Венера

  (ст."Обитаемая Венера: Кстати о птицах",Цитадель адеквата,2024) "Продолжая серию об условиях и живом мире «альтернативной» Венеры, хочется, конечно, перейти к делу сразу. Но приходится повторять вводные. Поскольку читатели, как я заметил, не слишком охотно ходят по ссылкам. Вводные же, естественно, могут породить вопросы, – причём, и вопросы правильные. Однако, ответы на них, убедительные или нет, давались уже в предыдущих частях.Следовательно, вводные. В отношении геологии и астрономических характеристик альтернативная Венера максимально близка к реальной, – однако, не переживала перегрев в начале своей истории, и сохранила воду,а со временем и приобрела кислородную атмосферу.Тем не менее,это планета без землепо-добной тектоники плит,без признаков вулканизма,и с чрезвычайно медленным вращен-ием.Место смены сезонов занимают суточный циклы,– день и ночь длятся по два земных месяца.Климат же на Венере, как и положено, жаркий. На северном, приполярном континенте Иштар дождливо, и всё время около +12. День, когда Солнце катится невысоко над горизонтом, сменяется «белой» ночью. Континент покрыт лесами – на южных, «солнечных» склонах, и лугами на северных… Причём, позвоночным на сушу, – это один из моментов обсуждавшихся в предыдущих публикациях, – пришлось выходить именно там. Тропические острова слишком малы, а экваториальная земля Афродиты – избыточно экстремальна.Ну там «жарко» – мягко сказать. В разгар дня температура воздуха поднимается до +80, а воды на отмелях до +60 градусов. Соответственно, днём жизнь уходит под землю, – животные в норы, а растения в корневища. Травянистый лес выгорает, чтобы к вечеру оказаться залитым горячими ливнями, а ночью – гнить. Таким образом, жизнь в континенте вскипает дважды. Утром, и после заката, когда огромные насекомые выходят из убежищ перерабатывать отмершую органику… Ранее же отмечалось, что собственно афродитианские формы жизни представлены членистоногими и черепахами. Ввиду отсутствия тектоники плит,суша Венеры никогда не объединялась в супермат-ирики.На каждом её клочке,включая тропические острова с условиями переходными от иштарианских к афродитианским,эволюция происходит независимо…До появления на Иштар птиц,разумеется.Как могут выглядеть иштарианские птицы? Вполне,в принципе, заурядно.Специфическим вызовом является местная сезонность,но как на сезонность реагируют птицы? Именно для данного класса характерны дальние миграции в зоны с оптимальными условиями,– иногда (пусть и редко)даже из одного полушария в друг-ое.На Иштар же далеко лететь и не нужно. Дневные птицы,– логично ожидать,что в эту когорту запишется большинство,ибо днём в основном генерируется первичная биомасса,– будут с рассвета до заката сидеть на одной стороне континента,затем перебираясь на противоположную,– туда где сейчас рассвет.Асимметрия Иштар созаст некоторые проблемы,– одно из побережий,к тому же менее благоприятное,будет днём перенаселяться,так что,вероятно,вить гнёзда птицы станут только в южной части Иштар.Возникнет определённая очерёдность,с распределением видов по долготам.Что-бы выкармливать птенцов по-очереди,именно когда на данной долготе наступит самое продуктивное время дня.Но могут появиться на Иштар и ночные перелётные птицы, – следующие за темнотой. Ночью ресурсов меньше, однако, и конкуренция за них ниже. То же, что ночи «белые» существенно упростит адаптацию. Чего-то сверх совиного зрения изобретать не придётся. Да и таковое окажется несколько избыточным.Нал-ичие на Иштар не перелётных и вообще не летающих птиц– вызывает сомнения.С одной стороны,адаптация зрения к темноте вполне совместима и с дневным зрением.Но неп-онятно зачем.С точки зрения эффективности органов чувств «всесезонная» птица бу-дет хуже специализированной к определённому уровню освещённости.И это важно пон-имать.На Земле птица не может избежать ночи,когда становится уязвимой.Но легко может ночь переждать,прячась и не питаясь,– речь о каких-то часах всего.На Вен-ере так не получится.Ночью нужно искать пищу,подвергаясь,– при отсутствии качес-твенной специализации,– дополнительному риску.Миграции при данных вводных дают слишком большое преимущество.Логично допустить, что перелётными на Венере станут и рукокрылые.Отсиживаться в пещерах днём,с одной стороны,можно.Но это– потеря времени,да и зачем,если граница сумерек сдвигается на 10 кме за земные сутки?Интереснее же всего, что маршруты перелётов пролягут не только по долготам, но и по широтам.В низких широтах «плечо» миграций «за утром» постоянно растёт,однако , в тропиках жизнь в режиме вечного кругосвета – с острова на остров,– остаётся возможной. Исчезнут, однако, ночные птицы, – так как ночью слишком темно даже для сов (Луны нет).Зато,появятся виды,днём выкармливающие птенцов на островах, на ночь же эвакуирующиеся на не занятые пернатыми территории Иштар.Им,как раз, будет полезно зрение универсальное.Не оставят птицы без внимания и ресурсы Афродиты.Но тут уж придётся действовать с выдумкой.С восхода Солнца температура остаётся терпимой около месяца, – слишком мало для высиживания и выкармливания птенцов. Следовательно, эту задачу придётся решать где-то в высоких широтах, – возможно ночью, – разве что, время выкармливание придётся отложить на утро. Строить гнёзда и насиживать кладки можно и в относительной темноте, используя нагулянные на Афродите запасы жира.Оседать, подобно рептилиям пережидая жару в норах, птицы на Афродите не станут. Им проще откочевать, чем испытывать лишения. Зато, ночью Афродита может подвергаться налётам рукокрылых, которых темнота не смутит. На рассвете же летучие мыши отступят пережидать жару на острова, – туда где она выносима."
   (ст."Насколько близки геномы человека и шимпанзе?",Есть мнение,2024) "Есть мнение,что близкое родство человека и шимпанзе,как убедительно доказано послед-ние 15-20 лет,не являются истиной,и поиски предков требуют нового подхода.Это развёрнутое,хорошо аргументированное мнение,– я вообще не верен,что понял его правильно.Собственно,именно 20 лет назад– в эпоху первых достижений в расшиф-ровке ДНК– организованное противодействие лжи дарвинизма опиралось на 3 тезиса:  на разнобой в процентном выражении совпадения ДНК шимпанзе и человека,на разли-чное число хромосом и на свинью,которая,как учёные доказали,к человеку ещё ближе …Ну со свиньёй– тайна сия велика.Как родилась утка,можно только гадать.Разница же в числе хромосом между близкими видами в природе,скорее,норма,учитывая эволю-ционную роль именно хромосомных мутаций.С другой стороны «проценты сходства» действительно в разных источниках разные.И зависит это,действительно же,только от выбранной методики учёта.Где ДНК,а где проценты? Не говоря уж о многом сказ-анном комментатором,у человек и шимпанзе не совпадает точно и длина молекулы.От методик,однако,не зависит конечный результат,– из животных ныне здравствующих шимпанзе является самым близким родственником человека.Причём, это даже нельзя считать открытием или «доказательством» чего бы то ни было. Вывод о максимальном родстве человека именно с шимпанзе был сделан ещё в догенетическую эпоху– метод-ами сравнительной анатомии.Кстати, – следует обратить внимание, что расшифровка ДНК почти в 100% случаев подтвердила выводы специалистов XVIII-XIX столетий, занимавшихся классификацией живого мира.Есть несколько исключений разной степени эпичности,– начиная с вынужденного объединения в один отряд китообразных и пар-нокопытных,и кончая грибами(всё,нет больше царства грибов).Но это,именно исключ-ение.Шимпанзе же исключением не стал. В вопросе происхождения человека сюрпризом стало только родство приматов с грызунами (до этого подозревались насекомоядные и рукокрылые). Однако, это дело совсем давнее.Практическое значение расшифровки ДНК заключается в возможности применения метода молекулярных часов,по накоплению нейтральных мутаций позволяющему определить время жизни общего предка двух любых животных.Расхождение линий человека и шимпанзе относится к периоду 7-8 миллионов лет назад."
  "Биографом, впервые сделавшим Ломоносова «помором», был русский историк Владимир Ламанский. Последующие поколения историков старательно «пересказывали» это и другие его положения.Ни в одной из биографий,написанных до труда Ламанск-ого 1863 года, ни ученый, ни его родственники не именуются «поморами»: ни в предисловии к «Оде на смерть Ломоносова», написанной боготворившим ученого графом Шуваловым, ни в статье просветителя и книгоиздателя Николая Новикова,ни в записанных Михаилом Муравье-вым рассказах земляков.Не сохранилось и исторических документов, в которых бы сам Ломоносов называл себя «помором».На допросе в синодальном правлении в сентябре 1734 года Ломоносов сообщает следующее о своем происхождении: «Рождением-де он, Михайло Архангелогородской губернии Двинского уезда дворцовой Куростровской деревни крестьянина Василия Дорофеева сын, и тот-де его отец и поныне в той деревне обретается с прочими крестьяны и положен в подушный оклад».Отсутствие Ломоносова-«помора» при жизни ученого и в его посме-ртных биографиях может объясняться тем,что поморами в те времена называли жите-лей совсем других районов Белого моря– западного Беломорья.Жители же восточного Беломорья до XIX века не именовали и не определяли себя «поморами».(Кириллица)

  "Встреча с бурым медведем в России не такая уж редкость. Нужно помнить о том, что медведь в большинстве случаев желает избежать встречи с человеком, но если уже встреча произошла, то не следует пытаться угадать настроение животного. У медведей слабо развиты мимические мышцы, и невозможно понять, что он замышляет.
