О двояком зрении

Врагу рода человеческого легко одурачивать нас, грешных, в любых сферах жизни. Почему? – он хорошо видит нас со всех сторон жизни и даже частично изнутри, а мы его никак не видим, только догадываемся о его существовании.
Начинающий прозревать человек – имеет двойное зрение: телесное – глазами и духовное – умом.
О физическом зрении можно говорить много:

«Любодействует око, если смотрит нецеломудренно... Когда око взирает на не принадлежащее человеку и  вожделевает того, тогда оно прелюбодействует пред Богом и ведет себя непотребно, по своим похотям. Око устроено в теле созерцать Божии дела, исполняться удивлением и препровождать оное в область сердца».
Преподобный Ефрем Сирин

«Глаз для того и создан, чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя».
Святитель Иоанн Златоуст

Но много ли из нас таких, кто зрит и прославляет при этом Творца всего? Можно смело ответить: мало таковых!

«Зеницам в очах, подобно девам, заключенным в теремах и, как завесами, покрытым веками, справедливо быть под наблюдением целомудренного помысла, чтобы всегда краснели и стыдились, чего должно. Если же увидят когда чужую красоту, пусть еще больше покрываются стыдом, опускают ниже завесы, потупляются вниз, и смотрят в землю как нашу матерь, которая обучает не только нашему естеству, но и тому, что видимая красота из нее произошла и, увянув, в нее возвратится. И если сделают это, то поистине сохранят приличное девам; если же будут смотреть невоздержно и безстыдно, то, приводимые в неистовство чужими красотами, вместо дев окажутся псами».
Преподобный Исидор Пелусиот

«Размышлением о смерти удерживай глаза свои, которые ежечасно хотят любопытно смотреть на телесную красоту и великолепие».
Преподобный Иоанн Лествичник

Что же слышим о духовном зрении?

«Первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрывавшихся забвением и неведением. Увидев их при посредстве умиления, подвижник немедленно получает опытное познание о предшествовавшей слепоте духа своего, при которой существующее и существовавшее представлялось ему вовсе несуществовавшим и несуществующим. Это существующее при отступлении умиления опять скрывается в небытие и снова представляется несуществующим. При появлении умиления оно опять является. Подвижник опытно переходит от сознания грехов своих к познанию своей греховности, которой заражено естество его, к познанию страстей или разнообразных недугов естества. От видения своего падения он переходит постепенно к видению падения, которым объято все естество человеческое. Затем открывается ему постепенно мир падших духов; он изучает их в своих страстях, в борьбе с ними, в приносимых духами помыслах, мечтаниях и ощущениях. Отъемлется от него обольстительное и обманчивое воззрение на земную жизнь, доселе представлявшуюся ему безконечной: он начинает видеть грань ее — смерть; он начинает восхищаться, то есть переноситься духом, ощущением к самому часу смерти, к часу нелицеприятного суда Божия. Из своего падения он усматривает необходимость Искупителя, а прилагая заповедания Господа к своим недугам и усматривая целительное и животворное действие этих заповедей на недуги и на страждущую душу, стяжает живую веру во Евангелие и начинает жизнью исповедовать Евангелие. В Евангелии, как бы в зеркале, еще яснее видит и падшее естество свое, и падение человечества, и лукавых духов…»
Святитель Игнатий Брянчанинов

Ну вот, кое-что услышали…

Май, 2024


Рецензии