Библейская генеалогия Дагестана
Из библейской «Таблицы народов» («Бытие», гл.10) мы можем узнать имена трех прямых потомков пророка Ноя (Нуха, Ноаха), связанных с происхождением коренных дагестанских народностей. Это сын Ноя - Йафет, сын Йафета - Гомер, сын Гомера - Форгам.
В древнейших христианских летописях Кавказа, Армянских и Грузинских, фигурирует имя праправнука Ноя – Лак, с окончаниями, присущими этим языкам: у Грузин – ЛекОС, у Армян – ЛекАН. Соответственно, правнук Ноя, библейский Форгам, по Грузинским источникам – ТаргамОС, ввиду отсутствия буквы «Ф» в этом языке.
Буква «а» в современное Русское имя праправнука Ноя, Лак, попала из Арабского языка, в котором нет буквы «е». Однако, как справедливо отмечает выдающийся кавказовед П. Услар, сами Лаки, прямые потомки праправнука Ноя, «произносят это имя ближе к «Ляк», то есть называют себя «Лек», как это делают тысячи лет Армяне и Грузины.
В древнегреческих источниках этот народ фигурирует как Леги, проживающие между Кавказской Албанией (к северу от реки Кура) и Амазонками (к югу от реки Терек).
Присущее всем кавказским народам уважение к своим предкам позволило им сохранить в своих названиях факты истории своего происхождения.
В частности, самый древний из ныне существующих кланов Дагестана, ведущих происхождение от Ноя, носит имя его внука, упомянутого в Библии как Гомер, в дагестанской транскрипции – Гъумма. «Гъ» произносится примерно как французское «лягушачье» «р».
Сам этот северный клан Лакского народа называет себя «Гъумучи» - «Народ Гъуммы/Гомера». «Чи» означает «человек, народ», а имя Гъумма (по-русски пишется Гумма)/Гомер до сих пор в ходу у Дагестанцев. В древнегреческих источниках этот клан носит близкое к Гъумучи по звучанию имя «Коммачене/Коммагене», в более поздней литературе – «Куммухи».
Сын Гъуммы, Таргамос («Тарга» без Грузинского «-ос»), дал название следующему по хронологии возникновения, восточному клану потомков Лака – Даргинцам. В составе 26 народов Большой Албании этот клан носил имя Гаргары (от имени правнука Ноя – Тарга), что привело к ошибочному отождествлению этого названия с Галгай (так по-русски пишут самоназвание Ингушей). Тот, кто знает, как сами Ингуши произносят Галгай («Г1алг1ай» в дагестанском написании), согласятся, что они, известные у древних Греков как Гелы - это никак не Тарга/Гаргары, которые в Библии названы «Торгамитами».
Последующая волна расселения потомков Лака в древних источниках носит название собственно «Леки» (на Лакском – «Леккучу»/«Человек Лека», по аналогии с «Гъумучи») - это южные соседи Гомеритов/Гъумучи, ныне жители Кулинского района РД. Ввиду отсутствия в Арабском языке буквы «ч», имя Гъумучи и в других языках в Средние века стало произноситься как Гъумуки/Гумики/Кумыки/Гумки.
Увеличение численности потомков Ноя привело к тому, что часть населения вынуждена была мигрировать на равнинные территории – горы не способны прокормить большое количество людей из-за особенностей земледелия. На прилагаемой заставке видно, что при миграции в Месопотамию переселенцы расселились так же, как и на родине: на севере Куммухи, на юге Леки.
Впоследствии из-за многовековых кровавых войн с Ассирией, оба Лакских клана, Куммухи и Леки, по-персидски Лекзы/Лезги, вынуждены были вернуться к своим сородичам, которые остались жить в горах Кавказа.
Переселившиеся же на север, в Прикаспийскую низменность, из Гумика/Кумуха потомки Гомера/Гуммы - Гомериты/Гумирры, в исторических документах известны как Киммеры/Киммерийцы.
Мы выявили три главных линии потомков Лака первой степени родства: Гумики – Даргинцы - Лекзы, носящих имена внука, правнука и праправнука Ноя.
Дальнейшую генеалогию Дагестанцев можно почерпнуть из древних христианских источников, в частности, из летописи «Жизнь Картлийских царей» (Л. Мровели). Там сообщается, что племянником Лака был Хозаних, основавший Хунзах и давший название Хунзам, известным сейчас как Аварцы.
Все вышеизложенное подтверждается и новейшими генетическими исследованиями: если Лакцы и Даргинцы имеют более 70% т.н. «Лакской» гаплогруппы J1, то «племянники» Лака, Аварцы, имеют около 60%.
Это уменьшение на 10% связано с нашествием Хазар. В исторических документах упоминается правитель Аварии «Жугьут-хан», что переводится, как «Хан-Иудей» (известно, что Хазары были иудеями), где дагестанское «гь» читается как английское «h».
