Наши предки

  (ст."Наши предки не были "нищими" и "убогими",Родович,2024) "Весьма распрост-ранено мнение,что простой народ в России всегда жил тяжело,постоянно голодал,и терпел всяческие притеснения от бояр и помещиков.Однако,так ли было на самом деле?Конечно,в силу объективных причин,у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной России,как-то ВВП на душу населения,стоимость потреби-тельской корзины,прожиточный минимум и т.д.В качестве материала для данной стат-ьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении Рос-сии в разное время.Они тем более для нас ценны,так как иностранцам нет нужды за-ниматься приукрашением действительности чужой для них страны.Интересные записки оставил Юрий Крижанич,хорватский богослов и философ,в 1659 г.прибывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск- его воззрения на единую,независи-мую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников право-славия,так и для католиков.В ссылке он провел 16 лет,где написал трактат «Разг-оворы о владетельстве»,также известный как "Политика",в котором тщательно проан-ализировал экономическое и политическое положение России.Люди даже низшего сосл-овия подбивают соболями целые шапки и целые шубы,а что можно выдумать нелепее того,что даже черные люди и крестьяне носят рубахи,шитые золотом и жемчугом? Шапки,однорядки и воротники украшают нашивками и твезами,шариками,завязками, шнурами из жемчуга,золота и шелка…Следовало бы запретить простым людям употребл-ять шелк,золотую пряжу и дорогие алые ткани,чтобы боярское сословие отличалось от простых людей.Ибо никуда не гоже,чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином.Такого безобразия нет нигде в Европе.Наигоршие черные люди носят шелковые платья.Их жен не отличить от первейших боярынь.Необходимо отметить,что только в 20 в.мир пришёл к тому,что фасон одежды перестал определ-ять достаток человека.Пиджаки носят и министры,и профессора,а джинсы может наде-ть как миллиардер,так и простой рабочий.А вот что пишет Крижанич про еду: «Рус-ская земля по сравнению с Польской,Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее.Растут на Руси большие и хорошие огородные ово-щи,капуста,редька,свекла,лук,репа и иное.Индейские и домашние куры и яйца в Мос-кве крупнее и вкуснее,нежели в упомянутых выше странах.Хлеб,действительно,на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше,нежели в Литве, в Польской да Шведской землях.Рыба также добывается в изобилии.» А вот каким было,по данным В.Ключевского, в 1630 г.,типичное малоземельное(засевавшее поле размером в одну десятину,то есть 1.09 га)крестьянское хозяйство Муромского уез-да: «3-4 улья пчел,2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтелками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей(1,26-2,1 куб.м) всякого хлеба».Многие ино-странные путешественники отмечают дешевизну продуктов в России.Вот что пишет Ад-ам Олеарий,который,будучи секретарём посольства,посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху,побывал в России в 1634 и 1636-1639 гг.«Вообще по всей России,вследствие плодородной почвы,провиант очень дешев,2 копейки за курицу,9 яиц получали мы за копейку.» А вот другая цитата из него же: «Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество,то ее не считают такой редкостью и не ценят так,как у нас: глухарей,тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег».Персиян-ин Орудж-бек Баят(Урух-бек),который в конце 16 в.был в составе персидского посо-льства в Испанию,где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Перс-идский,даёт аналогичные свидетельства относительно дешевизны еды в России:«Мы пробыли в городе[Казани]восемь дней,причем нас так обильно угощали,что кушанья приходилось выбрасывать за окно.В этой стране нет бедняков,потому что съестные припасы столь дешевы,что люди выходят на дорогу отыскивать,кому бы их отдать».
А вот что пишет венецианский торговец и дипломат Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавший в Москве: «Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук» Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб,бывший в России в 1699 г.,также отмечает дешевизну мяса: «Куропатки,утки и другие дикие птицы,которые составляют предмет удовольст-вия для многих народов и очень дороги у них,продаются здесь за небольшую цену, например,можно купить куропатку за две или за три копейки,да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму».Соотечественник Корба,Адольф Лизек,сос-тоявший секретарем при австрийских послах,бывших в Москве в 1675-м году,и вовсе отмечает,что «птиц так много,что жаворонков, скворцов и дроздов не едят».В том же 17 в.в Германии проблему с мясом решали по-другому.Там за время 30-й войны (1618–48)было уничтожено около сорока процентов населения.В результате дело дош-ло до того,что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей,уме-рших от голода,а в некоторых областях Германии(христианской,между прочим,стра-ны)было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.Однако, всё вышеописанное относится к периоду до 18 века, т.е. Московского царства. Посмотрим, что было в период Российской империи. Интересны записки Шарля-Жильбера Ромма, активного участника Великой французской революции. С 1779 по 1786 год он жил в России, в Санкт-Петербурге, где работал учителем и воспитателем графа Павла Александровича Строганова. Совершил три путешествия по России. Вот что он писал в 1781 году в своём письме Г. Дюбрёлю: (к сожалению, он не уточняет, о крестьянах какой именно области идёт речь).

«Крестьянин считается рабом, поскольку господин может его продать, обменять по своему усмотрению, но в целом их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуются наши земледельцы. Здесь каждый имеет земли больше, чем может обработать. Русский крестьянин, далекий от городской жизни, трудолюбив, весьма смекалист, гостеприимен, человечен и, как правило, живет в достатке. Когда он завершит заготовку на зиму всего необходимого для себя и своей скотины, он предается отдыху в избе (isba), если не приписан к какой-либо фабрике, каковых в этой области много, благодаря богатым рудникам, или если не отправляется в путешествие по своим делам или по делам господина. Если бы здесь были лучше известны ремесла, у крестьян было бы меньше времени для досуга в тот период, когда они не заняты сельским трудом. И господин, и раб получили бы себе от этого пользу, но ни те, ни другие не умеют рассчитывать свою выгоду, поскольку еще не достаточно прочувствовали необходимость ремесел. Здесь царит простота нравов и довольный вид никогда бы не покидал людей, если бы мелкие чинуши или крупные собственники не проявляли жадности и рвачества. Малочисленное население области во многом является причиной изобилия всего,что необходимо для жизни.Продовольст-вие стоит так дешево,что,получая два луидора,крестьянин живет весьма зажиточно».
