Небольшой комментарий к обзыванию всех Иудами

Пару недель назад наконец-то посмотрел фильм "Иуда". Это отечественное кино две тысячи тринадцатого года, снятое по рассказу "Иуда Искариот" Леонида Андреева.

Если кому интересно будет, потом могу и про фильм рассказать. Посмотрел фильм, пролежал, подумал и вспомнилось, что особо сердобольные и ретивые граждане-правдорубы очень любят в своих статьях по поиску страшных предателей дописывать в итогах что-то похожее:

— Вот такой вот предатель! Что, Иудушка, получил своих тридцать серебрянников?

Конечно, мы тут уже все привыкли, что это синоним предательства, что Иуда Искариот на пару с Люцифером на девятом круге ада в "Божественной комедии" Данте уже две тысячи лет глядит замёрзший мордой вниз. Там же находится и старый товарищ Гая Юлия Цезаря - Марк Брут.

Вот чем, кстати, в качестве апогея предательства плох Брут? Почему его нельзя сделать нарицательным именем? Выражение "и ты, Брут?" тоже успело стать крылатым, но обзываются как правило в первую очередь Иудами.

И стало за Иуду очень обидно. Не только потому, что это был самый прекрасный, щедрый и доброй души человек, дороживший своими окружающими, а за то, что его предательство в истории должно стоять особняком от остальных. Клеймить всех подряд Иудами - это признак дурости самого человека.

Предательство Иуды - вещь сложная и очень многогранная. Посыл статей про предателей, которые всех тоже предали исключительно за денежку, туп до невозможности. Да, даже апостолы, особенно Иоанн, акцентировали внимание на жадности Иуды. Деньги здесь действительно играют важную роль, но это, можно сказать, спусковой крючок самого громкого предательства в истории.

Начнём издалека. Кто вообще есть такой Иуда Искариот? Подробности биографии, даже если сложить все источники, довольно скудные, фактической информации не так уж и много. В апостольской общине был вторым по счёту Иудой, а чтобы остальные не запутались, то назвали его Иудой Искариотом.

Единственный из всей компании апостолов являлся выходцем из Иудеи, скорее всего, из города Кариот (это одна из версий). Все остальные апостолы - жители Галилеи. Это такой не самый приятный для жизни регион по тамошним меркам. У вас же наверняка в городе есть район с дурной репутацией? Вот и Галилея две тысячи лет назад больше всего была похожа именно на такое место. Иудея была сосредоточением интеллигенции и капиталов, тогда как Галилея - обитель нищеты, криминала и люмпенов. Этот факт повлиял на многое и пригодится нам в дальнейшем.

Конкретных подробностей по становлению Иуды апостолом нигде особо и нет. Апокрифы, конечно, вещь интересная, но там нередко столько порожняка написано, что аж читать страшно, засим опираться на конкретные факты будем исходя из канонических документов. В целом - Иуда ничем не отличался от других апостолов. Характер, конечно, так себе, но исцелять прокаженных и выгонять бесов мог, как, собственно, и все остальные.

В общине апостолов Иуда становится казначеем. Иоанн Богослов писал о том, что тот ещё и подворовывал из казны, складывавшейся из пожертвований. К слову, в Евангелиях нет ни одного эпизода, где Иуда сделал бы что-то хорошее - чувствуется особая любовь к товарищу Искариоту от его коллег. Даже когда Иуда предложил продать дорогущее миро и раздать деньги нищим - это когда Мария, сестра Лазаря, помазала этим маслом ноги Христу - и этот момент многие толкуют как проявление жадности Иуды. Миро стоило бешеных денег, а Мария на такой подарок не поскупилась, что и покоробило Иуду. Да и на нищих Иуде было в целом по барабану - он хотел лишний раз выцепить пару монет из казны, пока бы им раздавали.

Время шло. Последователей Христа в землях Палестины становилось всё больше, денег в ящичке прибавилось за это время тоже прилично. Думаю, Иуда время зря не терял и клал себе побольше. И вот здесь начинается самое интересное - всё идёт наперекосяк.

А что мешает товарищу Иуде просто дальше воровать деньги втихушку и довольствоваться тем, что есть? Влезть в голову мы к нему не сможем, но сам факт - если бы не его предательство, он так и жил бы всю жизнь с денежкой в кармане. Пожертвования не иссякли, не прекратились и никуда не делись. Дожил бы спокойно лет до семидесяти, купил бы себе дачу и сидел бы там на скамейки и ел финики. Но дёрнул же чёрт...

И правда дёрнул, кстати.

Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати (Лк.22:3)

Видя такого интересного гражданина, товарищ сатана не отказался воспользоваться такой возможностью пройтись по полной программе.

