Савелий Викторович Крамаров первая часть

Савелий Викторович Крамаров (первая часть)

Впервые в своей жизни я увидел выдающегося комедийного киноактера нашей страны Савелия Викторовича Крамарова в 1960 году, когда на экраны наших кинотеатров вышел новый фильм «Прощайте, голуби», снятый на Ялтинской киностудии по своему сценарию талантливым кинорежиссером Яковом Александровичем Сегелем, который прославился задолго до этого тем, что в своей ранней юности сыграл роль Роберта Гранта в фильме «Дети капитана Гранта», созданном в 1936 году году режиссером В.П.Вайнштоком по роману Жюля Верна. Считаю необходимым сказать и о том, что Я.А.Сегель совместно со Львом Александровичем Кулиджановым поставил в 1957 году на Московской киностудии имени Максима Горького подлинный шедевр киноискусства — фильм «Дом, в котором я живу». Данный фильм в том году посмотрели 28,9 миллиона наших зрителей. 

В чистой, душевной, светлой и оптимистичной киноленте «Прощайте, голуби» Савелий Крамаров сыграл роль забавного великовозрастного подростка, балбеса-хулигана Васьки Коноплянистого. Судя по всему, это была его первая роль в кино (почти одновременно с данным фильмом, он снялся тогда еще в двух кинолентах: «Ребята с нашего двора», в котором сыграл роль хулигана Васьки Ржавого, и «Им было девятнадцать», в котором исполнил роль солдата Петькина’, так что сейчас практически невозможно установить, в каком именно из этих трех фильмов Савелий Викторович впервые предстал перед направленной на него киносъемочной камерой).

Несмотря на то, что в то время С.В.Крамаров не имел никакого актерского образования, он на меня произвел совершенно неизгладимое впечатление. Было неимоверно уморительно видеть, как балбес Васька пытается выгодно продать древний мотоцикл, рухлядь, которую он никогда так и не сумел завести, как незадачливый покупатель садится на данную самодвижущуюся реликвию и совершенно случайно запускает ее мотор, после чего начинает в ужасе мчаться на этом раритете по центральной улице Киева, как Васька с проклятиями вприпрыжку бежит за ним, настигает его и умоляет парнишку-покупателя показать ему, как тому удалось запустить мотор музейной редкости, а невезучий приобретатель сам не имеет ни малейшего представления о том, как ему удалось совершить такой подвиг! Прошло много лет с  момента, когда все это посчастливилось увидеть, но ощущение, что мне удалось тогда познакомиться с новым, неизвестным до того могучим актерским талантом Савелия Крамарова, живо во мне до сих пор. После этого я обязательно шел в кинотеатр всякий раз, когда узнавал о том, что в очередном новом фильме принимает участие полюбившийся мне Савелий Викторович Крамаров.

Савелий Крамаров родился 13 октября 1934 года в Бауманском районе Москвы в интеллигентной семье. Его мама Бенедикта Соломоновна Волчек была домохозяйкой, а папа Виктор Савельевич Крамаров — талантливым столичным адвокатом. Здесь я хочу привести весьма значительную фразу великого русского писателя Льва Николаевича Толстого из его знаменитого романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Эту фразу я привел здесь не случайно, поскольку семья («ячейка общества» по определению Карла Маркса), в которой он появился на свет, как мне кажется, практически не знала, что такое человеческое счастье. 

В тридцатые годы, во время печально знаменитой «ежовщины», Виктор Савельевич был участником процессов против «врагов народа», удачно защищая их от предъявляемых обвинений. Это, в конечном итоге, привело его самого к печальным последствиям: он был арестован по обвинению в принадлежности к меньшевистско-эсеровской организации и осужден на длительный срок. Савелию Крамарову после этого не довелось вновь встретиться со своим отцом, так как тот ушел из жизни в 1951 году, находясь на севере Красноярского края, а Бенедикта Соломоновна скончалась еще ранее, в 1950 году, от онкологического заболевания. Опеку над сиротой взял на себя брат мамы Леопольд Соломонович Волчек. 

