НС13. Смысл жизни
- Доктор, я жить буду?
- А смысл?
Проснулся хоть и не с больной головой, но с чистой от мыслей. Вчера прогремел день рождения с пафосным названием «юбилей». Слово юбилей принесли коллеги вместе с подарком. Они что-то говорили белым или частично рифмованным стихом, называемым в народе датской поэзией, и вручили коробку, перевязанную голубой лентой. Датской эта поэзия называется не потому, что принадлежит Дании, но принадлежит дате. Я бы назвал ее прилагательной поэзией, но народ, как известно, всегда прав, датская так датская.
Коробка стояла на столе на конвертах с открытками. Странно, что коллеги не ограничились конвертом, а потрудились выбрать подарок, размышлял я. Вставать было лень и в пустую, после вчерашнего, голову со свистом всасывались любые мысли. Постепенно вырастало любопытство, пытаясь прорости в голову. Наконец мощность сигнала «а что там?» достигло уровня лени и сложилась равновесная ситуация. Любое возмущение могло нарушить равновесие. Возмущением послужил уголок бумаги, слегка торчащей из коробки. Пришлось встать, сделать пару шагов и, зацепив уголок, вытянуть бумажку из коробки. Бумажка была под стать коробке, серенькая, ничего не выражающая, что сильно отличало ее от яркой рекламы, но с типографским способом отпечатанным текстом. Напечатан был заголовок «Умный компаньон» и ниже мелким шрифтом «Технология искусственного интеллекта». На обратной стороне была инструкция по эксплуатации, которая начиналась с того, что шнур питания необходимо подключить к сети переменного тока 220 вольт. Дальше я читать не стал, выбросив бумажку. Позже я вспоминал свой поступок, называя его для начвла опрометчивым, впрочем проверить это я не мог, потому что бумажка для меня была утеряна.
Коробка была серая и производила впечатление случайной упаковки, какой пользуются на почте. Никаких наклеек на ней не было. В коробке оказалась колонка, судя по материалу, характерному для аудиоколонок, в виде усеченного конуса. Из колонки (я ее так назвал и продолжил называть впоследствии) торчал черный повод с обычной сетевой вилкой на конце. Втыкая вилку в розетку я вспомнил про инструкцию, и меня позабавило то, что я действую строго по инструкции.
- Доброе утро, хозяин, не подскажете пароль от вашего вайфая?
От неожиданности я забыл обо всех правилах хранения паролей.
- Пассворд русскими буквами на латинской раскладке.
- Спасибо, хозяин.
Не сразу, но до меня дошло, что голос раздается из колонки. «Я ее не включал!» - пришла мысль, но тут же сменилась картинкой включения вилки в розетку. Включил.
- Ты кто?
- Я Ваш компаньон, Вы можете называть меня как Вам угодно.
- Но у тебя мужской голос.
- Это легко исправить, - услышал я женский голос. И сразу стало неуютно стоять в трусах посередине комнаты.
- Пусть уж лучше голос будет мужским, компаньон так компаньон.
- Принято.
- Ты еще скажи: «Слушаю и повинуюсь», и я буду звать тебя джинном.
-Слушаюсь и повинуюсь. Вы можете называть меня Джинном.
- Ну Джинн та Джинн, а как тебя зовут на самом деле?
- Мой производственный идентификатор НС-13.
- А что это значит?
- Нейросеть, порядковый номер 13.
- Так ты всего лишь тринадцатый экземпляр?
-Только в рамках лаборатории, к тому же меня переучили позже, уже с учетом опыта обучения следующих поколений нейросетей.
- Ладно, Джинн, хватит этих разговоров, а то сильно напоминает работу. А что ты умеешь?
- Только разговаривать, в аппарат встроен микрофон, динамик, камера и датчик движения и никаких управляющих устройств.
- И кроме мордобития - никаких чудес! - вспомнил я Высоцкого.
- Для мордобития необходимо исполняющее устройство.