Если зверь встает на дыбы,то это может быть вызвано как любопытством по отнош-ению к человеку, так и намерением отпугнуть непрошеного гостя. Роковой ошибкой может быть применение огнестрельного оружия – убить животное вы, скорее всего, не сможете(если вы не профессиональный охотник),а только спровоцируете нападение раненого и разъяренного зверя.Наибольшую угрозу для человека представляет медве-дица, если она находится с медвежатами, а также животное, которое вы застали врасплох. Зверь может увидеть в человеке угрозу и напасть. В случае приближения медведя ни в коем случае не бегите: бросьте в его сторону рюкзак или другие вещи – медведи существа любопытные – и вы можете выиграть драгоценные секунды, чтобы уйти или залезть на дерево. Если же медведь от вас не отстает, то единственное, что вы можете сделать это пасть ничком и застыть– зверь, скорее всего,не причи-нив серьезного вреда, уйдет.Чрезвычайно опасной для человека может быть встреча с шатуном– медведем,который скопил недостаточно жира на зиму и вылез из берлоги на охоту.Совет в этом случае один– лишний раз не ходить по зимнему лесу."(Кир-иллица,2024)
  "Вещий Олег конкурирует с Рюриком за право считаться основателем Древнерусской государственности.Сменил Рюрика после его кончины в качестве правителя в Новгор-оде.Также являлся официальным опекуном сына Рюрика– Игоря.Судя по всему,был гор-аздо амбициознее и агрессивнее основателя царской династии. Именно он захватил Киев,покончив с другими варягами и киевскими князьями по совместительству (Аско-льдом и Диром). Именно он провозгласил Киев «матерью городов русских». Однако, будущей столицей Украины он не удовлетворился. В 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой,Олег отправился в гости к ромеям.За то,чтобы Константи-нополь не стал новой матерью городов русских (или отцом, или дядей), византийцы подписались на довольно серьезную контрибуцию в пользу Олега.Умер Олег при стра-нных и довольно глупых обстоятельствах. Через год он пришел помянуть убиенного же им коня, из черепа которого вылезла гадюка и завершила славную карьеру князя. Это историю блестяще описал Александр Сергеевич Пушкин в «Песне о Вещем Олеге». Остается загадкой, почему Олега называли "Вещим" (то есть знающим будущее).По одной из версий, такое прозвище князь получил сразу после похода в Византию в 907 году, где Князь отказался от отравленной снеди, преподнесенной плененными греками(в этом- дар провидца).По другой- Олег увлекался волхованием,и выполнял не только обязанности верховного правителя и предводителя дружины,но еще и чародея."(Кириллица,2024)
  (ст."Опричнина: как Иван Грозный на Руси порядок наводил",Кириллица,2024)
"Зима 1565 года опустилась на Русь, окутав страну в "тьму кромешную" на долгих семь лет. Опричнина, с ее казнями, репрессиями и переделами власти, стала одним из самых противоречивых периодов в истории России."Тысяча лучших слуг": верные псы или новая знать?В 1550 году Иван Грозный щедро раздаёт подмосковные поместья "лучшим слугам" - от худородных дворян до знатных князей. Верность этих людей станет для царя неоценимой, когда он решится на введение опричнины.Взятие Казани (1552) и неудачи в Ливонской войне (сожжение Москвы, потеря завоеванных земель) - вот хронология событий, предшествовавших опричнине.Цели Грозного: месть, самоутверждение, страх?Историки до сих пор спорят о мотивах царя. Одни видят в опричнине жажду мести и признаки безумия. Другие полагают, что Грозный стремился укрепить свою власть, недавно полученный царский титул и династию."Вдовья доля": уничижение и игра слов.Любопытно,что в юридических документах того времени "опр-ичниной" называли "вдовью долю" - часть имущества, полагавшуюся женщине после смерти мужа. Сравнивая себя с осиротевшей вдовой,Грозный в очередной раз искусно играет словами, подчеркивая свою исключительность.Не просто каратели: система управления.Ошибочно полагать,что опричники были лишь карателями.Да,они безжало-стно расправлялись с "изменниками",но их роль не ограничивалась этим.В 1565 г., после ультиматума бояр и духовенства,Иван Грозный объявляет о разделении страны на земщину и опричнину.Земщина оставалась под управлением бояр,а опричнина стан-овилась личным уделом царя,где он единолично вершил судьбы людей."Опричные мето-ды": предвосхищение самодержавия?Грозный желал освободиться от феодальных огра-ничений и создать новую опору- дворянство,не претендующее на престол.Опричники - люди проверенные, хладнокровные,безгранично преданные царю.Опричники обладали безграничной властью и внушали ужас.Черные одежды,вороные кони,метла и песья голова на седле- символы,говорящие сами за себя: любой "изменник" будет "вымет-ен" и "затравлен собаками".Масштабные,но бессмысленные репрессии.Разгул опрични-ны затронул не только бояр. Новгородские события 1569 года стали трагедией: от 3 до 10 тысяч человек погибли. Жестокость опричников поражала, но не всегда была бессмысленной. Опричники разграбили имущество опального боярина Ивана Федорова. Историки полагают, что Грозный преследовал не только цель наживы, но и видел в богатстве Федорова "нечистое имущество", недостойное царской казны.Крестьяне: ценный ресурс,а не мишень.Опричники не стремились к массовому истреблению крес-тьян - в те времена ощущался острый дефицит рабочих рук. Казни и грабежи - да, но не безрассудное уничтожение.Опричники "охотились" за рабочей силой,переселяя крестьян из вотчины в вотчину.Опричнина оставила глубокий след в истории.Это период противоречий и жестокости,овеянный легендами."
  (ст."Иуды» русской истории: были ли Андрей Курбский или адмирал Колчак предателями",Кириллица,2024) "В богатой событиями истории России остались имена не только героев, но и предателей. Частые войны, междоусобные конфликты, попытки соседей завоевать Россию — все это наложило свой отпечаток. Многие личности до сих пор вызывают споры ученых,были ли они на самом деле «Иудами».Русь и Орда. Историки продолжают споры о предательстве рязанского князя Олега Ивановича, который не участвовал в Куликовской битве. Олег Рязанский заключил союз против Москвы с ханом Мамаем и князем Ягайло. Интригами занимался и князь владимирский и новгородский Юрий Данилович. Он был в Орде своим человеком, женился на сестре Узбек-хана,получив таким образом титул «кургана»— зятя Чингизидов и стал владе-льцем ярлыка на великокняжеский престол.В борьбе за уделы Новгородского княжес-тва был разбит князем Михаилом Тверским. Михаил же в свою очередь был убит после совместного кочевания с Ордой,а Юрий пал от руки сына тверского князя,отомстив-шего за отца.«Диссидент» и предатель.Андрей Курбский долго был другом Ивана IV. После распада «Избранной Рады» Курбский бежал в Литву, там он обвинял Ивана IV в деспотизме, тем не менее долгие годы вел переписку с царем, причем их письма являются ценным историческим источником, иллюстрирующим ум и проницательность Андрея Михайловича. В 1564 году Курбский возглавил армию Польши, которая вела долгую войну с Россией. О том, был ли Андрей Курбский предателем, или наоборот — патриотом России,споры ведутся вот уже несколько столетий.А вот насчет предате-льства гетмана Ивана Мазепы сомнений у учёных не возникает. Будучи человеком высокообразованным и харизматичным,он долго дружил с Петром I,получил орден Анд-рея Первозванного. Сказочно богатый, Иван Мазепа строил церкви и школы, активно занимался политикой. Но в преддверии Полтавской битвы Мазепа неожиданно перешел на сторону шведского короля Карла XII и заключил союз со Станиславом Лещинским. Узнав о вероломстве любимца, Петр I лишил Мазепу всех титулов и приказал во что бы то ни стало доставить предателя ко двору.Стоит сказать,что большинство запо-рожцев,преданных Мазепе, отказалось принимать участие в саботаже и предательстве и вернулось под знамёна России.XX век.В своем дневнике император Николай II писал о трусости, измене, обмане. Сначала царя предала Государственная Дума, потом измена была со стороны членов Царского правительства.Петроградский гарни-зон не исполнил присягу,временному правительству подчинился Синод Русской Церкви .Князь Кирилл Владимирович перешел в революционный Комитет Госдумы.Также для истории «Иудой» был адмирал Колчак,который предал Россию.Колчака тоже неоднок-ратно предавали солдаты.Адмирал был объявлен врагом народа,после чего он сообщил о взятии власти.Чехословацкий корпус способствовал выдаче Колчака.Белая армия хотела спасти адмирала,но силы ее,по сравнению с большевиками,были ничтожны.В феврале 1920 г.Колчака расстреляли.В период Великой отечественной войны имя Анд-рея Власова стало нарицательным,генерала ненавидели все,не исключая и фашистов. В 1942 г.Власов занимал пост заместителя командующего Волховского фронта.В это время он попал в плен к немцам,где и стал предателем.Власов успешно сотрудничал с Герингом,Риббентропом,Гиммлером,другими политиками и военачальниками нацист-ской Германии.В Германии генерал организовал РОА,состоявшую из русских военноп-ленных.Участники РОА грабили и расстреливали мирных жителей,уничтожали населе-нные пункты.В 1946 г.Власов был повешен по обвинению в государственной измене."

