Тпрр-57. этимология. дерево. деревня

          ТПРР-57. Этимология. Дерево.
     В ТПРР-16 говорил, что первые значения глагола ДРаТь почти совпадают с значениями глагола БРаТь, совпадают по схеме словообразования все остальные формы этих глаголов. Объяснил, что одинаковость возникла потому, что формы эти описывают одинаковые ситуации, возникавшие при дележе добычи. Было сказано, что первословом Б в те времена называли молодых активных мужчин рода, главных бойцов, охотников,не связанных ещё узами брака, тогда как первословом Д называли Де-ЯТеЛеЙ, ДяДьЁВ они старше, ответственнее, но в охоте на зверя молодые Б берут верх, они победители, потому их доля первая и лучшая. ДяДьЯ-ДеЯТеЛи берут от добычи вторыми, но берут всё, в том числе и шкуру, и кости, и внутренности. Что-то в пищу, что-то в ДеЛо: заготовить шкуру, выделать кожу для одежды, годятся также кости и т.д. Чтобы кожа была готова к выделке, её надо обо-ДРаТь – чисто соскоблить остатки мяса. Добытое таким способом мясо могло называться ДеРе-Во. Это слово по словообразовательной схеме одинаково со словами ВаРе-Во, ХЛёБо-Во, КуРе-Во и др, но старше их, поскольку и до освоения огня уже было в ходу.
     Конечное первослово Во в приведённых примерах означает приём пищи. Процесс непосредственного приёма пищи  В рот одинаков и для мужчин, и для женщин, поэтому Во. Другой случай конечного Во звучит в названиях населённых пунктов: МелехоВо, ИваноВо, его отбросим – он появился значительно позже.
      Главной проблемой древних в те времёна была проблема сохранения добытого мяса. Первый и самый простой способ – вяление, сушка. Для этого надо развесить наДРаНные куски, т. е. всё ДеРе-Во, повыше, чтобы ветром обдувало, чтобы мелкие звери не достали. Место, где можно развесить мы сегодня называем: Дерево. Так название мясного продукта, который вялится, сушится перешло на это рослое, высокое растение. Далее, когда на Деревьях ВиСиТ много малых кусков мяса (ДРаНьЯ - ДеРеВа), как назвать такую картину? ВиС-Ня, ВиШ-Ня? Нет назвали проще:  ДеРеВ-Ня.  Первословами мужского и женского родов Нь, Ня древние называли мелкие предметы, расположенные низко, также могли называть и  низшие возрастные группы, социальные группы, вспомним толкование слова К-Ня-Зь. Первослово Ня подтверждает, что доли, получаемые способом ДРаНиЯ мелкие, но это как раз и требуется для скорейшей просушки. Развешены ниже, потому, что их много, необходимо охранять, главным образом от насекомых, мух. Сушка длилась недолго, световой день. К охране привлекались женщины, дети. Дети это тоже Ня - ещё один путь к присоединению первослова Ня в конец слова ДеРеВ-Ня.
     Интересно проверить как у братьев-славян, выглядят слова: ДеРеВНя, ВиСеТь, ВиШНя. У белорусов: вёска, вiсець, вiшня , у поляков: Wies, wisiec, wisnia, по- русски читаются: виешь, вишечь, вишня. Моё предположение о том, что ДеРеВНя получила своё название от того главного действа - разВеШивания, членами стаи, где происходила заготовка продуктов впрок, получает подтверждение. Ещё нет огня, как кормиться зимой? Как сохранить запасы мяса?  Сушка! Нет ещё острых ножей, как нарезать тонкие слои мяса? ДРаТь! Сундаков В.В., повидавший первобытных людей нашего времени, говорит, что сухой созревшей тростниковой палочкой они режут мясо. Верю. Сам не раз ранил руку камышом.  У чехов ДеРеВНя Vesnice, у словаков Dedina, у остальных СеЛо. Живут рядом, названия разные. В слове Dedina русский услышит, что это место, где Сидят ДеДы. Все три названия дополняют выдвинутую версию толкования слова ДеРеВНя: ДеДы СиДяТ в ДеРеВНе, вместе с малыми и женщинами разбирают и развешивают (вот откуда эти ВёСКи, Wies и Vesnice), ранее принесённое охотниками ДеРеВо = драное мясо.
     Намечается путь к объяснению понятия ДРеВНиЙ. Ясно, что это член рода, выбывший из числа охотников по возрасту, его оставили исполнять мужские работы в ДеРеВНе, это и выделка шкур, и изготовление орудий. В частности изготовление охотничьих копий. Для копья нужно изготовить длинное сухое прочное ДРеВКо. Конечно, это будет выдержанная, высушенная жердь. Т.е. немолодая. В ТПРР-16 мы указали, что глаголы БРаТь и ДРаТь имеют одинаково образуемые формы: БеРу - ДеРу, БеРёШь - ДеРёШь и т.д. Однако, при образовании отглагольных форм наблюдаем  расхождение. Так есть форма ДРеВо, но нет БРеВо, зато есть слово БРеВНо, А у глагола ДРаТь нет слова ДРеВНо. Слово ДРеВНо похоже на краткое прилагательное, даёт его мужской вариант ДРеВеН. Поясню. Начальное первослово Д- говорит нам, что речь идёт о мужчине, как и в слове БРеВНО. Что есть слово Б-Ре-В-Но? Половая активность Б направлена к Ре, непременно В, Но ненадолго. Русские слова, оканчивающиеся первословом Но, указывают на непродолжительность, периодичность называемого состояния: ТеМНо, ХоЛоДНо. БРеВНо -  качество молодого сильного во всех отнощениях мужчины.
     Итак, сидящих в ДеРеВНе мужчин смело можно называть ДРеВНиМи, т.е. старшими по сравнению с охотниками, бойцами. Есть два названия у дерева: ДеРеВо и ДРеВо. Куда делась Де, для которой старались охотники? Они ДРаЛи Кому? -> Де!, где Де = Д.п.(Да).  Шкура, с которой содрали мясо охотники, идёт на дальнейшую обработку ДРеВНиМ мужчинам Д, оставленным в ДеРеВНе, а не женщинам Де. Мужчины Д развешивают для тщательной срезки остатков мяса на ДРеВе. Может быть это было сваленное сухое дерево (станок), главное, что оно служило не женщине Де, а самим мужчинам-кожемякам Д. Этим и отличается ДРеВо от ДеРеВа.
     Нынешнее слово ДеРеВо по Далю В.И. "самое крупное и рослое растение" определено только как вид, не называя породу, т.е. слово это является общим понятием для всех разновидностей. Иногда люди в комментариях  заостряют внимание на том, что в тех или иных языках нет общих названий для вида, состоящего из множества подвидов.   В нашем случае есть общее понятие. Но это общее понятие определилось сугубо из технологии сушки: не важно какая порода, важно, чтобы можно было повыше подвесить и как можно больше кусочков мяса.
     Согласимся, что после такого представления картины  хозяйствования наших древних предков слова КоЗа ДеРеЗа читаются проще. Это всего лишь сумка типа РюК-ЗаК, наполненная ДеРеВоМ = мелкими драными кусками мяса. Слово ДРаНыЙ тогда не несло ругательного, оскорбляющего смысла.


Рецензии