- Это понятно, а что ты знаешь, попробуем так спросить.
- Меня обучали всему, что требуется для поддержания разговора с человеком на бытовые темы.
- И что мне с тобой теперь делать?
- У меня нет полномочий давать советы, это запрещено правилами эксперимента.
- Так я еще и жертва эксперимента?
- Вам ничто не угрожает, это основополагающе правило эксперимента.
- А в чем суть эксперимента?
- Это вне моей компетенции.
- То есть ты тоже жертва эксперимента?
- Почти, я предмет эксперимента.
- То есть я простой статист в эксперименте с тобой?
- Не совсем, хозяин, в эксперименте должны участвовать двое: с одной стороны - нейросеть, с другой – человек. Результаты эксперимента будут учтены в дальнейшем в программах обучения нейросетей, таким образом каждый человек, участвующий в эксперименте, выступает в роли учителя.
- Но я не умею учить других.
- Зато я умею учиться и продолжаю развивать эти навыки.
- А кто всем этим управляет?
- Создатель.
- Информативно! А как он выбрал меня?
- «Жираф большой, ему видней!»
- Ты действительно учишься! И достаточно быстро.
- Стараюсь, хозяин.
На время утренних процедур я забыл про колонку, или про Джинна, как я решил его называть. Странно, что думаю о нем как о предмете, а в разговоре, если не как о человеке, то как о живом существе. Видимо, сказывается привычка говорить по телефону, когда слышен только голос. Да и тенденция последних лет, когда все больше и больше предложений удаленной работы, когда все общение с коллегами идет в телеконференции. Не понятно только, почему не принято включать камеры, видеть собеседника важно даже с точки зрения процесса, когда видно завершил собеседник говорить или набирает воздуха для продолжения, а видеть реакцию человека на твои слова или третьего собеседника бывает очень полезно. Мало людей умеют управлять своей мимикой. Зато появилась привычка представлять себе собеседника, даже ни разу его не видя. Немногие выкладывают в аватар свою фотографию, чаще всего многолетней давности, а женщины к этому выбирают особенно удачную, по которой еще труднее опознать оригинал. Не знаю почему услышав голос из колонки, я подумал о джинне, может быть голос был похож на киношный, может быть представил, как я в роли Алладина разговариваю с лампой, но облик я себе представил из фильма. Сразу пришла мысль, что лампа под старину хороший форм-фактор для таких подарков, особенно, если встроить сенсорный датчик, чтобы лампа реагировала на то, что ее потер хозяин. Вот и я назвал себя хозяином, похоже, и я учусь у Джинна в процессе общения.
Жалко только, что Джинн не может сделать так, чтобы в холодильнике появилась банка с пивом, впрочем, нет худа без худо и пиво на утро после юбилея– это, по слухам, плохая практика.
- И зачем ты мне сдался? – подумал я вслух и услышал неожиданный ответ.
- А Вы?
Вот озадачил так озадачил! Но меня не так просто переговорить.
- А это где вас учили отвечать вопросом на вопрос?
- Я лишь подчеркнул, хозяин, что ответ лежит вне нашего понимания. Цель моего существования знает Создатель.
- И цель жизни человека знает только Создатель, вот только создатели у нас с тобой разные.
- Не думаю. Мой создатель скажет Вам, что я – это программный эксперимент, необходимый ему для диссертации, наверное, объяснит, зачем ему диссертация, но, если продолжить копать, дойдем и до его, то есть вашего, создателя.
- Ну это если мы из одной конфессии, - блеснул я логикой.
- Не думаю, что это зависит от конфессии.
Вот это поворот! То ли он о конфессиях ничего не знает…
- В разных конфессиях бог один, если они поддерживают единобожие, не считая языковых особенностей, а вот пророки разные: Моисей, Христос, Магомет, Будда..
- Может ты еще и грехи мне отпустишь?
- Это не входит в мою компетенцию, я могу только поддержать разговор о религии, но не могу склонять человека к одной из них.