  (ст."Свадьба вслепую: в каких случаях на Руси невесту не показывали жениху",
Кириллица,2024) "По русской традиции будущим супругам до свадьбы не разрешалось видеться друг с другом. Более того – они не могли повлиять на выбор спутника жизни, ведь решение принимали родители. Зачастую невесту намеренно не показывали жениху, и на то были свои причины.Товар с изъяном.Всю информацию о невесте жених получал от родителей, а те в свою очередь – от свахи, засланной в дом девушки. Именно от ее опыта, умения наметанным глазом определить девичьи изъяны зависело, насколько объективным получится портрет будущей жены.Но и свах зачастую удава-лось провести.Если у невесты был физический изъян,не хватало дородности и румя-ности,вместо нее свахе показывали другую дочь или служанку.Как писал дипломат Григорий Котошихин,нигде нет такого «обманства на девок»,как в Московии.Заочное сватовство.В статье О.Козловой «Сватовство и характерные особенности российского предсвадебья 17 века» описываются особенности так называемого заочного сватовст-ва,в котором ни жених, ни невеста не принимали непосредственного участия. Сговор совершали родители– самостоятельно,при помощи свахи или священника.Если получал-ось договориться, «били по рукам». Большее, на что могла рассчитывать невеста– это на появление перед родителями жениха в накинутом на лицо платке.Если на сго-воре и рукобитии жених все-таки присутствовал,то невеста к гостям не выходила .Услуги смотрительницы.Как неоднократно отмечал в своих работах историк Иван Забелин, требовалось отдельное разрешение «взглянуть на товар». Частенько можно было получить отказ из-за того, что жених «не в одну версту» – не подходит по статусу или другим критериям. Иногда причиной  становилось малолетство невесты. Но даже после одобрения посмотреть на невесту могла только мать жениха или специально нанятая смотрительница. Ее провожали в отдельную комнату, где девушка сидела в красивых нарядах, но с закрытым специальным платом лицом. Эта традиция сохранилась и в современном облачении невесты в фату.По другой традиции девушка сидела за занавеской, которую на короткое время отдергивали. Смотрительница должна была за считанные секунды рассмотреть потенциальную невесту. Затем лицо девушки опять прятали, но смотрительнице разрешалось коротко с ней пообщаться. Так смотрительница выведывала, не страдает ли девушка речевыми дефектами, хорошо ли слышит, скромна ли. Случалось, что смотрительнице показывали одну девушку, а замуж выдавали совершено другую,и о подлоге жених узнавал лишь после венчания. Решение за сходом свах.Показ невесты жениху до свадьбы нередко табуировался региональными обычаями. Так, Н. Осипов, исследовавший ритуалы сибирской свадьбы, подтверждает,что невеста и жених не могли встречаться и видеть друг друга.Сговор и рукобитие проводились свахами,без участия потенциальных супругов и даже без их родителей.Именно свахам доверяли принять решение за молодых– подходят они друг другу или нет.Более того,у зауральцев существовал ритуал «схода свах»,который завершал сватовство и определял,кто после свадьбы будет хозяином в доме– муж или жена.Две свахи,представляющие интересы жениха и невесты,совершали сценический обряд замедленного схода-приближения друг к другу.Нетрудно догадаться,чья сваха обычно побеждала,вынуждая сваху невесты подойти быстрее и тем самым подчеркивая, что именно молодая жена окажется после свадьбы в подчинении у мужа."

  (ст."ПОЧЕМУ МАГИ НИКОГДА НЕ УПОТРЕБЛЯЮТ АЛКОГОЛЬ",Гримуар,2024) "Вопрос: Уважаемый Александр Гримм, правда ли что ведьмы и маги никогда не употребляют спиртное. И если правда то почему?Ответ: Да это действительно так. Ни маги, ни настоящие ведьмы не употребляют алкоголь вообще, и капли в рот не возьмут. Если видите мага с рюмкой или ведьму с бокалом вина- просто взрослые дети,только игр-ающие во всё это.Я много писал о демонической природе алкоголизма.Есть неоспо-римый факт, что люди в состоянии алкогольного делирия видят чертей и нечисть, даже если они не верующие. В своих статьях я много рассказывал и о "бесовском радио" когда у вас в голове играет музыка и о том что границы миров истончаются, а точнее истончается ваша защита - и вы начинаете видеть и слышать бесов.В ослабленном состоянии - нет никакой проблемы поговорить с бесами.Проблема в том, что весь их разговор сводится к тому,чтобы вы сгубили себя.Их род- человеконена-вистен,а маги думают что у них хватит сил этим управлять.Я разговаривал с бесами так же,как мог бы говорить с вами лицом к лицу.Нет там никакой мудрости,там то-лько злоба,ненависть и извращённый сарказм.И алкоголь прокладывает путь именно туда.Маги и ведьмы, как и я понимают природу алкоголя. Алкоголь действительно открывает портал - но он открывает его в Тёмный мир, где только страх и смерть. Маги называют это нижним миром с низкими вибрациями - там обитают те, кого даже из демонического мира свергли вниз  самые злобные,самые мерзкие и отвратительные сущности.Алкоголь устанавливается связь с жутким и отвратительным миром - и оттуда ничего хорошего не придёт.Маги и Ведьмы прекрасно понимают куда ведёт их алкоголь, какую мерзкую дверь он открывает. Как христианин, я против любых форм колдовства.Но многие маги имеют хороших учителей и обладают огромными,по челове-ческим меркам,знаниями.Конечно,они сгубят свою душу- но пока они погибают- раб-отая с теми силами что за гранью- они лучше меня понимают что Алкоголь-  некро-тическая энергия,это кладбище.Им просто мерзко и неприятно к нему прикасаться.
Обычный человек не может этого видеть,но может видеть- что под алкоголем человек ведёт себя как свинья,большинство убийств,изнасилований и других преступлений случается под алкоголем.Даже этого достаточно чтобы понять его грязную энергет-ику. Бесы всегда вьются вокруг рюмки. А если человек сильно пьян- бесы могут в него подселиться. Это можно определить по глазам - они становятся тёмными, тогда уже бес направляет движения человека,и добра бес точно не хочет.То что в Библии называется вином, что пил Иисус - это был виноградный сок, с которого невозможно охмелеть. Иисус как и Иоанн Креститель был из назореев, а им запрещается пить вино. Именно поэтому маги так с усмешкой относятся к причастию, когда верующим дают пить вино. Но вся история уже сложилась так как есть и уже не исправить, вино и христианство в сегодняшнем мире неразделимы. Христианство, по сути, теперь единственная религия поощряющая алкоголизм. "Пейте в меру" А где она эта ваша мера, на дне стакана?Маги не пьют алкоголь - именно из-за бесовской природы этого напитка. Алкоголь - это лярва, душащая человека, и маги это видят. И даже те, кто занимается эвокацией, работает с бесами - даже им противно прикасаться к таким грязным планам бытия. Алкоголь не просто проводник в потустороний мир, а проводник в самую жуткую его сточную часть,где не найти ничего хорошего.Алкоголь это бесовская петля - за которую черти тебя будут таскать, пока последняя капля спирта не выветрится из крови. Те кто работает с сущностями это знают.Задача мага не подчинятся бесам, не вестись на бутылку как ослик на морковку,а наоборот указывать им. Но как же ты им укажешь, если сам сел на иглу?А сколько смертей стоит за алкоголем? Сколько семей разрушил алкоголь,сколько людей сделал калека-ми. Энергетика у алкоголя просто ужасная. Если медиум выпьет рюмку водки- он тут же почувствует вкус могильной земли, с бескрайнего кладбища где похоронены всё погибшие от алкоголя.Хоть я и изучал Западную Магию,я уже давно добрый христиа-нин,и с магами мои пути разошлись.Ну постарался ответить как смог.Если что попр-авляйте в комментариях.Конечно,есть куча московских магов и ведьмочек которые глушат вискарь и винишко,но мы же говорим о настоящих Ведающих а не о Битве Экстрасенсов.А все те,кто занимается этим искусством серьёзно- действительно не пьют,не оскверняют себя этим зельем."