Историческое родство нынешних Лаков, Даргин и Аваров подтверждается, в частности, и тем, что старейшины Рутулов своих северных соседей именем «Лаггу» до сих пор называют эти три народа, тогда как живущих к югу от Рутулов Кюринцев и Цахуров они называют иначе (1). Сохранение в названии буквы «г» со времен Древней Греции («Классические Леги» Страбона) указывает на то, что этому родству уже несколько тысячелетий. Самые близкие по родству Лакцам Даргинцы до сих пор, как и древние Греки, называют их с использованием буквы «г» - «Вулеги» («Современные Леги»).
К сожалению, мы не располагаем точной информацией о генетическом каркасе южных Ноевцев Дагестана: Рутулов, Агулов и Цахуров. Однако то, что они тоже входили в государственное образование «Лакз» дает основание предполагать, что они не менее близки по генетическому родству к Лакам, чем Авары, то есть входят наряду с последними во вторую линию родства.
Возможно, что ко второй линии родства относятся и Табасараны. Историк (не композитор!) Шопен писал, что Лакский язык распространен среди Кайтаков и Табасаранцев. И это дает основание утверждать, что распространенная шутка «Табасаранцы это бывшие Лакцы» вовсе не шутка. Повод так думать дает высказывание П.Услара о том, что сами Табасараны как будто не знают своего языка: «На нем говорят они, как-бы на языке чужом и плохо выученном». Вполне возможно, что язык этот начал распространяться в среде указанного этноса совсем недавно по историческим меркам, незадолго до исследований П. Услара.
Результаты исследований Центра геномных исследований Института физики ДФИЦ РАН позволяют к третьей степени родства с праправнуком Ноя отнести нынешних Лезгин (до 1925 г. – «Кюринцы», по главной реке Кавказской Албании – Кура) и Кумыков, с содержанием Лакской гаплогруппы 46 и 40% соответственно (2). Уменьшение J1 у этих двух ветвей потомков Лака связано с перемещением вдоль западного побережья Каспия равнинных кочевников т.н. Майкопской культуры. Исследования показывают, что генотип Майкопцев среди народов Дагестана присутствует именно у Кюринцев и Кумыков. Также на них оказал влияние и более современный пришлый элемент (3): «Сравнительный геномный анализ носителей Кобанской культуры и современных человеческих популяций показал, что они оставили свое генетическое наследие в современных популяциях Кумыков и Лезгинов(правильнее - Кюринцев) и, вероятно, имели те же генетические корни, что и изолированная этническая группа Армян-хамшени».
Отголосок Албанского прошлого Кюринцев очень заметен в их современной топономии (географических названиях) и ономастике (в науке об именах). В частности, это такие названия сел, как Кюра, Курах, Куруш, распространенность у Кюринцев имени Керим, фамилии Керимов. Непосредственный и заинтересованный исполнитель указа Сталина о переименовании Кюринцев в Лезгин, Н.Самурский, в своей книге «Дагестан» (1925 г.) называет свой народ историческим именем Кюринцы, и во всех документах так обозначает и национальность жителей Южного Дагестана, и свою собственную.
Что касается Кумыков, в уменьшении доли Лакской гаплогруппы до 40% сыграли роль не только Майкопцы и Кобанцы, но и Ногайцы, а также иные Тюркские народы. Тем не менее, Кумыки имеют в своем генетическом скелете более половины наследия праправнука Ноя (с учетом того, что у самих Лаков и Даргин, первой линии родства, J1 около 70%), поэтому являются коренным дагестанским народом, перешедшим на Тюркский язык из-за плотных экономических и социальных связей на севере с Ногайцами, на юге с Огузами, а также из-за ассимиляции ими некоторых кочевых Тюркских племен (4).
Библейская генеалогия Дагестана подтверждается и арабоязычными источниками, в частности Йакутом аль-Ямани: «Лакз – небольшая страна после Дарбанда и граничит с Хазараном. Говорят, что названия Лакз, Хазар, Сакалаб, Баланджар восходят к сыновьям Йафета сына Нуха (Ной), каждый из которых, после того, как освоил новое место проживания, дал ему свое имя» (5).
Третьим каналом информации для нашего исследования являются эзотерические источники. В частности, имам Дагестана и Чечни Шамиль, шейх суфийского Братства Накшбандийа, передал: «город Гази-Кумух это мать всех селений».
Смысл его утверждения следующий: после схождения вод Всемирного потопа первым населенным пунктом на территории Дагестана стал Кумух/Гумик, ныне административный центр Лакского района РД. Приставку «Гази» («Воины Аллаха») дали ему Арабы в период распространения Ислама на Кавказе. В процессе увеличения народонаселения потомки Лака постепенно заселяли близлежащие, северные, склоны Кавказского хребта, затем стали осваивать и южные.
Приведенные выше три степени родства полностью вписываются в эту версию великого Имама.
Для тех, кто скептически относится к библейской истории, можно указать на чисто географические доказательства справедливости наших выводов: Гумики/Кумухцы полностью изолированы от взаимодействия с представителями иных генетических групп. С севера и запада – Аварами, с востока – Даргинами, с юга – Лекзами. Это «первое кольцо родства».
Далее: Рутулы, Цахуры, Агулы, Табасараны – «второе кольцо родства». И роль «внешнего кольца обороны» играли Кюринцы (с 1925 г.- Лезгины) и Кумыки.
