Последний немой фильм Чаплина
Противостояние старого и нового, единство и борьба отживающего и только зарождающегося на свет… эта извечная проблема отцов и детей, стара как мир.
Трудно оценивать признанную классику кинематографа, к которой относится творчество Чаплина и других знаковых первопроходцев, стоявших у истоков самого кинематографа. Действительно, ну как можно одним аршином мерить и сравнивать шедевры немого кино (ссылка) со всеми последующими многочисленными жанрами и направлениями, все как один вышедшими из тех самых первых немых картин?
Известный факт, как сам Чаплин инкогнито участвовал в конкурсе своих двойников. И вроде даже не единожды. Но успеха так и не добился. Поскольку практически все прочие участники показывали знаменитую чаплиновскую походку гораздо лучше самого Чаплина. Знаем ли мы их? Помним ли мы их имена? А Чаплин навсегда останется Чаплином. Поскольку сравнивать и пытаться ранжировать его творчество по общим усредненным критериям современного кинематографа – задумка заведомо обреченная.
Фильм «Новые времена» занимает в его творчестве особое место. Поскольку этот немой фильм был снят в 1936 году, когда в кинематографе настали те самые «новые времена», а старое доброе немое кино уже давно стало анахронизмом. И многие звезды немого кино навсегда сошли со сцены, так и не сумев перестроиться и вписаться в новый звуковой формат. В «новые времена».
Изначально Чаплин и планировал сделать этот фильм звуковым. Но что-то ему помешало. Либо он почувствовал, что должен попрощаться со своим любимым жанром, который он создал, создал правила и каноны, в котором он все понимал изнутри, в котором был непререкаемым авторитетом и ярчайшей звездой. И он решил поставить этим фильмом жирную точку ушедшей великой эпохе. Эпохе немого кино.
Но звук в фильме все же появляется - в финальной сцене, где знаменитый чаплиновский мим Бродяжка вдруг… начинает петь. Да не просто петь, а петь такой зубодробительный фиглярский шлягер на странной тарабарской смеси псевдофранцузского языка. Словно потешаясь над всем их новомодным звуком, не способным добавить ни капли смысла в большое искусство пантомимы.
Немой Бродяжка так и ушел с экрана - непобежденным. Призывая нас вместе со своей спутницей в финальных кадрах не вешать нос и улыбнуться. Улыбнуться новым временам, новой неизвестности впереди и новым тяготам, которые, несомненно, уже поджидают их в новом времени.
Но мы вместе с ним понимаем, что это новое для Бродяжки и его спутницы, сиротской девчонки, не будет радужным. Бродяжка и сирота всегда останутся бродяжкой и сиротой. А ждущие впереди невзгоды и лишения останутся невзгодами и лишениями, как их «новыми временами» не называй. И в этом, видимо, и заключен главный посыл фильма. Недаром следующим знаковым фильмом Чарльза Спенсера Чаплина станет «Великий диктатор» 1940 года.
Baddy Riggo, 10.03.2024
Данный авторский материал опубликован на персональном сайте в разделе Кинорецензий:
https://riggo.ru/critics/180-modern-times/
В связи с текущей политикой йандыкса кинорецензии больше не публикую на портале Кинопоиск, хотя там по-прежнему опубликованы мои кинообзоры с 2009 по 2023 год
Свидетельство о публикации №224052000526