Обратим внимание,что о том,русское «рабство» крестьян более предпочтительным,чем «свобода» французских пишет не кто-нибудь,а будущий активный участник Великой Французской революции,прошедшей под лозунгом «Свобода,равенство и братство».То есть у нас нет причин подозревать его в необъективности и пропаганде крепостного права.Вот что он писал в одном из своих писем по поводу положения французских крестьян ещё до своего отъезда в Россию:Повсюду,мой дорогой друг,и у стен Верса-ля,и за сто лье от него с крестьянами обращаются столь варварски,что это перево-рачивает всю душу чувствительному человеку.Можно даже сказать с полным на то ос-нованием,что здесь их тиранят больше,чем в отдаленных провинциях.Считается,что присутствие сеньора должно способствовать уменьшению их бедствий,что,увидев их несчастья,эти господа должны постараться помочь с теми справиться.Таково мнение всех, у кого благородное сердце, но не придворных. Они ищут развлечения в охоте с таким пылом, что готовы пожертвовать для этого всем на свете. Все окрестности Парижа превращены в охотничьи заповедники, из-за чего несчастным [крестьянам] запрещается выпалывать на своих полях сорняки, которые душат их хлеб.Им разве что разрешено бодрствовать ночи напролет,выгоняя из своих виноградников разор-яющих их оленей,но не дозволено ударить никого из этих оленей.Работник,согбен-ный в рабской покорности,часто понапрасну тратит свое время и умение,служа напу-дренным и вызолоченным идолам,которые безжалостно гонят его,если только он взду-мает попросить плату за свой труд.Речь идёт как раз про тех самых «свободных» французских крестьян,«свобода» которых, по мнению Ромма,хуже «рабства» русских крепостных.А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню,отмечал:«Фонвизин в конце XVIII в.путешествовавший по Франции,говорит, что,по чистой совести,судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны.Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».Положение русского крепост-ного крестьянства было лучше не только французского, но и ирландского.Вот что писал в 1824 г.английский капитан Джон Кокрейн.«Безо всяких колебаний..говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии .В России изобилие продуктов,они хороши и дешевы,а в Ирландии их недостаток,они скверны и дороги,и лучшая их часть вывозится из второй страны,между тем как мес-тные препятствия в первой приводят к тому,что они не стоят такого расхода.Здесь в каждой деревне можно найти хорошие,удобные бревенчатые дома,огромные стада ра-збросаны по необъятным пастбищам,и целый лес дров можно приобрести за гроши.Рус-ский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью,особенно в деревнях,расположенных между столицами».Напомним,что в 1741 г.голод унес в мо-гилу одну пятую часть населения Ирландии— около 500 тыс.человек.Во время голода 1845-49 гг.в Ирландии погибло от 500 тыс.до 1,5 млн.человек.Значительно увеличилась эмиграция(с 1846 по 1851выехали 1,5 млн.чел.).В итоге,в 1841—51 гг. население Ирландии сократилось на 30%.В дальнейшем Ирландия также быстро теряла население: если в 1841 г.численность населения составляла 8 млн 178 тыс.человек ,то в 1901 г.— всего 4 млн 459 тыс.Отдельно хотелось бы осветить жилищный вопр-ос:«Те,чьи дома погибли от пожара,легко могут обзавестись новыми домами:за Белой стеной на особом рынке стоит много домов,частью сложенных,частью разобранных.Их можно купить и задешево доставить на место и сложить»,- Адам Олеарий.«Подле Ско-родума простирается обширнейшая площадь,на которой продается невероятное количе-ство всякого леса: балок,досок,даже мостов и башен,срубленных уже и отделанных домов,которые без всякого затруднения после покупки и разборки их перевозятся куда угодно»,- Яков Рейтенфельс,курляндский дворянин,пребывал в Москве с 1670-73 гг.«Рынок этот находится на большой площади и представляет собой целую массу го-товых деревянных домов самого разнообразного вида.Покупатель,являясь на рынок, объявляет,сколько хочет иметь комнат,присматривается к лесу и платит деньги.Со стороны покажется невероятным,каким образом можно купить дом,перевезти и постав-ить его в одну неделю,но не следует забывать,что здесь дома продаются совершенно готовыми срубами,так что ничего не стоит перевезти их и собрать вновь»,- писал Уильям Кокс,английский путешественник и историк,дважды посетил Россию(в 1778-85 гг.).Другой английский путешественник,Роберт Бремнер,в своей книге «Экскурсии по России»,изданной в 1839 г.,писал,что «Есть области Шотландии,где народ ютится в домах,которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины».А вот что писал русский путешественник и учёный Владимир Арсеньев про жилище крестьянина в своей книге «По Уссурийскому краю»,в основу которой легли события его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 г.:Внутри избы были две комнаты.В одной из них нахо-дились большая русская печь и около нее разные полки с посудой,закрытые занавес-ками,и начищенный медный рукомойник.Вдоль стен стояли две длинные скамьи; в углу деревянный стол,покрытый белой скатертью,а над столом божница со старинными об-разами,изображающими святых с большими головами,темными лицами и тонкими длинн-ыми руками.Другая комната была просторнее.Тут у стены стояла большая кровать,за-вешенная ситцевым пологом.Под окнами опять тянулись скамьи.В углу,так же как и в первой комнате,стоял стол,покрытый самодельной скатертью.В простенке между окна-ми висели часы,а рядом с ними полка с большими старинными книгами в кожаных пер-еплетах.В другом углу стояла ручная машина Зингера,около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейса.Во всем доме полы были чисто вы-мыты,потолки хорошо выструганы,стены как следует проконопачены.Из всего вышеперечисленного видно, что, по свидетельству самих иностранцев, которые могли сравнивать быт простого народа как в России, так и в своих странах, и которым нет надобности приукрашивать российскую действительность, во время допетровской Руси, и во время Российской империи простой народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем другие народы Европы.
Литература:
1. «Россия - это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век»
Издательство Сретенского монастыря, 2004 г.
2. А. Горянин. Мифы о России и дух нации, М., Pentagraphic, 2002
3. В. Мединский. О русском пьянстве, лени и жестокости. М. Олма, 2008
4. А.В. Чудинов О путешествии Жильбера Ромма в «Сибирь»(1781 г.): гипотезы и факты.5. Ричард Пайпс. Россия при старом режиме.
6. В.К.Арсеньев. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. М., Правда, 1983."