Что происходит с Иудой? Нужно понимать контекст происходящего. Иудеи ждали Машиаха или, если говорить более понятным языком, Мессию. Мессия - это спаситель иудейского народа, который, если смотреть на иудейские писания, должен был быть мегасупергипер Царём, который бы был абсолютно идеальным правителем всех времён и народов. При нём бы евреи запановали и катались бы как сыр в масле, победив вообще всех, кого только можно было. Именно об этом знал Иуда, который жил в Иудее - жители Галилеи об этом были осведомлены куда меньше. Как я и писал ранее, этот факт нам понадобился знать то, что знал в свою очередь Иуда.

И тут появляется Равви, который претендует на место того самого Машиаха. Те, кто встречают Христа, остаются в восторге - вот Он, тот самый Царь, сейчас как к власти придёт, как римлян скинет, как заживёт Иудея! Иуда тоже поверил в Христа как именно в такого Машиаха. В принципе, все апостолы тоже поверили. Искариот горячо верил и ждал, что вот-вот Иисус начнёт командовать легионами, а народу дадут по три мешка счастья и никто не уйдёт обиженным.

В действительности происходит следующее - двенадцать избранных учеников босиком ходят за Учителем по всем землям подряд, где их нередко шпыняют, выгоняют из городов и вообще бесноватыми обзывают. Никаких признаков воцарения Христа не наблюдается - вместо того, чтобы агитировать население восстать против римлян и отвоевать свою независимость, Иисус говорил о любви, о милосердии, о прощении, о грехах отдельно взятого человека и о его совести. Говорит о том, что содержимое сердца гораздо важнее внешнего благочестия, чему подобно Царство Небесное и много чего ещё, что совсем не похоже на громкий и заметный приход настоящего Царя.

Что конкретно происходит в голове Иуды? Неизвестно. Однозначно, что в Иуде зарождаются сомнения. Он, конечно, слушает Учителя, пусть и подворовывая, но самое-то главное всё никак не начнётся. Да, Он совершал чудеса, но по тем временам чудеса пророков были делом привычным. Где то, что они ждали? Почему Иисус бездействует? Иудея в те времена кипит - стоит буквально потянуть за одну ниточку и она вся вспыхнет в долгожданной освободительной борьбе. Чего ждёт Христос?

Ведь ничего не меняется. День за днём идёт, проходят недели, месяцы, но воз и ныне там. Искариот размышляет, что всё идёт категорически не так, как он ожидал. Да, сомнения есть у всех апостолов, но только Иуду эти мысли преследуют особо навязчиво.

Именно в определенный момент ему приходит мысль, которая толкает его на предательство. Вот тут этот момент зафиксируйте - здесь может быть не только разочарование, есть ещё одна очень любопытная трактовка. В любом случае, окончательное решение приходит ближе к Пейсаху.

Одновременно с этим происходит не менее интересный процесс - верховные иудейские священники, постоянно наблюдая за тем, как Христос ругает за лицемерие самых авторитетных народных любимцев, стали задумываться о том, что фитиль в любой момент может вспыхнуть и первосвященники, опосля возможных социальных преобразований, отвалятся в итоге словнорудимент, а тогда у них не будет ни денег, ни власти, ни почёта. И таки зачем это им надо?

Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его.

(Ин.11:46-49,51-53)

Короче говоря, нашли друг друга два одиночества.

Иуда про эти разговоры узнал и решил, что пора действовать. Именно в среду Иуда идёт к первосвященникам и предлагает своё посредничество в деле предания Христа суду - первосвященники тоже всё искали повод, а тут подвернулся такой хороший вариант. За свои услуги он запрашивает материальное вознаграждение - тут на сцене и появляются знаменитые тридцать серебрянников.

Что такое тридцать серебрянников в древней Иудее двухтысячелетней давности? Некоторые исследователи решили узнать, много ли это или мало, поэтому начали изучать денежки тех времён. Самая распространённая версия говорит о том, что тридцать серебрянников это порядка ста двадцати драхм. Если переводить на совсем современные деньги, то это около полугодовой средней зарплаты. Посчитать можно для любой эпохи - просто берёте среднюю зарплату и умножаете на четыре-шесть. Допустим, что средняя зарплата в данный период времени - пятьдесят тысяч рублей, соответственно, взял Иуда порядка двухсот пятидесяти или трёхсот тысяч рублей, если смотреть по ценам две тысячи двадцать четвертого года.

Вам не кажется, что как-то совсем негусто? Сумма как-то совершенно не впечатляет. Предать Бога за стоимость подержанной машины, которая ещё и находится в не самом лучшем состоянии, звучит сомнительно. Деньги действительно, как я писал ранее, стали очень важным моментом в истории этого предательства, но это был лишь поводом для самого Иуды. Он и за бесплатно бы предал Христа, но раз уже появилась возможность поиметь за это гешефт, то зачем отказываться?

