Со дна болота

Мне надоело ежедневно, ежечасно вытаскивать самого себя за волосы из болота. Поэтому я просто сложил руки и лёг на дно болота. На дне болота интересно: там колышутся водные травы, там возникают и лопаются таинственные пузыри, там ил… Как это у Бальмонта: «Я узнал, как дышат корни всех растений...» - вот забыл, а раньше ведь помнил! Хотя я ведь могу сочинить и своё собственное стихотворение про колдовское болото, чем я хуже Бальмонта! И в нём будут и перезвоны сосен, и лунные травы, и таинственные обиталища тёмных духов, и даже больше! Вот только полежу ещё совсем немного — и сочиню.
Как ни странно, со дна болота видно небо. Лысые болотные деревца кривоватыми указками своих стволов направляют взор на небо — и отсюда оно кажется особенно светлым и глубоким. Нигде и никогда не увидишь таких небес, как если лежишь на дне болота! Сказать по правде, пока я бегал по твёрдой земле. Хлопотал, что-то устраивал, за что-то бился — у меня не было ни секунды, чтобы смотреть на небо. А теперь я могу позволить себе эту роскошь! Вот кудри облаков в лазурном просторе, вот закат, вот звёзды. А вот заря: спектральные полосы на горизонте, видном в том месте, где чахлые деревца раздвигаются словно кулисы. Просторная сцена — и представления на ней всегда грандиозные!
На первый взгляд кажется, что на болоте пустынно и одиноко. Но если не кидать на него беглый взор, проносясь мимо, а лежать в нём долго, как я, то увидишь: там кипит жизнь. Птицы, земноводные, насекомые; а недавно даже лось приходил — как будто царь или король зашёл в простое жилище, - да только на болоте подобные визиты происходят чаще.
Чем больше я лежу на дне болота, тем лучше постигаю неизмеримые глубины… Не тревожьтесь за меня, ради бога, я вовсе не тону (ведь я и так уже на самом дне!). Я говорю о философских и экзистенциальных глубинах, о причинах и началах, связях и перекличках, душах и судьбах — явлениях одновременно незамысловатых на вид, как обглоданный стволик осины или лист осоки, - и наисложнейших, как химический состав капли болотной воды… Здесь, на дне болота, под илом скрыт Смысл Жизни; наверно, я совсем скоро его увижу…
А потом я воспряну со дна болота обновлённым — и тогда непременно сложу другой рассказ.
Ночь 27 марта 2024


Рецензии