  (ст."Мавро Орбини и Юрий Дмитриевич Петухов о древней тайне русского народа", История в историях,2024) "Михаил Леонидович Томилин г. Клин.Книга аббата уроженца Дубровника Мавро Орбини «Славянское царство» увидела свет в 1601 году, один из ее экземпляров при Петре Первом попал в Россию, книга была переведена на русский, с большими сокращениями под названием «Книга Историография початия имени, славы и расширения народа славянского». Её оригинал хранится в Отделе редких книг Российской государственной библиотеки.Мавро Орбини, основываясь на архивах и свидетельствах древних авторов, доказывал, что германские, угорские скандинавские, и южноевропейские народы, включая современных молдаван и румын, произошли от ранних славян: «Славяне прошли в Италию, где много времени воевали против ромеев. Иногда славянский народ был побеждён, иногда, после потерь в сражении, мстил ромеям большим кровопролитием, а иногда в сражении был равным. Наконец, покорив себе Ромейское государство, завладел многими их провинциям ,… сделав данниками ромейских императоров, чего не проделал ни один народ на свете. Владел Францией, Англией и организовал государство в Испании; овладел лучшими европейскими провинциями; и от этого всегда славного в прошлые времена народа произошли другие сильнейшие народы: славяне,вандалы,бургонтионы,готы, остроготы. А также русы или расы,визиготы,гепиды,геты-аланы,уверлы или герулы,авары,скирры ,гирры,меланхлены,бастарны,пеуки,даки,шведы,норманны,фены или финны,карпы,марк-оманы,квады,фраки.Аллеры были близ венедов или генетов,которые заселили берег Балтийского моря,и разделились на многие начала,то есть,на поморян,увилцев,ругян ,уварнав,оботритов,полабов,увагир,лингон,толенцев,реда-тов или риадут, цирципан, кизин, эрулов или элуелдов, левбуз, увилен, сторедан и брициан. Со многими иными везде был сам народ славянский».Славяне произошли от праславян близкородственных русам(ариям,не ушедшим с Русской равнины,со своей прародины)Мавро Орбини считал, что: «Русский народ является самым древним на земле народом,от которого произош-ли все остальные народы. Русские мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держали всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей ,Шлёнской землёй,Чехией,Польшей,всеми берегами Балтийского моря,Италией и многи-ми другими странами и землями.»То,о чем писал Мавро Орбини о славянах и русах перекликается с данными современного исследователя,к сожалению,ушедшему в мир иной Юрия Дмитриевича Петухова.Ю.Д.Петухо,о посетил десятки стран и сотни горо-дов,посещая их исторические музеи, изучал их историю на основе этого написал на эту тему десять книг.В книге «История Русов. Древнейшая эпоха …» он пишет о том, что:«Русы(прямые предки русских)появились несколько тысячелетий назад.Они были первонародом,который не только создал земную цивилизацию,но дал человечеству первоязык и в смешение с архантропами породил все существующие этносы и народ-ности нашей планеты,при этом сохранив свой облик,свой язык,свои традиции,свою мифологию и свой мировоззренческий космизм.Современная наука позволяет нам утве-рждать это с полным основанием.»В своей монографии «Дорогами богов» писатель,ис-торик- исследователь Ю.Д.Петухов:«Излагает фундаментальное открытие,замалчиваем-ое на Западе и во всём мире.Оно заключается в том,что этнокультурное языковое ядро праэтноса индоевропейцев(ариев)состояло из непосредственных прямых предков славян-русов.Ю. Д. Петухов разгадал тайну тысячелетия; материалы мифоанализа, лингвистики,топонимики,ономастики,антропологии и археологии однозначно показы-вают,что исходными индоевропейцами-ариями были русы-славяне.Именно они в смеше-нии с архатропами Евразии(предэтносами)породили все существующие и вымершие ныне народы индоевропейской языковой семьи и сохранили себя в прямых потомках– русах-русских.Индоевропейцами и праиндоевропейцами были те,кого принято называть слав-янами.Хотя это поздний и не единственный этноним «пранарода».Другие названия– это арии-ярии,расены, венеды-венеты,русы,скифы-сколоты и т.д.»(«Дорогами богов. Почему русских вычеркнули из древней истории»)Отметим, что Ю.Д. Петухов, считал, что: «Прародины индоевропейцев-русов, как первичная и так и вторичные,находились в местах их обитания на Ближнем Востоке,в Малой Азии,на Балканах,в Средиземно-морье,Сев.Причерноморье,на Волге,Дону и Южном Урале.»
  ""Сарынь на кичку!", ещё один русский боевой клич, который, как считается, использовали казаки- "Сарынь на кичку!". Хотя словарь Даля объясняет и то, что такое сарынь (чернь, толпа), и что такое кичка (нос судна),происхождение этого боевого клича остается загадкой. Если верить Далю, то такой клич был принят среди морских разбойников ушкуйников, которые, нападая на лодки кричали "Сарынь на кичку!", что значило - "вся чернь на нос лодки, не мешайтесь под ногами".
Есть и другие версии, они представляются не менее интересными. Так, искусствовед Борис Алмазов предположил, что "сарынь на кичку" восходит к половецкому "Сары о кичкоу", что переводится как "Половцы, вперед!".Также вызывает интерес сакская версия,по которой уже известный нам клич происходит от сакского "Сэриини к;скэ" ,что переводится как "Дадим бой!".Кус- сила,сэрии- воинство."(Кириллица-24)
  (ст."Храбрые как тигры и искусные в стрельбе» - поход Ерофея Хабарова на Амур (1649-1653 гг.)",Катехизис и Катарсис,2024) "В 1646 г., когда Поярков вернулся в Якутск, русские промысловики отыскали более удобную дорогу на Амур по притоку Лены Олёкме. Впервые о том, как добраться коротким путем до владений даурского князя Лавкая (дауры- монголоязычный народ),услышал от тунгусов Григорий Вижевц-ев, промышлявший на впадающей в Олёкму речке Тугир.Однако после малоудачного похода Пояркова власти Якутска не предпринимали больших усилий для организации новой экспедиции в Приамурье.Об Олёкминском пути стало известно Ерофею Павловичу Хабарову, разбогатевшему выходцу из устюжских крестьян, владевшему пахотными угодьями на верхней Лене. Он добился разрешения на поход у проезжавшего через Илимск нового якутского воеводы Дмитрия Францбекова.Хабаров организовывал эксп-едицию за свой счет,взяв большую часть средств в долг у воеводы. «В Дауры» вызв-алось идти 70 добровольцев,которые называли себя «охочими казаками».Они,в отлич-ие от служилых людей, не получали жалованья и рассчитывали только на добытое в походе.В 1649 году отряд отправился из Илимска на двух стругах. Хабаров проплыл по Лене до впадения в нее Олёкмы, поднялся по ней, преодолевая пороги, до устья речки Тугир, где было устроено зимовье. В самом начале 1650 года русские пошли через Тугирский волок, суда тянули на нартах. Перевалив горы, отряд вышел к реке Урке,а по ней- к верхнему течению Амура,где правил даурский князь Лавкай.Русские нашли пять пустых городков.Услышав о приближении неведомого войска,дауры покин-ули свои жилища и отступили на восток.Князь Лавкай явился было на встречу с Хаб-аровым,но затем прервал переговоры.Узнав,что дауры собрали тысячное войско,Хаб-аров решил отправиться за помощью.Он оставил в главном городке Лавкая 50 «охочих казаков»,а сам отправился в Якутск.Там Хабаров расхваливал Приамурье как воист-ину «райскую землицу»,где много зверя в лесах,рыбы в реках,а главное- исключите-льно плодородная земля.По словам Хабарова выходило,что Даурия стоит всей осталь-ной Сибири,Амур станет для России второй Волгой.