Жизнь юного Савелия была безрадостной, поэтому ни с чем не сравнимым развлечением для него стали походы в кинотеатр, в котором работала тетя Дуся, соседка по коммунальной квартире, пропускавшая его на сеансы «по блату», совершенно бесплатно. Савелий Викторович часто вспоминал, что при жизни его любимая мама была уверена в том, что он станет в будущем знаменитым киноактером, и желание воплотить в жизнь мамины мечты крепло в его душе все больше и больше.

После окончания школы он попытался поступить в ГИТИС, но не прошел по конкурсу. Позднее Савелий Крамаров так шутил по этому поводу: «Я хотел быть Ромео, но никто не захотел стать моей Джульеттой». Понимая, что нужно получить высшее образование, он поступил в московский Лесотехнический институт. на факультет озеленения и, параллельно с учебой в данном ВУЗе, стал посещать театральную студию «Первый шаг», функционировавшую при ЦДРИ (Центральном Доме работников искусств — московском творческом клубе деятелей искусства). Окончив вышеуказанный институт, он год проработал в соответствии с полученной специальностью, и окончательно понял, что «нужно подаваться в актеры».

Наша жизнь подтверждает людскую уверенность в том, что истинное желание нередко осуществляется. Савелий Крамаров, казалось бы, совершенно случайно, попал как-то в объектив киносъемочной камеры. В один прекрасный момент, по дороге домой, он внезапно увидел, что рядом с ним снимается эпизод какого-то фильма, в котором автомобиль сбивает женщину. Вслед за этим на него обратил внимание режиссер снимавшейся киноленты: «Молодой человек, идите ко мне. Вы можете сыграть удивление, испуг?». Савелий Викторович выполнил эту просьбу фильммейкера. За участие в съемке ему заплатили три рубля и заметили при этом, что у него «отличная фактура». В данном происшествии он увидел для себя добрый знак. После случившегося С.В.Крамаров разослал свои фотографии в базы массовок всех киностудий. Такая активность со временем привела к долгожданному результату: на одно из писем пришел ответ с приглашением принять участие в съемках киноленты «Им было девятнадцать», и именно с эпизодической роли в данном фильме началась его кинематографическая биография.

После трех первых фильмов с участием Савелия Крамарова, упомянутых мной в самом начале данного повествования, он очень удачно снялся в роли хулигана Вовки Пименова (Пимена) в киноленте «Друг мой, Колька», поставленной в 1961 году на киностудии «Мосфильм» режиссерами Алексеем Александровичем Салтыковым и Александром Наумовичем Миттой по одноименной пьесе Александра Григорьевича Хмелика. За 1961 год этот фильм посмотрели 23,6 миллиона зрителей. Как вспоминал А.Н.Митта, тогда уже было ясно, что Савелий — человек кино, что он веселый, остроумный, свой парень. «Но когда началась работа над картиной, оказалось, что он очень собранный, сосредоточенный, не любит шутить, не любит, чтобы его воспринимали как шута и клоуна».

Участие в данном фильме сыграло в жизни Савелия Викторовича чрезвычайно позитивную роль: его заметили другие режиссеры и все чаще и чаще стали предлагать роли в своих новых фильмах «Приключения Кроша» (Ивашкин, шофёр), «Без страха и упрека» (Светик Савелов — «Сова»), «Бей, барабан» («Мусью», бывший беспризорник, поэт), «Ход конём» (Колька Лопатин, прицепщик). 

Нередко Савелия Викторовича называли «королем эпизода». Он, действительно, прекрасно запомнился зрителям в связи с чрезвычайно ярко сыгранными им ролями, имевшими очень короткое экранное время. Достаточно вспомнить его в эпизодической роли конвойного «бурнаша» Илюхи Верехова в прекрасном приключенческом вестерне Эдмона Кеосаяна «Неуловимые мстители», где он произносит свою знаменитую фразу: «Глянул в стороны: гроб с покойничком летает над крестами, а вдоль дороги мертвые с косами стоять. И тишина...». Недаром он нередко весьма шутливо высказывался по поводу своих эпизодических ролей следующим образом: «В кино я научился многому. Кем только не был. Даже тем, кем не хотел».