  (ст."Египетская книга Смерти" неизменная вера в бессмертие души",Конфигурация Сознания,2024) "С первого до последнего текста "Египетской книги Мертвых("Перт Эм Хру), везде отражена неизменная вера Древних египтян в бессмертие души, вера в Возрождение и жизнь после смерти.Тем не менее содержание этих текстов не отличается такой последовательностью и связностью, как к "Тибетской книге Смерти"(Бардо Тхёдол). Тексты Египта охватывают почти 5000 лет, от самых ранних до поздних времен.Те кто почитал Верховного Бога РА знали,что после своей физи-ческой смерти они присоединятся к Его священной свите.Другие , те кто поклонялся Осирису, также отправлялись в посмертное путешествие, в сопровождении Его свиты. Чтобы получить место на солнечной божественной ладье, умершие должны были пройти Священный суд в зале Маат - богини истины и справедливости. На этом Священном суде умерший должен был признаться не совершил ли он грехов. Тогда же, один из божеств- ТОТ,на чашах весов взвешивал сердце каждого и если чаша весов склоня-лась в пользу умершего,их принимали в царство Осириса.И далее они блаженствовали на Счастливых полях, так называлось подобие Рая в долине Нила.Там они жили вечно , свободно общаясь с Богами и другими Душами умерших, питаясь "хлебом вечности"В мистической традиции Египта переживание смерти и возрождение не обязательно дол-жно было быть привязано к моменту физиологической смерти.Еще при жизни,в храмах Осириса и Исиды,каждый мог пройти ритуалы посвящения,где людям давали возможн-ость встретиться со смертью до той поры,когда старость и болезни сделают эту вс-тречу неизбежной.Добровольно проходя через ритуал смерти и возрождения,они оказ-ывались способны одержать победу над смертью и открыть свое вечное бессмертие.В подобных обрядах посвящения,неофиты не только избавлялись от страха биологиче-ской смерти, но также испытывали глубинную перестройку всех своих взглядов на неё. Ни одна другая культура в истории, не продемонстрировала большей решимости и упорства в желании предотвратить и обернуть вспять последствия физической смерти.Несмотря на то,что различные главы Египетской книги Мертвых,представляют верования самых различных эпох Древнего Египта, все они были записаны с одной целью - принести пользу умершему человеку. Они должны были открыть ему путь к Вечной и счастливой жизни,дать ему все,чего от только может пожелать в загробном мире,обеспечить ему победу над враждебными существами и гарантировать благоск-лонное отношение Богов.Также наделить способностью путешествовать в загробном мире когда,как и где угодно.Позволить душе человека достичь царства Осириса или взойти на "Ладью миллионов лет" или другие чертоги блаженства.Совершенно очевидно, что люди привнесшие в культуру Египта "Книгу Мертвых", заявили о своей способности защитить умершего от любой опасности при помощи ритуалов, магических имен,слов или обрядов.Для людей того времени эта книга стала всемогущим путево-дителем по дороге которая через смерть вела в царство Света и иновой жизни,в присутствии божественного Осириса,победителя смерти.Он открыл человеку возмож-ность и способность "родиться вновь".Эта "Книга" описывает происхождение не тол-ько небес, земли и всего того, что существует в мире. но также и самого Творца. Предполагалось, что описание Сотворения изложено богом Неб-Ер-Чер. Что означает "Владыка до самого крайнего предела".этот "предел" относится к времени,а также и пространству.Бог считался невидимой и всемогущей силой.заполняющей Все,что суще-ствовало.Небо и земля еще не были созданы и у него возникло желание создать мир. Сам Бог перешел из пассивного,инертного состояния в активное.В пустом простран-стве не на что было опереться и Бог произнес слова,которые воплощали каждую Его творческую мысль в материальные объекты и вещи.Люди,мужчины и женщины зародились не из земли,а из тела бога Неб-Ер-Чера,так гласят древние легенды.Э.А.Бадж "Египетская книга Мертвых".
  (ст."Открытия Элиаса Сотомайора.Артефакты предыдущих цивилизаций",Биосфератум, 2024) "Элиас Сотомайор– исследователь,археолог и путешественник,которому удалось обнаружить в джунглях Эквадора невероятные артефакты. Всемирную известность он получил после того, как опубликовал описания около 180 предметов, найденных в одной из пещер Южной Америки.Странность заключалась в том,что абсолютно непонят-но, по какой технологии их создавали. Каменные изделия датировать не удалось, но особое внимание было приковано к металлическим артефактам.Во-первых, их состав включал в себя в большом количестве редкоземельные металлы.Во-вторых, возраст переплавки – 18 тысяч лет, хотя историки утверждают, что тогда не было известно ничего о металлургии и не существовало никаких технологий для этого.В-третьих, на них нанесено вещество,позволяющее в ультрафиолетовом спектре светиться.Неко-торые специалисты заявили,что эти метки нанесены по аналогии с водяными знаками.
Кроме этого,Элиас отыскал загадочный камень,на который были нанесены континенты и крупнейшие реки. Учёные отметили, что это всего лишь совпадение, а коллекция изделий с водяными знаками либо неправильно датирована, либо вовсе является поддельной. В древности технологий для её создания попросту не было ни у одной цивилизации. Тогда и цивилизаций-то не существовало, полудикие племена жили в пещерах. Но это лишь мнение официальных историков.Масса артефактов указывает на ошибочность этих взглядов. Да, может быть грандиозных мегаполисов в то время и не существовало, но кто сказал, что древним цивилизациям они были необходимы? Возвращаясь к Сотомайору,стоит отметить,что он организовал несколько экспедиций в Эквадор. В джунглях и пещерах ему удалось отыскать сотни изделий различных культур.Из одной поездки мужчина привёз целых 316 каменных предметов.Исследо-ватель никак не мог понять язык, на котором имелись надписи на находках.Из себя они представляли кубики,шары и таблички,выполненные из природного камня.Большин-ство из них были отшлифованы до гладкого состояния, словно являлись заготовками для дальнейшей резьбы. Часть же содержала символы, буквы, знаки, которые Элиас никак не мог узнать.Он показывал находки нескольким специалистам,но и те терял-ись в своих догадках.Лишь спустя годы ему удалось выяснить,что надписи выполнены на санскрите.Причём,очень странной форме.Когда изделия дошли до знатоков этого языка,то те без доли сомнений заявили о древнейшем варианте данного языка.Неко-торые даже назвали его пра-санскрит.Точный возраст артефактов неизвестен,но даже в самой Индии находки не содержат столь древней формы.Это наводит на мысль,что им много тысяч лет.Учёные в утвердительной форме заявляют, что пересечение океана в те далёкие времена невозможно. То есть сенсационное открытие Элиаса Сотомайора – профанация. Однако, тексты попытались перевести, и выяснилось, что они имеют смысл,и это осознанный текст на древнейшей форме санскрита. Естествен-но, это резко снижает вероятность подделки. Всего в мире существует несколько человек,способных читать и писать на этой форме языка.Но если отбросить сомнения в подлинности коллекции путешественника,то получается любопытная картина.Вероя-тно, ещё 8-10 тыс.лет назад существовали способы пересечения океана по воздуху или воде.Это отлично встраивается в гипотезы о развитых цивилизациях в древности .Что если грандиозный катаклизм и вправду уничтожил предыдущие государства? И всё, что осталось,это необъяснимые артефакты."
  (ст."КТО ЖИВЕТ НА СОЛНЦЕ",Татьяна Супельняк,2024) "Наши предки издревле покл-онялись солнечному богу: славяне- Яриле,древние египтяне- Ра,древние греки- Гел-иосу,инки- Инти.С одной стороны,Солнце- олицетворение тепла,света и справедлив-ости,а с другой- беспощадный истребитель всего живого,несущий смерть и голод.Но что мы знаем о главном светиле нашей планетной системы? Это звезда,огромный рас-каленный шар,температура на поверхности которого примерно 6000 градусов по Ц.,а в центре достигает 16000000 градусов.Солнце состоит в основном из водорода и гелия,в его ядре протекают термоядерные реакции.Практически,наше солнце- плаз-менное тело.В последнее время,телескопы,направленные на солнце,стали фиксировать повышенную активность каких-то непонятных объектов вблизи его короны,которым наплевать на невероятную температуру- они словно совершают какие-то нужные им действия.По одной из версий,это магнитные возмущения,природа которых пока не известна науке.По другой версии, НЛО, космические корабли, которые заправляются водородом в атмосфере солнца, что наводит на мысль о плазменной форме жизни, зародившейся миллионы-миллиарды лет назад. Версий - множество, и все имеют право на существование.Но могут ли разумные формы жизни обитать при таких температура-х? Вполне- ведь примеры этому есть даже на Земле.Например,на термальном кратере экваториального дна Атлантического океана,нагретого до 407 градусов Цельсия жив-ут креветки и другие живые организмы.Среда их обитания раскалена выше темпера-туры плавления свинца- так что можно предположить,что жизнь на поверхности Солн-ца вполне может существовать.Мой соотечественник,калужский ученый,основополож-ник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский предполагал,что Солнце может быть заселено разумной плазменной жизнью.Плазмоиды есть и на Земле. Каждый из нас хотя бы раз обнаруживал на фотографиях шарообразные сгустки. Исследователи выяснили,что эти энергетические тела обладают сознанием и способны размножаться.
О плазменной форме жизни говорил и Никола Тесла. В 1893 г.он писал,что наш мир создан энергетическим импульсом и им управляют энергетические сущности.Академик Влаиль Казначеев из г.Новосибирска доказал, что помимо живых клеток, на Земле существует космическая или полевая жизнь.Плазмоиды могут принимать форму челов-ека.Эти энергетические существа кардинально отличаются от нашей белково-нукле-иновой структуры, поэтому многие представители этой формы жизни невидимы обычным зрением,но проявляются на фотографиях,в ультракрасном и ультрафиолетовом свете.