Воевода Францбеков оказал Хабар-ову всяческое содействие,и тот поспешил обратно на Амур уже во главе отряда в полтораста служилых и охочих людей с тремя пушками.Прибыв осенью 1650 г.в Лавка-ев городок,Хабаров не застал оставленной им полусотни казаков.Они отправились в поход вниз по течению Амура и подошли к городку даурского князя Албазы.Казаки построили рядом с Албазиным городком свой маленький острожек,откуда пошли на штурм,укрываясь от летевших стрел за осадным щитом на колесах.Дауры,видя малочи-сленность атакующих,сами сделали вылазку и отбросили казаков назад в их острожек .Дело принимало для русских плохой оборот,но тут появился Хабаров с новым отряд-ом.Видя прибытие свежего войска,дауры покинули свой городок.Хабаров остановился в нем на зимовку. По замерзшему Амуру казаки на лыжах и нартах обходили соседние поселения дауров и тунгусов и собирали ясак. Набранное из «охочих людей» войско Хабарова часто вело себя крайне жестоко по отношению к местным жителям, вопреки строгим предписаниям властей приводить «иноземцев» в российское подданство «лас-кой и приветом, а не жесточью». Хабаров, не имевший опыта «государевой службы», не всегда понимал,что крутые меры могут обернуться против него самого.По приказу Хабарова были казнены взятые у дауров и тунгусов заложники-аманаты.В результате оказались разорванными наладившиеся было нормальные отношения между русскими и местными жителями.Прекратились выплаты ясака,дауры покидали свои селения. Летом 1651 года Хабаров оставил Албазин и с целой флотилией речных судов отправился в плавание по Амуру.Соседний городок князя Досаула его жители подожгли,лишь увидев русские струги.Следующий городок,принадлежавший князю Гойгудару,решил сражаться. Конные дауры сначала пытались не дать казакам пристать к берегу.Русские все же высадились,и воины Гойгудара отошли в крепость,окруженную тремя линиями рвов и частоколов.Хабаров построил свои укрепления,откуда даурский городок обстреливали из пушек,пищалей и мушкетов.Дауры открыли ответную стрельбу из луков,земля была утыкана стрелами,«как нива стоит засеяна».Когда пушечные ядра пробили брешь в стене,казаки,одетые в куяки,прикрываясь от стрел щитами,бросились на приступ.Пе-рвый,«нижний город»,был взят.За вторую линию укреплений русские прорвались толь-ко на следующий день.Самый жестокий бой развернулся за последний,«верхний город» ,где были порублены саблями и поколоты копьями последние защитники Гойгударова городка.Спускаясь дальше вниз по Амуру, русские увидели брошенный городок князя Банбулая. Вокруг него колосились несжатые нивы.Большинство отряда на собравшемся круге решило остаться на этом месте,собрать хлеб и устроить постоянное поселение .Хабаров выгодно продал своим людям заранее припасенные серпы и косы.Однако чер-ез три недели «охочие казаки» бросили начатое дело и вновь отправились в плаван-ие,прослышав о богатых даурских улусах на реке Зее.К расположенной при впадении Зеи в Амур самой сильной крепости Даурской земли- городку князя Толги- был скры-тно выслан передовой отряд.Казаки-разведчики,подкравшись на легких стругах,неза-метно заняли мощные укрепления,пока дауры беспечно пировали на лугу под городск-ими стенами.Когда появились главные силы Хабарова,воины князя Толги увидели,что в их крепость уже проникли русские ратники.Дауры попытались укрыться в соседнем лесу,но с казачьих стругов выгрузилась конница,она окружила беглецов и заставила сдаться.От взятого в плен князя Толги потребовали заплатить огромный выкуп за освобождение своих жен и дочерей.Сам князь остался заложником-аманатом под выпл-ату ясака.Хабаров начал перестраивать Толгин городок в русский острог,чтобы ост-аться в нем надолго,казаки делили места под будущие дома.Но через несколько дней жившие под городком дауры разом сели на коней и умчались,бросив свои жилища.Ост-авшийся в руках у русских князь Толга отказался уговаривать своих подданных вер-нуться и вскоре заколол себя ножом.Оставшись без ясачных людей, Хабаров вновь отправился в плавание, запалив с досады Толгин городок. Уже осенью русские струги спустились по Амуру в земли дючеров и ачанов(ульчей)(тунгусо-маньчжурские племена).В Ачанской земле казаки стали устраиваться на зимовку.Хлеб здесь уже не возделывали,и русские пополняли запасы продовольствия рыбной ловлей.Половина от-ряда отправились на лов в низовья Амура.И тут на утренней заре 8 октября к Ачан-скому острогу скрытно подошла флотилия дючерских и ачанских лодок.На берег выса-дилось 800 воинов.Тихо сняв караульных,они подползли к острогу и подожгли его стены,однако поднятые по тревоге казаки потушили пожар.Хабаров повел казаков на вылазку.После двухчасового боя дючеры и ачаны отступили к своим лодкам и спешно погребли вверх по Амуру.Зима в Ачанском остроге прошла спокойно,предстояло стол-кнуться с новым,гораздо более опасным противником.Казаки уже слышали от дауров и дючеров о «богдойских людях»,иногда приходивших на Амур «с огненным боем».Богдо-ями называли подданных богдыхана- такой титул носил маньчжурский правитель Китая .Маньчжуры были воинственным народом,жившим южнее Приамурья.Незадолго до того, как русские впервые появились на Амуре,маньчжуры завоевали большую часть Китая, основав там новую правящую династию Цин.Русские первое время думали,что «царь Богдой»- всего лишь один из местных князей.Хабаров даже собирался заставить его признать власть русского царя.Маньчжурские власти тоже вначале не считали рус-ских опасным врагом. Чтобы разделаться с ними,из Маньчжурии был послан отряд в 600 человек под началом командира Сифу.У маньчжуров имелось огнестрельное оружие - 6 пушек и 30 пищалей,каждая с тремя или четырьмя стволами.На Амуре к Сифу при-мкнули полторы тысячи даурских и дючерских воинов.Утром 24 марта 1652 г.маньчж-урские всадники,одетые в доспехи,выехали к Ачанскому острогу.Дозорные подняли тревогу.Часть казаков ночевала в домах вне острога,им пришлось в одних рубашках перебираться через стену.Маньчжуры установили пушки и пищали и начали стрельбу по острогу,русские ответили своим огнем.Перестрелка продолжалась целый день.Ве-чером маньчжуры закрепились в брошенных домах и открыли с их крыш прицельный огонь.Под его прикрытием враги сумели вплотную подойти к острогу.Маньчжуры выру-били три звена бревенчатой стены и попытались принудить казаков сдаться.По приз-ыву Хабарова защитники острога поклялись умереть все до одного,но не отдаться живыми в руки «богдойских людей».Сдерживая натиск врага,казаки подтащили к прол-ому большую пушку и встретили штурмующих выстрелом в упор.Чтобы не дать маньчж-урам опомниться,Хабаров повел в атаку часть казаков,велев остальным не прекра-щать огня.В сгустившихся сумерках русское войско показалось маньчжурам неисчис-лимым.После жаркой рукопашной схватки неприятель отступил,оставив на поле боя 2 пушки и 17 пищалей,а также хлебный обоз.В бою маньчжуры и их союзники потеряли 676 человек,потери русских составили всего 10 убитых и 76 раненых.После сражения у Ачанского острога маньчжуры заговорили о русских с уважением: «храбрые как тигры и искусные в стрельбе».Ярким примером доблести и мужества казаков на Амуре стало также плавание отряда из 27 человек во главе с Иваном Нагибой по всему течению реки в 1651-1653 гг. Направленные на помощь Хабарову, они разминулись с ним, прорвались к устью Амура с непрерывными боями и смело пустились в морское плавание.