Сколько нам ещё жить?

               

     По материалам книги Лестора Брауна «Построение устойчивого общества».
   «В течение семнадцати веков население майя, жившее в основном в богатых и культурных городах, росло, удваиваясь в среднем каждые 408 лет, и к 900 г. н. э. достигло 5 млн. Именно в этот момент — на экономическом и культурном пике своего развития — цивилизация стремительно разрушается и полностью гибнет. За несколько десятилетий она теряет 9/10 своего населения. Примененные исследователями методы позволили найти следы тяжелых экологических стрессов, предшествовавших катастрофе, — исчезновение лесов, смыв пахотного слоя почвы в озера и засыпание полей горным шлаком. Эрозия почвы в условиях неконтролируемого роста населения привела к истребляющему голоду: замечательная по своим достижениям цивилизация «съела» самое себя». Согласно традиционным представлениям, их уничтожили чужеземные нашествия, но новые археологические данные и анализ универсальной логики экологического стресса приводят автора к выводу, что бесконтрольно растущее население городов Месопотамии погибло от голода, так как ирригационная система не имела достаточных дренажных отводов и поэтому, в конце концов, вода затопила нивы. Вопрос, который ставят перед нами историко-экологические уроки, формулируется автором так: «Если экологические стрессы погубили ранние цивилизации, удваивавшие свое население раз в несколько столетий, к чему они приведут сегодня, когда население удваивается каждые несколько десятилетий?» (с. 5).

     ООН, предполагает возможность его стабилизации на 10,5 млрд. Другой популярный проект — проект Международного банка реконструкции и развития, — охватывающий и начало XXI в., называет несколько меньшую цифру — 9,8 млрд. Уменьшение населения может изменить экономическую ситуацию, только если оно будет происходить с определенной интенсивностью. Приемлемой и реальной цифрой было бы 6 млрд. Это, не устранив полностью дефицитного расходования ресурсов, помешало бы развитию катастрофы, но только при условии лимитируемого потребления и рационализации всей системы создания и распределения материальных благ. Самым реальным средством государственного воздействия на рост народонаселения автор считает планирование деторождения. В этом обществе господствовал принцип «запланированного устаревания». Введенное в экономику промышленностью ежегодное отбрасывание «вышедших из моды» вещей означало, по сути, выбрасывание материалов, из которых они произведены, т. е. в конечном счете, выбрасывание энергии. Сейчас, когда дни рекламного общества сочтены, наступило время восстановления энергии через восстановление материалов. Но социальная роль корпорации не оценивается им однозначно негативно. Могущественные международные концерны являются подлинными вершителями судеб человечества, влияние их превосходит ту власть, которую имели в Средние века король или папа римский». Ядром отжившей этики автор считает «материализм», отождествляемый им с однозначной приверженностью к материальному прогрессу, к обладанию вещами и господству над природой. «Материализм уже не дает нам ни удовлетворения, ни уверенности в будущем. Выживание цивилизации зависит от прагматических, а не идеологических ответов на подрывающие ее силы» (с. 350). Этот вызов материализму, утверждает Л. Браун, не так уж нов. Иисус, Будда, Лао-Цзы считали природу человека духовной и смысл его существования видели в развитии этой духовности. Они призывали к предельной скромности и простоте материальной жизни и отвергали эгоизм во имя любви к ближнему, к добру, к истине. Тесно связана с «добровольным опрощением» вторая прокламируемая и прославляемая автором ценность: «сознательная бережливость» — освобождение от привычек, воспитанных комфортом и потребительской технологией, и создание нового стиля жизни во всем — от пищевого рациона и одежды до средств передвижения и занятий. «Отучившись эксплуатировать природу, мы перестанем угнетать друг друга» (с. 371).  Вполне возможно, — размышляет автор, что эти задачи будут решены быстрее, чем мы сейчас рассчитываем, потому что экологический прогресс, в отличие от технического, носит системный характер. Элементы устойчивого общества, пишет Л. Браун, уже созданы в мире. Каждый новый гидрогенератор, каждый процент снижения рождаемости, каждый новый общественный парк — это сигналы из будущего.

     ОТ АВТОРА. С книгами и статьями американского эколога-аналитика, ныне здравствующего 90 - летнего Лестора Брауна, знаком давно. Авторитет его общепризнан во всем мире. Что сказать про майя, которые за какие-то несколько лет прекратили свое существование, потеряв 9/10 своего населения. В сети информация, что по состоянию на 2010 год, их осталось 7288 человек от 5 миллионов в 900 году нашей эры, или меньше в 700 раз. Если раньше население удваивалось за несколько веков, то сейчас динамика круче. Собственный пример. В 1950 году, (год моего рождения) в мире было 2, 5 миллиарда человек, в 2023 году их стало 8, или рост в 3, 2 раза за 73 года. Да, история раньше такого не знала. Что, почему и как происходит написано в книге Брауна, не буду повторять уже избитые истины для многих. Что ожидает? Я не могу брать на себя смелость, но наш академик Никита Николаевич Моисеев, в своей книге: «Быть или не быть человечеству» утверждал, что 21 -й век будет веком голода. Сейчас на эту тему в СМИ сообщения с прогнозами идут регулярно. Мои суждения на тему, быть или не быть? Можно валить все на международные монополии, или на «запланированное устаревание», а также происки Мирового правительства, тайных масонских лож, но мы то, где как потребители. Одним из факторов того, почему ускорился процесс освобождения от колониального гнета в Индии был факт того, что ее население перестало покупать колониальные товары. Может прислушаемся к нашим пророкам и великим людям, которые призывали «к предельной скромности и простоте материальной жизни». Если мы хотим сохранить жизнь на земле, надо в первую очередь отказаться от войн. Подумать только ежегодно на военные действия уходит в мире 2,5 триллиона долларов и это при страшнейшей мировой экологической ситуации, природных и техногенных катастрофах. Возможно, и правы идеологи международной экологической организации «Созидательное общество», которые предрекают в 2036 году конец света. Необратимые процессы идут уже сейчас внутри Земли, по сути, их предвестники мы видим в сети каждый день: землетрясения, цунами, ураганы, исчерпание всех ресурсов энергии, материалов и так далее. Время не ждет, но мы все стадии ненасытного потребительства и обжорства, когда у более, чем миллиарда населения планеты ежедневные проблемы с питанием и водой, не считая других.


Рецензии