Победы венгерских асов - 1

Венгерские пилоты известны меньше, чем, скажем, финские или румынские. Судите сами: только один венгерский ас заявил свыше 30 побед, и ещё три – свыше 20, остальные сбили менее 20 самолётов. Участие их в Войне было довольно ограниченным. Летали они исключительно на бф-109. Однако мы попытаемся установить, насколько победы венгерских асов имеют подтверждение. Мы будем рассматривать их заявки против Советских пилотов, начиная с осени 44 года. Летом и осенью 43 года, а также зимой 43/44 они тоже воевали довольно активно, но этот период мы рассматривать не будем, так как слишком мало данных и много пересечений с немцами, которые вдобавок на данном участке фронта немилосердно приписывали себе победы.

Мы построим работу по следующему принципу: сначала мы просто рассмотрим все дни, когда венгерские асы заявляли победы, и попробуем установить их подлинность. А потом сделаем выборку по каждому венгерскому асу на основе наших же статей. Рассматривая бои венгров в октябре и ноябре, мы будем обращаться к статьям Марченко, который разбирал этот период.

В сентябре 44 года венгры действовали в южной части Польши и в Словакии. Здесь им противостояла 8 ВА, бои были редкие, особой работы не было. Эпизоды с участием венгров можно пересчитать по пальцам.

14 сентября Иштван Кальман и Ласло Мате заявили по Илу. Это были атаки по группе 8 шак, но атаки совершенно безрезультатные. Характерно, что для обоих будущих асов это были первые победы в карьере.

15 сентября Ласло Поттёнди заявил Ил, это снова был бой против 8 ШАК, по советским документам огнём стрелков снова все атаки бф-109 были отбиты без ущерба для штурмовиков. Примечательно, что это была только вторая победа популярного аса, первую он одержал ещё в 41 году.

Затем уже 9 октября Поттёнди и Ференц Малнасси заявили по Ла-5. Для Малнасси эта победа тоже была первой в карьере. На сей раз заявки венгров имеют основания. 15 гв иад потеряла три Ла-5, два из них отнесены на счёт ЗА, но как минимум один сбит огнем истребителей, а вероятно и один из тех, которые отнесены на огонь ЗА, могли быть сбиты в воздушном бою. На этом, собственно, закончились бои венгров на указанном участке фронта.

28 октября венгерские истребители включились в бои на территории Венгрии, и была одержана первая победа: Кальман Северени сбил одиночный разведчик «Бостон» из 218 бад.

30 октября Ласло Поттёнди заявил Бостон и Як, а Иштван Кальман Ла-5. Поттёнди, как установил Марченко, сбил одного из пары разведчиков той же дивизии, а также Як из 13 иад, а Кальман подбил Ла-5 из 279 иад.

1 ноября венгры заявили три победы – Ласло Поттёнди заявил Ла-5 и, как установил Марченко, реально скорее всего сбил самолет пилота Батюни, а Ференц Малнасси и Иштван Кальман заявили по «Бостону», но на самом деле вдвоём сбили один «Бостон».

11 ноября известно две заявки на Илы, одна из них принадлежит известному асу Кальману Северени, и реально, как отмечает Марченко, было сбито два Ила 90 гшап, которые отравились на задание без сопровождения.

13 ноября у венгров был успешный день. Они заявили 6 побед: четыре Яка и два Ила. Причём трое из заявивших Яки относились к истребительной элите венгров: Лайош Тот, Дежё Сентдтордь и Иштван Фабиан, а также менее известный Лайош Крашениш. Илы тоже заявили достаточно успешные асы – Ференц Малнасси и Кальман Северени.

Этот день описывает Марченко. Он совершенно верно отмечает, что немцы оформили кучу заявок на Яки, но реально сбили только четыре таких самолёта. Погиб один пилот. Впрочем, отмечая большое завышение со стороны немцев, Марченко не делает попыток установить, кто реально одержал победы. Однако кое-что мы установить можем.