У Шантарских островов казачье суденышко было раздавлено льдами,«вой-ско» Нагибы лишилось почти всего продовольствия и снаряжения,но,претерпев невер-оятные лишения,добралось до Якутска «сухим путем»,не потеряв ни одного человека и даже сумев взять ясак со встретившихся на этом пути тунгусов.Весной 1652 года Хабаров поднялся на дощаниках вверх по Амуру, чтобы восстановить связь с Якутском. Туда через Тугирский волок была отправлена собранная пушнина. Получив подкрепление, отряд Хабарова вырос до 300 человек. Однако, вопреки заведенным русскими в Сибири порядкам, Хабаров не останавливался в постоянном остроге, который стал бы центром присоединенной территории. Его войско плавало по Амуру в поисках провианта и добычи, которых было уже не так много, - все больше даурских и дючерских селений казаки находили сожжёнными или покинутыми.В августе 1652 г.в отряде Хабарова произошел раскол.Часть казаков самовольно уплыла в низовья Амура ,поставив там свой острог.Хабаров отправился следом и под угрозой пушек заставил смутьянов вернуться под свою власть.Сооруженный ими острог он пустил на дрова во время зимовки,а весной 1653 г.снова снялся с места и поплыл вверх по Амуру.К то-му времени действия хабаровского войска настолько заинтересовали Москву,что отт-уда был отправлен для проверки дел на месте высокопоставленный чиновник(«столь-ник»)Дмитрий Зиновьев.В сопровождении 330 ратных людей он прибыл в устье Зеи, где был торжественно встречен отрядом Хабарова в 320 человек и местными «князца-ми»,принявшими российское подданство.Хабаров и его полчане получили царские наг-рады(золотые монеты разного достоинства),но тянувшиеся вдоль Амура сожженные го-родки и запустевшие пашни убедили Зиновьева в необходимости смены руководства в хабаровском войске.Покоритель Приамурья был по сути дела арестован и отправлен для разбирательства в Москву.Зиновьев оставил за старшего пушкарского десятника Онуфрия Степанова по прозвищу Кузнец,который у Хабарова числился есаулом.Уезжая, Зиновьев дал указание завести на Амуре пашни и построить постоянные остроги.Од-нако хабаровцы и без своего командира продолжали действовать по-старому.Цитиру-ется по: Никитин Д.Н.,Никитин Н.И.Покорение Сибири.Войны и походы конца XVI- начала XVIII века."Злой московит.
  (ст."Бельские немцы» или как предок М.Ю. Лермонтова попал на русскую службу", Катехизис и Катарсис,2024) "Армия Речи Посполитой давно имела в своем составе отряды наемников(в основном пехоты)из Западной Европы и Лифляндии,а с началом польско-шведской войны их приток увеличился за счет общепринятой в то время пра-ктики зачисления на свою службу военнопленных и перебежчиков.«Немцы» (шотландцы и ирландцы),находившиеся в гарнизоне Белой,по всей видимости,перешли к полякам из войск Делагарди и Горна в 1610 г.,покинув их знамена под Клушином или Иванго-родом(во время спровоцированного Лисовским бунта).Видно, они остались недовольны жалованьем и на польской службе,почему и сдали крепость русским полкам,выговор-ив себе зачисление на царскую службу.Около 8 октября 1613 г.их капитаны- «шкотц-кие земли» Вилим Грим и «ерлянские земли» Томас Юстус- предстали перед самим Государем и получили «за службу» по сороку соболей,отрезы бархата и сукна.а царской службе две эти роты под общим именем «бельских немцев» или «бельских сидельцев» перешли на положение «служилых иноземцев». Они поступили в ведение Разрядного приказа и стали нести обычную конную службу,сохранив в неприкосн-овенности свое внутреннее устройство: правительство даже отказывалось назначать им ротмистров,требуя их выборности.Таким образом, до 1624 г.продолжали существ-овать обе роты: «шкотцких немец» ротмистра А. Мутра и «эрлянских немец» капитана Томаса Юстуса,— насчитывавшие вместе 130 человек.Разместившись поначалу в Москве ,они приняли участие в походах против «вольных казаков» и в погоне за Лисовским, а также в обороне Москвы в 1618 г. С 1616 г.«бельские сидельцы» регулярно появл-яются в составе Большого полка Украинного разряда на Туле,где часть из них впос-ледствии поселилась.После заключения перемирия некоторые вернулись на родину,а иные получили поместья в основном в северных уездах,послужив в начале 1630 гг. кадрами для новосформированных полков «нового строя».Одним из поручиков первого в России рейтарского полка стал «бельский немец»(шотландской роты),к 1633 г. уже помещик Юрий Лермонт- основатель русского рода Лермонтовых."Цитируется по: Курб-атов О.А.Военная история русской Смуты начала XVII века.Злой московит.
 (ст."Тройка у русских всегда считалась воплощением духовного начала",Кириллица, 2024) "Как и в европейской культуре,она символизирует полноту и завершенность. Почитание христианского понятия Троицы, которая представляет собой триединство, делает тройку обозначением совершенства и духовности.Сам человек также имеет троичную организацию, включающую тело, душу и дух. Геометрический символ тройки – треугольник,и в изображениях Всевидящего ока эта фигура становится обозначен-ием Троицы.Однако значимость тройки проявилась не только в русской религиозной мысли, но и в знакомых нам сказках, преданиях и в бытовых традициях. В фольклоре мы встречали трех богатырей, которые должны были победить трехголового змея-горыныча. У героя было три желания, он подвергался трем испытаниям, оказывался на распутье из трех дорог.Троекратный поцелуй на счастье стал русским символом."

  (ст."Почему казаки называли реку Дон «батюшкой",Кириллица,2024) "Река Дон для местных казаков имела сакральное значение— она фигурировала в фольклоре и зани-мала особое место в восприятии мира.Казаки называли реку «родимым кормильцем» и «батюшкой».Считалось,что души погибших на чужбине казаков во время бурь восстают и просят Господа перенести останки на тел на родимый Тихий Дон.Казаки уважите-льно называли реку Доном Ивановичем.Дону отдавали честь,данью уважения было нап-иться воды из реки,приговаривая,что она слаще меда и сахара.Передавая привет из далеких крев,казак просил напиться за него воды из Дона.Языческие корни.Но часто бывало,что к Дону обращались не только в радости,но и в трудную минуту.У казаков было принято извиняться перед рекой в случае проступков отдельных людей.Поклон-иться «кормильцу» и «батюшке» Дону нужно было,чтобы загладить свою вину перед рекой и всем донским казачеством.Поклонение природе и стихиям пришло к казакам еще из язычества.Например,уличенных в воровстве казаков обвешивали всем награб-ленным, после чего отправляли поклониться Дону. Предварительно их просили пройти по всему селу, чтобы все увидели воришку.Иногда вес уворованных вещей исчислялся десятками килограммов. Поэтому казак с окороком свиньи или мешком зерна на шее уже через короткое время падал от изнеможения. Но его все равно заставляли дойти до берега Дона, чтобы поклониться реке и попросить у нее прощения. Пока воришка шел, его могли сечь розгами или бить палками.Чтоб неповадно было.Бить поклоны Дону могли заставить и прелюбодеев.Известен случай,когда казака в Пятиизбянской станице поймали на измене с чужой женой.С мужчины сняли порты,а женщине подняли юбку.Раздетых любовников связали этими портами,после чего пустили по селу,чтобы другим неповадно было блудить.Для усиления эффекта на шею им повесили пустые ве-дра,по которым колотили,привлекая внимание окружающих.Подобное «срамление», завершавшееся поклонами Дону,было вполне привычным делом для донских казаков. Сам факт поклона реке означал признание преступником вины,своего рода покаяние."

