Глава 37. Пленэр и три сороки

Глава 37: Пленэр и три сороки

Когда вернулись с рынка, было ещё обеденное время. Пообедав и отдохнув, Ваня решил нарисовать ночной пейзаж собачёвского луга с контурами и силуэтами вербы, дальних лесов на Карачуне на тёмно-синем небе с осенними звёздами и молодой рождающейся луной. Пейзаж он решил сделать на листе форматом А-4 гуашью, набросав простым карандашом горизонтальный рисунок. На первом плане узкой полосой он нарисовал край собачёвской дороги с пучками травы, за её обрывом нарисовал густой камыш. За порослью камыша широкий огромный луг, уходящий в даль, на горизонте наметил контуры былбасовских и голубовских домов; оранжево-жёлтые огоньки их окон и фонарей. Ваня хотел их сделать тонкой кистью – точками. По краям луга, слева юный художник нарисовал дерево вербы, а справа горы шлака с растущими на них зарослями амброзии и низкорослыми вязами. В верхнем левом углу за вербой Ваня нарисовал фрагмент меловой горы и андреевского карьера.

Сидя в зале у большого светлого окна за столом, Ваня занимался своим любимым делом, не замечая течения времени. Сделал гуашевый тёмно-синий небесный фон, чуть высветлив его голубым цветом у горизонта. Белыми точками написал звёзды, жёлтыми и оранжевыми огни фонарей и горящих окон далёких домов. Над чёрным силуэтом вербы Ваня написал большую половину растущего молодого месяца, смешав белую гуашь с лимонной и светло-салатовой, получил его яркий светящийся цвет. Фрагменты меловой горы и карьера Ваня написал светло-серо-голубым тоном; и он засиял под тёмно-синим звёздным небом. В завершение Ваня выделил контуры чёрной вербы бело-лимонным светом лунного месяца. Провёл линии по кроне, толстым ветвям и стволу. Лунного свечения Ваня придал и камышу на первом плане.

Картина была готова. Метод её создания Ваня назвал «пленэр по памяти». Он ничего не придумывал, он воспроизводил запомненное и считал это наиболее чистым творчеством. Ваня не срисовывал, но и не придумывал, он воссоздавал!
Завершив свой пейзаж, который Ваня назвал «Вечер над Собачёвским лугом», попив чаю со всеми своими родными, Ваня решил заняться настоящим пленэром. А именно: порисовать с натуры фруктовые деревья в саду, стволы, кроны, ветви яблони, груши, абрикосы; деревья целиком во весь лист формата А-4.

Взяв с собой альбом, простые карандаши, разноцветные фломастеры, Ваня дошёл до летней кухни. Нашёл две табуретки, разместился: на одну присел, на другой разложил принадлежности, частично использовал для этого прямоугольный старый бак для воды. Ваня решил нарисовать деревья у кухни, растущие в саду снизу вверх: от кухни до летнего душа, две яблони и одну грушу. За грушей шелестел своей увядшей облетающей листвой прозрачный малинник. Был вечер, начало 17:00, осеннее солнце садилось за горизонт, залив розовым светом двор с садами, виноградниками и цветочными клумбами. Стволы яблонь в солнечных закатных розовых лучах были серо-голубого цвета с розовым оттенком. Розовое свечение было и на ярко-жёлтых, румяных по бокам яблоках сорта пепен-черненко, висящих на верхушке. В розовом солнечном свечении яблоки горели золотым сиянием.

Ваня делал наброски; контуры ствола ближайшей к нему яблони. Один вариант сделал чисто графически в простом карандаше, нарисовал кору, её трещинки, сучки и дупла. Второй вариант, уже с кроной, стволом, набросал в цвете: фломастерами, серой, голубой и розовой штриховкой. Встав и чуть отойдя назад, нарисовал яблоневую верхушку с горящими в розовых солнечных лучах золотыми яблоками.

На ветвях груши, растущей у малинника, Ваня увидел трёх крупных, бело-чёрных, с синеватым отливом на оперении, сорок. Птицы не боялись юного художника и продолжали спокойно сидеть на грушевых ветках. Воспользовавшись этим, Ваня набросал простым карандашом целый пейзаж, назвав его сразу: «Три сороки на дереве груши». Написать его в цвете, гуашью, Ваня решил дома, после ужина.

Вечерело и холодало. Ранний, розовый вечер сменялся поздним, тёмно-синим. Пленэр заканчивался.


Рецензии