Если кому-то доведется посетить Лекию/Лезгистан по автодороге через Леваши, советуем обратить внимание на следующее: после пересечения естественной границы Даргинии и Лекии, - Цудахарского ущелья, рельеф и вся атмосфера кардинально меняется. Горы как бы раздвигаются, появляется жизненное пространство для комфортного сельского хозяйства, меняется энергетика, растительность.
Не зашоренный стереотипами ум невольно признает, что первый человек, пришедший на безлюдные после Потопа склоны Северного Кавказа, выбрал бы именно Лекию/Лезгистан для поселения, как сделал Лак/Лекос/Лекан. Помимо Цудахарского ущелья в Кумух/Гумик/Гъумучи можно попасть только еще через два подобных прохода. Такой грамотный выбор праправнуком Ноя своей ставки стал причиной того, что до 1820 г. никто не мог покорить его прямых потомков, а также того, что они в наибольшей чистоте сохранили его язык, генофонд и интеллект.
А тем, кто ценит исторические документы, приведем информацию из Армянской летописи Михитара Анийского и Вартана: «по указанию своего отца, Таргамоса, его сын Лак переселился с Арарата, на котором спаслись от Потопа Ной и его сыновья, в нынешний Кумух (Гази-Гумик/Кази-Кумух/Кази-Кумык)». И указана дата: 2100 год до Рождества Христова, т.е. за несколько веков до рождения основателя авраматических религий – Ибрахима (6).
Приведенная в заставке карта объясняет, почему Авраам/Ибрахим является носителем Лакской гаплогруппы – именно там, где обозначено место проживания Лекзов (Laqe на карте) в низовьях Евфрата проживал народ Ибрахима, Халдеи – одно из Хурритских племен (Хурриты, по Н.Марру – Яфетиды, потомки того самого Йафета – общие предки Дагестанцев и Вайнахов).
Официальное древо языков полностью подтверждает приведенные выше выкладки по библейской генеалогии Дагестана: Лакский язык самый древний на Кавказе и в России – около 3000 г. до н.э. Нахско-Дагестанская (Субарейская) языковая ветвь разделилась на Лакскую, Нахскую и Хуррито-Урартскую. Субареи это название Хурритов/Яфетидов до разделения их языков на три перечисленные ветви. Затем, около 2000 г. до н.э., от Лакского языка отпочковываются Аварские, Андоцезские и Кюринские (ныне Лезгинские) языки.
Библия помогла нам, наряду с генетическими исследованиями (2) установить следующее: язык Гумиров/Гумиков/Кумухцев является языком праправнука Ноя, Лака. От него отпочковались (горизонтальное деление) Даргинский язык и Кулинский диалект Лакского. Далее, от Кумухского произошел Хунзахский, с учетом Хазарского влияния, от Кулинского диалекта Лакского языка – Рутульский, Цахурский, Агульский языки. Далее – через посредство трех последних языков – Кюринский (Лезгинский), Табасаранский и Кайтагский (с учетом влияния Даргинского и Кумыкского). Самые отдаленные потомки Лака – Кумыки (40% J1) перешли на Тюркский язык, однако в его дагестанской версии, Кумыкском языке, заметно сильное влияние Йафетических предков.
Резюмируя, можно, исходя из библейской родословной (Ной – Йафет – Гомер – Торгам – Лак) и Древа языков установить следующие соответствия:
Гомер – Гумма – Гумучи – Коммагене – Гомериты – Гумиры – Киммерийцы –Куммухи: Лакский литературный язык.
Таргамос – Тарга – Гаргары – Даргинцы: Даргинский язык – Кайтагский язык.
Лак – Леги – Лесги – Лекзы – Лакцы (Кулинцы) – Лезгины: Рутульский, Агульский, Цахурский - Табасаранский, Кюринский языки.
Ценность библейского происхождения названий разных этносов Дагестана в том, что доказывает общее происхождение всех коренных национальностей нашей республики: фактически, это кланы одного и того же Тухума (рода) праправнука Ноя. Именно поэтому Имам Шамиль имел право утверждать, что нас никто не разделит. Нас всех тысячи лет называли именем того, кто заложил первый камень первого населённого пункта на нашей земле в новой истории человечества. Будь то Леки/Лезгины,
или Хоны/Хунзы/Гунны - мы всегда были одним народом, и для самоназвания использовали только село происхождения: Цудахарцы, Ахтынцы, Акушинцы, Таркинцы. Очень жаль, что устранение пресловутой "пятой графы" из российского паспорта не вернуло нвм осознание единства нашего происхождения и истории...
1. – А. Кузиев, Рутульский район.
2. - Руководитель ЦГИ ИФ ДФИЦ РАН Магомед Раджабов.
3. – European Jornal of Human Genetics, Шарко Ф.С., Булугина Е.С.
4. - «История происхождения Кумыков», Махачкала, ДГУ, 1996.
5. – «Китаб муджам ал-булдан», («Книга завоевания стран»).
6. – «Объяснение слова «Лезгинъ», Лазарев, Газета «Кавказъ», №23.
Свидетельство о публикации №224051900632