Так, успешный ас Николай Сергеевич Егоров из 150 гиап в районе Надьката атаковал группу ю-87, сбил один, одержав седьмую победу в карьере, после чего сам атакован, как отмечено, фв-190. Он совершил вынужденную, самолёт сгорел, пилот был невредим. И по месту, и по примерным обстоятельствам очень подходит заявка некоего фенриха Душля из SG2.

Остальные потери понес 149 гиап. Он потерял три самолёта и одного пилота. Сразу отпадают заявки Хартманна, лучший ас и блестящий хвастун заявил в одном вылете четыре «Яка», ещё два добавили другие пилоты JG52, но по времени и месту это бой против 150 гиап, группы Шокурова, а в этом бою никаких потерь не было понесено. Скорее всего, подтверждается заявка Липферта, который был объективным асом, и, скорее всего, он сбил Киреева Николая Александровича, тоже весьма опытного аса, который спасся с парашютом. Ещё две потери, вероятно, соотносятся с боем, где две заявки оформил Дюттманн. Благо обе понесены примерно в одном месте. Что до венгров, то, конечно, теоретически заявленные в одном бою в районе Тапиоселе победы Фабиана, Тота и Крашениша могут иметь основание – это мог быть самолет Киреева. Но по трем причинам мы бы отдали эту победу Липферту. Причина первая – объективность этого аса. Причина вторая – крайняя необъективность венгров, которые там заявили победы, в чем мы ещё убедимся. Причина третья: скорее всего, это был ожесточённый групповой долгий бой группы 150 гиап, ведущий Якименко, с бф-109. Он по времени не совпадает ни с какими заявками от немцев, но вряд ли немцы бы упустили своего и в таком бою ничего бы не оформили. Сама манера боя скорее напоминает венгров, так как бой шёл больше на виражах, а пилоты JG52 в то время почти исключительно работали на вертикалях. Видимо, это и был тот самый бой с венграми, где они оформили три заявки. Что до заявки Сентдьордя, то она вообще оформлена сильно восточнее всех основных боев того дня и никак не соотносится с потерями. Похоже, венгры не сбили ни одного истребителя. Точно так же не подтверждаются и их претензии на Илы. В тот день вообще потерь от огня истребителей советских штурмовиков не отмечено.

16 ноября Дьердь Дебродь, третий ас Венгрии, а на тот момент так вообще первый, заявил последние две победы в карьере – Як и Ла-5, но потом и сам был подбит и тяжело ранен и более уже не воевал. Кроме того, Илы заявили Сентдьордь и Лайош Тот, а Тибор Тобак Ла-5.

Бою Дебродя мы посвящали исследование, и, судя по всему, он не сбивал Ла-5, да и Як от его очереди вовсе не взорвался, а был подбит. Также точно и заявка Тобака на Ла-5 сомнительная. Что до заявок на «Илы», то они оформлены южнее, в районе, где действовала 17 ВА. Был потерян всего один экипаж, капитана Сурнина из 165 гшап. Он вылетал на задание в условиях очень густой облачности, в районе цели после второго захода ушёл на север и более не появлялся. Истребителей не было замечено, и в итоговом донесении о потерях причиной гибели опытного пилота заявлен огонь ЗА. Так оно, вероятно, и было. С другой стороны, его могли атаковать, используя облачность как прикрытие, венгры, или же просто найти и добить. Всё же эти их заявки сомнительны и, скорее всего, относятся к другому эпизоду, уже с 10 ШАК, который был атакован бф-109, но атака была быстро отбита. Это был единственный эпизод в тот день, когда вражеские истребители здесь появились, благо у них и в Венгрии в тот день хватало работы.

17 ноября Лайош Будай и Ласло Поттёнди заявили по «Бостону», а Эрвин Флозник, пилот не самый результативный, два Ила. Собственно, эти Илы и не подтверждаются. Как верно заметил Марченко, Поттёнди совместно с Хартманном сбил один «Бостон», и эта победа – единственная, которая подтверждается у венгров в тот день, да и то как групповая.