Описывать Тайную вечерю в четверг можно бесконечно долго, ведь там сколько всего интересного было, но мы остановимся на роли Иуды в момент ареста Христа. Иуда заранее предупреждает стражу - арестовывайте того, к кому я подойду и поцелую.

Гефсиманский сад, поздний вечер. Христос молится об избавлении Его от той самой Чаши, апостолы рядом постоянно засыпают рядом с Ним. В один момент приходит здоровенная толпа народу. Из толпы выходит Иуда, улыбается, радостно приветствует Его "радуйся, Равви!" и целует Его в щёку, после чего Христа арестовывают. К слову, это ещё один хороший аргумент в пользу того, что Иуда не был уж так сильно заинтересован в материальном вознаграждении - если Иуде так были бы важны деньги и собственное благополучие, зачем так подставлять самого себя? Почему нельзя было исподтишка показать на Христа и тихо убежать куда-нибудь?

Как и писалось ранее, одной из самых распространённых версий является полное разочарование Иуды во Христе. Иуда ждал воцарения Иисуса, получил бы, глядишь, ещё и должность какую-нибудь, но так и не дождался. Думал, размышлял, смотрел на всё, а разочаровался окончательно ближе к Пейсаху. Что конкретно для себя решил - остаётся непонятным, но Рубикон уже пройден, поэтому он идёт к первосвященникам. Вечером четверга же в Гефсимании Иуда встретил целованием Христа исключительно из своей собственной вредности, чтобы побольнее задеть.

Помимо этого, есть ещё один интересный вариант. Дело в том, что согласной этой теории, Иуда не просто не разочаровался в Учителе, а хотел этим поступком ускорить процесс воцарения Христа. Если Иисус Христос это Машиах, что же Ему будет стоить раскидать всю охрану одной рукой, призвать тысячу ангелов и тут же стать Царём? Иуда был такой радостный потому, что думал, что такое предательство на самом деле не предательство, а хитрый план. Даже если не в Гефсимании Христос покажет всю мощь, то уж точно в местной римской казарме, где за решёткой держат заключённых.

Наступает утро пятницы. Иуда ходит из угла в угол и ждёт, что вот-вот произойдет момент истины, но он так и не наступает. Связанного Христа выводят из здания и ведут к Пилату. Искариот ходит и не понимает - а где всё? Где легионы ангелов, где могущество Христа? Почему римляне до сих пор не ползают перед Ним на коленях? Скорее всего, Иуда понял, что не просто не подтолкнул Христа к действию, а позволил убить невиновного, приправив это лжесвидетельством. К слову, по законам Иудеи это очень серьёзный косяк.

Итак, что теперь делать? Равви в тюрьме и вот-вот будет отправлен на казнь, ученики разбежались в разные стороны, народ выискивает, кто был со Христом в ту ночь, чтобы сообщить властям о возможных бузотёрах, а сам Иуда стоит с мешочком денег, за которые он согласился оклеветать Божиего Сына. Искариот опять идёт к первосвященникам и говорит им:

— Заберите деньги. Я предал невинного.

— А зачем они нам? Делай с ними, что хочешь, но отсюда уматывай. Не до тебя.

Иуда бросает эти деньги первосвященникам в ноги и уходит. Кстати, эти деньги иудейские священники не могли положить в свою казну - они были получены лжесвидетельством и предательством, которое привело к смерти Христа. По иудейским традициям это страшные деньги, поэтому на эти тридцать серебрянников купили участок земли, где потом хоронили странников. Знаменитая Акелдама, которая в переводе означает "земля крови".

У героя нашего повествования тем временем полный цугцванг - каждое решение и действие хуже предыдущего. В этот момент Иуда понимает, что ниже пасть уже некуда. Он не просто достиг дна, а строит новую реальность с обратной его стороны. Страшно представить, что происходит в этот момент внутри Искариота, но он осознал полностью, что наделал. Иуда раскаивается в содеянном и сам себе выносит приговор:

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что; нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

(Мф.27:3-5)

В Деяниях апостолов подробности так вообще были шокирующие:

Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;

(Деян.1:14-18)

То есть, мало того, что Иуда предаёт Христа, вешается, так даже тело у него спокойно пожить не могло – рассыпалось и внутренности вывалились. Сплошной непрекращающийся кошмар.

Вот такое сложное предательство было у Иуды Искариота. Такие подробности не прибавляют ему чести, но у чуть более умной публики отобьют охоту обзывать "Иудой" каждого встречного по их мнению предателя.


Рецензии