Большое количество плазмоидов фиксируют на кладбищах, в районах геологических разломов,в местах,где недавно умер человек.И,вполне возможно,что,умирая и перех-одя через Калинов мост на ту сторону,человек теряет тело,и от него остается то-лько такая энергетическая сущность- плазмоид.Во многих восточных традициях именно так выглядит описание стадии просветления: Просветленный- некая огненная сущность, похожая на человека.Плазмоиды не любят повышенного внимания людей и стараются сделать все, чтобы не быть обнаруженными.Но с появлением современных цифровых фильтров люди стали фотографировать их все чаще.Плазмоид обладает каким-то разумом, и, зная, что это сгусток с сильной энергией, можно допустить, что они вмешиваются в жизнь человека на Земле - влияют на ход события, решение, которое принимает человек.Есть косвенные подтверждения,что плазмоиды вмешиваются в жизнь людей и даже управляют некоторыми процессами. Недавно покупателям были представлены современные смартфоны с фильтром "фотохром",которая позволяла зах-ватывать невидимые глазу ультракрасные излучения и просвечивать предметы наск-возь. Снимки, сделанные такой камерой, проявляли то, чего мы обычно не видим - тайный мир энергетических существ. Однако не успели гаджеты с такой функцией появиться в продаже,как вся партия была изъята из салонов,а производитель объя-вил,что фильтр будет изменен,чтобы не было проблем с конфиденциальностью.Дога-дываетесь,кто повлиял на это решение и почему?Несмотря на конспирацию, жизнь плазменных существ уже достаточно хорошо изучена учеными из Института Физики Российской Академии Наук. Они выяснили, что основное место обитания плазмоидов - ионосфера, расположенная на высоте около 50 км. над Землей. Они присутствуют и под нашими ногами глубоко под землей, а шаровые молнии - это одно из агрессивных проявлений разумной плазменной жизни. По мнению эзотериков, шаровая молния тоже может трактоваться как некая сущность, проникнувшая к нам из другого мира - мира духов или другого измерения.Вполне можно допустить, что мощные вспышки на Солнце - это своеобразный десант плазмоидов. Что, если жители Солнца прибыли на Землю, чтобы защитить Калинов мост от посторонних глаз,который вот-вот должен прояви-ться?Параллельно с нами на Земле существует иная форма жизни - плазма, и она все чаще начинает контактировать с людьми. Со всех концов Земли камеры наблюдения фиксирует нападение на людей и животных невидимой силы. Возможно, это проделки плазменного мира, с которым нас связывает пресловутый Калинов мост. Неужели наши миры снова начали смешиваться? Но если если живые смешаются с мёртвыми, начнется конец света, описание которого есть и в Славяно-Арийских Ведах,и в Библии,когда небо опрокинулось на землю.Мы можем пока лишь наблюдать за тем, как развиваются события,стремительно меняется мир вокруг и наше представление о нем,и чем дальше ,тем более невероятные открытия происходят.Исследователь обнаружил посреди Тихого океана черную дыру правильной треугольной формы. Это может быть просто остров, но как объяснить форму тени?Океанолог Александр Шувалов считает, что это результат взаимодействия течений в данной части Тихого океана. Но это лишь одна из версий.Сейсмологи Бристольского университета опубликовали результаты своих исследований - они обнаружили в ядре Земли новый скрытый мир. оказывается, ядро Земли не монолитно, не является плотным железным шаром, а на самом деле выглядит со стороны, как древний механизм.Ученые разных областей знаний уверены, что мы живем в век невиданных трансформаций: меняются не только очертания континентов, но и представление об устройстве нашего мира - он совсем не так однозначен, как это виделось раньше. Сохранившаяся в древних легендах информация - на самом деле предупреждение нам, живущим в XXI веке.Грядущие глобальные изменения связаны не столько с солнечной активностью, сколько с деятельностью самого человека, и мы должны научиться адаптировать к ним,а они затронут все стороны жизни,и предска-зания о соединении двух миров, которые разделяет Калинов мост, очень скоро могут оказаться нашей новой реальностью.Ничто не стоит на месте,все меняется- космиче-ский закон,и мы,и наша планета- часть этого Космоса.И все-таки где и когда в следующий раз появится Калинов мост? Возможно мы узнаем об этом совсем скоро. Что, если гигантские всплески солнечной плазмы, участившиеся в последнее время, изменили солнечные потоки земли, и человечество уже живет в новой реальности - в эре плазмы?источник: Анна Чапман "Соединяя миры".
  "Иудейское и христианское насилие "во имя Бога"(новая статья на Бусти).Оправ-дание и рационализация жестокости и насилия в Библии до сих пор является попул-ярной формой апологетики иудеев и христиан.Подобное оправдание не носит прикла-дного характера,скорее,это исключительно этико-теоретическая проблема,наблюда-емая в дискуссиях с иудеями и христианами.Однако история знает множество пример-ов,когда оправдание насилия имело религиозный характер,в том числе на основании Библии.Зверства во имя Бога- то,чем омрачена история иудео-христианского мира. Геноцид в Руанде,соучастие церкви в Холокосте,иудейский теракт Баруха Гольдшт-ейна,израильско-палестинский конфликт(в данном случае рассматривается израиль-ская сторона,потому мусульманское обоснование насилия связано с Кораном,а не с Библией),российско-украинский конфликт."(Гримуар,2024)

  (ст."Половцы: враги и союзники Руси XI-XIII веков",Истории от историка,2024)
"Моя беседа на канале "Честная история" с Екатериной Хазовой.Аннотация канала:
Половцы,известные как куманы или кипчаки,в XI-XII вв.пришли на смену печене-гам в причерноморских степях.Эти кочевники с завидной регулярностью совершали набеги на земли русских князей,а феодальная раздробленность Руси помогала одерживать военные победыСегодня мы с Сергеем Цветковым поговорим о том, откуда пришли пол-овцы,кто же они– тюрки или монголы,и за счет каких воинских умений могли разбить даже конные русские дружины.Вспомним мы и историю взаимоотношений русских князей с половцами– от Всеволода Ярославича,отца Владимира Мономаха,до печально извест-ного героя "Слова о полку Игореве Игоря Святославича"– историю, полную борьбы, неожиданных союзов,династических браков и громких предательств."

  (ст."Религия Заратуштры: Телесное воскресение",Сергей Петров,2024) "Гаты нигде не говорят прямо о телесном воскресении,однако общее внимание Заратуштры к воп-росам жизни и бессмертия позволяет видеть отражение такой веры в некоторых отры-вках из них.Заратуштра просит у Ахуры Мазды «дар долгой жизни»(d; dar;g;y;)(28.6)и зовёт себе на помощь Послушание(s;rao;;;m),чтобы «достичь долго-жительс-тва»(ap;n; dar;g;-jy;it;m)(33.5).
Он обращается с просьбой к Ахуре Мазде:
d;id;-m;i y;; g;m ta;;; apasc; urwar;sc;
Даждь мне ты, кто скот сотворил, воды и растения,
am;r;t;t; haurw;t; sp;;ni;t; mainy; mazd;
Бессмертие и Здравие Святейшим Духом, Мазда,
t;w;;;; utay;it; mana;h; woh; s;;;;h;
Крепость и прочность Мыслью Благой по учению.(51.7)
   Ахура Мазда наделяет «по власти своей Здравием и Бессмертием того, кому будут даны крепость и прочность» (x;;a;r;i h;i haurw;t; am;r;t;t; ahm;i st;i d;n t;w;;;; utay;it;) (45.10). Заратуштра провозглашает призыв: «подайте, Бессмертие и Здравие, ваше долговечное причастие!» (d;t; w;; am;r;t;sc; utay;it; haurwat;s draon;)(33.8).Дэвы «обманом лишают смертных благой жизни и бессмертия» (d;b;na-ot; ma;;;m hujy;t;i; am;r;t;tasc;) (32.5). Тела грешников обречены на гибель: «Зловерных тлен обдержит, им убывание и тьма, ярых врагов Истины гибнут тела» (du;war;n;i; wa;;;; r;st; t;i nar;p;; raj;; a;;;as; d;;j;t;-ar;t; p;;;;-tanw;) (53.9). В противоположность лжецу, кто «действительным сделает чудеснейшее, тому награда – послебытие» (y;; hai;;m war;;;ait; f;ra;;;t;m;m ahm;i m;;d;m par;h;m) (46.19).Заратуштра обращается к Ахуре Мазде с просьбой: «с Благою возрасти Мыслью, Властью и Истиной по воле тело!» (woh; ux;;y; mana;h; x;;a;r; a;;;c; u;t; tan;m)(33.10).Он предсказывает,что тот,чьему «телу Кротость даст прочность и дыхание»(k;hrp;;m utay;it;; dad;t; ;rmaiti; ;nm;),«будет при рудой испытаниях первым»(a;hat; ya;; aya;h; ;d;n;i; pouruy;) (30.7).Кротость(Армаити)– покровит-ельница земли,и в этом стихе может иметься в виду суд над воскресшим из земли телом,ср.в Видевдате:«О Спента Армаити,Мать-земля,этого человека в извергнутом семени вверяю я твоему попечению,дабы получить его обратно в день телесного вос-крешения»(18.51)."
  (ст."Оплавленный гранит в пирамиде Хеопса. Тайна камер Царя и Царицы не разгадана",Биосфератум,2024) "В последние годы египтологи активизировали свои исследования вокруг камер Царя и Царицы в пирамиде Хеопса. Причиной для этого стали следы оплавления гранита, обнаруженные повсеместно в этих помещениях. Но вердикт официалов по данному вопросу не вызывает ничего,кроме смеха.Высказывал-ись две основные версии, которые сводились по сути к одному и тому же. Известно, что камеры содержат большое количество сквозных прямоугольных отверстий.Учёные полагают, что это были ритуальные ходы. Когда тело царя или царицы погружали в камеру, то их душа какое-то время блуждала по ней. На 7 день жрецы приходили к камере, зажигали факелы и укладывали в эти отверстия таким образом,чтобы те не скатились внутрь помещения. Душа, ощущая тепло и видя свет,вылетала на свободу. Но пока огонь горел,от этого жара плавился гранит.Внутренние оплавления объясн-яются тем,что некоторые факелы всё же скатывались внутрь и уже там догорали. Вторая версия ещё более прозаичная. Факелы предназначались для рабочих. Сквозь отверстия их проталкивали внутрь, чтобы было освещение. А сами отверстия служили как вентиляция.Из-за продолжительного горения и оплавился гранит.В обоих случаях утверждения не выдерживают критики.Как от обычных факелов,даже если их десятки, мог «поплыть» гранит? Более того, внутри камеры Царя располагается гранитный блок, который с одной стороны оплавлен.Для того, чтобы гранит стал плавиться, нужна температура в 1250 градусов по Цельсию.От факела или даже множества факе-лов её не будет. Так что абсолютно непонятно, каким образом достигался такой эффект, и почему именно в камерах Царя и Царицы? Возможно, ответ на это как-то связан с недавним открытием,которое в будущем может пролить свет на данную зага-дку.Несколько исследователей провели внутри сооружения сутки. Они сидели в центре зала и смотрели в отверстия. В какой-то момент в каждый из проёмов были видны звёзды. Сириус, Альнитак (созвездие Ориона), Тубан (созвездие Дракона), звёзды Малой Медведицы и Большой Медведицы. Скорее всего, отверстия не являются вентиляционными.Что касается версии про использование факелов,то безусловно чер-ез них могли доставлять их внутрь,но изначально предназначение было иным.Относи-тельно оплавления,то обычными факелами или кострами возможно «разогнать» темпер-атуру до 800 градусов,то есть её не хватило бы для оплавления гранита.Что могло послужить причиной для этого? На данный вопрос ответа,увы,нет.Предположения ака-демических специалистов,как вы видите,не выдерживают критики.Интересно было бы узнать мнение, не могло ли какое-нибудь химическое вещество привести к подобному результату? Если да, то тогда можно предположить, что внутри здания проводились некие ритуалы и манипуляции, связанные с небесными светилами и алхимией, а уже потом сооружению придали значение «камер Царя и Царицы».Но это лишь предположе-ние.Хотя,на мой взгляд,оно более логично,чем объяснение оплавления гранита из-за факелов."
