Бедствие...

     Краткое содержание повести из трилогии "Предшественники", "Бедствие" и "Обновление".

     Глава первая. О том, что Бережнов видит за окном.
     Пётр Сергеевич Бережнов стоял в своей квартире, и смотрел в окно. За окном был окружающий Бережнова мир. Окружающий Бережнова мир явно испытывал бедствие.

      Бедствовать, по мнению Бережнова - это иметь в себе то, что катится не туда, куда должно катиться. Чем больше в мире катится не туда, куда надо, тем больше у мира бедствие.

     Глава вторая. Идеи и популярная  культура.
     Он, Пётр Сергеевич Бережнов, жил и до сих пор  живёт в Большереченске. По мнению многих умников его, Бережнова, родной город не располагает к тому, чтобы, размышляя, выдавать полезные всему человечеству мысли. Или даже идеи.

     Несмотря на своё  безвылазное, тьфу, безвыздное, проживание в Большереченске, Пётр Сергеевич узнал, чем идея отличается от мысли.

     Мысль - это, по мнению Бережнова то, что приходит в голову. А идея - это то, чем можно руководствоваться или в какой-то деятельности, или даже в жизни. Взятой полностью.

      Может быть, и несправедливо, или недостаточно точно, но Бережнов делил людей на тех, кто руководствовались мыслями, взятыми из высокой культуры, И на тех, которые брали себе руководящие мысли из массовой, популярной культуры.

     Большереченск расположен в стране, где популярную культуру создавали раньше АБэПэ, Вайсмен, МаксоГа, Смолью  и ЧулпаХа. Все они выехали теперь, а популярную культуру оставили здесь, в стране, где расположен город Большереченск с Петром Сергеевичем  Бережновым.

     Глава третья. О сути бедствия.
     Длительными мыслительными упражнениями Пётр Сергеевич Бережнов установил, что бедствие окружающего мира в том, что популярная культура учит двигаться, не обдумывая перед началом движения его цели и последствия.

      Раньше он с надеждой смотрел на высокую, то есть классическую или элитарную культуру. Смотрел с надеждой, пока не побывал на лекции одного "высотника"-умника:

     - Господа и товарищи! Знакомясь с творчеством Владимира Даля, как составителя словаря, я проникся судьбой двух слов, которые Даль не включил в свой словарь. Слово, начинающееся на букву "жэ". О нём уже написано много. А второе слово, которое меня заинтересовало, связано со словом "пукнуть". То есть лопаться со звуком. Слово "пукнуть" есть, и его значение разъяснено в словаре Даля. Но громко пукнуть невозможно, пукнуть  можно  только тихо. А в словаре Даля нет  слова, обозначающего громкое осуществление рассматриваемого действия. Сло'ва, извините, "бздеть", в словаре Даля нет. Но есть слова "бздюха", обозначающеее род гриба, встречающегося в нашем лесу, и "бздюх", применяемого в отношении зверька, который сильно и неприятно пахнет. Хорька, например. То, что бздюха и бздюх есть в словаре Даля, доказывает, что он мог бы включить в свой словарь и слово, извините, "пёрнуть", если бы оно намекало на один только испорченный воздух. Но это слово, своей громкостью,  напоминает ещё и о славянском божестве-громовержце Перуне, а это уже язычество, которого православный Владимир Даль в своём словаре допустить не мог.

     "Что он несёт? - подумал тогда, когда сидел на этой лекции, Бережнов. - Не удивительно, что такие, как этот лектор, пропустили и появление, и возрождение более страшных явлений. Нацизма, например".

     Глава четвёртая. Она с ним рассталась.
     Бережнов стал писать публицистические эссе. О том, например, что популярная культура в так называемом обществе  потребления ослабляет, разжижает общественное сознание. А в жидком общественном сознании хорошо растворяются и отравляют его такие мысли, как этой тётки с фамилией на "эф". Из города Львова, кажется.

     Но и полностью твердеть общественному сознанию нельзя, так как в бетонную глыбу уже не впихнуть ничего полезного. И пока Пётр  Сергеевич думал и писал, его женщина захотела с ним расстаться навсегда.

     Она совсем не читала то, что он писал, но ей рассказывали. И пришёл тот час, когда она сказала ему:

      - Говорят ты набросился на АБэПэ!  Как ты мог? Ведь она согревала и оживляла нашу жизнь!

     - Я её пение всегда терпеть не мог. Оно меня даже в детстве раздражало.

     - Ах так! У нас, оказывается, совсем нет  ничего общего. Не знаю, как ты, а лично я расстаюсь с тобой навсегда!

     Глава пятая. Он сосредоточился на поисках ответа.
     Пока другие горожане Большереченска заботились о своём личном и семейном благополучии, ездили за границу отдыхать, например, на солнечные берега Египта и Турции, Пётр Бережнов чувствовал себя доктором Живаго наоборот. И всё время что-то писал.

     Ему говорили:

     - Доктор Живаго писал хотя бы стихи. От которых, если не читатели, то хотя бы читательницы, получали удовольствие. А ты записываешь за собой мысли, от чтения которых нет никакого удовольствия. А есть одно расстройство, если не желудка, то хотя бы настроения!

     Глава шестая. Они хотели бы отделаться от него, но он оказался не один такой...
     Когда начались События,  напомнившие многим большереченцам  о том, о чем им всё время писал Петя Бережнов, сам Петя понял, что на линии боевого соприкосновения пользы от него будет совсем мало. Но, формулировать свои мысли и предъявлять их другим, он не бросал.

     Пётр Сергеевич вдруг увидел в происходящих  Событиях, если не луч, то хотя бы искры надежды. Надежды на то, что бедствие с мозгом людей, его, людской мозг, совсем ещё не доконало.

     Глава седьмая. О настроении и обновлении.
     Он, Пётр Бережнов, не переставал ковать в себе уверенность,  что бедствие от господства в сознаниях людей популярных идей общества потребления, ещё не одержало окончательную победу.

     "И, может быть, никогда не одержит победу над нами это проклятое бедствие, - думал Пётр Сергеевич Бережнов. - Пусть не будет господствовать высокая культура, но уж популярная-то культура может стать в многополярном Человечестве другой, не такой, какую нам оставили  уехавшие  АБэПэ, БэГэ, Макар, Смолью и ЧулпаХа?".

      И он, Пётр  Бережнов уверен, что преодолеть  не все, но многие отрицательные последствия бедствия, может помочь не видимое только, а действительное, опирающееся и на традиции, ОБНОВЛЕНИЕ...



 
    

      

       
         

   
   

      


Рецензии