ДДЮТ
Погулял 2 месяца, глотнул свободы, как зек освободившийся. Надо на работу устраиваться. Но не в школу же идти. Закончил то я иняз пединститута с намерением штирлицем работать,да не вышло. Режиссером и актером еще хотел стать, но это на будущий год в Москву поступать буду. Сейчас пока надо трудоустроиться.
Сунулся по объявлению завучем в конно-спортивную школу. Директор на собеседовании как мне сказал про 110 руб. Зарплаты, так я понял все. Средняя по стране в том 1987 году была, наверное, не менее 150 руб.
Мамина подруга Галина Васильевна работала во Дворце Культуры Электроаппаратного завода на какой-то высокой должности. Типа замдиректора или еще кого. И было у них там хозрасчетное отделение — кружки всякие платные: танцы, хоры, пианино… Мне предложили английский вести. Только народ надо было самому набрать.
Пошел я в одну школу к директору. Так и так, говорю: Хотите, у вас все старшеклассники через год английским владеть будут? Дайте мне в перерыв 5 минут на каждый класс. И ведь дали, так я верил в то, что говорил!
Итогом было 40 желающих у меня учиться старшеклассников. И только мы с ними приступили, как Галина Васильевна мне и говорит: Тобою заинтересовалась директор Дворца пионеров, хочет тебе работу предложить. Я говорю: Откуда она про меня знает?
- Видела и слышала.
Не знаю, что ей там про меня нарассказали, но видать меня издалека — 188 см, энергии прямо через край…
В общем, идти было недалеко. Новое огромное здание ДДЮТ (Дом детского и юношеского творчества) находилось в 300 метрах от старенького ДК. И символизировало собой новую жизнь!
Звали директора Светлана Федоровна Борисова. Здание ДДЮТ было её ребенком, она его построила, сама пылала пионерским задором. Когда то с пионерской вожатой начинала. Во дворце работала давно (хотя сама то было молодой и здорово в настольный теннис играла). Она, оказывается, слышала о моей бурной комсомольской деятельности на 4 курсе иняза. Когда мы строили (правда так и не построили, но это неважно) городской клуб иностранных языков. Борисова тут же определила меня в методический отдел на работу с комсомольцами и повела меня к непосредственному начальству Валентине Михайловне Овчаровой.
Та приехала к нам из Сибири. Муж её был спецкором газеты Известия в Чебоксарах и жили они в роскошной многокомнатной квартире с 2 санузлами (что было поразительной роскошью!). Но все это я узнал позже. А при первой встрече что-то мне в ней не понравилось. Что-то хищное и подозрительное. Сейчас то я понимаю, свалился на голову непонятный хлыщ с неведомыми качествами, а ты его бери себе в отдел. Поневоле насторожишься…
Вообще это была перестройка и такой смелый шаг был в духе времени — взять методистом «педагога», вообще без опыта работы. А мне по должности теперь надо было обучать заместителей директоров по внеклассной работе всех средних школ Чувашии. Рассказывать им, как проводить воспитание старшеклассников.
Кое-какие наметки (планы и материалы) остались от предыдущих методистов. Чего-то удалось нащупать коллективным разумом нашего дружного методического отдела. В общем, приступил я к работе. Теперь у меня был огромный кабинет. Который я делил с методистом по работе с пионервожатыми. Галина Геннадьевна Капрова, или просто Галя работала пару лет в лагере Орленок вожатой. Орленок в те годы был центром комсомольско-пионерских инноваций и отработанных мероприятий. Они там бизнес игры проводили! В СССР! Основным инструментов был КТД (коллективное творческое дело) с его мощнейшим вовлечением каждого. И законами: 100% участия (если на сцену — то все!, поднятой руки (что каждый имеет право на инициативу и вопрос), ноль-ноль (это о том, чтобы ни на секунду не опаздывать). А песни под гитару… о их воздействие на сплочение коллектива трудно переоценить… на прощальном вечере ВСЕ дети рыдали от того, что «вот и закончилось все, расставиться пора».
