Рецензия к фильму Молодость Без Молодости
Ну, это весьма мутная философическо-фантастическая драма от великого Фрэнсиса Форда Копполы. У легендарного мастера, у которого практически все герои пребывают где-то во тьме (как в образном, так и в обычном значении слова), из современных фильмов (после 2000-ого года) я видел только два. "Между" и этот. В первом случае режиссёр убрёл куда-то в мистический дарк-фэнт. В этом - вообще чёрт знает куда. В артхаусную абстрактную философию с тяжело воспринимаемыми смыслами. Смыслы-то определённо есть. Но в двух простых словах о них рассказать сложно. Тут прозвучала одна замечательнейшая фраза. Тут главный герой, по большому счёту, сверхчеловек, говорит, что сам не понимает, что с ним происходит. Так куда же мне-то, сверхнедотёпе, вскрывать смыслы жизни?))) Нет, то что он не понимает, что с ним происходит в плане фантастики - это логично. Там чисто фантастика. И никакая наука не объяснит это. Ни философия, ни биология, ни лингвистика. И мне показалось, он также не понимает, что с этим всем делать. И даже не пытается разобраться. И мне, глупенькому зрителю (конкретно про себя говорю) подталкивают вот так эту кучу непонятностей и говорят, мол, на, сам разгребай её. Не, я-то разгребу. Зритель для этого и нужен: разгребать то, что нагребли артхаусники.)) Наверное, это полезно для ума...)) Но вот что я точно могу сказать. Мне не очень понравилась структура фильма. Он у меня разделился на две части. Ровно по часу каждая. И к концу первой части я начал реально уставать. И думаю: "Блин! Ещё целый час же!" Но вторая часть вроде как опять растормашила. Там уже другая история. С новым важным персонажем. Как бы две истории, связанные одной концепцией. Да, вторая напрямую вытекает из первой. Но перепад ощутим. Я устал смотреть к середине. Потом снова воскрес, но я не люблю, когда так. Ну и я знаю, что такое молодость без молодости, потому что у меня и сейчас иногда спрашивают паспорт при покупке сигарет, так что просто перейду к сути.
Где-то в маленьком румынском городке очень сильно не спалось одному семидесятилетнему старику. Во-первых, он боится того, что не сможет дописать какую-то Великую Книгу, цель всей его жизни. Во-вторых, у него мигрень. И решил пойти на улицу проветриться. Встретил там знакомого. А тот ему и говорит, мол, ты что, совсем чокнулся? Куда ты в рождественскую ночь вылез-то? Нет, в рождественскую ночь гулять можно и даже нужно. Но не в одной пижаме же! Тем более в семьдесят лет. И старик побежал назад. С чётким намерением рано или поздно открыть Голубой Конверт. Рано или поздно наступило. 1938-ой год. Бухарест. Пасха. Старик шёл под дождём, прижимая таинственный Конверт к груди. И вдруг в него шарахнула молния. Прямо та, которая с неба шандарахает. Он на вокзальной плащади. Вокруг тысячи людей. А эта электрическая сволочь именно его выбрала. Да ещё и конверт с зонтиком сожгла. Старика тоже сожгла, но не до конца. Обуглила, так сказать. И каким-то чудом он выжил. И перебинтованный с ног до головы, как фараон, очнулся на больничной койке. Ну как очнулся... Общался, сжимая палец доктора, отвечая на вопрос "да или нет?". Из этих сжатий выяснилось, что чудом выжившему семьдесят лет; что у него нет семьи; что он - философ-лингвист, ещё недавно читавший лекции в университете. Никто не спрашивал, в здравом ли он уме. Поэтому старик и не отвечал на этот вопрос. А сам прекрасно понимал, что до сегодняшняго дня он не был в здравом уме. Что у него был старческий маразм, возможно, граничащий с Альцгеймером. Но сейчас-то он всё это (и не только это) помнит и осознаёт! Из-за этого маразма он и хотел открыть Голубой Конверт. Не, в этом конверте не было написано имя победителя Евровидения. Там был обычный стрихнин. И старик хотел его скушать на Пасху вместо кулича. Потому что не закончил Великую Книгу. А с маразмом её вообще хрен закончишь. А тут маразм пропал. Более того! Когда старика разбинтовали, он стал моложе на тридцать пять лет! И внешне, что отметили молоденькие медсёстры, ухаживающие за ним. И внутренне, что отметил и сам лингвист. Потому что вскоре понял, что его мозг не просто помолодел. Он стал супермозгом! И теперь лингвист сможет дописать свою Великую Книгу. О чём она? Да всё просто. Об истоках языка и, в связи с этим, формированием сознания. В принципе, обычный философский трактат. На который он угробил всю свою жизнь, и её не хватило. Но старик не только помолодел. У него ещё появилось второе Я. Только оно не внутри, а рядом. Похоже на шизу? Согласен. И поможет ли это обновлённому философу достигнуть Цели Жизни?.. Я не читал румынского философа, по повести которого снят фильм. Я не буду превращать чащу в кучу выворотней. И моё мнение о посыле бедет, скорее всего, не очень верным. Может быть, даже глупым. Но с моей философией тоже можно считаться.)) Всё очень просто. Человек в молодости посвятил всю свою жизнь Цели Жизни. Просрал и молодость, и взрослость, и старость. И нихрена ничего толком не добился. Нет, добился, конечно. Студенты маразматиком называют, но с уважением. Я лично вижу тут отрицательный исход, когда человек полностью уходит в себя и пытается добиться своей цели. И цель тут явно абстрактная. Ну, блин! Протоязык! Его никто и никогда не узнает. Это невозможно. Придётся учить язык бактерий... До языка Адама и Евы быстрей дойдёшь, но это же не криптоязык. И жить, пытаясь найти край бесконечности, это, конечно же, молодость без молодости.
Свален на меня был нагло неба грозовой конфликт.
Ладно Гарри в доме магла. Но не я! Седой реликт!
У меня, пенсионера, суицидника, лингвиста,
Молния снесла "фанеру". И трубу, и трубочиста...
Я хочу понять, как люди, научились говорить..
Всё доступное на блюде. А они - отрыжку скрыть...
Молодость - она одна. Нет другой, поверьте.
Там счастье, боль, Она, вина. И слова нет о смерти...
Свидетельство о публикации №224052001291