, перехватил правой рукой поудобнее…Эти палки крепче и тяжелее палок для скандинавской ходьбы, и вполне могут послужить оружием…И как только животное в туманном коконе приблизилось, Владимир резко отмахнулся трекинговой палкой, вроде бы попал, но уже при замахе «хренотень растворилась в воздухе», и удар пришёлся в пустоту…Всё было расплывчато, как в тумане, словно в жарком мареве…Стало жутковато…неприятные ощущения…Сработала рефлексия…Сопоставил: три хренотени –  фонарь, летучая мышь, енотовидная собака – и всё это на одном месте, и всё это исчезло…Остался испуг…Возникло желание побыстрее отсюда смотаться.

Владимир Чайкин продолжил турпоход и благополучно его завершил. Блогер не уточняет, где он нарвался на приключения, но судя по всему дело было в местах, где летом ночи светлые, потому что белые.

Есть определённое внешнее сходство между «паровозным прожектором» в рассказе Чайкина и «светящимся шаром» из рассказа автора «Огненный шар над горой Машук». Однако, в поведении этих светящихся феноменов ничего общего не было. Если у первого феномена преобладал настрой удивить, напугать, позабавиться, то у второго, по-моему, преобладал добрый настрой – удивить и проводить.


Рецензии