В общем многое из передового орленковского опыта я тогда пытался внедрять в суету повседневной жизни школ. Поднаторел в методике воспитательной работы, прямо крутым специалистом себя чувствовал. Через 2-3 месяца научился всему почти.
Как мне нравилось там работать! Зав. отделом никогда не ограничивала мои инициативы. Спросит бывало: Чем я могу тебе помочь?
ООО!!! … Это лучший вопрос, который начальник может задать своему подчиненному. И мне его никто никогда больше не задавал.
О здании ДДЮТ надо сказать особо. Новенький! Размеры такие, что заблудиться можно. 4 этажа, один подземный. Огромный кино-концертный зал со всем оборудованием: светом, музыкой, рабочими сцены. Пара театральных студий, народные и бальные танцы. Несколько хоров. Мастерские живописи, кукол, изделий из глины. Домоводство и стрелковый тир. Судомодельный и астрономический кружки. Народный и духовой оркестры. Спортивные, технические и зоологические секции.
Зимний сад прямо у входа с огромными в 10 метров пальмами и прочими экзотическими растениями привезенными с юга. Заведовала всем этим хозяйством Елена Барабанова, великий ботаник. Великолепный Мраморный зал, в котором проходили дискотеки…. Ах…
А какие педагоги там работали. Вагапова руководила секцией народных танцев. Там коллектив был 150 человек!!! Желобанов вел скромный детский камерный хорик. А через 5 лет создал муниципальную хоровую капеллу Классика. Мочалов учил живописи и рисунку 60 лет. Домрачев вел актуальный Политклуб. И дети ходили в ДДЮТ! И на бальные танцы ходили с удовольствием! И на гонки на карах и на живопись и в оркестр…
Под Новый 1988 год меня и девушку из другого отдела Наташу Фошину назначили ответственными за разработку сценария и проведения праздника для старшеклассников. Наташа закончила что-то по режиссуре массовых представлений в Ленинграде. Я был природный режиссер. В общем дело получилось!
По сценарию Дед Мороз у нас был фальшивый, отлично играл его один старшеклассник по фамилии Владиславлев. А настоящий Дед Мороз был я — степенный, солидный, неторопливо сходящий по роскошной лестнице мраморного зала со словами: Здравствуйте, друзья. Я к вам совсем ненадолго, боюсь Снегурочка растает. Снегурочка — очаровашка 6 лет, шла со мной за ручку. Весь проход длился минуту. За это время я желал присутствующим чего-то очень хорошего, распахивались двери из зала прямо на улицу и мы выходили.
Снегурочка (это была дочка директора ДДЮТ) была в легком бальном платьице. Её подхватывал один из активистов-комсомольцев Максим Матросов, который сейчас заведует филармонией, заворачивал в шубу и бегом нес в помещение другим ходом. Один коллега потом мне рассказывал, что дети разинув рты смотрели в закрывшуюся за нами дверь на мороз: где же мы там…
В общем, это была дискотека с играми, театральными шоу и даже чешскими (или польскими) мультиками. Потанцевали, на 7 минут зашли в кинозал — посмотрели, и опять танцевать. Кстати, когда я ходил просить кинопрокат дать нам мультики на недельку, то случайно — не случайно прямо вместе со мной в киноорганизацию прибыли 2 популярных московских актера Всеволод Ларионов и Борис Щербаков. Мы буквально месте зашли в здание кинопроката. Конечно, мне повезло, когда меня пригласили участвовать в творческой встрече с ними в крохотном актовом зальчике.
В тот Новый год меня попросили быть Дедом Морозом и на елке для младших школьников города (около полутысячи человек). Ну, я же был звезда. Заявил, что текст учить не собираюсь, запишем фонограмму. Все покорно согласились.