5 декабря шли ожесточённые бои. Было заявлено 8 Яков – 6 немцами и 2 венграми (Тот и Кальман). Три заявки оформил Эвальд. Также заявлено 5 Ла-5. Один из них заявил венгр Малнасси, он же заявил Ил, два заявил Хартманн, и ещё один Эвальд, который провел весьма успешный день. Немцы заявили ещё 2 Ила.

Потери советских пилотов были и вправду серьезные. Так, шестёрка 151 гиап, ведущий Кирия, при прикрытии своих переправ атаковала группу фв-190 и ю-88. В целом бой был признан успешным, однако в бою был потерян командир полка – Равикович Эрзо Маркович. 279 иад потеряла, по разным данным, один или два истребителя. 177 гиап в бою при сопровождении Бостонов потерял один свой Ла-5фн, пилот Берещак. Также был сбит один из Бостонов. Отмечены очень настойчивые атаки врага. 331 иад в серии схваток около 12 часов потеряла три своих Яка-9.

Как легко можно заметить, ни одного Ила в тот день потеряно не было. Так что эти три заявки не подтверждаются.

Ла-5 был потерян один, это однозначно работа Эриха Кухляйна из 5 отряда JG51, Бостон сбил Таубенбергер из штаба той же эскадры, оформивший две победы. По некоторым данным, второй сбитый в том вылете Бостон тоже сбит не огнём За, а истребителем. Хартманн заявил два Ла-5, но эти заявки оформлены впустую, как и заявка венгра Малнасси, обе победы которого не подтверждаются.

На Яки из 331 иад претендуют Эвальд, Липферт, Бауэр из SG2. Но мы можем точно установить, что Эвальд сбил Равиковича. Что до заявок Лайоша Тота и Иштвана Кальмана, то по месту они не совпадают с известными нам потерями Яков, так что мы можем утверждать, что венгры в тот день остались с «сухарем».

8 декабря венгры заявили три победы, все над истребителями. Отличился Дезё Сентдьордь и Дьёрдь Михна, последний дважды. Он заявил Як и Ла-5, а Сентдьордь только Як. Ещё три заявки на истребители оформили немцы. Однако на самом деле в тот день от атак истребителей пострадали только «Бостоны» обеих воздушных армий. Группа 244-й БАД была атакована большой группой немецких штурмовиков SG10, которым удалось полностью её расчленить и сбить три «Бостона», ещё один получил повреждения. 218 БАД пострадала уже от атак JG51, потеряв два своих бомбардировщика. Атаки были, как отмечено, резкие и слаженные. Одну из побед одержал сам командир группы Раммельт. Он заодно заявил один из Ла-5 сопровождения, то же сделал его напарник Таубенбергер, но, впрочем, эти заявки асов не подтверждаются, как и все три заявки венгров.

9 декабря Лайош Тот заявил очередной Як, а у немцев заявили «Яки» Манфред Гётце из SG10 и Хартманн, сразу две штуки. Нам точно известно, что Гётце сбил сопровождавший «Илы» Як из состава 659 иап, пилот Смирнов погиб. Также был сбит «Як» из 150 гиап, пилот Каманьян выжил. Судя по всему, его сбил Хартманн. Заявка Лайоша Тота скорее всего не имеет подтверждения и на этот раз.

10 декабря лётчик Мате заявил Ла-5. А немцы обошлись без заявок. В тот день была погода абсолютно нелетная, и непонятно, на каком основании заявлена Мате победа. Вероятно, ошибка в дате.

14 декабря венгры Малнасси и Кальман заявили каждый по два «Ила», ещё пять заявили немцы. Пострадала 136 шад. По отчётам, три «Ила» сбиты огнём истребителей, два – огнём ЗА, ещё 9 получили серьёзные повреждения. В общем, разобраться в этих заявках непросто, поскольку более конкретной информации у нас нет.

