7. Направления применения музыки

                «Мелодия — единственная форма музыки, без
                мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия
                неразрывны»
                Рихард Вагнер
                «Большие композиторы всегда и прежде всего,
                обращали внимание на мелодию, как на ведущее
                начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная
                основа всей музыки, поскольку совершенная
                мелодия
                подразумевает и вызывает к жизни свое
                гармоничное оформление»
                А. П. Чехов
     Рассмотрим последовательно способы применения музыкального воздействия в зависимости от целей. Целей таких можно выделить три: оздоровление или профилактика чего-то,формирование желаемого настроения и развитие интеллекта и памяти человека.
Наиболее важной целью, скорее всего, следует считать оздоровление организма, то есть музыкальную терапию. Что ни говори, а здоровье, прежде всего.
     С другой стороны, музыкальная терапия – это необязательно лечение или
профилактика какого-то недуга - физического или психического. Развитие интеллектуальных способностей, особенно у детей – тоже сфера интересов
музыкального терапевта-специалиста. Да и изменением настроения у определенной категории людей, которые в силу каких-то психологических травм оказались не в лучших кондициях, тоже лучше заниматься специалисту. Самому человеку не всегда удается справиться со своими проблемами самостоятельно. Поэтому направления применения музыки в определенной степени пересекаются. Тем не менее, рассмотрим их по-отдельности.
                7.1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
     Музыкальная терапия – это разнообразные способы физического и психологического состояния человеческого организма
путем воздействия на него музыкальными звуками. Музыкальная терапия может использоваться как в сугубо медицинских целях - как одно из средств психотерапии и даже физиотерапии, так и в педагогических и воспитательных целях - для сознания нужного эмоционального настроя людей. Правильно подобранные музыкальные программы способны без применения всяких лекарственных препаратов помочь человеку избавиться от стресса, активизировать память и творческие способности и значительно улучшить свое физическое состояние.
     В современной музыкальной терапии (МТ) можно выделить два основных направления ее применения: клиническая МТ и оздоровительная МТ. Некоторые ученые в особое направление выделяют и экспериментальную МТ, которая занимается поиском и апробацией новых МТ-технологий, а также углубленное исследование реакций организма на применение уже известных и широко применяемых технологий.

     Клиническая МТ применяется сугубо в медицинских учреждениях и занимается вопросами лечения различных психосоматических нарушений, устранением патологических синдромов и восстановлением нарушения разнообразных жизненно важных функций после перенесенных заболеваний. Заниматься ею должны профессиональные медработники соответствующей квалификации.

     Оздоровительная МТ используется для активизации внутренних резервов организма человека для снятия нервного перенапряжения и утомления, для повышения работоспособности, социальной адаптации,совершенствования оздоровления. Может применяться не только в медицинских учреждениях,и не только дипломированными специалистами. При ознакомлении с основами и принципами воздействия музыки на организм человека, вполне может применяться и обычными людьми в домашней обстановке для повышения своего тонуса и получения нужного настроя в повседневной жизни.
Границы между всеми тремя видами музыкальной терапии весьма условны, и многие технологии могут применяться в работе, как с больными, так и со здоровыми людьми.
     Различают три формы музыкальной терапии: рецептивную, активную и
интеграционную.

    Рецептивная форма предполагает пассивное восприятие звукового воздействия – музыки или каких-то других звуковых программ (шумов живой природы, например). Если воздействие осуществляется в медицинских целях, то человек (пациент) сам по себе ничего не предпринимает, а просто слушает предложенные ему мелодии или звуки.

     Психотерапевт, применяющий такой метод терапии, направляет процесс лечения в нужное русло, руководствуясь результатами предварительной беседы с ним. Музыкальное сопровождение может служить фоном во время беседы. В другом случае разговор предваряет прослушивание, после чего пациент получает какое-то задание, которое он должен выполнять во время звучания музыки. Например, ему предлагается просто погрузиться в собственные переживания и ощущения. После сеанса музыкотерапии арт-терапевт предлагает обсудить впечатления от музыки, увиденные
визуальные образы, возникшие чувства и эмоции.