Снегурочкой мне назначили 17 летнюю Ларису Павлову, только что окончившую школу и ансамбль народных танцев родного ДДЮТ и взятую на работу руководить кружком горнистов и барабанщиков. Во время записи звука я обалдел, сколько души она вкладывала в эту по-моему мнению проходную «халтуру». Я прямо заценил её талант. И не я один, спустя 3 месяца она поехала поступать во ВГИК. Естественно, ей там объяснили, что экзамены в июле, а не марте. Сидит, плачет... Тут тетенька: девочка, хочешь сниматься в кино… Прошла пробы и сразу на главную роль в фильме Роковая ошибка Никиты Хубова. А через год еще одна, почти главная роль в фильме Рай зимой… Не знаю почему, но на этом её карьера закончилась. Хотя она окончила ВГИК, переехала в Москву, но снялась за всю жизнь в паре секундных эпизодов… Ах, как жаль. Был талант, был…
Так вот, мы со Снегурочкой подъехали в конно-спортивную школу и наряженные в костюмы проехали на тройке по всему городу Чебоксары прямо к елке перед ДДЮТ. Шоу запомнилось тем, что Дед Мороз (я) попытался одарить детей конфетами, как было написано в сценарии. Но они так на меня набросились со всех сторон, что падая я думал только об одном: как бы не раздавить кого (детишкам то по 7-8 годиков было, а во мне более 100 кг веса в одежде). Коллега потом рассказала, что одна девочка все-таки под меня чуток попала и лежала вся синяя. Но, слава Богу, все закончилось хорошо.
Вообще, мои актерские таланты там ценили. Назначали ведущим вечера к 8 марта, к дню Победы…
Да и режиссерские тоже. К какому-то празднику я поставил по своему сценарию серию сценок под общим названием Ретроспектива танцев. Сначала дикари сидели у огня, один дернул струну — так родилась музыка (и танец от неё). Потом сценка в средневековье — классический бал (с костюмами в ДДЮТ никогда проблем не было). И наконец наши дни — монотонное подергивание под ритм... Не учел я, что дети не успевают переодеться из средних веков в современное (генеральной репетиции то не провели по неопытности и самоуверенности). Сценку спасли 2 мальчика уже упоминавшихся выше (м.Матросов и А.Владиславлев) - они выскочили на сцену и уморительно смешно двигались и бегали по сцене под музыку… причем не выполняя мою режиссерскую задачу, а импровизируя. Тогда я впервые, но на всю жизнь понял силу импровизации!
А вот во ВГИКе не оценили. Я даже не прошел творческий конкурс. Даже не допустили к экзаменам. Причем, это так меня неприятно поразило, что я покончил навсегда с мыслью о том, что искусству можно научить. Буду снимать на таланте, решил я.
Купил с ближайшей получки полупрофессиональную кинокамеру 16мм. Придумал сценарий микро-фильма на 1,5 минуты «Он и она». Он причесывается. Потом она прихорашивается (пудрится и пр) перед зеркалом. Потом они встречаются. И зритель думает, что это будет свидание… Ан, нет! Они приступают к совместной работе над стенгазетой. Фильм без слов и без музыки. Я был сценарист, режиссер, оператор, монтажер, художник. В главных ролях снялись Владимир Желобанов (о котором я уже упоминал) и Елена Барабанова (та, что устроила устроила знаменитый зимний сад ДДЮТ). Сценарий занял 1 минуту. Репетиции и съемка с 1 дубля (из-за дефицита пленки) — около 40 минут. Столько же ушло на титры. А вот многочасовое и многострадальное проявление пленки (даже при консультации руководителя фотокружка) измотало меня так, что больше потом, до появления видео у меня не было желания снимать что-то еще. То есть снимать то да, а вот проявлять… сломало это меня навсегда…
Так вот и прошел учебный год в ДДЮТ. А в конце его был зафрахтован огромный теплоход и почти полдворца поехало (дети и преподаватели) в Москву по Волге. Я там был культмассовиком и диджеем-спикером (по технической части там были другие спецы). Помню на дискотеке объявил конкурс с призом на лучший ответ на вопрос: Ваше кредо. Через 30 минут подходит ко мне умный интеллигентный мальчик и спрашивает: А что такое кредо? И больше никто не подходил. В общем, приз так и не был разыгран...
Сразу после поездки я ушел в первый в жизни двухмесячный отпуск. Из которого мне не суждено было вернуться в ДДЮТ. Но он остался в моем сердце навсегда.
Вместе со всеми своими обитателями…
Свидетельство о публикации №224051900350