20 декабря Венгры заявили две победы, оба раза отличились известные асы: Сентдьордь заявил Ил, Фабиан Ла-5. Немцы заявили ещё шесть «Илов» и в это же время по-2,в том же месте, очевидно ошибочно: это тоже был Ил. Это был бой против 10 шак, группа была атакована прямо над целью, в итоге сбито 4 «Ила» и один Ла-5 116 иап, лётчик Балюк. Почему-то в донесениях о потерях личного состава эта потеря значится 26 декабря. На самом деле Балюк погиб 20 числа, и сбил его Фабиан, других претендентов нет. Заявка Сентдьордя тоже близка к подтверждению.

21 декабря заявки оформили Ласло Мате и Лайош Крашениш. Заявили Як и Ла-5. Интересно, что немцы оформили кучу Яков, но ни одного Ла-5. Нам известно о потере одного Ла-5фн из 31 иап, лётчик Анисимов, которого, очевидно, и сбил Крашениш. Яки тоже понесли потери, хотя и не такие большие, как хотелось бы немцам, однако нам известно про потерю 2 «Яков» 288 иад и как минимум одного из 3 ГИАК от действий истребителей.

22 декабря у венгров был удачный день. Они заявили сбитыми 4 Ила, причём Иштван Кальман к двум заявленным Илам добавил у-2, это, видимо, ошибка, и третий заявленный им самолет тоже надо считать Илом. Немцы были скромнее – заявили всего два Ила. Также Ласло Мате и Тибор Тобак заявили по Яку, ещё два заявили немцы Таубенбергер и Гёбель, пилоты, которых мы упоминаем не в первый раз. Больше всего немцы заявили Ла-5, 4 штуки, венгры на такие самолеты не претендовали, причём заявки оформили совершенно неизвестные пилоты немцев.

288 иад потеряла два «Яка» 611 иап. Причём пара Беляев Кафтанов, только накануне потерявшая строй и, к счастью, вернувшаяся без приключений, на сей раз снова потеряла строй, но всё было хуже: её атаковали вражеские истребители и сбили Кафтанова, а Беляев был подбит и совершил посадку на брюхо, самолёт разбит. Он заявил, что его подбила ЗА, и, кажется, так оно и было, если исходить из заявок немцев. Заявки венгров не подходят. Были сбиты и ещё два Яка 288 иад, один явно немцами, а второй, во время сопровождения Илов, явно сбит венграми. Пострадал 897 иап, пилот Хлебанцев. Что до заявок на «Илы», то известно, что только 186 шад потеряла 6 таких самолётов от атак истребителей, причём отмечалось особенно упорное противодействие немцев в тот день, каждый вылет на штурмовку сопровождался ожесточёнными боями. Так что заявки венгров весьма близки к истине. А вот Ла-5 советские ВВС не теряли, и эти заявки немцев не подтверждаются.

Последняя заявка в 44 году у венгерских асов датирована 24 декабря, пилот Кальман Нанаси заявил Ла-5, и это была первая победа этого яркого аса конца Войны. Советские пилоты потеряли в тот день три Ла-5 в Венгрии, из которых два были сбиты, а один дотянул до аэродрома, но тут же был списан. Потери 31 иап, понесенные утром, сопоставимы с двумя заявками немецкого пилота Зигфрида Гёбеля из JG53, а сбитый Ла-5 164 иап мог быть сбит либо Арно Фишером из тех же пиковых, либо Нанаси. Конечно, заявка опытного Фишера в приоритете.

В целом, как мы видим, венгры действовали неплохо, упорно, часто вступали в ожесточённые бои, не ограничиваясь наскоками, от их действий страдали ощутимо «Илы». Конечно, их объективность не слишком велика, но не ниже уж точно, чем у немцев на данном участке фронта. Во всяком случае, массовых накруток, как у румын или финнов, мы не видим. Многие заявки, возможно, оформлены вообще ошибочно, поскольку пилоты не имели достаточного опыта и не могли понять, сбили они или нет Советский самолет. Любопытно, что у более опытных асов осторожных накруток больше.


Рецензии