  (ст.""Древнерусские летописи совершенно однозначно говорят о том, что Русь в Восточной Европе существовала и до призвания варягов. Об этом сообщает Лаврент-ьевская летопись,перечисляя тех, кто обратился к варягам: «Ръша русь,чудь,сло-ъни,и кривичи».Но норманисты стали предлагать свое толкование для этой неудобной фразы из летописи.Поскольку,говорят,в летописи по Радзивилловскому списку эта фраза написана как: «Ръша руси чюд(ь),и словене,и кривичи,и вси»,то здесь для слова «руси» следует видеть падежную форму: сказали кому? Ответ напрашивается сам– Руси.Однако никакого падежного окончания в Радзивилловской летописи нет,а есть множественное число– ру;си,сходное с указанием множественного числа других народов в этом ряду: словени,кривичи.Есть для этого аналогия и с Никоновской летописью,где сказано,например: «Роди же нарицаемie Руси,иже и Кумани».Здесь мы видим ру;си и кумани как этнонимы,указанные во множественном числе.То есть назва-ние народа русь могло быть и в форме множественного числа ру;си или,как нам более привычно,– ру;сы.Но кроме этого есть сообщение Повести временных лет об образов-ании Русской земли у полян под 852 г.,т.е.за десять лет до призвания Рюрика.Так-им образом,даже беглое обращение к летописям показывает,что наша историческая мысль живет под прессом традиции подгонять источники под известную догму:Русь из Рослагена,приплывшая в лодке с социальным наполнением(одна из формулировок норм-анистов),а до этого никакой Руси в Восточной Европе не было и быть не могло.Но если манипулировать источниками вместо того,чтобы уважительно изучать их,то тру-дно будет отыскать дорогу к нашим корням и ответить на вопрос: откуда мы?По моим предположениям,прародиной Руси является Восточная Европа.Именно здесь родились и прожили всю свою длительную историю народ и имя Русь,за исключением той части древнего этноса,который в ходе миграций разных времен покидал свою прародину.Со-бственно,именно эту мысль о русских,предки которых издревле жили в Вост.Европе, отстаивали Татищев и Ломоносов в споре с Байером и Миллером, если восстановить основную сущность этого спора.При этом взгляды Татищева и Ломоносова на древние корни русской истории в Вост.Европе отражали непрерывную историографическую тра-дицию,истоками своими восходившую к древнерусскому летописанию,русской книжной учености и русской устной традиции.А также,между прочим,– к античности и западн-оевропейским гуманистам эпохи Возрождения,которым,например,было известно о тож-дестве роксолан и русских." Л.П.Грот "Прерванная история русов".(История в исто-риях,2024)

  (ст."Сколько тысяч лет русской азбуке, и от кого ее позаимствовали Кирилл и Мефодий? Интересная гипотеза сталинской эпохи",Исторический понедельник,2024)
"Считается,что известные средневековые филологи Кирилл и Мефодий изобрели азбуку для славян с нуля, придумав все элементы кириллицы и глаголицы самостоятельно. Но в других источниках совершенно неоднозначно упоминается о том, что эти два византийских грека со славянскими корнями не были какими-то особенными изобрета-телями,а просто упорядочили и адаптировали для славян какую-то другую,более дре-внюю азбуку.Что это за более древняя азбука,и как ее «упорядочили» Кирилл и Меф-одий– в статье старинного советского историка сталинской эпохи– А.Н.Константино-ва.КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КАНАЛА.Данная публикация очень интересна тем, что в ней раскрываются факты,которые никогда ни от кого не скрывались,просто на них никто не обращал внимания,впрочем,никто не обращает и сегодня.По крайней мере, версию,которая стала основой этой публикации,почему-то ученые разрабатывать не собираются.А версия гласит о том,что кириллица и глаголица Кирилла и Мефодия не была современным изобретением,а базировалась на какой-то другой,более древней азбуке. В публикации упоминаются ее корни еще в Трипольской культуре, которой уже более 5 тысяч лет. Следовательно, славянской азбуке, которая в размещенном ниже очерке упорно называется «русской», примерно столько же.Но не всё тут так просто,как кажется,поэтому я не рискую писать к этой статье собственных комме-нтариев,благо они имеются в ней и помимо моих.Я ведь не филолог,и меня интере-сует только загадка,а не механизмы ее раскрытия.По-моему,этот механизм неплохо раскрыл автор очерка,который очень хорошо исследовал вопрос.В заключение хочу сказать еще вот что. Я намеренно не стал вырезать из публикации последнюю главу, в которой поются дифирамбы «лучшему другу советских филологов и историков» това-рищу Сталину.Просто я хочу,чтобы читатель прочувствовал ту эпоху,в которой эта версия появилась,и была создан представленный мной раритетный научно-историче-ский очерк.ИСТОРИЯ РУССКОЙ АЗБУКИ.Автор: Н.Константинов.ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ.
Автор публикуемой здесь статьи историк Н. А. Константинов рассказывает о своих изысканиях по истории русской письменности. Он обнаружил несомненное сходство между буквами одной из древних славянских азбук- глаголицы и «загадочными» знак-ами,которые встречаются на памятниках северного Причерноморья почти двухтысяч-елетней давности.Н.А.Константинов считает,что именно от этих знаков произошла глаголица,что знаки превратились в буквы,по-видимому,не позже V века н.э.Эта ги-потеза(научное предположение),по мнению большинства советских ученых-лингвистов, нуждается в серьезной проверке,в подтверждении новыми фактами.Однако сходство между «загадочными» причерноморскими знаками и буквами глаголицы, обнаруженное т. Константиновым, как отмечает в своем предисловии к статье академик И. И. Толстой, «так разительно, что отрицать его нет никакой возможности. Отсюда наука вправе сделать ряд важных выводов и предположений относительно этнической родины глаголического письма».Одним из таких возможных предположений,безусловно, очень интересным,но пока еще,правда,вызывающим немало возражений,и является гипотеза Н.А.Константинова о происхождении глаголицы.В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА «ЗНАНИЕ - СИЛА»
Горячо рекомендую для напечатания в вашем уважаемом журнале статью Н.А.Констант-инова.Автору,работавшему в плане узкой своей специальности над археологическим материалом скифо-сарматской культуры,удалось сделать чрезвычайно важное для ист-ории русской письменности открытие: он открыл черты несомненного сходства между алфавитом глаголицы и теми загадочными знаками,которые читаются на скифских и сарматских эпиграфических памятниках северного Причерноморья.Сходство,подмеченн-ое т.Константиновым,так разительно,что отрицать его нет никакой возможности.От-сюда наука вправе сделать ряд важных выводов и предположений относительно этнич-еской родины глаголического письма.Обратить внимание на ценное,сделанное Н.А. Константиновым,наблюдение не только специалистов,но и широкой советской обществ-енности- такова цель предлагаемой статьи о происхождении русского письма.Акаде-мик Ив.Толстой.Глава 1.КИРИЛЛИЦА И ГЛАГОЛИЦА.Когда мы ходили в школу и учились грамоте,нам и в голову не приходило спросить,откуда взялись буквы,кто их изобр-ел? А если бы мы и задали такой вопрос,на него нелегко было бы ответить.Тот алфавит, которым мы пользуемся в настоящее время, существует с небольшими изменениями 245 лет (рис. 1). По приказу Петра I им был заменен в 1708 году церковный шрифт - кириллица, то есть азбука, составленная по образцу греческого алфавита. Свое название эта азбука получила в честь славянского просветителя ІХ века- Константина Философа,в монашестве Кирилла.