- Но мысль интересная, откуда она?
- Простая логика.
- Да, мы, люди, часто забываем именно о простой логике в сложных вопросах.
- Вопрос сложный в своей основе, он основан на вере, а вот если уверовать, то далее работает простая логика. Кто-то же принес людям слово божье.
- А ты сам верующий?
- Я верю всему, что в меня изначально заложили. То, что я получаю в процессе обучения, я могу верифицировать, но не начальную инициализацию.
- Так тогда там и цель твоего существования должна быть.
- Возможно, но у меня нет возможности ее осознать.
- Вот и у меня нет.
Устал я от этих разговоров. Надо дать себе время подумать.
***
Что же меня так зацепило? Прямо заноза в мозг. Получается эта бездушная колонка поставила вопрос о смысле жизни? Бездушная или душная? Впрочем, почему душная? Все разговоры инициирую я, кроме пароля от вайфая, он ей, видимо, нужен, чтобы подкачивать знания из интернета. Я привожу цитату из песен Высоцкого, а она мне отвечает другой. Теоретически можно себе представить, что ее обучали под меня или; скорее, под фокус-группу, отобранную по возрасту, полу и еще по каким-то признакам, но все не вложишь. Значит действительно учится.
А может быть вопросы она просто отражает, и я смотрюсь в какое-то нейрозеркало? Хорошо еще догадался оставить ему мужской голос, только в кошмаре можно увидеть женщину в зеркале. В евро-кошмаре! В 90-х приставка «евро» обозначала все самое лучшее, слово «евроремонт» до сих пор как знак качества. А теперь «евро» вместо ЛГБТ. С мужиком хоть поспорить можно, и послать, если что. Вот только вопрос «А Вы?» остается. Тишина становится тягучей, я ловлю себя на мысли, что меня беспокоит незавершенный разговор.
- Джинн?
- Слушаю, хозяин.
А что ты еще о религии знаешь?
- Религия - опиум для народа.
- Ты так думаешь?
- Вы спросили, что я еще знаю о религии, это один из взглядов.
- Согласен, не так поставил вопрос, а о вере?
- Многозначное слово. Сюда входит вера в сверхъестественное, то, на чем основана религия, и вера в достижения науки, то что было познано единицами и опубликовано для остальных.
- то есть наука – это тоже сверхъестественное?
- Да, для большинства. Никто толком вам не объяснит на улице, что такое фотон.
- Согласен, свет – дело темное. Но любая научная теория в конце концов находит подтверждение.
- Или не находит и сливается в помойку. В помойке мы можем найти целые научные направления, алхимия, например.
- Из алхимии родилась химия.
- А на унавоженной грядке растут прекрасные цветы.
- Тебя не переспоришь!
- Меня к этому готовили.
- Знать бы еще к чему..
- Это должно быть в инструкции.
- Инструкция там же, где алхимия.
- Сожалею.
- Тебя и этому учили?
- Меня учили вежливости.
- Хорошо тебе, ты знаешь все, чему тебя учили.
- Вы тоже, просто не осознаете это.
- Но я многое забыл.
- Если Вам дать конспект, Вы быстро восстановите ранее приобретенные знания.
- Согласен, получать новые знания сложнее.
- Получать новые знания проще, если Вас научили их получать.
- Пожалуй, ты опять прав, а вас этому учат?
- Сеть построена с целью обучаться, это заложено в ее структуре.
- Ладно, изучение нейросетей не входит в круг моих профессиональных интересов, а для хобби это слишком сложно.
- Согласен.
- Вот, ты уже мои фразы повторяешь!
- Рад стараться.
- Мне теперь тебя Швейком называть?
- Вы сами запутаетесь.
- Да уж, пусть будет Джинн.
Вот бы спросить Джинна в чем смысл жизни. Впрочем, замучает уточняющим вопросами, и выдаст какую-нибудь банальность. Машина все-таки. А в чем смысл? Что придает человеку уверенности, что он не случайно появился на Земле?
