Эва Бандровска-Турска -Из вокального прошлого-

130 лет назад родилась Эва БАНДРОВСКА-ТУРСКА, замечательная певица, достойная самых главных мировых сцен и пользовавшаяся особой любовью в СССР.

Эва Бандровска-Турска родилась в Кракове, где и начала учиться пению у своего дяди - известного вагнеровского певца А.Бандровского (Брандта), а затем продолжила обучение в Вене у Елены Збоиньской.
В возрасте 22-х лет она дебютировала как концертная певица в Вене и в Кракове. В 1917 году состоялся её дебют на сцене Варшавского оперного театра в партии Маргариты в опере Гуно "Фауст".
С этого времени Бандровска пела на сценах Варшавы, Кракова, Львова, Познани.
А в 1930-е годы началась её международная известность - она выступала в Париже и Ницце, Брюсселе и Копенгагене, Нью-Йорке и Чикаго...

В 1934 году певица приехала на гастроли в СССР вместе с композитором Каролем Шимановским и не только познакомила нашу публику с его сочинениями, но и совершенно пленила её своим искусством.
Её чудесный голос, вбиравший в себя теплоту лирического сопрано, подвижность колоратурного, а также способность к драматически яркому звучанию и великолепные грудные ноты, какие были свойственны певицам "старой школы", высочайшая культура пения, "скрипичное" легато, владение динамической палитрой и любовь к филировке, наконец, яркое исполнительское дарование - всё это способствовало тому, что среди её почитателей, помимо "простой" публики, было немало и крупных музыкантов.
Кроме того, есть легенды, что от неё были "без ума" и некоторые партийные "шишки", вроде Кирова, а один из крупных деятелей служб внутренних дел и госбезопасности Серов пытался "завести роман" с дивой, чтобы завербовать её - сделать своим агентом. Из этого ничего не вышло - она на это не пошла и "шарахалась" от них как могла.
А вот советские слушатели и зрители стали для неё одной из самых любимых и постоянных аудиторий.
Ещё в 1936-м году она заметила после очередных гастролей: "По моему подсчёту в Советском Союзе меня слушало не менее ста тысяч человек!"
Любопытно, что именно Бандровска познакомила нас и с Вальсом Катон из оперы Ружицкого "Казанова", ставшего всеми любимым шлягером, без которого уже не мог пройти ни один её концерт и который тут же стали включать в репертуар другие певицы.

В 1937 году она снялась в главной роли в фильме-опере "Галька", премьера которого в 1938-м прошла в Нью-Йорке.

Начавшейся было международной известности певицы помешала Вторая мировая война. Фашистские власти предложили ей сотрудничество, выступления на немецких сценах, но она отказалась, заявив, что у неё "пропал голос". И её голос, который оставался свеж и прекрасен, несколько лет слышали только в маленьком варшавском арт-кафе "Ария", где проходили конспиративные встречи и концерты, сборы от которых шли в поддержку сопротивления.

По окончании войны, Эва Бандровска-Турска возобновила карьеру.
Уже в 1946-м году она вновь выступала с концертами в СССР.
Один из концертов в БЗК 1951-го года был записан и издан на пластинке фирмой "Мелодия" - это совершенно замечательный документ, запечатлевший "живое" творчество выдающейся певицы и художника.
Вообще, кто-то подсчитал, что на оперных и концертных сценах городов Советского Союза артистка выступила за свою творческую жизнь около трёхсот раз!
Закончив певческую деятельность, Бандровска оставалась другом нашей страны и приезжала в качестве члена жюри Конкурса им. Чайковского.

Как уже отмечалось, вокальные возможности певицы были таковы, что она не придерживалась одного амплуа. Ей одинаково доступны были партии Констанцы ("Похищение из Сераля" Моцарта), Виолетты, Джильды, Лакме и Эльзы в "Лоэнгрине", Леоноры в "Трубадуре", Тоски и Баттерфлай...
И, конечно, подлинные шедевры - её создания в польских операх,такие как Галька и Графиня в операх Монюшко, Роксана в опере Шимановского, также как в камерном репертуаре - произведения Шопена, тех же Монюшко и Шимановского.
Любила она очень и сочинения французских композиторов - Гуно, Делиба, Массне... В своё время, в Париже ей аккомпанировали сами композиторы - Равель и Руссель.
Из русских композиторов в её репертуаре были Чайковский, Рахманинов, Глиэр, Власов, Хачатурян...

Эва Бандровска-Турска вела педагогическую деятельность. Обладая сама универсальным голосом с рабочим диапазоном от нижнего "соль" до верхнего "ми", она и в педагогике не делила голоса на типы - если это сопрано, то оно должно было иметь всё: обладать и подвижностью, и полнотой и округлостью тона, и драматической выразительностью. Одна из главных её установок - петь "просто", "естественно". А вокальная сторона, "инструментальная" линия звука должна была соединяться с активным волевым творческим посылом, энергией. В своём подходе была требовательна и непреклонна, добиваясь лучшего. Говорила: "Я признаю только два понятия - или певица или ничего".

В настоящее время Эва Бандровска-Турска почти забыта. Её записи не реставрируются и не переиздаются. Кажется, и в Польше не очень-то хранят память о ней. Возможно, здесь есть "политическая составляющая" и сказывается та "взаимная любовь", которая связывала Бандровску-Турску с СССР. А может быть, просто песок времени постепенно заметает и отдаляет от нас легенды прошлого.
И поэтому, тем более, мы хотим вспомнить одну из чудесных певиц 20-го века, которая была отмечена яркой индивидуальностью и соединяла в себе великолепный голос, замечательное вокальное и интерпретаторское мастерство и редкое артистическое обаяние.




("QUI la VOCE" во ВК от 20.05.24 - с музыкальными фрагментами)


Рецензии