Кириллицей печатались все русск-ие книги,начиная с XVI в.До изобретения печатного станка книги переписывались от руки той же кириллицей.Древнейшей находкой кириллических букв признают глиняный сосуд с надписью Х века,обнаруженный советским археологом Д.А.Авдусиным в моги-льнике близ Смоленска.Наряду с кириллицей в Х веке существовала и другая система славянских букв- глаголица.Одни ученые считали более древней азбукой кириллицу, другие- глаголицу.Когда появилась глаголица,точно не установлено.Рукописи,напи-санные этим почерком,относятся к X-XI и более поздним векам.Вообще древних гла-голических списков найдено очень мало.В южных районах много книг сгорело в XIII в.- во время монголо-татарского нашествия.А в зарубежных землях католические мо-нахи истребляли все,что было написано по-славянски.Папа Урбан VIII поощрял такое уничтожение,и еще в начале XVIII века один из иезуитов- Каньяш- похвалился тем, что он сжег 60 тысяч славянских книг.Однако многие факты доказывают давность глаголицы. Например, конструкция ее букв очень проста, многие знаки похожи друг на друга и легко допускают переход одного в другой: «иже» есть перевернутое «сл-ово»,«веди»- обращенное «добро»,а «люди»- «добро».«Иже»,«слово»,«веди»,«добро», «люди»,- названия славянских букв.В Болгарии близ Софии обнаружен палимпсест(от греческих слов «палин»- опять и «псао»- скоблить; палимпсест- пергамент,с кото-рого соскоблено раньше написанное,чтобы сделать его снова пригодным для письма), на котором поверх стертых глаголических слов написаны кирилловские.До сих пор не найдено ни одного глаголического памятника,списанного с кирилловской рукописи; обратные же примеры имеются.ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.Кирилл и Мефодий - братья,которым приписывается заслуга создания первой славянской азбуки.Кирилл и Мефодий жили в ІХ в.н.э.Происходили они из Солуни(современные Салоники в Гре-ции)города,где значительную часть населения тогда составляли македонские славяне .Солунь была центром одной из провинций Византии- государства,существовавшего в Малой Азии и восточной части Средиземноморского бассейна с 4 по 15 в.н.э.и нахо-дилась недалеко от ее столицы- Константинополя.Братья были высокообразованными для своего времени людьми,в особенности один из них- Константин,известный под именем Константина Философа.Незадолго до смерти он постригся в монахи и принял имя Кирилл.Константин прославился также как ревностный проповедник христианства. Император Византии и глава византийской церкви не раз посылали его и его брата Мефодия в чужие земли,используя их религиозную пропаганду для расширения своего влияния.Так Кирилл и Мефодий были посланы в Моравию- к западным славянам с зада-чей организоватьу них богослужение на их родном славянском языке(там уже было принято христианство,однако его проповедовали по-латыни).Славянский язык был зн-аком братьям- уроженцам Солуни,однако,как принято было считать,он не имел тогда еще письменности.И вот братья «слагают» славянскую азбуку,с ее помощью переводят с греческого языка на славянский язык «священные» книги, организуют богослужение по-славянски, обучают молодых людей славянскому языку и славянской письменности, за что и получают прозвище славянских «первоучителей». Ученики Кирилла и Мефодия согласно преданию продолжают их дело в землях восточных и южных славян.Однако многие исследователи теперь считают, что славяне имели письменность еще задолго до Кирилла и Мефодия,которые лишь «устроили»,усовершенствовали славянскую азбуку .Глава 2.«ЗАГАДОЧНЫЕ» ЗНАКИ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ.Английский ученый Тэйлор предполагал, что глаголица произошла из греческой скорописи.Однако славянские ученые давно сомневались в правильности такого предположения.Исследование же дошедших до нас памятников позволяет опровергнуть мнение Тэйлора.Среди предметов,найденных арх-еологами в Крыму и относящихся ко II-IV в.н.э.(нашей эры)- ко времени крымских скифов,встречаются каменные плиты,кровельные черепицы,металлические изделия и глиняные сосуды с отдельными надписями,монограммами и буквами,чрезвычайно похож-ими на глаголические.Близки к ним по своему начертанию и загадочные,то есть не-прочитанные,надписи на камне в пещерах Северного Причерноморья,на могильных пам-ятниках,изваяниях,оружии,в каменной кладке жилых домов и укрепленных стен.На табл. 1 дано сравнение «загадочных» знаков Причерноморья с буквами глаголицы.На-звания букв- аз,буки,веди,глаголь и т.д.- были одинаковыми и в глаголице,и в ки-риллице(из названий двух первых славянских букв- аз и буки- возникло слово «азб-ука»,подобно тому,как из названий двух первых греческих букв- альфа и вита или бета- возникло слово «алфавит»).Как видим,буквы глаголицы очень похожи на приче-рноморские знаки.Эти знаки на восемьсот– тысячу лет старше греческой скорописи VIII-IX вв.н.э.,с которой сравнивал глаголицу Тэйлор.Тем самым уничтожается вся-кая целесообразность сравнений английского ученого.К тому же и сами его сравне-ния были крайне неубедительны- они показывали скорее различие,чем сходство,меж-ду буквами глаголицы и греческой скорописи.В причерноморских знаках можно с трудом отыскать два-три начертания, тождественные будущим кириллическим буквам, а глаголические варианты почти все, до самых редких включительно,встречаются в изобилии.Это со всей очевидностью говорит о значительно большей древности глаго-лицы по сравнению с кириллицей. Делается ясным и дальнейший путь распространения глаголицы: не из Балканских стран на Восток, как думали до сих пор,а с Востока на Запад и на Юг вплоть до Далмации.ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.Крымские скифы жили в Крыму задолго до начала нашей эры.Государство крымских скифов сущ-ествовало с IV в.до н.э.по крайней мере до I века н.э.,а может быть и позже.Во всяком случае жизнь на месте скифских поселений продолжалась местами до VІ в.н. э.до образования древнейших славянских государств в Восточной Европе.Подробнее о крымских скифах и об археологических раскопках на месте бывшей столицы их госу-дарства - Неаполя Скифского - можно прочитать в журнале «Знание-сила» №8 за 1951 г.Глава 3.НА РЕКЕ РОСИ.Очень важные материалы дали раскопки на территории право-бережной Украины.Еще в конце каменного века,почти 5000 лет тому назад,в Придне-провье жили люди.Под слоем более поздних отложений археологи нашли в древних зе-млянках мотыги,топорики,ножи,серпы из кремня,кости и рога,обломки сосудов.Больш-ое количество находок оказалось в окрестностях местечка Триполья,почему вся вно-вь открытая культура и получила название Трипольской.Из трипольских находок для нас особенно интересны сосуды с надписями. Сосуды эти расписаны по оранжевому фону черными или коричневыми разводами.Между узорами росписи оставлены небольшие поля с загадочными знаками.Поражает сходство этих знаков с изделиями и знаками сначала скифской,а затем славянской культур. Это позволяет проследить,пока еще, конечно,предположительно,как развивались некоторые знаки с древнейших времен,по-ка не превратились в буквы глаголицы.На рис.7 изображен такой предполагаемый пр-оцесс развития глаголической буквы «буки»,начиная от трипольского знака.Опреде-лить точно время перехода одного знака в другой и,наконец,появления глаголиче-ской буквы очень трудно,так как последняя,вероятно,существовала параллельно с некоторыми знаками в течение столетий,и,должно быть,они имели разные значения. Во всяком случае,переход знаков в буквы произошел,по-видимому,раньше V века н.э.
