Почему одни хотят счастья, а другие жаждут власти
Ф. Ницше в работе «Воля к власти» пишет: «В демократическом обществе мысли закостенели, идеи христианства извратились ложью, а воля людей к изменениям, выживанию и совершенствованию ослабла. Нет вопросов «зачем» (мы живем) и «почему». И нет смысла в сохранении существующих сословий (традиций).
Встает вопрос: кто стремиться к власти, а кто довольствуется счастьем:
1. ВЛАСТЬ КАК СЛАДКАЯ СТРАСТЬ
Ницше пишет: «В веках существует философский вопрос, зачем человек живет? – Этот вопрос ставиться не сколько в начале пути, но чаще возникает как итог после борьбы или победы». Считает, что «в бытии человека есть нечто, в тысячу раз более важное, чем вопрос о том, хорошо ли нам или плохо – таков основной инстинкт всех сильных натур». Но для сильных натур существует некая «сверхцель» (идея), «великая страсть, ради которой без колебания приносят человеческие жертвы, идут на все опасности, берут на себя всё дурное, даже худшее». И этой сверхцелью для него, как известно, стал «Сверхчеловек».
2. ТРИ СТУПЕНИ ВЛАСТИ
Ницше выделил три ступени на пути к достижению власти [это предположительно сделано на основе анализа драматургии Генрика Ибсена (1826-1906). Высказывания Ибсена: «Никогда не желать большего, чем сможешь совершить» и «Самый сильный тот, кто борется в одиночку»]:
– на первой ступени - требуют справедливости от тех, в чьих руках власть;
– на второй - говорят «свобода», т. е. хотят «отделаться» от тех, в чьих руках власть;
– на третьей - провозглашают «равные права», т. е. хотят, пока сами ещё не получили перевеса, воспрепятствовать и другим соискателям расти в могущества.
3. ПОДМЕНА "СВЯТОГО ДУХА" НА "СВОБОДУ ДУХА"
Ф. Ницше в своем знаменитом труде «Воля к власти», по значению сродни романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, поставил для себя задачу провести анализ опыта человечества для переоценки основных ценностей общества.
Он делает свой фундаментальный вывод: «Ценности и их изменения стоят в связи с возрастанием силы лица, устанавливающего ценности. Другими словами, ценность в иерархии ценностей занимает свое место в соответствии с силой того, кто ее устанавливает.
И это в действительности правильно, поскольку существуют расхожие поговорки: «Кто сильнее, тот и прав» (словарь Даля); «В ком больше силы, тот и прав (И. Гёте; "У сильного всегда бессильный виноват", Крылов.
Другая часть его теории о ценностях, состоит в том, что «степень неверия допускаемой свободы духа выступает как мерило возрастания силы». На мой взгляд, это положение расценивается как «доморощенный хвостик» [выражение И. Тургенева о социалистах в романе «Дым»] к учению о ценностях.
Этот тезис носит форму проявления душевной девиации, поскольку Ницше выступает здесь как разрушитель вечных высших христианских ценностей (Святого Духа и Царства небесного). Ницше подменяет высшую ценность Святого духа выражением «свобода духа» и отменяет ценность самого Бога [и здесь он фактически развивает мысли Ф. Достоевского «Если Бога нет, то я тогда сам бог, роман Бесы ... и все возможно», роман Братья Карамазовы].
4. НЕКОТОРЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ РОМАНА "БЕСЫ" ДОСТОЕВСКОГО
Ф.М. Достоевский дает оценку деструктивных качеств человека, которую уместно разместить в настоящей публикации
1. «Люди боязливы лишь перед тем,
что прямо угрожает их личным интересам».
2. «Из самолюбия и трус вполне решиться
на всякую наглость и злодеяние».
3. «И малый человек может почувствовать власть».
4. Некоторым людям характерно проявлять
свои желания незамедлительно.
5. «В каждом несчастии ближнего есть
всегда нечто веселящее наш взгляд».
6. Ужасает то, что великая праздная сила
может уходить в мерзость.
7. «Холодная и спокойная злоба самая отвратительная».
8. После убийства человек может почувствовать исполнение долга и свободную гордость.
5. НЕВЕРИЕ - ЛЕСТНИЦА К ВЛАСТИ ДЛЯ ПСИХОПАТОВ
Ф. Ницше на вершину своего незавершенного учения о «Воли к власти» возводит разрушительную мысль (идею), которая представляется нами как мотивационное взаимодействие трех сил: 1. Нигилизм (сила и степень неверия)- 2. Воля к власти - 3. Сила свободы духа. Эти силы есть результат психики, представляющие собой некую систему взаимозависимости мотивирующих друг друга психологических состояний, питающих друг друга.
1. Степень неверия в вечные ценности (Бога, Святого Духа, традиции) увеличивается по мере возрастания силы личной "свободы духа" (силы воли, амбиций, психопатии), очищенной от религии и традиций.
2. Чем выше личная свобода духа (воля изменить действительность и получить власть над другими), тем выше степень неверия в вечные ценности(т.е. выше степень пессимизма и его крайней формы - нигилизма).
3. Степень личной свободы зависит от силы духа, но те и другие зависят от "степени неверия".
Отметим, что для того чтобы долго поддерживать высокую "степень неверия" доступно только психопатической личности (такими как Гитлер)
6. КТО ЖЕ СТАНОВИТЬСЯ СЧАСТЛИВЫМ?
Подчеркивая важность цели, Ницше подмечает, что в реальной жизни у большинства людей отсутствует целеполагание (они не хотят и не могут выстраивать перспективу и иерархию целей и ценностей), что, по его мнению, делает их более счастливыми. – «Вот в чем видится счастье большинства».
Таким образом, для достижения власти одних, надо рассеивать, приземлять цели для всех других, а ценностью людей ставить не стремление к Богу и Царству небесному, а комфортную сытую беззаботную жизнь на земле. Что и делается сегодня.
Но надо помнить, что пока мы заняты тем, что строим для себя счастье - гнездышко (зарабатываем, строим дом, приобретаем вещи, заботимся о благосостоянии семьи) и все ваши помыслы ограничены достижением материальных ценностей и душевного комфорта, то другие, немногие, амбиционные в то же самое время тихо и лицемерно строят для себя и своих близких "вавилонскую башню власти", из которой будут управлять страстями беззаботных счастливых людей.
Свидетельство о публикации №224052000548