Совершенно естественно, что без участия этого «короля эпизода» никак невозможно было обойтись в процессе создания двух вариантов фильма по гениальному роману «Двенадцать стульев» Ильи Арнольдовича Ильфа (Файнзильберга) и Евгения Петровича Петрова (Катаева). В первом варианте, снятом в 1971 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Леонидом Иовичем Гайдаем, Савелий Крамаров блистательно исполнил роль одноглазого председателя шахматной секции в Васюках, а во втором варианте, созданном в 1976 году в творческом объединении «Экран» режиссером Марком Анатольевичем Захаровым, Савелий Крамаров превосходно сыграл роль слесаря-интеллигента Виктора Михайловича Полесова. Оба варианта имели огромный успех у зрителей. Интересно вспомнить о том, что появление второго варианта вызвало немалую по масштабу творческую ревность у создателя первого варианта Л.И.Гайдая, выдающегося комедийного режиссера и сценариста. Он чрезвычайно неодобрительно отозвался о втором варианте, назвав его «уголовным преступлением».

Громадным успехом увенчалось участие Савелия Крамарова в кинокомедии «Джентльмены удачи», созданной в 1971 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Александром Ивановичем Серым по сценарию Виктории Самуиловны Токаревой и Георгия Николаевича Данелии. В этой замечательной киноленте Савелий Викторович совершенно потрясающе исполнил роль вора-рецидивиста Фёдора Петровича Ермакова (носившего кличку «Косой»). Данный фильм стал лидером кинопроката 1972 года, его посмотрели 65,2 миллиона зрителей.

Что особенно интересно, фразы «Косого» из этой кинокартины стали в народе крылатыми, причем многие из них придумал сам С.В.Крамаров:
- Вот у меня один знакомый, тоже учёный, у него три класса образования, так он десятку за полчаса так нарисует, не отличишь от настоящей.
- Во деревня, а! Ну, ты даёшь! Кто ж его посадит! Он же памятник!
- Карту купи, лапоть! О! Нашёл, нашел! Вон мужик в пиджаке! А вон оно, дерево! 
- Лошадью ходи, век воли не видать!
- Всё. Кина не будет. Электричество кончилось.
- Вась, я ему давеча русским языком говорю — у меня насморк! А он — пасть, пасть…

В 1972 году Савелий Петрович поступил учиться в ГИТИС, на актерский факультет, но результатами учебы был весьма разочарован: «Ничего мне это не дало, потому что, как я считаю, эту профессию получают от Господа Бога. Если ты одарен, если ты рождён актером, этому нельзя научить, можно научить культуре, искусству, литературе. Профессии научить невозможно. Я учился так: ходил в кино, смотрел своих любимых актеров. Любимые актеры у меня Луи де Фюнес и Фернандель. Они для меня были учителя. Но, несмотря ни на что, я благодарен тем мастерам, которые меня учили в институте. Так что у меня теперь два диплома...».

Это его мнение, по сути дела, целиком и полностью подтвердила прозаик и сценарист Виктория Самуиловна Токарева: «Комедийный талант, как любой другой талант, даётся с рождения. Человек просто так создан. Этому нельзя научить, нельзя высидеть за столом, просто такая вот конструкция мозга. Думаю, и у Крамарова этот талант проявился с детства. Когда он играл в фильме «Друг мой, Колька», был ведь еще совсем молодой. Фильм снимали в 1960-х годах, а у Савелия уже было всё, что нужно, и даже косой глаз работал на талант. Он был один такой. Его талант и его лицо были настолько органично сплетены, что на него только посмотришь, и уже смешно. И он был человек очень обаятельный».

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев


Рецензии