  (ст."Тятя»: откуда произошло это русское слово",Кириллица,2024) "Привычное для нас обращение «папа» появилось сравнительно недавно, чуть более 100 лет назад. Вплоть до XX века на Руси среди простого люда отца называли «тата», «тятя» или «батя»,но уж никак не «папа».Это слово пришло в русский язык из французского. Кстати,в некоторых деревнях Сибири отца так и называют тятей.Причин происхожде-ния этого исконно русского слова несколько,рассмотрим самые популярные из них. Детский лепет.Детям было сложно выговорить старославянское слово «отец»,а уж тем более «батюшка».Поэтому они заменили обращение к отцу на «тятя»,которое потом переняли и взрослые.Общий индоевропейский корень.По мнению лингвиста Макса Фасм-ера слово «тятя» произошло от индоевропейского слова «t;ta».Например,в древне-индийском языке слово «tatas» значит «отец».У поляков и словенцев tata означает «отец»,литовцы обращаются к отцу «t;;vas».Алексей Иванович Соболевский, русский лингвист, полагает, что исходным словом для «тяти» было tete. От этого слова произошло древнепрусское обращение thetis, только в их языке оно означало «дед». Он также не исключал и версию появления слова «тятя» в результате упрощения сложной лексемы детьми.Слово имеет хеттское происхождение.По мнению французского лингвиста Поля Мейе слово «тата» имеет хеттское происхождение.Отца эти народы называли atta-,при этом слово имело звательный падеж.Поль Мейе считал,что слова tata и atta идентичны.Заимствование из тюркского.Другая группа лингвистов полаг-ает,что слово «тятя» взято из тюрского языка.У тюркских народов отца называли atta или att.Именно от этих слов и произошло привычная нам лексема «атаман»,поз-аимствованное казаками.Но может появиться вопрос о происхождении слова ata— тюр-кские народности позаимствовали его из индоевропейского языка,взяв за основу сл-ово t;ta».Кельтские корни.Этой экзотической версии придерживается известный фил-олог XIX в.— А.А.Шахматов.Он полагает слово «тата» стало производным от оtьсъ, позаимствованного из кельтских языков.Нужно уточнить,что в кельтском языке это слово имеет немного другой оттенок,больше употребляется как «хозяин».Если рассм-отреть общее происхождение восточноевропейских славян и осевших на территории современной Европы племен,то эта версия не покажется такой уж и невероятной.Нен-аучные версии.Слово «тата» могло быть взято у готов,они так называли своего вож-дя.Другая версия происхождения— славяне позаимствовали слово «тятя» у скифов."

  (ст."ЗА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТОЙ Славянское фэнтези",Татьяна Супельняк,2024) ""Дорога в гору казалась бесконечной – самое время задавать вопросы и выслушивать ответы.
– А почему реку назвали Смородиной? Не встретила на берегу ни одного куста с ягодами.– В старинных легендах часто упоминается смоляная река, разделяющая миры живых и мертвых: «Не вода в реке бежит,а огонь горит,выше леса пламя полыхает». – Мой эрудированный брат,знающий множество народных сказаний,привычно пустился в объяснения.– Как правило,при жизни в Навь попасть не стремятся– разве что како-му-то искателю приключений вроде нас с вами очень уж приспичит.Но толком про это место ничего не известно– вот люди и сочиняют фантастические истории,наделяя их жуткими подробностями.Слово «смородина»– скорее всего,производное от «смрад». Смерть для большинства людей ассоциируется с тленом,разложением,гниением,которым сопутствует неприятный запах– смрад,вот реку и назвали Смородиной.Мы с Ладой непроизвольно сморщили носы, но воздух вокруг оставался необыкновенно свежим и чистым – особенно в сравнении с тем, которым дышат на улицах городов моего мира горожане: табачный дым,выхлопные газы,выбросы промышленных предприятий состав-ляют неповторимое «амбре». Берендеи, попав туда, в лучшем случае, потеряли бы сознание, а мы ничего – привыкли.– Вода в реке и впрямь была черная, как смола. Но если в сказках упоминается река Смородина, то где-то должен быть и Калинов мост? – спросила я, припомнив сказку про Чудо-Юдо и Ивана – крестьянского сына.
– Возможно, он и существует, но мы до него, слава Роду Всемилостивому, просто не дошли: ведь если верить сказаниям, э тот самый мост и есть тот последний рубеж, который минуют людские души, чтобы попасть в царство мертвых. Калинов мост, как говорят предания, охраняется трехголовым змеем. Так что мы уж лучше как-нибудь своими силами,на лодочке.В этом я,как никогда,была солидарна с братом. Остальные тоже согласно помалкивали– даже кот,как это ни странно– устал,наверное,бедолага .Оглянулась,чтобы подбодрить Баюна и с удивлением отметила,что тот весьма энерг-ично переставляет лапы,голова гордо запрокинута,уши топорщатся,хвост трубой– все признаки нешуточной обиды налицо.– Что случилось,Баюшка?- Кот,выдерживая положе-нную паузу,помалкивал и шагал вперед,но в конце концов не выдержал:– Существует куда более простое объяснение: Смородина– пограничная река между миром живых и царством Бога мертвых Мора.Недаром говорят «Мор напал»! А Калинов мост лично для меня ассоциируется с Черной Матерью-Кали– Богиней разрушения и Смерти.– Не буду спорить с тобой, дружище. Ты, несомненно, кладезь мудрости и наш светоч знаний, – нашелся дипломатичный Иван.– Но знаешь,как говорят: сколько людей…– Он бросил взгляд на недовольную усатую морду и уточнил,– и котов– столько и мнений. Такой ответ,по всей видимости,устроил нашего всезнайку,потому что он с победным видом обогнал нас и возглавил отряд.Миновав вершину крутого холма,все с облегч-ением вздохнули– спускаться,как правило,гораздо легче.Страшно хотелось присесть и выт-януть натруженные ноги,но передохнуть никто не предложил– поскорее бы добр-аться до места,тем более что видневшаяся внизу избушка подогревала интерес.По мере приближения к жилищу Привратника удалось разглядеть диковинный частокол,которым был обнесен небольшой участок отвоеванной у леса земли.Любопытство сменилось из-умлением,а потом испугом и брезгливостью: домик окружал частокол из… человеч.ко-стей,на большинстве которых красовались выбеленные ветрами черепа.Перед нами во всей красе стояла избушка на куриных ножках об одном окошке из страшных детских сказок про Бабу Ягу-Костяную Ногу.Похоже,нам предстояло встретиться с легендарн-ым существом женского роду-племени и,возможно,настоящей людоедкой.Мои нервы сда-ли,и я испуганно заверещала:– Вы тоже это видите? Если нет,ущипните меня,пожал-уйста,и я немедленно проснусь.– Не поможет,– Иван,ускорив шаг,приблизился к заб-ору вплотную и внимательно пригляделся.