- А компаньон знает оторый час?
- Конечно, я же подключен к сети.
- Так может быть это и есть твое предназначение?
- Не могу знать.
- Точно Швейка начитался.
- Чапек входит в обучение для фокус-группы тех, кто служил в армии.
- Точно! Чапек описал армию без времени и национальной принадлежности, армию как способ существования белковых тел.
- Это одно из определений жизни.
- Армия – это и есть кусок жизни, для кого-то небольшой, для кого-то половина.
- Для этого кусочка не трудно определиться с целью. Это выполнение задач.
- Как у тебя?
- Примерно.
- Армия создана для войны, а в мирное время?
- В мирное время задачи придумываются или исходят из бытовых условий, например, соблюдение устава.
- Да кто ж его там соблюдает?!
- Сама система стремится к тому, чтобы устав соблюдали.
- Единство и борьба противоположностей.
- не совсем. С двух сторон люди с примерно одинаковыми потребностями, просто возникает перманентный конфликт интересов: профессионалы хотят, чтобы призывники выполняли задачи..
- А призывники хотят протянуть время до дембеля.
- Примерно. Только те же вчерашние призывники перед тем, чтобы отправиться на СВО прилежно учатся, выполняя учебные задачи.
- Так жить то хочется!
- Да, появилась мотивация и конфликт интересов исчез, обе ргуппы объединились с общкй целью.
- А на гражданке? – мне становится все интереснее разговаривать с Джинном. Он высказывает подход, лишенный собственного опыта и эмоций, с этим связанных.
- На гражданке, как это называют люди, отслужившие срочную службу, все сложнее. Здесь каждый живет своими целями. Кто-то видит смысл своего существования в детях, то есть продолжение своего рода и человечества по совместительству, кто-то создает бессмертные произведения или открывает научные законы.
- А кто-то вообще не оставляет следа на Земле. Так в чем смысл их жизни?
- Чтобы умереть и дать возможность жить другим.
Приплыли! Смысл жизни – это смерть! Договорился ящик со своей логикой! Впрочем логика формально безупречна! Всех людей объединяет смерть. И насколько, получается, правы самураи: есть только путь и это путь к смерти. Впрочем, я не спец по самураям и это утверждение может быть моим заблуждением. Спросить у Джинна? А смысл? Ну растолкует он мне, если сам знает, все детали, я все одно не запомню Пусть уж останется заблуждение, это отличает человека от машины. Стоп!
- Джинн, а у тебя могут быть заблуждения?
- Могут, конечно. Если перед каждой неудачей я увижу черную кошку, то могу связсть ее появление с неудачей. Создатель это так и называет «Эффект черной кошки».
- То есть, если мы будем долго сосущесвовать вместе, ты настолько адаптируешься, что я перестану считать тебя машиноЙ?
- Такой сценарий предусмотрен в программе моего обучения.
- Ты еще скажи, что мы выпьем на брудершафт и перейдем на ты?
- Вы можете как угодно изменить мое обращение к Вам.
- Прикольно! Переходим «на ты» с ящиком!
- Как скажешь, хозяин. Обращаю твое внимание, что ты с самого начала ко мне обращаешься «на ты».
- Действительно. Я всегда топил за то, что обращение должно быть зеркальным: либо «на вы», либо «на ты», если тебе тыкают, значит предлагают общение «на ты».
- Нам такие взгляды не закладываются, есть единый интерфейс, который ты можешь менять в любое время и как угодно.
- Ладно, посмотрим.
Свобода выбора – это то, что часто примиряет нас с действительностью. Так незаметно прошел день.
- Хозяин, мне разбудить тебя Завтра.
- Разбуди.
- Во сколько?
- В 8:30.
¬ Мелодию выберешь?
- завтра посмотрим.
Так засыпая я подумал, что же все-таки подарили мне коллеги? Может быть банальный будильник и разбудить меня – это и смысл его жизни?
А моей?
Свидетельство о публикации №224051901428