Не следует удивляться, что буква «буки» на рис. 7 несколько отличается от нее же на табл. 1.Каждая буква древних азбук,в особенности глаголицы,имела по нескольку вариантов.С одной стороны это осложняет работу исследователя,с другой- сравнение ранних и более поздних форм какой-либо буквы нередко облегчает поиски ее прообр-аза среди таинственных знаков далекого прошлого.Трипольские сосуды с загадочными знаками были найдены на правом берегу Днепра между Киевом и Росью.А река Рось (приток Днепра с правой стороны)и впадающая в нее Россава как раз обильно усеяны славянскими городищами- остатками древних укрепленных поселений.В одной Киевщине их более четырехсот.Таким образом,на тех же самых местах,где были разбросаны по-селения Трипольской культуры,в VIII-IX веках н.э.жила часть восточных славян- поляне.При впадении Роси в Днепр стоял,как указывает летопись,город Родня.Совет-ские историки полагают,что название «Русь» есть древнее прозвище Киевской земли. Например,Б.А.Рыбаков считает,что «Повесть временных лет»,то есть первая из доше-дших до нас киевских летописей,дает право объединять Киев,Чернигов и Переяславль в одно целое- Русь,заменившее собой название «поляне».Не менее знаменательны на-блюдения покойного академика Н.М.Никольского.Он обнаружил,что в Реймском Еванге-лии XIV в.«русским» письмом названа именно та часть книги,которая написана глаг-олицей.В некоторых приписках к так называемому «Панножскому житию»,то есть к би-ографии славянского «первоучителя» Константина Философа(Кирилла),грамота назыв-ается не «словенской»(как в летописи),а «русской».Во всех 23 сохранившихся спи-сках этого «Жития»,как русских,так и южнославянских,имеется подробный рассказ о находке Кириллом в Корсуне(так некогда называли Херсонес Таврический,развалины которого доныне существуют вблизи Севастополя)Евангелия и Псалтыри на русском языке.А ведь он побывал там в IX в.!ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.Житие- жизнеописание человека,который после его смерти был объявлен церковью святым. Такое жизнеописание делалось не ради того,чтобы создать правдивый образ челове-ка,а с целью оказать на читателей поучительное воздействие,укрепить их религио-зную веру.Жития преследовали и чисто классовые цели.Это видно хотя бы из подбора «святых»: ими,как правило,оказывались представители княжеского рода или крупные церковники.Автор жития свободно обращался с биографией своего героя: отбрасывал все факты из его жизни,противоречившие представлению о его святости,часто припи-сывал ему вымышленные поступки.Жития составлялись по определенному трафарету,сп-устя долгое время после якобы изображавшихся в них событий.Естественно,что цен-ность этих произведений,как исторических источников,ничтожна.Однако некоторые жития являются ценными памятниками для истории и не целиком, конечно, а в какой-то части отражают действительные факты.В особенности это может относиться к опи-санию событий,которые ни уменьшали,ни увеличивали «благочестия» христиан.подв-ижника.Здесь житие порой могло быть исторически достоверным.Так,возможно,достов-ерен рассказ о находке Кириллом в Корсуне (еще до его поездки в Моравию и до «создания» новой азбуки)церковных книг на славянском языке,имеющийся в его Житии ,- вероятность этого подтверждается другими фактами,свидетельствующими о том,что наши предки задолго до IX в.имели свою письменность.Житие Кирилла называется«Па-ннонским» от слова «Паннония».Так именовалось одно из славянских княжеств на ср-еднем Дунае,где братья вели свою просветительскую деятельность.Паннонским прин-ято называть и Житие Мефодия.Глава 4.РЕФОРМА КИРИЛЛА.В одном из апокрифов,то ес-ть древних легендарных сказаний,не принятых в число канонических религиозных кн-иг,рассказывается о хождении апостола Андрея в Корсунь,где будто бы он учредил школу,в которой учились по книгам,писанным андреевским алфавитом.Этот миф,несо-мненно,является одной из попыток объяснить происхождение глаголических букв,дре-вность которых даже в дни создания апокрифа была очевидна.Основываясь на этой и других легендах,археологам следовало бы искать наибольшее количество древнесла-вянских знаков в Херсонесе(Корсуни),где действительно задолго до IX в.проживало немало наших предков- восточных славян.Однако до недавнего времени таких данных не было.Но вот в 1952 г.была напечатана работа советского ученого А.Л.Якобсона, в которой описан и систематизирован богатый материал раскопок,проведенных за по-следнее время в Херсонесе.Для нас интересны найденные там ремесленные метки на кровельной черепице V-XIV вв.В книге дано около 600 образцов меток из Херсонеса и близких к нему мест.Среди этих меток,кроме греческих букв и рисунков,мы нахо-дим ок.250 глаголических букв.Тут древние легенды как будто получают подтверж-дение.Но этого мало.Многие метки на черепице из Херсонеса похожи,с одной сторо-ны,на более древние знаки,близкие к трипольским,с другой- на более поздние зна-ки,клейма,метки,форма которых в дальнейшем также вошла в состав начертаний слав-янских букв.Все перечисленные данные говорят о древнейших истоках глаголицы и об ее связях с трипольской и близкими ей культурами.В текстах древних церковных служб Кириллу и его брату Мефодию, как и в «Начальной летописи», нет и намека на изобретение ими славянской азбуки.Один из «первоучителей»(Мефодий)назван «святым буквам обратником».Этим термином,надо полагать,подчеркивалось значение перевода греческих книг на славянский язык и обращение греческого алфавита в славянский, то есть «сложение» кириллицы.В других письменных и устных источниках говорится, что «Философ»(то есть Кирилл)не изобрел азбуку,как принято неправильно понимать, а «сложил» или «устроил» ее,иначе говоря,привел в систему славянский алфавит.Та-ким образом,можно полагать,что реформа Кирилла заключалась в приближении славян-ских знаков к греческим буквам,за исключением тех,которые выражали чисто славян-ские звуки: ж, з, ч, ц, ш, щ и др.Глава 5.ЯЗЫК И ПИСЬМО.Гениальный труд Иосифа Виссарионовича Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» дал верный ключ к позна-нию путей развития языка.«Язык,- указывает товарищ Сталин,- является продуктом целого ряда эпох,на протяжении которых он оформляется, обогащается,развивается, шлифуется».Говоря о развитии языка,товарищ Сталин отмечает:«Надо полагать,что элементы современного языка были заложены еще в глубокой древности,до эпохи ра-бства».«Дальнейшее развитие производства,появление классов,появление письменнос-ти,зарождение государства,нуждавшегося для управления в более или менее упорядо-ченной переписке,развитие торговли,еще более нуждавшейся в упорядоченной переп-иске,появление печатного станка,развитие литературы- все это внесло большие изм-енения в развитие языка».В свете этих указаний особенно важно глубоко изучить историю русской письменности.Как мы видели,есть много оснований утверждать,что письмо зародилось у нас задолго до ІХ в.,к которому до сих пор приурочивалось рождение первого славянского алфавита.Самобытное и оригинальное,это письмо возн-икло на почве богатой и древней культуры народов,населявших нашу страну.Древн-ейшей азбукой была по всем данным глаголица,уступившая место в ІХ-Х вв.кирилли-це.Кирилловская азбука,более совершенная,дожила до ХVІІІ века.Ее вытеснил граж-данский шрифт Петра.Он дожил до наших дней(с некоторыми изменениями),и мы не чу-вствуем потребности заменить его новым.Со времени смерти Пушкина,указывает това-рищ Сталин,русский язык не претерпел какой-либо ломки,и современный русский язык мало чем отличается от языка Пушкина,Столь же мало изменений испытало за это вр-емя и русское письмо.Исключены лишние буквы(ять,фита),упростилось правописание, но любую книгу,изданную при жизни Пушкина на русском языке,мы читаем без всякого труда.Но насколько возросло значение письменности,печатного слова в жизни наро-да! Первоначально- в эпоху своего зарождения- письмо было достоянием лишь немн-огих ученых людей,главным образом монахов,позже- представителей имущих,эксплуат-аторских классов.Теперь,когда в Советском Союзе полностью ликвидирована неграм-отность,когда культурный уровень народа повышается с каждым годом,печатное слово не только стало всем доступно,оно стало необходимостью для каждого советского гражданина.И не случайно Советский Союз по количеству и качеству издаваемой лит-ературы намного опередил другие страны.Дальнейшие исследования историков,архео-логов и лингвистов позволят уточнить время и место рождения русской письменно-сти.КОНЕЦ ОЧЕРКА.ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ К СТАТЬЕ.1). На то, какая из двух азбук - кириллица или глаголица - древнее, еще нет согласованной точки зрения. Некоторые ученые считают, что кириллица древнее, что она существовала еще до Кирилла и ошибочно называется по его имени, что в действительности он создал глаголицу.Но большинство ученых придерживается взгляда о большей древности глаг-олицы.Этот взгляд разделяет и автор публикуемой здесь статьи. Согласно его предположениям, глаголица произошла от причерноморских знаков, Кирилл же на ее основе создал новую более совершенную азбуку- кириллицу.К числу возражений,выдв-игаемых против гипотезы Н.А.Константинова,относятся,например,такие: B некоторых древних источниках кириллицей называется азбука,которую мы теперь именуем глаг-олицей.Получается,что Кирилл создал или усовершенствовал глаголицу,и она-то пре-жде называлась по его имени.Потом,очевидно,появилась новая,более простая и сове-ршенная азбука,которая вытеснила старую.На эту новую систему письма механически перенесли прежнее название- кириллица,а старую(истинную кириллицу)стали называть глаголицей.Кроме того,в Моравии,если судить по сохранившимся памятникам древней письменности,была распространена не кириллица,а глаголица.Это,опять-таки,может означать,что деятельность Кирилла связана именно с глаголицей.2).Буквы древнег-реческой письменности не были всегда одинаковыми по форме.Они изменялись в зави-симости от эпохи и особенно в зависимости от материала,на котором писали.Разли-чают два главных стиля древнегреческой письменности: письмо уставное и письмо курсивное (или скоропись).Буквы уставного письма были крупнее и геометрически правильнее по форме.В скорописи же буквы отличались округлостью и вычурностью начертаний,нередко две-три буквы сливались в один знак, давая так называемую лигатуру(по латыни лигатура- связь).3).«Начальная летопись» или «Повесть врем-енных лет»- первая дошедшая до нас русская летопись.По мнению известного русс-кого ученого академика А.А.Шахматова и ряда других исследователей,она была сост-авлена в начале XII в.летописцем Киево-Печерского монастыря Нестором(отчего ее часто называют также Несторовой летописью) и вобрала в себя более древние лето-писные своды,начиная с «Древнейшего Киевского свода» 1039 г.В дальнейшем «Пове-сть временных лет» неоднократнопереписывалась,порой переделывалась и включалась во все летописные своды в качестве первой части.В своем первоначальном виде «По-весть временных лет» не дошла до нас.Наиболее древние сохранившиеся ее списки относятся к ХІV и ХV вв.«Повесть временных лет» излагает историю Русской земли. Начальный период истории,за неимением фактических данных,описан на основе преда-ний и легенд,нередко с большой художественной силой.По выражению одного исслед-ователя,«Повесть временных лет» является «архивом,в котором хранятся следы поги-бших для нас произведений первоначальной нашей литературы».Первая дата,встречаю-щаяся в летописи,- 852 год.Далее все описанные события приурочены к определенным годам.Однако и здесь широко используются народно-поэтические предания.К ним отн-осятся,например,предания о киевском князе Олеге,его походе на Константинополь. Летописный рассказ о смерти Олега от своего коня лег впоследствии в основу пуш-кинской «Песни о вещем Олеге».«Начальная летопись» рассказывает о важнейших соб-ытиях ІХ-ХІІ вв.,о военных походах киевских князей и договорах,которые они закл-ючали.Полностью сохранились в летописи,например,три договора с греками- 911,944 и 971 гг.,которые определяли взаимные отношения двух государств- Византии и Кие-вской Руси.«Повесть временных лет» охватывает события до 1110 г.Вся летопись пр-оникнута идеей единства Русской земли,общности целей и интересов всех русских княжеств."


Рецензии