     Различают три вида рецептивной музыкотерапии:
     - Коммуникативная форма подразумевает совместное прослушивание
музыки группой людей и направлена на создание внутри этой группы
непринужденной дружеской обстановки с полным взаимопониманием и
доверием друг к другу;

    - Реактивная форма - способствует достижению у слушателей
состояния катарсиса.
     Понятие катарсиса имеет множество различных толкований философского, эстетического, религиозного, этического, физиологического (медицинского) и психологического характера. В рассматриваемом случае
подразумевается психотерапевтический индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, которая способствует снятию или уменьшению состояния внутренней тревоги, конфликта с окружающей обстановкой, т.е. освобождению сознания человека от патогенных эффектов и устранению истерических симптомов.
     - Регулятивная форма является расслабляющей и гармонизирующей,
т.е. способствует снижению у слушателя или слушателей нервно-
психического напряжения.

     В зависимости от количества слушателей методику можно классифицировать как групповую и индивидуальную.

     Для музыкальной терапии может использоваться как живая музыка,так и прослушивание записей.
Врач-музыкотерапевт (арт-терапевт) должен хорошо знать психофизиологию и психологию, в особенности ритмы головного мозга,для того чтобы перед сеансом точно определить, в чем состоит проблема пациента, и подобрать наиболее подходящее для него музыкальное воздействие.
     ; Активная форма подразумевает полноценное включение человека в процесс терапии. Во время сеанса активной музыкотерапии пациент сам является творцом мелодии: играет на каком-либо музыкальном инструменте или поёт – а капелла или в сопровождении музыки. Такой процесс носит ярко выраженную коррекционную направленность. Пациент музыкального терапевта воспроизводит заданное произведение или фантазирует. Приветствуется импровизация с использованием музыкальных инструментов или голоса.
Формат занятий, как и в случае пассивной терапии, может быть как
групповым (хоровое исполнение или пение), так и индивидуальным (вокал,
горловое пение, игра на инструментах).
     Музыкальный терапевт должен иметь в своем распоряжении некоторый набор простых музыкальных инструментов, которые могут быть использованы при активных формах терапии: барабаны, колокольчики, маракасы, цимбалы, дудочки. Во время сеанса музыкотерапии каждый из участников выбирает подходящий для него инструмент и с помощью звуков пытается выразить свою позицию в диалоге, отражает свое внутреннее состояние или отношение к складывающейся ситуации.

     Хоровое пение способствует улучшению эмоционального состояния участников, установлению теплых взаимоотношений в коллективе, в результате чего возникает определенная сплочённость группы. Такой метод позволяет избавить людей от комплексов и скованности. Ценность методики заключается в сочетании музыкальной составляющей с телесной ориентированностью (при пении работает гортань, шейная мускулатура, лёгкие, диафрагма) и коллективным духом. При этом, как правило, терапевт тоже поёт вместе с хором. Репертуар подбирается из числа жизнеутверждающих и оптимистичных произведений с глубоким смыслом.

     ; Интеграционная форма. Комплексная технология музыкальной терапии, сочетающая музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием. В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.
     По форме может быть пассивной (рецептивной), когда пациент под музыку наблюдает определённый визуальный ряд (сменяющиеся картинки, слайды, видеозапись), и активной, которая предполагает творчество под музыку или после прослушивания произведения [183-190].
     Некоторые арт-терапевты не ограничиваются только воздействием музыки на пациента, а используют гораздо более широкий спектр художественных средств, в том числе элементы цветотерапии, ароматерапии и пр. В числе таких терапевтов можно назвать В. М. Элькина, который в течение многих лет работает в Санкт-Петербурге [191].

     Музыка, используемая для целей музыкальной терапии, как можно догадаться, должна звучать либо в живом исполнении, либо прослушиваться через приличные акустические системы. Слушание через головные телефоны в данном случае не эффективно, поскольку отсутствует воздействие акустических колебаний на тело человека. А именно это в большинстве случаев имеет решающее значение.


Рецензии