– К тому это вовсе не человеч.кости.– А чьи?– не успокаивалась я.– Да ничьи, – хмыкнул брат, рассматривая и ощупывая сам частокол и то,что было нанизано на него сверху.– Ну и воображение у тебя,сестр-ица Аленушка, перестань пугать народ страшными фантазиями. Это просто узловатые растения – что-то вроде бамбука, на которых сушатся неизвестные продолговатые бледные плоды. – Он приподнял и продемонстрировал один из «черепов». – Видишь, они уже высохли на солнце и сморщились.– А куриные ноги под избушкой?– Где это ты видела курицу с четырьмя ногами? – Вслед за Иваном засмеялись и остальные. – Это просто узловатые пеньки, на которых возвышается симпатичный домик. Возможно, они спасают его от здешних катаклизмов – ураганов или бурь – не исключено ведь, что они и здесь случаются.Давай не будем спешить с выводами.Еще немного,и ты заявишь,что хозяйка питается человечиной.Мне представилось, как недовольная Привратница с бородавкой на длинном носу недовольно кричит «Фу-у-у, человечьим духом пахнет!», но братец привычно пустился в разъяснения, и страшные фантазии развеялись.– В сказках вокруг избушки Бабы Яги (Привратницы) неспроста поставлен частокол из человеческих костей. Тот, кто не готов пересечь последнюю черту и войти в Навь,испугается и отправиться восвояси.А вот смельчака Баба Яга обязате-льно наградит за отвагу мечом-кладенцом,ковром-самолетом или какой-нибудь полез-ной информацией,которые помогут ему получить желаемое.Выслушав объяснение, я решила, что больше не буду бояться: может, и в самом деле «не так страшен черт (в данном случае Баба Яга),как его(вернее,ее)малюют»? А еще мне очень хотелось получить все сразу: и меч, и ковер, и нужные сведения. Я отважно шагнула вперед и в соответствии с известными традициями русских народных сказок потребовала:– Избушка,избушка,повернись к лесу задом,ко мне передом!– Та не шелохнулась, и я обиженно прикусила губу: ведь вроде бы все сделала правильно! Или все-таки нет?
– Может, теперь я попробую? – лукаво предложил Иван.Я скептически пожала плечами и отступила назад,предоставив брату возможность повторить мой опыт и втайне на-деясь на отрицательный результат.Он и повторил,но по-своему:– Избушка,избушка, встань ко мне лицом,а спиной– к лесу.Встань,как мать тебя поставила!Бревенчатая стена– о,чудо!– подернулась дымкой,и перед нами появилась прикрытая навесом при-стройка с крылечком и спускающейся до земли лесенкой.Высказаться в том смысле, что так нечестно,я не успела: на пороге показалась высокая женщина с густыми че-рными волосами,толстая коса обвивала голову,как змея.Внешне хозяйка чем-то напо-минала нашу Агату,но так,будто талантливый художник написал на нее дружеский ша-рж: нос был крупнее,глаза– не такими большими и выразительными,губы– уже,брови – кустистее,а бюст значительно уступал в размерах тетушкиному.Одетая в темное пла-тье женщина выжидательно смотрела на нас,а мы растерянно– на нее.Даже общитель-ный Соломон отчего-то не нашелся сразу,что сказать.Первой опомнилась Лада:– Доб-рого утра Вам,хозяюшка.Не укажете путникам дорогу?Вслед за княжной с опозданием поздоровались остальные,а Рослав отвесил земной поклон.Пройдоха-кот, наверстывая упущенное,принялся виться вокруг хозяйки и тереться о ее ноги,выражая симпатию и завоевывая доверие.Лицо женщины озарила приветливая улыбка,сделавшая его более привлекательным,и нас пригласили войти в дом,внутреннее убранство которого оказ-алось похожим на то,что я уже видела у тети в деревне.И на подоконнике стояло точно такое же блюдечко с кашей– вот сейчас появится знакомая птица и…– Карраул! – легок на помине, заорал протиснувшийся в открытую форточку ворон и спорхнул на стол.Почему-то я нисколько не сомневалась, что это наш пернатый оракул, хотя после всех происшествий с его непосредственным участием назвала бы его другим, более подходящим, словом – аферист. А как еще охарактеризовать существо, которое живет и кормится в трех мирах и при этом время от времени впутывается в сомните-льные истории,помогая грабить мирных путников на лесной дороге и предрекая добр-ым людям ужасные события? Я раскрыла рот,чтобы разоблачить его,но ворон опередил .Он покрутил головой,осмотрел нас одного за другим,словно пересчитал по головам, каркнул «Поррядок!» и,удовлетворенный несложным арифметическим действием,успок-оился.А вдруг птичка приставлена к нам Йогиней-Матушкой– следить,чтобы мы не сб-ились с пути истинного,а о результатах своих наблюдений докладывать ей? Или это всего лишь мои очередные домыслы? Я внимательно посмотрела на ворона,но птах предпочитал держать свои секреты при себе,предоставив мне самостоятельно ломать над ними голову.– Серрафим пррибыл коррмиться! – заявил он и занялся кашей.Ага, значит,здесь его зовут Серафимом.Или это творческий псевдоним,как у нашего кота? Я вопросительно посмотрела на Соломона,надеясь получить какие-то разъяснения,но тот отвел взгляд и принялся вылизывать шерстку.Вот хитрец!– Располагайтесь,отд-охните с дороги.– Хозяйка жестом пригласила нас с сестрой занять места за стол-ом.Ивану с Рославом приглянулась скамья у окошка с видом на лес. Протискиваясь мимо нас, братец жестом приказал помалкивать – как раз вовремя: меня распирало от желания обругать птицу,упорно игнорирующую старых знакомых и говорящую загад-ками,внося путаницу в нашу и без того нелегкую жизнь.Наступило время познакоми-ться поближе.– Зовите меня Ягой,– сделав ударение на первом слоге,представилась хозяйка.Мы поочередно назвали себя.Подошла очередь кота.– Я– мудрый и добропоря-дочный Баюн из рода баюнов-сказителей по кличке Соломон,путешествующий по собст-венному усмотрению и гуляющий по своему желанию.Вам не кажется,что настало время подкрепиться?Кот,конечно,вел себя бестактно,но я бы не отказалась выпить чаю(же-лательно,с бутербродом).Иван шикнул на мохнатого спутника,но Яга его остановила.
– Живым нужна весомая причина,чтобы осмелиться явиться сюда,поэтому вам придется мне все рассказать,– предупредила женщина и принялась накрывать на стол.После традиционной во всех мирах отварной картошки с овощным салатом и чая с наивк-уснейшими пирожками,начиненными душистыми ягодами,нас с Ладой разморило.Заметив ,что гостьи «клюют носами»,хозяйка предложила нам отдохнуть.Иван и Рослав оста-лись в кухне,а мы,наплевав на приличия,соответствующие княжеской чести,отправи-лись на хозяйскую кровать– спать."
  (ст."Необычные мексиканские статуэтки с холма Эль Торо: поделки или наследие?
",Запретные Темы Истории,2024) "Как уже говорилось,большую часть собрания Джуль-сруда составляют многочисленные антропоморфные статуэтки.Причем,в первую очередь бросается в глаза разнообразие антропологических типов,представленных в скуль-птурах коллекции Джульсруда.Большинство из них изображают американоидов.Но есть статуэтки,в чьих чертах угадываются кавказоидные или негроидные черты.Что это? Свидетельство того,что древние индейские скульпторы были знакомы с представи-телями других человеческих рас?Но современная американистика не хочет признавать возможности тесных контактов между древними культурами Старого и Нового Света. Равно как современные исследователи не хотят признавать того, что на территории современных США и Мексики проживали представители других, кроме монголоидной, рас. И это при том, что число находок костных остатков представителей других рас на этих территориях исчисляется десятками.Но официальная наука усиленно стара-ется не заниматься их изучением,поэтому сведения об этих фактах ограничены крат-кими упоминаниями о самих находках, после чего, как правило,наступает гробовое молчание,лишь изредка нарушаемое голосами редких энтузиастов,которых не устраи-вает «прокрустово ложе» современной антропологии и которые пытаются продолжать исследования на свой страх и риск.Например,в 1982 г.Рассел Берроуз обнаружил в штате Иллинойс пещеру,содержавшую собрание различных древних артефактов,в кот-ором присутствовали каменные таблички с резными портретными изображениями егип-тян,финикийцев,римлян,нубийцев,а также камни с надписями,сделанными греческими и финикийскими буквами.Не удивительно,что находки Рассела Берроуза были объявлены фальсификацией.Следует также отметить факт наличия в коллекции Джульсруда немно-гочисленных скульптур, относящихся к известным культурам Древней Мексики – майя, тольтеков, ацтеков. Но они единичны. А вот скульптур и образцов посуды местной культуры чупикауро значительно больше,более сотни,что,однако,не вызывает удивле-ния.Правда,сегодня уже невозможно установить происхождение этих образцов: были ли они найдены на склонах холма Эль Торо или же это результат того,что местные крестьяне несли Вольдемару Джульсруду все древности,которые находили в окрестн-остях.Еще одной отличительной чертой коллекции Вольдемара Джульсруда является наличие скульптур,изображающих людей в движении.Такой стиль изображений соверш-енно не характерен для древней Мезоамерики.В подавляющем большинстве известных археологических культур антропоморфные скульптуры статичны,показ человека в дв-ижении древние мексиканцы не использовали.А в собрании Джульсруда есть даже цел-ые скульптурные группы,изображающие конкретные жанровые сценки: перенос тяжестей ,парный танец,сражение человека с монстрами или динозаврами.Интересен и другой факт.В коллекции присутствуют достаточно многочисленные скульптуры, изображающие антропоморфных существ с хвостом и головой, увенчанной парой небольших рогов.Но ведь подобные изображения имеются и в иконографическом комплексе камней Ики.Впр-очем, в этом нет ничего удивительного. Подобные изображения рогатых и хвостатых человекообразных существ известны во многих древних культурах как Старого,так и Нового Света.Но в собрании Вольдемара Джульсруда находятся предметы гораздо бол-ее удивительные,что и стало «камнем преткновения» в деле признания его коллекции подлинной. Дело в том, что примерно 2 000 — 2 500 статуэток представляют собой изображения динозавров.Причем,разнообразие типов древних пресмыкающихся вызывает истинное изумление.Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонто-логической науке виды: и многие другие.Есть огромное число статуэток,которые соврем. палеонтологи идентифицировать просто не могут,как,например,крылатых драконов. Более того,таких изображений не идентифицированных древних ящеров в коллекции гораздо больше,чем известных науке видов.Это отличает две коллекции– Джульсруда и Кабреры.В иконографическом комплексе камней Ики большая часть изображений динозавров в определенной степени подчиняется шаблону. Среди мексиканских изображений древних ящеров тоже можно легко узнать отдельные виды. Но при этом каждая скульптура совершенно индивидуальна, видно, что фигуры выполнены разными мастерами. Более того, не отпускает ощущение, что изображения делались с натуры. Древние животные показаны в движении,на многих скульптурах тщательно проработаны детали.Например,у ящера,резко повернувшего голову в сторону,показаны сложенные «гармошкой» складки шкуры на шее.Другая скульптура изображает зауропода,который протянул длинную шею под брюхом и нюхает у себя под хвостом.Совершенно также уд-ивительно,что некоторые динозавры изображены…улыбающимися.Такой антропоморфизм свидетельствует об определенном чувстве юмора древних мастеров.Еще одна общая черта– скульптуры зауроподовых ящеров со спинными пластинами.Как уже упоминалось в начале книги,только в начале 90-х годов прошлого века палеонтологи обнаружили свидетельства образования таких кожных спинных образований у таких видов диноза-вров.А коллекция Вольдемара Джульсруда была сформирована почти за полвека до эт-ого открытия.Что это: неуемная фантазия местных «фальсификаторов» или их гениал-ьная прозорливость? Или,все-таки,веское свидетельство в пользу подлинности обеих коллекций.Кроме того, скульптуры мексиканских динозавров демонстрируют большое разнообразие этой части тела. Кожистые образования имеют различные формы. Есть треугольные и ромбовидные спинные пластины, есть пластины, загнутые вперед, а не назад. У многих скульптур изображены не пластины,а конические спинные шипы.Этих шипов может быть один ряд, а может и три.Есть скульптуры со спинными «парусами», характерными для многих известных видов древних ящеров. Некоторые фигуры имеют кожаные пластины не только на задней, но и на передней части шеи. У других на спине вместо пластин имеется длинная грива. Впрочем, я не буду здесь подробно останавливаться на рассмотрении коллекции Вольдемара Джульсруда, поскольку ей будет посвящена следующая книга. Но несколько характерных моментов необходимо подчеркнуть.В собрании имеется целый ряд скульптур зауроподовых динозавров,сто-ящих на задних ногах.Опять-таки,только в конце ХХ в.палеонтологи пришли к выводу ,что эти древние гиганты без труда вставали на задние,более мощные ноги,и кор-мились таким образом молодыми побегами на верхушках деревьев.Что,неужели и такую возможность предвидели мексиканские «фальсификаторы»,якобы фабриковавшие эти вещи в середине прошлого века?Но самое важное то,что,как и в случае с коллекцией доктора Кабреры, собрание Джульсруда содержит значительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов. Иконография изображений наводит на единственную мысль, что люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем, это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений – от борьбы двух столь казалось бы несовместимых видов живых существ до изображений явного процесса доместикации динозавров человеком. В сценах борьбы, как правило, трудно определить конкретный вид динозавров. Они, скорее, напоминают мифологических драконов, хотя и изображенных очень детально. Люди, вступающие с ними в борьбу, часто показаны облаченными в шлемы и держащими в руках щиты или ножи. Кстати, в ряде композиций сцена сражения человека с ящером дополнена третьим персонажем, а именно,крупной змеей.Опять налицо прямая аналогия с иконографическим комплексом камней Ики."(А.Жуков)


Рецензии